Напоминание

"УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФИЗИКИ"


Автор: Габдрахманова Юльсия Наилевна
Должность: учитель физики и английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №79"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ФИЗИКИ"
Раздел: начальное образование





Назад




« Удивительный мир Физики»

программа курса по физике

для учащихся 1 класса

Пояснительная записка.

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является

развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен

овладеть

определенным

минимумом

логических

знаний

и

умений,

т.

е.

приобрести так называемую логическую грамотность.

Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов

дают

предметы

естественно-математического

цикла.

Ребенок

учится

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

классифицировать,

рассуждать,

доказывать, опровергать.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью

физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы

развития научно-технического прогресса, эффективным применением знаний

физической науки в практики человека.

Курс « Удивительный мир Физики» вводит в волнующий мир

разгаданных и неразгаданных тайн физической науки – науки о природе, в

мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, отвечая

естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их

любознательность и эмоциональную отзывчивость. Курс обозначает

перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания ,

счастье открытий.

Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством

подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации,

а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту.

Весь материал доступен для уч-ся и соответствует их уровню развития,

поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы

для жизнерадостной деятельности.

Элективный курс создает благоприятные возможности для развития

творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может

воспроизводить основные элементы творческой деятельности:

самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в

новую ситуацию;

использование этих знаний для поиска решения;

видение новой проблемы в знакомой ситуации;

самостоятельное комбинирование известных способов

деятельности в новой ситуации;

нахождение различных решений данной проблемы.

Цель курса :

создание условий для развития разносторонних интересов

и способностей учащихся, развитие интереса школьников к миру

техники и техническому творчеству.

Задачи курса:

Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и

эмоциональной сферы;

Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным

предметам естественно -научного цикла;

Последовательное приобщение учащихся к детской научно –

художественной . справочной, энциклопедической литературе и

развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Кроме того, решаются следующие задачи:

формирование

и

развитие

различных

видов

памяти,

внимания,

мышления, воображения;

развитие речи;

развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей

рук);

воспитание системы нравственных межличностных отношений.

В целом преподавание курса должно позволить создать более

благоприятные условия для продолжения естественно – научного

образования в последующих классах .В содержание курса включены

различные разделы физики. Разделы отобраны с учетом доступности для

данного возраста учащихся.

Программа рассчитана на 34 занятия( 1 час в неделю). В ней выделено

7 тем, а также введение и заключение. Как уже отмечалось. организация

работы с различного рода детской литературой должна быть постоянно в

центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях

практических работ, различного рода экспериментов, изготовление

простейших физических приборов.

Ожидаемый результат:

- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- понимание целостности окружающего мира при изучении различных

предметов;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.

Требования к результатам обучения.

знать:

- знать физические явления и их признаки; виды взаимодействий;

- понимать сходство и различие разных состояний веществ;

- понимать смысл используемых физических величин.

уметь:

- уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами

(линейка, мензурка, термометр);

- уметь определять размер физического тела;

- описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;

- уметь измерять температуру воздуха и воды;

- уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;

- выделять положительное и отрицательное воздействие человека на

природу

- осуществлять самостоятельный поиск информации;

- использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни.

В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности,

как:

- избирательность,

- самореализация при достижении целей,

- творческое преобразование,

- ответственность за собственное решение.

И как основной результат – это развитие способностей личности:

мыслительных, коммуникативных, творческих.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост

обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском

коллективе.

Чтобы

добиться

ожидаемого

конечного

результата,

необходим

промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

Основные формы учета знаний и умений:

1.

выполнение практических работ, изготовление простейших приборов;

2.

участие

в

неделе

предметов

естественно-математического

цикла

(выпуск газеты, выполнение рисунков т.д.)

3.

участие в интеллектуальных играх (викторинах и т.д.)

Средствами реализации программы курса является:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

путем вовлечения его в учебную деятельность;

- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных

способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала,

позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и

формы учебного содержания;

- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ,

значительно усиливает интерес учеников

Учебно – тематический план.

№ п/п

Темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Звуковые явления

6

3.

Световые явления

4

4.

Тепловые явления

3

5.

Жидкости ,газы и твердые тела

6

6.

Пространство и движение

4

7.

Инерция и реактивное движение

5

8.

Электричество и магнетизм.

4

9.

Заключение

1

Программа курса ( 34 часа).

Ведение (1 ч)

Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска. Радость

открытий.

Звуковые явления (6 часов)

О «Дрожалке» и «Пищалке». Спичечный телефон. Как сделать звук

громче? Как увидеть свой голос? Как аукнется, так и откликнется.

Световые явления (4 часов)

Солнечные зайчики. Фокусы с зеркалами. Как изжарить яичницу на

солнышке? Первобытный фотоаппарат.

Тепловые явления (3 часов)

Греет ли шуба? Термометр из бутылки. Как шаги переделать в огонь?

Жидкости, газы и твердые тела.( 6 часов).

Почему взлетает воздушный шар? Почему дует ветер?. Жидкие камни.

Твердая вода. Почему идет дождь? Почему идет снег?

Пространство и движение.( 4 часа)

Как в кино делают лилипутов? Как оживить солдатика? Кто куда идет?

Солнечные часы.

Инерция и реактивное движение.(5 часов)

Ленивые колеса. Как Леня стал фокусником? «Реактивная» консервная

банка. Игрушка, которая покорила космос. Старая мельница.

Электричество и магнетизм. (4 часа.)

Как добыть немного электричества? Лампочки на елке. Про магниты.

Волшебный гвоздик.

Заключение ( 1 час).

Что мы узнали и чему научились за год?.

Методическое обеспечение

Для

успешного

обучения

учащихся

необходимы

различные

формы

проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое

занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.

Занятие

состоит

из

трех

частей:

подготовительной,

основной

и

заключительной.

Подготовительная

часть

включает

в

себя

мозговую

гимнастику, разминку и мозговой штурм.

Мозговая гимнастика состоит из:

-упражнений,

стимулирующие

мыслительные

процессы

(качание

головой);

-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");

-упражнений,

улучшающие

внимание,

ясность

восприятия

и

речи

("шапка для размышлений");

-упражнений

для

профилактики

нарушений

зрения

(

"зоркие

глаза",

"стрельба глазами").

После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы,

рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции..

В

основной

части

занятия

учащиеся

знакомятся

с

определенным

теоретическим материалом и выполняют практическую работу. На некоторых

занятиях изготавливают простейшие приборы. Из доступных материалов.

Продолжительность основной части - 30-25мин.

Заключительная

часть

занятия

используется

для

подведения

итогов,

рефлексии.

Наряду

с

традиционными

занятиями

используются

нетрадиционные

формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие,

занятие-турнир, занятие-конкурс.

.

Литература:

Физика для малышей Л.Л.Сикорук

изд. Педагогика , 1983г.

Занимательная физика в вопросах и ответах - сайт В. Элькина.

Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 2.

Я. Перельман. Занимательная физика. Книга 1.

Примерные программы внеурочной деятельности. Москва

«Просвещение» 2010.



В раздел образования