Автор: Ширина Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи Республики Крым "Школа №24"
Населённый пункт: город Керчь
Наименование материала: статья
Тема: "Использование инновационных технологий в развитии творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ШКОЛА №24»
Статья «Использование инновационных технологий в развитии творческой и
познавательной деятельности учащихся на уроках литературы»
из опыта работы учителя русского языка и литературы
Шириной Елены Владимировны
Керчь 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................................. 3
I.1.Современные педагогические технологии и критерии инновационной
деятельности................................................................................................................... 4
1.1. Понятие, сущность и структура педагогической технологии..........................4
1.2. Критерии технологичности. Классификация педагогических технологий....6
I.2. Сущность интерактивных технологий обучения................................................11
II.Практическая часть......................................................................................................15
II.1. Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся на
современном уроке литературы.................................................................................. 15
II.2. Интерактивные методы и формы работы на уроке...........................................19
Вывод................................................................................................................................ 23
Приложения
Урок по литературе в 6 классе (приложение № 1)
Урок по литературе в 11 классе (приложение № 2)
Урок по литературе в 5 классе (приложение № 3)
3
Введение
Современное образование не может находиться в стороне от позитивных
преобразований в государстве.
Переориентация образования с академических достижений на личность
требует учитывать закономерности обучения и развития личности,
осуществления инновационных процессов, а также адекватных принципов
организации учебно-воспитательного процесса.
Сегодня школа получила социальный заказ на личность не только знающую,
но и на личность думающую, обладающую гуманистическим мировоззрением,
богатую духовным миром, моральными и эстетическими ценностями,
понимающую и разделяющую национальные и общечеловеческие ценности.
Именно социальный заказ и уровень развития образования легли в основу
концепции литературного образования. Эта концепция построена на принципах
личностно ориентированного обучения, то есть учащийся становится уже не
объектом обучения, а его субъектом. Таким образом, изучение литературы призвано
привлечь школьника к процессу субъективизации знаний, познания окружающего
мира и самого себя в процессе обучения. Поэтому равноправный диалог,
плюрализм взглядов всех участников учебного процесса должны стать
приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые
будут способствовать рождению в сознании учащихся своего «собственного текста,
обогащённого личностным «Я». Изучение литературы основывается на
программных требованиях к предмету. Предмет «Литература» призван
содействовать формированию нравственно-мировоззренческих качеств учащихся,
их духовно-ценностных ориентаций, расширению культурно-познавательных
интересов, воспитанию эстетических вкусов и потребностей. Цель- усвоение
школьниками общечеловеческих духовных и художественных ценностей русской и
мировой литературы, воспитание у них интереса к чтению, приобретению
учащимися знаний о развитии русской литературы в контексте мирового
литературного процесса от древности до наших дней, обогащение читательского
кругозора. Задачи: развивать у школьников интерес к чтению, воспитывать
внимание к художественному слову, повышать качество выразительного чтения;
изучать литературные произведения как искусство слова; формировать умения
анализа и интерпретации школьниками изучаемых произведений, создавать
благоприятные психолого-педагогические условия для самореализации личности
ученика в процессе работы над произведением; активизировать художественно-
творческие потребности учащихся, систематически осуществлять работу по
развитию их самостоятельной творческой деятельности; учить активному
проявлению собственного мнения, овладению культурой ведения диалога. Решить
поставленные задачи и достичь цели помогут инновационные технологии и
методы. Исходя из программных целей и задач по литературе, определяется цель
данной работы: раскрыть сущность инновационных технологий в учебно-
воспитательном процессе, рассмотреть влияние интерактивных методов и
нестандартных форм работы на развитие творческой и познавательной
деятельности учащихся с учётом личностно ориентированного подхода к
обучению.
4
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи :
- самообразование педагога в изучении инновационных педагогических
технологий;
- практическое применение интерактивных методов и форм работы на уроке;
- преподавание литературы как искусства слова;
- создание комфортных условий для развития творческой и познавательной
деятельности учащихся на уроке и во внеклассной работе.
Актуальность темы моей работы определяется законодательной базой,
современными требованиями к обучению, объясняется стремительным
распространением различных инноваций, в том числе педагогических технологий,
с одной стороны, и их практическим применением в учебно-воспитательном
процессе, с другой. Внедрение инновационных подходов в организацию учебного
процесса – веление времени. И если подходы к классическому уроку уже более или
менее устоялись(это касается и теоретических основ, и использования
терминологического аппарата), то теоретические и методические принципы
современного урока, адекватного современным требованиям, находятся ещё на
стадии разработки и осмысления.
I. Теоретическая часть
I.1.Современные педагогические технологии и критерии инновационной
деятельности
1.1. Понятие, сущность и структура педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении
существуют разночтения. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в
каком-либо деле, мастерстве, искусстве ( Толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компановку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-
педагогический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
- Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного
процесса (В.П.Беспалько).
- Педагогическая технология – это описание процесса достижений планируемых
результатов обучения (И.П.Волков).
- Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий
для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических
и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей
оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
5
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя
аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки,
изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и
проектирующая педагогические процессы;
процессуально-описательным: описание процесса, совокупность целей,
содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов
обучения;
процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического)
процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и
методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки,
исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы
способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса
обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике
употребляется на трёх иерархически соподчинённых уровнях:
общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая,
общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный
процесс в данном регионе, учебном заведении, на определённой ступени обучения.
Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в неё
включается совокупность целей, содержания и методов обучения, деятельность
объектов и субъектов процесса;
частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая
технология употребляется в значении «частная методика», то есть как
совокупность методов и средств реализации определённого содержания обучения и
воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя;
локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой
технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение
дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов
деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств,
технология урока, усвоения новых знаний,
технология повторения и контроля материала, технология
самостоятельной работы и др.).
