Напоминание

"Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Таболова Зарема Махарбековна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№7 г.Алагира
Населённый пункт: город Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста

Старший воспитатель

МБДОУ д/с№7 г.Алагир

Таболова З.М.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия

видов

деятельности,

которые

осваиваются

им

в

процессе

партнерства

с

взрослым.

Это

игровая

деятельность,

познавательно-исследовательская,

продуктивная

деятельность,

коммуникативная

деятельность,

восприятие

художественной литературы, трудовая деятельность.

Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но

именно

в

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольник

получает

возможность

впрямую

удовлетворить

присущую

ему

любознательность.

Познавательно-исследовательская

деятельность

это

форма

активности

ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений,

освоение

способов

познания,

способствующая

формированию

целостной

картины мира.

«От современного образования требуется уже не простое фрагментарное

включение

методов

исследовательского

обучения

в

образовательную

практику,

а

целенаправленная

работа

по

развитию

исследовательских

способностей,

специально

организованное

обучение

детей

умениям

и

н а в ы ка м

и с с л е д о в ат е л ь с ко го

п о и с ка .

Гл а в н а я

о с о б е н н о с т ь

исследовательского

обучения

активизировать

учебную

работу

детей,

придав

ей

исследовательский,

творческий

характер,

и,

таким

образом,

передать

учащимся

инициативу

в

организации

своей

познавательной

деятельности» (Савенков А.И.).

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду это

специально

организованная

деятельность,

позволяющая

ребенку

под

руководством

педагога

или

самостоятельно

добывать

информацию

и

овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом

или

природном

явлении.

В

контексте

ФГОС

дошкольного

образования

познавательное

развитие

предполагает

развитие

интересов

детей,

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных действий; развитие воображения и творческой активности,

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира,

организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где

дети

получают

возможность

проявить

собственную

познавательную

активность.

В

ходе

познавательно-исследовательской

активности

воспитанники

знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать

интерес к самостоятельному изучению мира.

В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду

рекомендуется включать такие виды активности:

наблюдения

(исследовательская

работа

на

участке,

знакомство

с

повадками питомцев в уголке природы и т.д.);

проведение опытов (проращивание семян,

превращение воды в пар

или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);

коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;

просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с

последующим обсуждением;

работа

с

наглядными

тематическими

материалами

(рассматривание

иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем);

оформление тематических выставок;

сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции

открыток, растений и др.);

разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в

ходе

которых

дошкольники

узнают

о

традициях

ра з ны х

национальностей, различиях климата и способа проживания;

поисково-исследовательские

проекты

(«Вода

это

жизнь»,

«Необыкновенные свойства магнита», «История моей семьи», «Откуда

берутся книги», «Что в имени тебе моем…», «Земля – наш общий дом»,

«История новогодней игрушки», «Эти удивительные камни»).

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что

она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные

закономерности

и

выводы

стимулирует

развитие

речи

детей.

Нельзя

не

отметить положительного влияния исследования на эмоциональную сферу

ребенка, на развитие его творческих способностей.

Познавательно-исследовательская

деятельность

дошкольника

в

естественной

форме

проявляется

в

виде

так

называемого

детского

экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования

вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

И задача педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться

на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями.

Чем

разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше

новой

информации

получает

ребенок,

тем

быстрее

и

полноценнее

он

развивается.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно

– исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет

свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими

культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными,

родовидовыми,

пространственными

и

временными

отношениями,

позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину

мира.

Следовательно,

чем

разнообразнее

и

интенсивнее

исследовательская

деятельность,

тем

больше

новой

информации

получает

ребенок,

тем

быстрее и полноценнее он развивается.

Воспитатель использует разнообразные приемы повышения активности

ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:

обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию,

образность,

эмоциональность,

значимость

и

необходимость

участия

каждого в деятельности;

стимулирует

исследовательское

поведение

ребенка

в

ходе

поиска

способа выполнения ( «Как?», «Что узнаешь при этом?»);

обсуждает

с

детьми

возможные

варианты

поиска,

прогнозирования

хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если…»);

помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы,

знаки);

использует

приемы

развития

творческого

воображения,

творческой

педагогики.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

активно

стремятся

узнать

об

окружающем

мире

как

можно

больше.

И

опытно-экспериментальная

деятельность

способна

мобилизовать

силы

дошкольников

в

познании

реальности,

в

самостоятельном

раскрытии

ее

связей,

отношений,

закономерностей. Это положительно сказывается на развитии речи, умении

выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Через

познавательно-исследовательскую

деятельность

дошкольники

получают

возможность

напрямую

удовлетворить

присущую

им

любознательность,

упорядочить

свои

представления

о

мире.

