Напоминание

"Методические рекомендации по использованию различных средств активизации музыкально-познавательной деятельности младших школьников"


Автор: Ликунова Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №2"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Методические рекомендации по использованию различных средств активизации музыкально-познавательной деятельности младших школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему: «Методические рекомендации по использованию

различных средств активизации музыкально-познавательной

деятельности младших школьников».

Автор: Ликунова Т.М. преподаватель

МБУДО «ДМШ №2» г. Саранск

Освоение музыки школьниками осуществляется через различные виды

музыкальной

деятельности,

в

основе

которой

лежит

активный

процесс

восприятия. Так, Б. В. Асафьев рассматривал этот процесс как мыслительно-

активную деятельность, как наблюдение-осмысление музыки, ее течения,

развития происходящих в ней процессов. Однако нельзя обучать музыке, не

пробудив познавательного интереса к ней. Д. Б. Кабалевский считал интерес

к музыке и увлеченность ею обязательным условием того, чтобы музыка

могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль.

На наш взгляд, познавательный интерес школьников к музыкальному

искусству

в

обучении

должен

быть

неразрывно

связан

с

чувством

удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество. В

этой связи, Ю. Б. Алиев отмечал: «Интерес и радость познания необходимы,

чтобы

дети

были

счастливы».

Интерес

прекрасный

стимул

вообще

и

приобщения

школьников

к

музыке

в

частности.

Под

его

влиянием

развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность,

обостряется

работа

воображения,

восприятия,

усиливается

произвольное

внимание,

сосредоточенность.

Образовательные

Интернет-ресурсы

открывают широкие возможности для стимулирования такого интереса.

Рассмотрим

использование

различных

средств,

приемов

и

методов

активизации музыкально-познавательной деятельности учащихся младших

классов в зависимости от уровня их познавательной активности.

Уровень репродуктивно-подражательной активности.

Занимаясь с этой группой учеников, нужно помнить о том, что они

медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно. Не

следует

предлагать

им

заданий,

которые

требуют

быстрого

перехода

от

одного

вида

деятельности

к

другому.

Эти

учащиеся

нуждаются

в

более

длительном промежутке времени на подготовку и обдумывание ответа, а в

момент ответа не стоит перебивать их или задавать им неожиданные и

каверзные вопросы. Одним из приемов работы с учениками данного уровня

активности является использование права на частичное выполнение задания.

Уровень поисково-исполнительской активности. Для учащихся данного

уровня

характерна

заинтересованность

только

в

определенных

учебных

ситуациях,

связанных

с

интересной

темой

(содержанием)

урока

или

необычными

приемами

преподавания.

Таким

образом,

включение

в

деятельность

связано

с

эмоциональной

привлекательностью,

но

не

подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с

желанием приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также

легко теряют интерес к учению. Эпизодически они могут удивлять учителя

быстрыми правильными ответами, но это не становится системой.

В этой ситуации внимание учащихся можно «держать» вопросами, но

задает их не учитель, а сами дети. Можно ввести (практически на любом

уроке)

правило:

в

конце

урока

ученики

должны

задать

не

менее

пяти

вопросов

по

теме

урока.

Это

несложное

задание

помогает

школьникам

выполнять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.

«Здесь важную роль играет эмоциональная поддержка. Однако нужно

помнить о том, что эмоциональная форма преподнесения материала может

улучшить

урок,

но

она

не

обеспечивает

овладение

знаниями

в

полном

объеме. Учитель должен создать не только эмоциональную атмосферу, но и

оптимальные условия для ежедневной работы учащихся. Тогда можно будет

говорить

о

стабильном

уровне

поисково-исполнительской

активности

школьников. Таким образом, стратегия учителя в работе с относительно-

активными учащимися заключается в том, чтобы не только помогать им

включиться в музыкально-познавательную деятельность, но и поддерживать

для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего

урока».

Основными

средствами,

стимулирующими

учащихся

на

уровне

поисково-исполнительской

активности,

можно

назвать

все

проблемные,

частично-поисковые

и

эвристические

ситуации,

которые

создаются

на

уроках. Однако даже опытному учителю трудно организовывать учебные

проблемные

ситуации

на

каждом

уроке.