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с
учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, её структурой,
средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии
входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения: цели обучения- общие и конкретные;
содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного
процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы
работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения
материала; диагностика учебного процесса.
6
1.2. Критерии технологичности. Классификация педагогических технологий
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным
методологическим требованиям ( критериям технологичности):
концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща
опора на определённую научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей;
системность. Педагогическая технология – это не произвольный набор
отдельных дидактических средств, а система действий и средств, соединённых
определённой логикой процесса, обладающая всеми признаками системы:
взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;
управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики,
варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
эффективность. Современные педагогические технологии существуют в
конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и
оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта
обучения;
воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает
возможность применения педагогической технологии в других однотипных
образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая
результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными
изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.
По своей природе технология обучения является проекцией теории на
деятельность педагогов и обучающихся, следовательно, можно рассматривать
классификацию технологий по данному признаку. Если «жёсткая» технология
однозначно диктует необходимость сопряжения действий педагога к теоретическим
принципам учения, теории учения как условия, необходимого для создания
благоприятной психолого-педагогической среды и построения действий,
соответствующих или не соответствующих контрольным требованиям, то «мягкая»
технология оставляет за субъектом право самостоятельного принятия решения в
вопросах тактики реализации промежуточных целей при условиях соблюдения
основных программных требований. Технологии можно дифференцировать на
открытые и закрытые. Закрытая технология предполагает относительную
неизменность основных компонентов системы технологии – её субъектов, целей,
условий, непрерывности процесса; открытые технологии более адекватны по
отношении
к внешним факторам и обладают способностью к саморегуляции. Классифицируя
педагогические технологии, можно выделить технологии по типу организации
общения преподавателя и учащегося (стационарного обучения совместной
деятельности учащихся и обучающих, заочного обучения, самообразования), по
7
количеству учащихся, взаимодействующих с педагогом (индивидуальное,
групповое). Классификацию технологий обучения можно осуществить по разным
признакам. Так, например, А.Я.Савельев рассматривает традиционные и
инновационные технологии обучения, обусловленные основополагающей
концептуальной основой. Он выделяет технологии:
- по организации учебного процесса: индивидуальные, коллективные. смешанные;
- по применяемым техническим средствам: аудиовизуальные, видеотехнические,
компьютерные;
Интересна классификация, предложенная В.М.Максимовой, которая
выделяет:
- структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию
системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и
решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм,
методов и средств обучения на каждом этапе с учётом поэтапной диагностики
результатов;
- интеграционные технологии как дидактические системы, обеспечивающие
интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности на
уровне интеграционных учебных тем, учебных проблем, уроков.
- игровые технологии включают дидактические системы применения различных
дидактических игр, формирующих умение решать задачи на основе компетентного
выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые,
имитационные, ролевые;
- информационно-компьютерные технологии, реализующиеся в дидактических
системах компьютерного обучения на основе диалога « ученик – машина» с
помощью различного вида программ (информационных, контролирующих,
тренинговых);
- диалогические технологии, представляющие собой форму организации и метод
обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих
дидактических системах «ученик – ученик», «учитель – автор». «ученик – автор».
Г.К.Селевко предлагает свою классификацию педагогических технологий:
по уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, локальные,
модульные, узкометодические;
по ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения,
навыки), операционные (способы учебной деятельности);
по характеру содержания и структуры: обучающие / воспитательные,
общеобразовательные /профессиональные, гуманистические / технократические;
по организационным формам: классно-урочные / альтернативные,
индивидуальные / групповые; дифференцированное обучение;
по подходу к ребёнку: авторитарные, личностно ориентированные,
технологии сотрудничества;
по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративные, развивающее
обучение, проблемно-поисковые, саморазвивающее обучение, информационные
(компьютерные);
по направлению модернизации существующей системы:
- на основе гуманизации и демократизации отношений;
8
- на основе активизации учебной деятельности;
- на основе эффективности организации и управления;
- на основе методического и дидактического реконструирования материала;
по категориям обучающихся: массовая технология, компенсирующая,
технология работы с одарёнными.
Педагогические технологии используют общеизвестные дидактические
принципы. Однако они имеют и свои, присущие именно им принципы.
Целостность, то есть единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны,
и системность, с другой.
2. Фундаментальность, то есть сущностный подход, основанный на обучении
крупными блоками базовому, основному содержанию дисциплины.
3. Культурообразовательность. Это означает, что обучать следует соответственно
современному уровню развития культуры.
4. Гуманитаризация и гуманизация обучения. Эти принципы означают введение в
число изучаемых дисциплин также и гуманитарных, то есть общественных наук, и
гуманный (человеколюбивый) подход, то есть все для человека, ради человека, во
имя человека.
5. Обучать исследуя, исследовать обучая. Этот принцип, с одной стороны,
предлагает проводить исследования в области своей науки, привлекая учащихся, и,
с другой стороны, разрабатывать технологию обучения, апробируя её в учебном
процессе, наблюдая, внося коррективы.
6. Непрерывность образования, то есть подготовка учащихся к необходимости
совершенствовать свои знания в течение жизни, строя свою технологию с учётом
дидактического принципа перехода от обучения к самообучению.
7. Деятельностный подход предусматривает такую технологию, которая строится
на дидактическом принципе связи теории с практикой.
К понятию «педагогическая технология» добавим понятие «инновационная». В
середине 80-х годов ХХ века сначала журналисты, а потом и профессионалы
начали активно использовать новый термин «инновация» для обозначения
процессов перестройки отечественной системы образования. Термин «инновация»
означает «нововведение». Если с термином ученые определились, то суть понятия
«педагогические инновации» обсуждаются и сегодня. Инновационными могут быть
, прежде всего, технологии лучшие, совершеннейшие, экономичнейшие, одним
словом,- прогрессивные. В конце 90-х годов прошлого столетия учёные И.