Обучение

должно

содержать

элементы

самостоятельной

исследовательской

деятельности,

оно

должно

быть

«проблемным»

и

строится

как

самостоятельный

творческий

поиск,

а

использование

исследовательских

методов

обучения

на

занятии

поможет

педагогу

увлечь,

заинтересовать,

пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Нельзя

упрекать

ребенка

за

неудачи,

или

испорченный

материал.

Важно

разобраться, почему не получилось. Важно выслушать ребенка и услышать

его мысли, мнение.

Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно

по

этой

причине

они

нередко

отказываются

от

выполнения

задания

со

словами: «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых они

вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые

ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к

исследовательской

деятельности. Для ее развития полезны занимательные

задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по

А.И. Савенкову):

1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы

разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то

необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим

все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска

неизвестного, новых знаний.

3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем

проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования

обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...

4.Определение

задач

исследования

(основных

шагов

направления

исследования).

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически

и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий.

Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем

лучше»

(гипотезы

дают

возможность

увидеть

проблему

в

другом

свете,

посмотреть на ситуацию с другой стороны).

6.Составление

предварительного

плана

исследования.

Для

того,

чтобы

составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем

узнать что-то новое о том, что исследуем?».

7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать

выводы.

8.

Указать

возможные

пути

дальнейшего

изучения

проблемы.

Для

настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание

исследования, это начало работы следующей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится из четырёх

блоков педагогического процесса:

1.Непосредственно-организованная

деятельность

с

детьми

(плановые

мероприятия).

2.Совместная

деятельность

с

детьми

(наблюдения,

труд,

художественное

творчество).

3.Самостоятельная деятельность детей (работа в экспериментальном уголке).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских

проектах).

В процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные

процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции

анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет

об увиденном, делать выводы и обобщения.

Одним из эффективных методов познавательно-исследовательского обучения

дошкольников является проектный метод.

Использование

проектного

метода

в

познавательно-исследовательской

деятельности способствует становлению ребенка, как самостоятельного и

инициативного субъекта познания. Проектная деятельность – это партнерская

деятельность взрослого и ребенка, которая развертывается как исследование

вещей

и

явлений

окружающего

мира,

доступное

и

привлекательное

для

детей,

потому

что

они

получают

возможность

проявить

собственную

исследовательскую активность, а не выступать в роли пассивного слушателя.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их

личного опыта.

Н.А.

Рыжова

выделяет

три

основных

этапа

в

познавательно-

исследовательском проекте:

1-й

-

подготовительный:

постановка

цели

и

задач,

определение

методов

исследования,

предварительная

работа

с

педагогами,

детьми

и

их

родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й - исследовательский (основной): поиск ответов на поставленные вопросы

разными способами;

3-й

- обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в

самой

различной

форме,

их

анализ,

закрепление

полученных

знаний,

формулировка

выводов

и

составление

рекомендаций,

представление

результатов.

Презентация результатов проекта может быть в любой интересной для детей

форме:

выставка,

мини-музей,

книжки-малышки,

развлечение,

праздник,

драматизация сказки, викторина и др.

Перед воспитателем в группе детского сада стоит задача: создание условий и

оказание активной помощи в познавательно-исследовательской деятельности

детей. С этой целью в группе создаются уголки экспериментирования.

Уголок экспериментирования включает в себя:

1.

Дидактический

материал:

схемы,

таблицы,

модели

с

алгоритмами

выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги

познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции.

2. Оборудование:

-микроскопы,

лупы,

песочные

часы,

магнит,

зеркало,

ситечко,

воронка,

мерный стаканчик;

-

природный

материал:

камни,

листья

деревьев,

мох,

семена,

шишки,

ракушки, почва разных видов (песок, глина) и др;

-

бросовый

материал:

провод,

кусочки

кожи,

меха,

ткани,

пластмассы,

дерева, пробки, резины и др;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др);

-

медицинские

материалы:

пипетки

с

закругленными

концами,

колбы,

пробирки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы

без игл;

- другие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы и др;

-фартучки из клеёнки, резиновые перчатки, тряпочки.

3. Стимулирующий материал: персонаж, от имени которого моделируется

проблемная ситуация, карточки-подсказки, мини-стенды, личные блокноты

детей для фиксации результатов опытов.

При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие

требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность (содержательно-насыщенная);

доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в

соответствии с планом работы.

Используемая литература:

1.

В е р а кса

Н . Е . ,

Га л и м о в

О . Р. Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников. М., 2014.

2.

Рыжова

Н.А.

Экологический

проект

«Мое

дерево».

М.,

«Карапуз-

Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

3.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

М.,

2015.

4.

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, М.,

2003.

5.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

6.

Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших

дошкольников. Лекции 5-8.-М.:Педагогический университет «Первое

сентября»,2007.

7.

Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду. «Дошкольное

воспитание» - 2003г. - №3.

8.

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»:

Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти»,

2004г.



В раздел образования