Автор: Таболова Зарема Махарбековна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№7 г.Алагира
Населённый пункт: город Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Организация познавательно-исследовательской деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Старший воспитатель
МБДОУ д/с№7 г.Алагир
Таболова З.М.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия
видов
деятельности,
которые
осваиваются
им
в
процессе
партнерства
с
взрослым.
Это
игровая
деятельность,
познавательно-исследовательская,
продуктивная
деятельность,
коммуникативная
деятельность,
восприятие
художественной литературы, трудовая деятельность.
Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но
именно
в
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольник
получает
возможность
впрямую
удовлетворить
присущую
ему
любознательность.
Познавательно-исследовательская
деятельность
это
форма
активности
ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений,
освоение
способов
познания,
способствующая
формированию
целостной
картины мира.
«От современного образования требуется уже не простое фрагментарное
включение
методов
исследовательского
обучения
в
образовательную
практику,
а
целенаправленная
работа
по
развитию
исследовательских
способностей,
специально
организованное
обучение
детей
умениям
и
н а в ы ка м
и с с л е д о в ат е л ь с ко го
п о и с ка .
Гл а в н а я
о с о б е н н о с т ь
исследовательского
обучения
—
активизировать
учебную
работу
детей,
придав
ей
исследовательский,
творческий
характер,
и,
таким
образом,
передать
учащимся
инициативу
в
организации
своей
познавательной
деятельности» (Савенков А.И.).
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду это
специально
организованная
деятельность,
позволяющая
ребенку
под
руководством
педагога
или
самостоятельно
добывать
информацию
и
овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом
или
природном
явлении.
В
контексте
ФГОС
дошкольного
образования
познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий; развитие воображения и творческой активности,
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира,
организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где
дети
получают
возможность
проявить
собственную
познавательную
активность.
В
ходе
познавательно-исследовательской
активности
воспитанники
знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать
интерес к самостоятельному изучению мира.
В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду
рекомендуется включать такие виды активности:
наблюдения
(исследовательская
работа
на
участке,
знакомство
с
повадками питомцев в уголке природы и т.д.);
проведение опытов (проращивание семян,
превращение воды в пар
или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с
последующим обсуждением;
работа
с
наглядными
тематическими
материалами
(рассматривание
иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем);
оформление тематических выставок;
сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции
открыток, растений и др.);
разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в
ходе
которых
дошкольники
узнают
о
традициях
ра з ны х
национальностей, различиях климата и способа проживания;
поисково-исследовательские
проекты
(«Вода
–
это
жизнь»,
«Необыкновенные свойства магнита», «История моей семьи», «Откуда
берутся книги», «Что в имени тебе моем…», «Земля – наш общий дом»,
«История новогодней игрушки», «Эти удивительные камни»).
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что
она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности
и
выводы
стимулирует
развитие
речи
детей.
Нельзя
не
отметить положительного влияния исследования на эмоциональную сферу
ребенка, на развитие его творческих способностей.
Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольника
в
естественной
форме
проявляется
в
виде
так
называемого
детского
экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования
вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).
И задача педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться
на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями.
Чем
разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше
новой
информации
получает
ребенок,
тем
быстрее
и
полноценнее
он
развивается.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно
– исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет
свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,
родовидовыми,
пространственными
и
временными
отношениями,
позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину
мира.
Следовательно,
чем
разнообразнее
и
интенсивнее
исследовательская
деятельность,
тем
больше
новой
информации
получает
ребенок,
тем
быстрее и полноценнее он развивается.
Воспитатель использует разнообразные приемы повышения активности
ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:
обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию,
образность,
эмоциональность,
значимость
и
необходимость
участия
каждого в деятельности;
стимулирует
исследовательское
поведение
ребенка
в
ходе
поиска
способа выполнения ( «Как?», «Что узнаешь при этом?»);
обсуждает
с
детьми
возможные
варианты
поиска,
прогнозирования
хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если…»);
помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы,
знаки);
использует
приемы
развития
творческого
воображения,
творческой
педагогики.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
активно
стремятся
узнать
об
окружающем
мире
как
можно
больше.
И
опытно-экспериментальная
деятельность
способна
мобилизовать
силы
дошкольников
в
познании
реальности,
в
самостоятельном
раскрытии
ее
связей,
отношений,
закономерностей. Это положительно сказывается на развитии речи, умении
выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Через
познавательно-исследовательскую
деятельность
дошкольники
получают
возможность
напрямую
удовлетворить
присущую
им
любознательность,
упорядочить
свои
представления
о
мире.
Обучение
должно
содержать
элементы
самостоятельной
исследовательской
деятельности,
оно
должно
быть
«проблемным»
и
строится
как
самостоятельный
творческий
поиск,
а
использование
исследовательских
методов
обучения
на
занятии
поможет
педагогу
увлечь,
заинтересовать,
пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Нельзя
упрекать
ребенка
за
неудачи,
или
испорченный
материал.