Подласый и А. Подласый на основе анализа нововведений так охарактеризовали
уровни развития инноваций :
1. Низкий (псевдоинновационный), или инновационный по названию, к
которому следует отнести нововведения, что выражаются в необычных названиях,
формулировках обычных явлений, процессов, технологий.
2. Средний (частично инновационный), или инновационный по форме,
который заключается в замене внешнего антуража (формы) без нарушения и
улучшения сущности.
3. Высокий (действительно инновационный), или инновационный по сути,
который изменяет систему или её главные компоненты и ведет к наращиванию
продуктов педагогической деятельности.
9
Только последний уровень имеет научное и практическое значение, остальные
только дезориентируют педагогическую теорию и практику. В связи с этим
актуальным стала потребность квалифицированного научно-педагогического
обеспечения инновационных процессов в образовательных учреждениях, а также
самоподготовки учителей к инновационной деятельности.
Инновационные процессы реально существуют и доступны всем ,и именно
поэтому на современном этапе встает проблема культурного внедрения новых
педагогических технологий. Педагоги должны обладать инновационной
компетентностью. Это система мотивов знаний, умений, навыков и личностных
качеств, которые обеспечивают эффективность применения современных
инноваций в работе с учащимися. Смысловым центром инноваций является новая
идея, причем совсем не обязательно, чтобы источником этой идеи была
деятельность ученого, чаще всего идея является результатом поисковой
деятельности учителей-практиков. Эта новая идея должна нести в себе элемент
оригинальности, привести к преобразованиям явлений, процессов. К
педагогическим инновациям можно отнести и наработки как отдельных педагогов,
так и творческих групп, которые представляют собой целостную систему работы в
определённом направлении. Из анализа понятия «инновация» вытекают и
соответствующие требования к инновационным технологиям, во-первых, это новая
идея и её оригинальность, во-вторых, чётко выраженная не только познавательная,
но и социальная направленность. Учителю необходимо владеть инновационной
грамотностью, которая поможет выбрать направление в работе для осуществления
творческого поиска. Однако информация, полученная педагогом, не может являться
самоцелью, а должна стать средством, с помощью которого будет развиваться
творческий потенциал. Внедрение педагогических инноваций требует научного
подхода и последовательности, так как формальное перенесение новой, но чуждой
для педагога и его воспитанников технологии не принесёт ожидаемого
положительного результата. Существуют общие и вариативные критерии
инновационной деятельности. К критериям общеобразовательной инновационной
деятельности можно отнести сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей, развитие у них мотивации по отношению к образованию,
становление и развитие у детей субъективной позиции, обогащение и развитие
индивидуального опыта детей в той или иной области, развитие личности ребёнка
и формирование у него разнообразных способностей, и использование знаний для
развития ребёнка, а не как основной цели учебного процесса, изменение системы
образовательной коммуникации в направлении неформального сотрудничества всех
её участников, позитивные изменения ценностных ориентаций всех участников
образовательного процесса в социоцентрическом направлении в рамках
социокультурной переориентации нашего общества.
Данный обзор педагогических технологий, конечно, не
исчерпывает всего богатства и многообразия идей и разработок педагогов-
теоретиков и практиков. Вместе с тем он позволяет выделить специфику
применения педагогических технологий в образовательной практике и поставить
вопрос о необходимости разрешения возникающих в деятельности каждого
10
педагога противоречий между сложившимся опытом выбора и применения
педагогической технологии и их готовности к соответствующей деятельности.
11
I.2. Сущность интерактивных технологий обучения
Современное образование невозможно без внедрения инновационных технологий,
форм и методов, которые делают весь процесс обучения более эффективным, а
значит, и более качественным. Новые стандарты образования предусматривают
переход от репродуктивного, авторитарного образования к образованию
инновационному, гуманистического типа.
Поэтому главным вопросом повестки дня является овладение учащимися
универсальными учебными действиями, умениями и навыками саморазвития
личности, которые в значительной степени решаются путём внедрения технологий
обучения, поисками ответа на вопросы: « Как учить?», «Как создать условия?».
Большинство учителей и учёных во всём мире соглашаются сегодня с тем,
что необходимо переходить от «передачи знаний» к «обучению жизни». В
педагогической литературе описано немного способов организации обучения (по
уровню активности учащихся, привлечения их к продуктивной деятельности и т.д.).
Воспользуюсь классификацией, предложенной Я.Голмитом ещё в 60-х годах ХХ
столетия. Он разделил типы и методы обучения на пассивные и активные.
Пассивный (репродуктивный) тип обучения.
Учащийся выступает «объектом» обучения, должен усвоить и воссоздать материал,
данный ему учителем, текстом учебника, то есть источником правильных знаний. К
соответствующим методам обучения относят методы, при которых учащиеся лишь
слушают и смотрят ( лекция-монолог, чтение, пояснения, демонстрация и
воспроизводящий опрос учащихся). Ученики, как
правило, не общаются один с другим и не выполняют никаких творческих заданий.
Активный тип обучения.
Такой тип обучения предусматривает применение методов, которые стимулируют
познавательную активность и самостоятельность учащихся. Учащийся выступает
«субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с
учителем. Основные методы: самостоятельная работа, проблемные и творческие
задания, вопросы от учащихся к учителю и наоборот, что развивает творческое
мышление.
Педагог должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.
Такое обучение должен осуществлять каждый учитель на каждом уроке путём
применения соответствующих подходов. Один из таких подходов –
апробированный, интересный, творческий – это интерактивное обучение.
В чем же его сущность?
Учебный процесс осуществляется при условии постоянного активного
взаимодействия всех участников. Это сообучение, взаимное обучение
(коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где учащийся и учитель
являются равноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог
выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы.
Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование
жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Оно эффективно способствует формированию умений, навыков, определённых
12
ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет
педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Такие подходы к обучению не являются совсем новыми для школы.
