Автор: Журавицкая Наталья Владимировна
Должность: учитель изо,технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: Башкортостан,г.Ишимбай
Наименование материала: статья
Тема: Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников
Раздел: среднее образование
В
современнцх
условиях
труда
возрастает
значимость
знания
и
поэтому
в
школе
возникает
необходимость
поиска
новых
методов
обучения
и
воспитания
,
направленных
на
пропаганду
интеллектуальных
ценностей
и
авторитета
знаний
,
навыков
научной
работы
и
предпрофильной
научной
деятельности
.
Одной
из
форм
работы
с
учащимися
является
организация
научно
-
исследовательской
и
проектной
деятельности
школьников
.
Научно
-
исследовательская
деятельность
школьников
связана
с
решением
творческой
задачи
с
заранее
неизвестным
решением
и
предполагающая
наличие
основных
этапов
для
выполнения
научно
-
исследовательской
работы
.
Проектная
деятельность
связана
с
возможностью
выразить
свои
собственные
идеи
в
удобной
для
них
творчески
продуманной
форме
и
предволагающая
наличие
основных
этапов
,
характерных
для
проектов
в
научной
сфере
.
Проектность
определяет
черты
современного
мышления
.
Знание
учащихся
находится
в
прямой
зависимости
от
объема
и
систематичности
их
самостоятельной
познавательной
деятельности
.
Для
того
,
чтобы
знания
были
результатом
их
собственных
поисков
,
учителю
необходимо
организовать
эти
поиски
и
управлять
ими
.
Все
это
можно
осуществить
через
организацию
научно
-
исследовательской
и
проектной
деятельности
учащихся
по
предмету
.
Итогом
научно
-
исследовательской
деятельности
школьников
является
творческая
научно
-
исследовательская
работа
,
отличающаяся
от
других
видов
творческих
работ
тем
,
что
выбирается
практическая
методика
исследования
,
собственный
экспериментальный
материал
,
анализ
собственных
данных
и
вытекающие
из
него
выводы
.
Общаясь
на
региональных
,
федеральных
и
международных
научно
-
технических
конкурсах
и
конференциях
школьников
с
руководителями
делегаций
,
стоит
отметить
,
что
педагоги
видят
свою
задачу
выполнении
научно
-
исследовательской
работы
учащимися
по
-
своему
,
тем
не
менее
задачи
у
всех
педагогов
общие
.
Как
содействовать
развитию
творческой
исследовательской
активности
учащихся
?
стимулировать
у
школьников
интереса
к
науке
;
формировать
у
учащихся
представления
об
исследовательском
и
проектном
обучении
,
как
ведущем
способе
учебной
деятельности
и
стиле
жизни
.
Для
успешного
руководства
проектной
и
исследовательской
деятельности
школьников
предлагаются
некоторые
правила
и
рекомендации
,
которые
признаны
оптимальными
для
проведения
этих
работ
.
В
настоящее
время
в
интернете
можно
найти
работу
,
практически
по
всем
предметам
.
Множество
работ
повторяют
друг
друга
с
минимальным
изменением
текста
.
Уникальных
работ
очень
мало
.
Если
вы
хотите
,
чтобы
ваша
творческая
или
научно
-
исследовательская
работа
имела
успех
,
даже
на
муниципальном
уровне
,
то
ее
необходимо
сделать
и
преподнести
так
,
как
до
вас
это
никто
,
или
почти
никто
не
делал
.
Таким
образом
,
необходимо
постараться
найти
иные
решения
,
ответить
на
вопросы
,
которые
ранее
оставались
без
ответа
.
Для
того
,
чтобы
работа
была
успешной
,
ученику
необходим
соответствующий
уровень
интеллектуального
развития
для
самостоятельной
работы
по
данному
направлению
.
Надо
не
только
продвигать
знания
учащихся
по
технологии
и
искусству
,
но
и
вызывать
желание
ребят
изучать
и
познавать
новое
самостоятельно
,
свободно
мыслить
не
только
в
рамках
школьной
программы
,
систематизировать
эти
знания
,
учиться
применять
их
на
практике
и
в
жизни
.
Творческое
работы
учащихся
могут
быть
разными
по
уровню
сложности
,
оригинальности
темы
,
научной
ценности
,
времени
их
выполнения
и
особенной
подаче
.
Именно
это
и
страшит
тех
,
кто
не
знает
,
как
делать
подобную
работу
с
высоким
коэффициентом
успеха
.
Тема
творческой
работы
должна
быть
интересна
для
ученика
.
Поэтому
необходимо
постараться
предложить
своим
ученикам
интересную
тематику
для
выполнения
творческих
работ
.
Для
выбора
темы
не
стоит
выбирать
слишком
простую
,
в
результате
которой
будет
получен
результат
,
не
имеющий
никакой
научной
ценности
.
Как
вызвать
интерес
учащихся
к
проектно
-
исследовательской
работе
?
Конечно
,
стимулом
для
ребят
является
,
в
первую
очередь
,
желание
докопаться
до
сути
,
самим
что
-
то
изобрести
.
А
защита
проекта
в
качестве
переводного
экзамена
может
мотивировать
на
творческую
деятельность
.
У
детей
пытливый
ум
,
непосредственность
и
очень
богатая
фантазия
.
При
выполнении
работы
следует
сокращать
время
на
«
письменную
»
деятельность
,
больше
внимания
уделяйте
на
экспериментальную
часть
,
оформление
полученных
результатов
,
практическую
значимость
работы
.
Время
непосредственного
выполнения
работы
необходимо
рассчитывать
на
2-3
месяца
,
ибо
в
течении
продолжительного
времени
подпитывать
интерес
к
работе
у
школьников
довольно
сложно
.
Для
старших
школьников
время
создания
работы
можно
увеличить
до
полугода
,
если
исследуемая
тема
действительно
интересна
и
есть
обратная
связь
между
руководителем
и
учащимся
.
Не
нужно
бояться
потратить
время
на
изучение
того
,
что
было
наработано
до
вас
.
Хорошим
подспорьем
могут
оказаться
авторефераты
кандидатских
диссертаций
и
серьезная
научно
-
популярная
литература
,
которые
можно
найти
на
просторах
интернета
.
Закономерный
итог
выполнения
творческой
исследовательской
работы
это
отчет
.
Без
этого
логичного
обобщения
результатов
научного
труда
школьника
,
его
деятельность
вряд
ли
может
считаться
завершенной
.
Результаты
всех
своих
научно
-
исследовательских
работ
учащиеся
представляют
на
научно
-
практических
конференциях
.
Если
работа
интересна
,
то
работа
представляется
на
муниципальный
,
региональный
или
иной
уровень
.
Вполне
возможно
,
что
перед
нашими
учащимися
,
занятыми
научно
-
исследовательскими
работами
встанет
выбор
,
что
делать
и
чем
заниматься
.
Выбрать
путь
рабочего
,
ученого
или
талантливого
инженера
,
открывателя
новых
законов
и
систем
.
Ведь
только
на
этом
пути
можно
изменить
мир
,
получить
признание
и
попасть
в
учебник
истории
.