Важно
разобраться, почему не получилось. Важно выслушать ребенка и услышать
его мысли, мнение.
Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно
по
этой
причине
они
нередко
отказываются
от
выполнения
задания
со
словами: «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых они
вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые
ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к
исследовательской
деятельности. Для ее развития полезны занимательные
задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по
А.И. Савенкову):
1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы
разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то
необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим
все кажется привычным, ясным и простым.
2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска
неизвестного, новых знаний.
3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем
проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования
обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...
4.Определение
задач
исследования
(основных
шагов
направления
исследования).
5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически
и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем
лучше»
(гипотезы
дают
возможность
увидеть
проблему
в
другом
свете,
посмотреть на ситуацию с другой стороны).
6.Составление
предварительного
плана
исследования.
Для
того,
чтобы
составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем
узнать что-то новое о том, что исследуем?».
7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать
выводы.
8.
Указать
возможные
пути
дальнейшего
изучения
проблемы.
Для
настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание
исследования, это начало работы следующей.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится из четырёх
блоков педагогического процесса:
1.Непосредственно-организованная
деятельность
с
детьми
(плановые
мероприятия).
2.Совместная
деятельность
с
детьми
(наблюдения,
труд,
художественное
творчество).
3.Самостоятельная деятельность детей (работа в экспериментальном уголке).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских
проектах).
В процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные
процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет
об увиденном, делать выводы и обобщения.
Одним из эффективных методов познавательно-исследовательского обучения
дошкольников является проектный метод.
Использование
проектного
метода
в
познавательно-исследовательской
деятельности способствует становлению ребенка, как самостоятельного и
инициативного субъекта познания. Проектная деятельность – это партнерская
деятельность взрослого и ребенка, которая развертывается как исследование
вещей
и
явлений
окружающего
мира,
доступное
и
привлекательное
для
детей,
потому
что
они
получают
возможность
проявить
собственную
исследовательскую активность, а не выступать в роли пассивного слушателя.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их
личного опыта.
Н.А.
Рыжова
выделяет
три
основных
этапа
в
познавательно-
исследовательском проекте:
1-й
-
подготовительный:
постановка
цели
и
задач,
определение
методов
исследования,
предварительная
работа
с
педагогами,
детьми
и
их
родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й - исследовательский (основной): поиск ответов на поставленные вопросы
разными способами;
3-й
- обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в
самой
различной
форме,
их
анализ,
закрепление
полученных
знаний,
формулировка
выводов
и
составление
рекомендаций,
представление
результатов.
Презентация результатов проекта может быть в любой интересной для детей
форме:
выставка,
мини-музей,
книжки-малышки,
развлечение,
праздник,
драматизация сказки, викторина и др.
Перед воспитателем в группе детского сада стоит задача: создание условий и
оказание активной помощи в познавательно-исследовательской деятельности
детей. С этой целью в группе создаются уголки экспериментирования.
Уголок экспериментирования включает в себя:
1.
Дидактический
материал:
схемы,
таблицы,
модели
с
алгоритмами
выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги
познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции.
2. Оборудование:
-микроскопы,
лупы,
песочные
часы,
магнит,
зеркало,
ситечко,
воронка,
мерный стаканчик;
-
природный
материал:
камни,
листья
деревьев,
мох,
семена,
шишки,
ракушки, почва разных видов (песок, глина) и др;
-
бросовый
материал:
провод,
кусочки
кожи,
меха,
ткани,
пластмассы,
дерева, пробки, резины и др;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др);
-
медицинские
материалы:
пипетки
с
закругленными
концами,
колбы,
пробирки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы
без игл;
- другие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы и др;
-фартучки из клеёнки, резиновые перчатки, тряпочки.
3. Стимулирующий материал: персонаж, от имени которого моделируется
проблемная ситуация, карточки-подсказки, мини-стенды, личные блокноты
детей для фиксации результатов опытов.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие
требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность (содержательно-насыщенная);
доступность расположения.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в
соответствии с планом работы.
Используемая литература:
1.
В е р а кса
Н . Е . ,
Га л и м о в
О . Р. Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников. М., 2014.
2.
Рыжова
Н.А.
Экологический
проект
«Мое
дерево».
М.,
«Карапуз-
Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.
3.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
М.,
2015.
4.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, М.,
2003.
5.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
6.
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших
дошкольников. Лекции 5-8.-М.:Педагогический университет «Первое
сентября»,2007.
7.
Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность
старшего дошкольного ребенка в детском саду. «Дошкольное
воспитание» - 2003г. - №3.
8.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:
Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти»,
2004г.