Частично они использовались ещё в первые десятилетия прошлого века
и были распространены в педагогике и практике. Применение этих методов и форм
обучения в отдельных школах давало поразительные результаты. Так, в школе,
организованной А.Равиным в 1918году, учащиеся разного возраста, обучались в
парах сменного состава, проходили за 1 год программу 3-4 лет. Дальнейшую
разработку элементов интерактивного обучения можно найти в трудах
В.Сухомлинского, учителей-новаторов 70-80 годов (Ш.Амонашвили, В. Шаталова,
Е. Ильина и др.). В Западной Европе и США групповые формы учебной
деятельности учащихся тоже развивались и совершенствовались. В конце ХХ века
интерактивные технологии получили распространение в теории и практике
американской школы, где их используют при преподавании различных предметов.
Исследования, проведённые Национальным тренинговым центром ( США, штат
Мэриленд) в 80-х годах, показывают, что интерактивное обучение делает
возможным резкое увеличение процента усвоения материала, так как влияет не
только на сознание учащихся , но и на их чувства, волю (действия,
практику).Результаты этих исследований отражены в схеме, которая получила
название «Пирамида обучения»
Лекция - 5%
Чтение - 10%
Видео (аудио) материалы - 20%
Демонстрация - 30%
Дискуссионные группы - 50%
Практика через действие - 75%
Обучение других / немедленное применение обучения - 90%
Схема демонстрирует, что наименьших результатов можно достичь при условии
пассивного обучения, а наибольших – при условии интерактивного обучения. Более
чем 2400 лет тому назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я помню.
Эти простые утверждения обосновывают необходимость использования активных
методов обучения, а к ним относятся интерактивные. Немного изменив слова
великого философа, можно сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я слышу и вижу, я немного помню.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю,- я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, - я приобретаю знания и навыки
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
Намного важнее научить, чем просто рассказать. Последний метод проще,
доступнее и быстрее. Можно быстро сообщить учащимся то, что они должны
знать, и они забудут это ещё быстрее. Процесс обучения – это не автоматическое
закладывание учебного материала в голову учащегося. Он требует напряжённой
13
мыслительной работы ребёнка и его собственного активного участия в этом
процессе. Пояснение и демонстрация сами по себе никогда не дадут настоящих
прочных знаний. Этого можно достичь только с помощью активного
(интерактивного) обучения. Слово «интерактив» английского происхождения ( от
«interakt», в котором « inter» означает «взаимный», « act» - «действовать». Их
значение можно определить так: способ вести диалог, беседу с чем-нибудь (книга,
компьютер), кем-нибудь (ученик – учитель). Отличительной чертой современного
образования является акцент на толерантном отношении в учебном процессе к
личности ученика. Основные положения личностно ориентированного обучения
направлены на кардинальную смену доминирующих « векторов педагогики»: от
обучения как строго регламентирующего подхода к учащемуся – к процессу
добывания знаний как индивидуальной деятельности учащегося. Новые
педагогические технологии, использование которых требует личностно
ориентированный подход, обеспечивает диалог с классом, стимулирует личностное
отношение школьников к работе, которую они выполняют. Структурное строение
занятия на основе интерактивных методик изменяет саму суть учебного процесса,
углубляя его в общении, где роли учителя и учащегося находятся в (относительном)
равновесии: оба работают для того, чтобы учиться, делиться своими знаниями,
достижениями жизненного опыта. Одной из целей интерактивного обучения
является создание комфортных условий обучения. Учитель должен помнить, что то,
как он учит, так же важно, как и чему он учит. Общаясь в классе, учащиеся
ежеминутно получают уроки морали – отношение к ним и их к другим. Нельзя
ожидать, что дети будут воспринимать готовые ценности и истины в течение всего
обучения в школе, а потом во взрослом возрасте вдруг начнут делать выбор. Среда,
где обучают позитивным ценностям, должна способствовать развитию
самостоятельности и независимости мышления, активности, а не просто
послушности. Очевидным способом формирования навыков принятия решений и
готовности их проводить в жизнь является предоставление школьникам
возможностей принимать их в повседневной практике. Учителя могут обучать
этому учащихся любого возраста. Но для этого необходимо готовить
соответствующие материалы, определять выбор видов и способов деятельности,
подходы к решению проблем, что делает продуктивным сам процесс обучения,
создаёт ситуацию, когда учащийся чувствует свою интеллектуальную возможность
и успешность. Интерактивная деятельность начинается с обеспечения такой
важной для формирования полноценного внутреннего «Я» «ситуации успеха»,
каждый ребёнок может утверждать: «Я знаю, я могу!». Такое заявление – это лишь
начало работы, так как учитель сразу же создаёт ситуацию «дефицита знаний». В
таких условиях общения учащийся понимает (ощущает), что имеющегося багажа
знаний ему мало и что свой банк информационного материала для решения
поставленной учителем проблемы надо пополнить. Соответственно возникает ещё
одна ситуация, которая в научной литературе названа «интеллектуальным
конфликтом». Она выражается словами: «Я этого ещё не знаю, и мне об этом надо
узнать». Через недостаток информации учащийся переходит в режим поисковой
деятельности. В системе интерактивной работы педагог выполняет роль участника
поисковой деятельности, а не руководителя, который называет свой единственно
14
правильный путь решения того или иного задания. В интерактивном обучении
важным является не то, как много дети знают, а как много они узнали, что будут
делать со своими знаниями. Суть интерактивного обучения в том, чтобы каждый
ученик на уроке был поставлен в ситуацию учения, познания. Совместная
деятельность в таких условиях даёт свой вклад в достижение общей цели через
обмен знаниями (информацией), идеями, способами деятельности т.д. Важными в
такой работе являются комфортные условия, атмосфера доброжелательности,
поддержки. Создание атмосферы комфортности обучения по методикам
интерактивной работы способствует развитию коммуникативных умений и
навыков, формированию гражданской позиции, способствует установлению
эмоциональных контактов. Интерактивное обучение – это диалоговое обучение,
погружённое в общение. Его классификационные параметры таковы:
- по уровню применения – общепедагогическое;
- по философским основам – диалектическое;
- по концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторное;
- по ориентации на личностные структуры – информационные + операционные;
- по характеру содержания – общеобразовательное;
- по типу управления – «репетитор» + система малых групп;
- по организационным формам – альтернативное классно-урочному;
-по подходу к ребёнку – сотрудничество;
- по преобладающему методу – диалоговое, пояснительно-иллюстративное;
- по направлению модернизации – альтернативное;
- по категории обучающихся – массовое.
Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы, во-первых, передать
знания; во-вторых, осознать других людей. Имеет оно и свои задачи:
- решение учебных, поведенческих задач;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- установление эмоционального контакта между учащимися;
- обучение работе в команде;
- снятие нервной нагрузки школьников;
- предоставление возможности менять формы деятельности учащихся.
Здесь содержание работы не только знания, а и способы мышления. Цель – диалог
не ради взаимодействия, а взаимодействие детей ради выявления и реализации их
индивидуальных возможностей и потребностей. Для этого необходимо
руководствоваться соответствующими принципами:
Принцип индивидуализации.
Принцип взаимодействия всех со всеми.
Принцип создания групп.
Принцип самоуправления (дети вовлечены в планирование, организацию,
управление учебным процессом).
Краткая характеристика интерактивных методов обучения.
Методы интерактивной работы можно разделить на четыре основных
группы.
Кооперативная учебная деятельность – это модель обучения в малых группах
учеников, объединённых общей учебной целью. К ним можно отнести:
15
- работа в парах;
- сменные тройки;
- перекрёстные группы;
-карусель;
- аквариум;
- проектная работа.
2. Фронтальная работа – это интерактивные методы, в которых предполагается
работа всего класса:
- круг знаний;
- микрофон;
- мозговой штурм;
- пила;
- кейс-метод;
- дерево решений.
3. Дискуссионное обучение – это широкое публичное обсуждение каждого или
спорного вопроса:
- Пирамида;
- Шумовая группа;
- Дискуссия в форме ток-шоу;
- Дебаты;
- Бесконечная цепочка.
4. Игровое обучение – это построение учебного процесса путём вовлечения
ученика в игру:
- Ролевая игра (драматизация, разыгрывание сценок);
- Игра-путешествие;
- Имитации.
Таким образом, интерактивное обучение – это специфическая форма организации
учебной деятельности, которая даёт возможность реализовать личностно
ориентированный подход в обучении и формировании универсальных учебных
действий.
II.Практическая часть
II.1. Развитие творческой и познавательной деятельности учащихся на
современном уроке литературы.
Основной формой организации учебного процесса был и остаётся урок.
Современный урок литературы, построенный на основе личностно
ориентированного обучения с диалогом как доминирующей формой общения на
уроке, требует переосмысления приоритетов определенных методов, приёмов и
видов учебной деятельности. Закономерно, что предпочтение в последнее время
отдается развитию творческих способностей, познавательной деятельности
учащихся и таким видам работы, которые этому способствуют.
Развитию личности, способам выявления уровня способностей ребёнка
посвятили исследования психологи Г.С.Костюк, Д.И. Фельдштейн, Г. Айзенк,
16
А.Бинс. Немало специальных психологических исследований подтвердили
позитивную роль творчества в стимулировании познавательных интересов
учащихся, исследовательской активности, способности находить оригинальные
решения.
На практике главная моя задача как учителя – развивать природные данные и
создавать комфортные условия деятельности учащихся. Строя уроки литературы, я,
прежде всего:
- предусматриваю выполнение разнообразных творческих заданий, нацеливаю
учащихся на поисковые виды работы: беседу с проблемными вопросами
(Приложение № 2), словесное рисование, обсуждение иного финала произведения;
- учитываю возрастные особенности детей, степень подготовленности класса,
постепенно усложняю формы работы на уроке;
- привлекаю к работе на уроке всех учеников, стараюсь обеспечить участие
каждого из них в групповых и коллективных формах работы;
- использую интерактивные методы и формы работы.
Урок литературы, в моём понимании, можно и нужно представить
своеобразной формулой: творчество автора + творчество ученика + творчество
учителя. Среди первоочередных задач, которые решает современная школа, особое
место занимает задача всестороннего развития личности школьника. Мысль о том,
что уроки литературы отличаются от всех других учебных предметов
общеобразовательной школы, не требует доказательств. Именно литература
выполняет главную роль в формировании мировоззрения, характера, личностных
качеств, эстетического вкуса ученика. Высокое искусство слова помогает
читателям всех возрастов познать большой и сложный мир, себя в нем, осмыслить
человеческие отношения и находить путь в мир красоты и истины. На мой взгляд,
целью современного урока становится не нагромождение знаний, а поисковая
деятельность, направленная на формирование умений ориентироваться в
информационном пространстве. Новое звучание приобретает не столько
констатация проблемы, сколько целесообразность и пути её решения. Поэтому для
меня важно сотрудничество с учениками на уроке, возможность построить работу
учебно-познавательную вокруг художественного произведения, информации о нём
и его авторе. Необходимо помочь ребёнку на уроке постичь самого себя, познать
радость от общения с художественным произведением. Это возможно только на
уроках, где учитель и ученик как равный с равным пытаются в совместной работе
постичь вершины прекрасного, где главное место отводится ученику. На учителя
возлагаются организаторские функции: как построить работу, в какое русло
направить мысли, которые нужны для понимания, которые невозможно пропустить.
Особенно ценным есть то, что на уроке литературы должно происходить не просто
знакомство с новым художественным произведением, а должно осуществляться
общение: писатель – учитель – ученик. Важной задачей для меня остается
формирование квалифицированного читателя (дети читают мало и неохотно),
поэтому стараюсь, чтобы мои уроки базировались на следующем алгоритме:
заинтересованность – удивление – увлечение – познание. Призвание литературы –
через переживания и сопереживания развивать личность ученика, его духовный
мир. Исходя из этого, литература должна преподаваться как искусство слова. Такой
17
подход требует вводить в практику инновационные методы. Среди них важное
место занимают интерактивные, нестандартные формы работы. Формирование
творческих способностей учащихся в полной мере зависит от позитивных
мотиваций, в частности, потребности в решении существующей проблемы.
