Автор: Шестакова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 95 "Снежинка"
Населённый пункт: Г. Норильск Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рады мы зимушке-зиме"!
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 95 «СНЕЖИНКА»
Методическая разработка досуга
для детей компенсирующей направленности для ТНР
Тема: «Рады мы зимушке-зиме»
Норильск 2017
Тема:
«
Рады мы зимушке-зиме
»
Коррекционно-образовательные задачи: систематизация представлений детей о
зиме и ее приметах, активизация словаря по теме (предметного, глагольного, словаря
признаков (подбор прилагательных к слову зима); совершенствование
грамматического строя речи (образование однокоренных слов от слова снег,
согласование числительных с существительным (две снежинки), образование
прилагательных от наречий (тепло – теплая), от существительных (хрусталь -
хрустальная));
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, общей и мелкой моторики,
чувства ритма, фонематического и музыкального слуха, умения модулировать голос
по силе и высоте;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей доброжелательность,
инициативность, навыки сотрудничества, умения работать в команде, бережного
отношения к природе.
Оборудование: снежинки (по кол-ву детей и родителей), костюм Зимы, белое
покрывало, палочка, составляющие части снеговиков (по кол-ву команд), шапки,
шарфы (на каждого ребенка), фишки, мешочек, магнитофон, аудиозаписи
музыкального сопровождения.
Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдения за зимними явлениями,
рассматривание репродукций картин художников, разучивание песни, музыкально-
ритмических движений.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Дети входят под музыку в музыкальный зал. Логопед читает детям загадку и
предлагает ее отгадать, объяснив свой выбор.
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела,
И надолго к вам пришла. (Зима)
Предполагаемые ответы детей: зима может замести все вокруг, зима морозна и
бела.
Под музыку входит Зима. Дети рассматривают Зиму, здороваются с ней.
- Здравствуйте, ребята.
2.
Встреча с Зимой
Дети собираются вокруг Зимы.
Зима: - Ребята, а вы знаете, какие изменения я приношу в природу?
1 ребенок: Зимой выпадает много снега.
2 ребенок: Зимой на улице холодно, морозно.
3 ребенок: Зимой день короткий, а ночь длинная.
4
ребенок: и т.д.
3.
Игра «Какая зима»
Дети подбирают слова-признаки к слову зима. Если дети затрудняются в подборе
слов, логопед помогает наводящими вопросами (например, если зимой морозы
сильные, то зима какая? – морозная) и т.д.
1 ребенок: - Зима красивая.
2 ребенок: - Зима снежная.
И так далее высказываются все дети.
Дети стоят свободно, логопед подбрасывает вверх снежинки, имитируя снегопад, и
интересуется у детей, какое явление природы сейчас произошло?
Ребенок: - Снегопад.
Логопед: - От каких слов получилось это сложное слово?
Ребенок: - «Снегопад» произошло от слов «снег» «падает».
Логопед: - Что такое снег?
Дети: - Это много снежинок.
4.
Игра «Сосчитай снежинки»
Логопед предлагает собрать упавшие снежинки и сосчитать, сколько снежинок
досталось каждому ребенку.
1 ребенок: - У меня две снежинки.
2 ребенок: - У меня одна снежинка. И т.д.
Логопед имитирует легкими движениями полет снежинок, акцентируя внимание
детей на том, что делают снежинки?
Дети: - Летают, порхают, кружатся, взлетают, падают, опускаются.
Логопед: - Как могут кружиться снежинки?
Дети: - Медленно, плавно, быстро, рывками.
5.
Танец снежинок.
Дети со снежинками в руках кружатся под музыку, соблюдая ритм.
Логопед предлагает детям представить себя снежинками и покружится в воздухе:
то медленно и плавно, то быстро.
Логопед: - От какого слова образовалось слово снежинка?
Дети: - От слова снег.
Логопед: - А что можно сделать из снега?
Дети предполагают: снежки, снеговика.
Логопед: - Конечно, можно слепить снеговика! А давайте мы сейчас слепим
снеговиков.
6.
Эстафета «Снеговики»
Дети и родители делятся на команды с помощью фишек. Каждая команда собирает
снеговика из частей.
7.
Имитация вьюги.
Логопед привлекает внимание детей музыкой «Вьюга» и предлагает погрузиться в
атмосферу зимы.
Зима: - Ребята, на что похожа эта музыка?
Дети: - На вьюгу, сильный ветер.
Зима: - Какую погоду вы представили под эту музыку?
1 ребенок: - Ветреную, холодную.
2 ребенок: - Вьюжную, злую.
Логопед: Завертелась вьюга
Словно карусель.
Медленно сначала,
А потом быстрей.
Ничего не видно,
Все белым-бело.
Наконец-то стихло
Землю замело. (Н. Нищева)
Логопед: - Ой, как холодно зимой на улице! А что же нам надо сделать, чтобы не
замерзнуть?
Дети: - Одеться тепло.
Логопед: - Зима, мы умеем тепло одеваться. И сейчас мы покажем, как это делаем.
8. Игра «Не замерзнем мы зимой, мы оденемся тепло»
Детям предлагается найти свои шапки, шарфы и надеть их.
Логопед: - Не страшен ребятам холод! Не боимся мы зимы! Наоборот, мы будем
дружить с тобой, зима.
Зима: - Ребята, я хочу с вами поиграть. У меня есть волшебная палочка, с помощью
которой я могу заморозить вас.
9.
Игра “Заморожу”.
Дети и родители стоят в кругу. Участники игры должны быстро закрыть ту часть,
которую собирается заморозить Зима, дотронувшись до них палочкой.
Есть игра для вас сейчас,
Я морозить буду вас.
Смело в круг вставайте.
Будьте внимательны.
10. Эстафета « Валенки, валенки»
Зима: -Ребята, а вы знаете, что такое валенки? А ходить в них умеете? Сейчас я
проверю.
Команде детей и родителей предлагается пробежать дистанцию в валенках.
11. Игра «Превращение в сугроб».
Зима: - Я вижу, что вы очень ловкие, быстрые. У меня есть белое покрывало. Оно
не простое, а волшебное. Кого я накрою этим покрывалом, тот превратится в
сугроб. А если вы отгадаете, кого я накрыла, тот снова превратится в человека.
Звучит музыка. Дети свободно двигаются под музыку по залу. Как только музыка
стихает, дети останавливаются, присаживаются на корточки, закрывают глаза. Зима
накрывает кого-то покрывалом, дети отгадывают.
Игра повторяется 5-6 раз.
Зима: - Какие вы проворные, быстрые и внимательные.
Логопед: - Зима, а мы можем еще и танец станцевать для тебя.
Зима: - Ну порадуйте меня, ребята.
12. Танец «Мальчики и девочки».
Зима: - Ой, устала я, ребята. Мне надо отдохнуть. А то у меня еще очень много
дел. До свидания!
Дети и родители прощаются с Зимой, возвращаются в группу.