Автор: Габдрахманова Юльсия Наилевна
Должность: учитель физики и английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №79"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФИЗИКИ"
Раздел: начальное образование
« Удивительный мир Физики»
программа курса по физике
для учащихся 1 класса
Пояснительная записка.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является
развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен
овладеть
определенным
минимумом
логических
знаний
и
умений,
т.
е.
приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов
дают
предметы
естественно-математического
цикла.
Ребенок
учится
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать,
рассуждать,
доказывать, опровергать.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью
физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы
развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний
физической науки в практики человека.
Курс « Удивительный мир Физики» вводит в волнующий мир
разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в
мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая
естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их
любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает
перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания ,
счастье открытий.
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством
подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации,
а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития,
поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы
для жизнерадостной деятельности.
Элективный курс создает благоприятные возможности для развития
творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может
воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в
новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов
деятельности в новой ситуации;
нахождение различных решений данной проблемы.
Цель курса :
создание условий для развития разносторонних интересов
и способностей учащихся, развитие интереса школьников к миру
техники и техническому творчеству.
Задачи курса:
Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и
эмоциональной сферы;
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным
предметам естественно -научного цикла;
Последовательное приобщение учащихся к детской научно –
художественной . справочной, энциклопедической литературе и
развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование
и
развитие
различных
видов
памяти,
внимания,
мышления, воображения;
развитие речи;
развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей
рук);
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В целом преподавание курса должно позволить создать более
благоприятные условия для продолжения естественно – научного
образования в последующих классах .В содержание курса включены
различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для
данного возраста учащихся.
Программа рассчитана на 34 занятия( 1 час в неделю). В ней выделено
7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация
работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в
центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях
практических работ, различного рода экспериментов, изготовление
простейших физических приборов.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Требования к результатам обучения.
знать:
- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;
- понимать сходство и различие разных состояний веществ;
- понимать смысл используемых физических величин.
уметь:
- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами
(линейка, мензурка, термометр);
- уметь определять размер физического тела;
- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
- уметь измерять температуру воздуха и воды;
- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на
природу
- осуществлять самостоятельный поиск информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности,
как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности:
мыслительных, коммуникативных, творческих.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском
коллективе.
Чтобы
добиться
ожидаемого
конечного
результата,
необходим
промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
1.
выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;
2.
участие
в
неделе
предметов
естественно-математического
цикла
(выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)
3.
участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных
способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала,
позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и
формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ,
значительно усиливает интерес учеников
Учебно – тематический план.
№ п/п
Темы
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Звуковые явления
6
3.
Световые явления
4
4.
Тепловые явления
3
5.
Жидкости ,газы и твердые тела
6
6.
Пространство и движение
4
7.
Инерция и реактивное движение
5
8.
Электричество и магнетизм.
4
9.
Заключение
1
Программа курса ( 34 часа).
Ведение (1 ч)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость
открытий.
Звуковые явления (6 часов)
О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук
громче? Как увидеть свой голос? Как аукнется, так и откликнется.
Световые явления (4 часов)
Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на
солнышке? Первобытный фотоаппарат.
Тепловые явления (3 часов)
Греет ли шуба? Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь?
Жидкости, газы и твердые тела.( 6 часов).
Почему взлетает воздушный шар? Почему дует ветер?. Жидкие камни.
Твердая вода. Почему идет дождь? Почему идет снег?
Пространство и движение.( 4 часа)
Как в кино делают лилипутов? Как оживить солдатика? Кто куда идет?
Солнечные часы.
Инерция и реактивное движение.(5 часов)
Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником? «Реактивная» консервная
банка. Игрушка, которая покорила космос. Старая мельница.
Электричество и магнетизм. (4 часа.)
Как добыть немного электричества? Лампочки на елке. Про магниты.
Волшебный гвоздик.
Заключение ( 1 час).
Что мы узнали и чему научились за год?.
Методическое обеспечение
Для
успешного
обучения
учащихся
необходимы
различные
формы
проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое
занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие
состоит
из
трех
частей:
подготовительной,
основной
и
заключительной.
Подготовительная
часть
включает
в
себя
мозговую
гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений,
стимулирующие
мыслительные
процессы
(качание
головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений,
улучшающие
внимание,
ясность
восприятия
и
речи
("шапка для размышлений");
-упражнений
для
профилактики
нарушений
зрения
(
"зоркие
глаза",
"стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы,
рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции..
В
основной
части
занятия
учащиеся
знакомятся
с
определенным
теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых
занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов.
Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная
часть
занятия
используется
для
подведения
итогов,
рефлексии.
Наряду
с
традиционными
занятиями
используются
нетрадиционные
формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие,
занятие-турнир, занятие-конкурс.
.
Литература:
Физика для малышей Л.Л.Сикорук
изд. Педагогика , 1983г.
Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.
Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.
Примерные программы внеурочной деятельности. Москва
«Просвещение» 2010.