Отсутствие такой мотивации практически не оставляет шансов на успех. Стало
привычным сводить творческую деятельность к результату новых оригинальных
общественно и личностно значимых языковых образов, текстов различных жанров,
типов, стилей речи с учётом ситуации, адресата речи. Я подразумеваю под
творческой деятельностью не только написание изложений, сочинений разных
видов, рефератов, как это указано в программе, но и разработку учащимися
совместно с учителем учебной наглядности, дидактического материала, памяток,
школьных газет, иллюстраций к произведениям и т.д. Так, например, при
подготовке к уроку литературы в 5 классе « Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная
королева» ребята готовили костюмы и декорации для инсценировки, при
подготовке к уроку в 6 классе « Весёлое лукавство ума» ребята тоже готовили
декорации, подбирали басню для инсценировки такую, которая не изучалась на
уроке, пробовали себя в роли актёров, баснописцев. Чтобы учащимся было
интересно на уроке, использую в своей работе следующие формы:
- « Письмо любимому литературному герою»;
-«Художник» (словесное рисование)
Кто-то из учащихся или группа начинает словесное рисование какого-то
персонажа: « Нарисую я портрет, чей, пока ещё секрет. Отгадайте, вас прошу, кто
это?» Учащийся описывает характерные черты своего героя, указывает, в какой
цветовой гамме изобразил бы портрет, если бы рисовал красками, можно назвать
автора произведения. Чем удачнее словесное рисование, тем быстрее учащиеся
узнают героя. Каждый может задать «художнику» только один вопрос. Эта форма
работы может быть как индивидуальной, так и групповой.
- «Нарушена последовательность»
Форма работы направлена на проверку знаний учащимися художественного
произведения. Выписываю важные, на мой взгляд, фрагменты текста на отдельные
карточки. Предлагаю учащимся восстановить из предложенных частей текст как
можно ближе к авторскому варианту. Эта форма работы позволяет проверить
знания известного ребятам текста, а если это незнакомый текст, то помогает
развивать логическое мышление, творческий подход. Например, учащимся 8 класса
на уроке « Исторические и лирические песни» было предложено восстановить
текст, в котором нарушена последовательность предложений. Текст о народных
песнях. Этот материал затем ребята использовали в своих творческих работах на
тему: «Что значат для меня народные песни».
- «Буриме»
На доске записываю готовую рифму и предлагаю написать ученикам под эту
рифму стихотворение. Ребятам, которые имеют поэтические способности,
усложняю задание. Они должны написать стихотворение в стиле своего любимого
поэта. Эта форма очень нравится ребятам, так как приходится творчески работать,
пробовать, искать. Во время этой работы учащиеся получают эмоциональную
разгрузку.
18
- «Творческое чтение»
Этот метод является специфическим для изучения литературы. Цель метода
состоит в активизации художественного восприятия, художественных
переживаний, в формировании художественных наклонностей и способностей
школьника. Чтение художественного произведения в корне отличается от чтения
текстов иного типа – научных, публицистических. Моя задача как учителя-
словесника – научить детей читать книгу, ценить литературу как искусство слова,
подготовить читателя, который образно чувствует и критически мыслит. Метод
творческого чтения реализую на уроках с помощью следующих приёмов:
- выразительное чтение текста учителем;
- прослушивание записей с чтением мастеров слова;
- чтение учащихся - «цепочкой», повторное, в лицах, хором, наизусть;
- комментированное чтение с различными видами комментариев;
- постановка проблемы;
- словарная работа;
- творческие задания по личным наблюдениям учащихся над текстом.
Литературу как искусство слова нельзя освоить теми самыми методами, что и
точные и естественные науки, когда ученик узнаёт то, что всем известно, изучая
литературу, каждый узнаёт, формирует, прежде всего, себя. Важным в практике
является поиск ответов на три «Как?»:
- как передать живое слово;
- как углубиться и постичь его;
- как познакомить с автором, персонажами, пройти все испытания, выпавшие на
долю литературного героя.
На уроке литературы овладение информацией реализуется в рамках диалога,
который происходит в разнообразных измерениях: ученик – книга – жизнь –
учитель; книга – учитель – ученик – жизнь; автор – книга – ученик – учитель.
Ученые, разрабатывая новые подходы в преподавании литературы,
предусматривают ориентацию на личностное обучение, что стимулирует активные
поиски новых типов и структур уроков. Ориентиром для учителя может быть
структура трехкомпонентного урока, предложенная учеными М.Махмутовым и
Ю.Бабанским:
1.Активизация
2. Осознание
3.Рефлексия
Композитор создаёт музыку, художник – живописные полотна. Учитель же
создает свой урок, который должен запомниться ученикам. Одним из таких уроков,
на мой взгляд, урок по литературе в 6 класс «Весёлое лукавство ума». Готовясь к
уроку, учащиеся работали в творческих группах: «Биографы», «Литературоведы»,
«Лингвисты», «Художники», «Актёры». Группы формировались по желанию
учащихся , каждый выбирал по своим интересам, таким образом, в работу были
вовлечены все. Ребята из группы «Биографы» готовили материал о жизни и
творчестве известных баснописцев, «Литературоведы» работали со справочными
материалами и рассказывали об особенностях жанра, «Лингвисты» приходили на
помощь в толковании слов, таких как: «искренность», «льстивый», «невежество»,
19
«лицемерие», ( для этого учащимся пришлось поработать с толковым словарём),
«Актёры» поработали с баснями И.А.Крылова, которые не изучались на уроке, и
представили на суд зрителей басню «Два мальчика», затем состоялось обсуждение
этой басни, «Художники» пригласили нас в «Художественную галерею», где
учащиеся должны были вернуть героев в свои басни и т.д. Затем ребята работали в
группах, которые были сформированы случайным способом. Они называли басни,
в которых встречались «крылатые фразы», пытались отыскать названия басен,
соединив линиями слова из первого столбика со словами из второго. В конце урока
было дано творческое домашнее задание: сочинить басню по данному началу.
Таким образом, урок был построен с учётом личностно ориентированного подхода,
были использованы задания и формы работы, развивающие познавательную и
творческую деятельность учащихся. Я согласна, что такие уроки готовить каждый
день невозможно, но в каждом уроке должен присутствовать элемент новизны и
творчества.
II.2. Интерактивные методы и формы работы на уроке
Внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов требует тщательной
подготовки учителя и учащихся. Прежде чем начинать работу в этом направлении,
необходимо чётко определить цели, задачи, пересмотреть саму структуру урока,
понимать, каким должен быть ожидаемый результат, продумать формы и методы,
приемлемые к предмету, коллективу детей. На уроке не должно быть
нагромождения интерактивных форм, чтобы урок не превратился в хаос. По моему
мнению, достаточно 2-3 форм. Вводить интерактивные методы и формы надо
постепенно, учитывая возрастные особенности школьников, степень
подготовленности класса. Переходя к интерактивному обучению, учитель должен
выработать для себя некоторые правила.
Правило первое. Работу на уроке надо построить так, чтобы в неё были
вовлечены все участники.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке детей,
ведь не все учащиеся, пришедшие на урок, готовы к непосредственному
включению в те или иные формы работы. Сказывается закрепощённость,
скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки,
постоянное поощрение учеников за активное участие в работе.
Правило третье. Обучающихся не должно быть больше 30 человек, так как
важно, чтобы каждый был услышан на уроке.
Правило четвёртое. Подготовка помещения (класса) для работы. Ученику
должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Внимательно относиться к вопросам регламента. Об этом
надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Обязательно
надо договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой
точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Продумать деление участников на группы. Первоначально
его лучше построить на основе добровольности, а затем уместно воспользоваться
принципом случайного выбора.
20
Интерактивные технологии требуют изменения жизни всего класса, а также
большего количества времени на подготовку как учащихся, так и учителя.
Определённые трудности на первом этапе работы у меня возникали с дисциплиной
в классе. Поэтому мы вместе с ребятами провели организационное занятие, где
определили единые требования к работе в классе. Постепенно ребята привыкли к
установленным на уроке правилам. Эта проблема уже не мешает осуществлению
интерактивных методов и форм работы. Среди большого разнообразия инноваций я
выбрала такие, которые непосредственно отвечают требованиям урока литературы,
эффективны для решения поставленных задач, интересны учащимся, способствуют
развитию творческого мышления.
«Мозговой штурм» - это метод, при котором все ученики могут свободно (без
критики и оценивания со стороны учителя и учащихся) высказать свои мысли, даже
абсурдные и фантастические, относящиеся к поставленному вопросу или
проблеме. При проведении «мозгового штурма» необходимо:
-чётко формулировать вопрос или проблему;
- дать возможность высказаться всем желающим;
- привлекать всех учащихся высказывать свои мысли и предложения.
Этот метод использую на уроках тогда, когда необходимо раскрыть смысл того или
иного понятия, найти пути выхода из проблемной ситуации, выяснить, как ученики
относятся к тому или иному вопросу, проблеме. Например, урок в 5 классе
«Развитие творческой деятельности и речи. Обучение связному устному ответу на
вопрос». После ознакомления учащихся с жанром «ответ на вопрос» задаю
проблемный вопрос: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» рассказывает
об истинной и мнимой красоте. Кто из героев сказки по-настоящему красив? В чём
проявляется эта красота?» Его обсуждение провожу методом «Мозговой штурм».
Все учащиеся предлагают свои варианты ответа. Я записываю их на доске, после
того, как варианты собраны, они группируются и анализируются. Затем
выбираются те, что помогут решению вопроса.
Ещё использую на уроках «Учебный мозговой штурм». Развитие творческого
стиля мышления – вот основная его цель. Обычно штурм проводится в группах
численностью 7-9 человек. Первый этап - создание банка идей. Цель – наработать
как можно больше возможных идей, решений. В том числе тех, которые кажутся
«дикими». Во время перерыва можно обсудить штурм с рефлексивной позиции:
какие были сбои, допускались ли нарушения правил и т.д. Второй этап – анализ
идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом
придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то
полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя
бы применить в других условиях. Третий этап – обработка результатов. Группа
отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который
рассказывает о них классу и учителю. После изучения поэмы «Мцыри»
М.Ю.Лермонтова дала такое задание: предложите идею оригинального памятника
Мцыри. (Обсуждение идей позволяет ещё раз вспомнить и проанализировать
характер героя, события его жизни).
«Аквариум» является эффективным методом развития умений вести
дискуссию. Уже с 5 класса необходимо приучать школьников высказывать свою
21
точку зрения на обсуждаемую проблему и прислушиваться – что не менее важно –
к чужому мнению.
Одна из групп садится в центр класса (или на передние парты среднего ряда),
создав внутреннее кольцо. Участники группы начинают обсуждать предложенную
учителем проблему. Все остальные ученики молча наблюдают за обсуждением.
Задачи группы, которая работает:
- сформулировать вслух вопрос;
- обсудить вопрос в группе, используя метод дискуссии;
- прийти к общему решению.
На эту работу группе предоставляется 3-5 минут. Все другие учащиеся класса
должны только слушать, не вмешиваясь в ход дискуссии, наблюдать, проходит ли
обсуждение в соответствии с правилами. После истечения времени группа
занимает свои места, учитель обращается к классу с вопросами:
- Согласны ли вы с решением, к которому пришла группа?
- Было ли решение достаточно аргументированным?
- Какой из аргументов вы считаете наиболее убедительным?
После этого место в «аквариуме» занимает другая группа, которая обсуждает
следующую проблему. Все намеченные группы должны по очереди побывать в
«аквариуме», а результаты работы каждой из них должны быть в классе
обсуждены. Этот метод использовала на уроке «Г.Х.Андерсен. «Снежная
королева»: рассудочное и чувственное в человеческих отношениях, авторское
отношение к героям сказки» в 5 классе. Класс поделён на три группы, каждой
группе предложен вопрос:
1) Как автор, Г.Х.Андерсен, относится к своей героине? (Обратить внимание на
отдельные слова и выражения, которыми великий сказочник характеризует Герду);
2) Можно ли сказать, что в своей сказке Андерсен обращает внимание на проблему
внутренней и внешней красоты? (Составить образы Герды и Снежной королевы,
попытаться связать сказку Андерсена со « Сказкой о мертвой царевне»;
3) Расчёт или любовь делают нас сильными? ( Вопрос трудный, но всё-таки почему
бы не попробовать пристальнее посмотреть на Кая: его увлеченность арифметикой,
прагматичную просьбу к Снежной королеве – после поцелуя – не забыть его
салазки и т.д., попробуют сопоставить Кая и Герду. Каждая группа со своим
вопросом побывала в «аквариуме», деятельность группы была обсуждена в классе.
«Аквариум», а также «Дискуссия в группе» позволяет развивать способности:
- общаться;
- усваивать информацию;
- увидеть разницу между мнением и фактом;
- уважать мнения и взгляды других людей;
- слаженно работать со сверстниками;
- делать логические выводы;
- более глубоко понимать обсуждаемый предмет, действие .
«Лови ошибку»
Этот метод использую, если надо проверить знание учащимися содержания
произведения, биографии автора. Ребята ищут ошибку группой, спорят,
совещаются. Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Он
22
передаёт результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед
всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется количество
времени. Например, ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов.
Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать автору. Доказывают
свою точку зрения.
С целью развития творческих способностей учащихся использую в работе метод
«Ролевая игра» ( «Интервью с автором» или « Дружеская встреча героем») . Цель
ролевой игры – выразить своё отношение к конкретному герою или ситуации,
получить ответ на интересующий вопрос путём личного участия. Этот метод
нравится школьникам, потому что все дети любят играть.
«Микрофон»
Этот метод даёт возможность каждому сказать что-то быстро, в порядке очереди,
отвечая на вопрос или выражая своё мнение или позицию. Обычно использую его
на этапе урока «Рефлексия». Ребята отвечают на вопросы такого типа:
- Что понравилось (не понравилось) на уроке?
- Что узнал нового?
- Где смогу применить то, чему научился сегодня? и т.д.
«Интервью с героем произведения» готовят и проводят учащиеся очень охотно .
Использую на своих уроках методы « Займи позицию» и «Работа в малых
группах.
Интерактивное обучение предполагает большое разнообразие форм и
методов, все их невозможно раскрыть в одной работе, некоторые придётся ещё
апробировать мне в своей практике. Но при всём этом надо отметить, что
интерактивные формы и методы способствуют созданию ситуаций успеха, это
является мощным стимулом для учащихся. Поэтому каждому педагогу важно знать
основные правила управления успехом на уроке, поскольку выполнение их, в свою
очередь, позволяет судить об уровне активности всех их участников.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить,
найти пути их решения, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но
оставил детей равнодушными к тому, что на нём происходило.
Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки
нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные
достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность
учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха
учащихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация
деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и
творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент
романтичности играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство
восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Учитель должен хорошо знать детей, чтобы научиться в нужную минуту помочь
им.
23
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит
успех всего урока.
Наряду с цифровой, развёрнутая текстовая оценка играет исключительную роль в
стимулировании учебной деятельности.
Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими,
доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими
способности и особенности детей.
Вывод
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным
распространением
различных
инноваций,
в
том
числе
новых
педагогических
технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с
другой.
Использование
же
в
педагогической
деятельности
различных
образовательных
технологий
позволяет
учителю
повысить
мотивацию
обучающихся, практическую направленность учебных занятий, а следовательно,
добиваться более гарантированных результатов в своей деятельности.
Обновление содержания образования сегодня требует от педагогов знания
тенденций
инновационных
изменений
в
системе
современного
образования,
отличий
традиционной,
развивающей
и
личностно
ориентированной
систем
обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных
форм и методов обучения, критериев технологичности, умения анализировать и
оценивать эффективность применяемых педагогических технологий в собственной
практике.
Интерактивные формы и методы обучения завоёвывают сегодня всё большее
признание и используются при преподавании различных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные,
прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего
диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между
учащимися в группе неизбежно возникают определённые межличностные
отношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной
деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного
материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной
деятельности в целом.
Исходя из цели и задач данной работы, попыталась показать актуальность
выбранной темы, научное обоснование и практическое применение в учебно-
воспитательном процессе.
В теоретической части работы рассмотрен технологический подход как
основа современного образования, понятие, структура и классификация
педагогической технологии, раскрыта сущность интерактивных форм и методов
работы.
В практической части своей работы попыталась доказать, что инновационные
( в частности, интерактивные) технологии завоёвывают всё большую
популярность. Методы и формы работы, которые я использую в своей практике на
уроках позволяют преподавать литературу как искусство слова, способствуют
24
повышению заинтересованности учебным предметом, развитию творческой и
познавательной деятельности учащихся, активизируют их мыслительные
способности, развивают логику и гибкость мышления, коммуникативные умения и
навыки, помогают проявить своё «Я», а это значит, что на уроках литературы
формируется личность ребёнка.
Умелое использование инноваций на уроках - это ориентация не на
сегодняшний, а на завтрашний день в развитии ученика.
25