Поэтому

можно

предложить

учащимся

особые

ролевые

ситуации.

Они

могут

быть

различными.

Например,

ребята

могут

брать

на

себя

роль

«экспертов».

Доверяя

ответственную

работу,

мы

способствуем

активизации

музыкально-

познавательной деятельности. Для детей данного уровня познания должна

стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных

задач и ситуаций, поскольку они потенциально предрасположены к новым,

более высоким требованиям в учении.

Существенно

отличается

работа

с

учащимися,

обладающими

творческим уровнем познавательной активности.

«Общепризнанно, что особые способности, или одаренность, зависят

от врожденных задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить

этих способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным ученикам

открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Поэтому

педагогическая работа с этими учащимися ориентирована на специальные

приемы,

стимулирующие

творческую

деятельность

учащихся

в

целом».

Помочь

в

достижении

этой

цели

могут

и

отдельные

приемы,

активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки. К

сожалению литературы с теоретическими и методическими рекомендациями

для работы с данной группой учащихся недостаточно.

Учащиеся с активным отношением к музыкально-познавательной и в

целом познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие

ученики

систематически

выполняют

домашние

задания,

с

готовностью

включаются

в

те

формы

работы,

которые

предлагает

им

педагог.

Они

достаточно

осознанно

воспринимают

учебную

задачу,

с

желанием

включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные

пути решения и работают преимущественно самостоятельно.

Именно

на

данную

категорию

учащихся

опирается

учитель

при

изучении новой (непростой) темы; именно эти школьники выручают учителя

в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и

т. п.). Главные достоинства этих учащихся в стабильности и постоянстве.

Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал

достаточно

прост,

если

учитель

занят

с

более

слабыми

учащимися.

Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и

уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему

проблема

активизации

музыкально-познавательной

деятельности

таких

учащихся достаточно актуальна.

Одним

из

средств

эмоционального

стимулирования

учения

можно

назвать использование метода стимулирования занимательностью.

При

изложении

нового

материала

нужно

приводить

яркие

примеры-

образы,

которые

обязательно

запечатлеются

в

памяти

учащихся

своеобразным опорным сигналом.

Творческий

характер

является

неотъемлемой

частью

системы

и

требованием к любому заданию. На уроках можно применять следующие

виды творческих заданий:

– составление задач учащимися и конструирование обратных задач;

творческие

задачи

(требующие

самостоятельной

постановки,

описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний

учащихся)

например,

разработка

программы

музыкального

вечера,

музыкального внеклассного мероприятия;

– конкурсы, например, «Лучший словарь терминов по музыке» и т.п.

– реферат;

доклад;

– составление кроссворда по теме;

– разгадывание ребусов по музыке;

составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по

заказу школы;

– творческий проект – создание учащимися готового программного

продукта.

Игровые

технологии.

Одним

из

спо собов

а к т и в и з и р о в ат ь

познавательную

деятельность

учащихся,

развить

интерес

к

музыке,

к

самостоятельному

ее

изучению

является

использование

коллективно-

групповых форм работы на уроке, игр. «Цель таких уроков – повторить и

систематизировать

материал

темы

или

ее

части.

Как

показала

практика,

уроки-игры

отличаются

коллективистской

атмосферой:

каждый

участник

игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех

этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом,

обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают,

что

от

каждого

члена

команды

зависит

общий

успех.

Каждый

пытается

вместе с командой найти решение, его усилия дополняются усилиями других,

возникает эффект сопричастности к делу». Игра вызывает положительные

эмоции,

радость

познания.

Конечно,

и

от

учителя

требуется

быстрота

реакции, эрудиция, объективность, ну и доброжелательность.

Среди наиболее интересных игровых средств активизации музыкально-

познавательной деятельности можно назвать такие, как:

ассоциативные, активизирующие

во сприятие

п р о и з вед е н и й

музыкального

творчества,

развивающие

ассоциативное

мышление

и

творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и

образы

(например,

«Найди

свой

звук»,

в

ходе

которой

учитель

готовит

разнообразные

мелкие

предметы:

ключи,

гвозди,

банки-склянки,

бумагу,

ложки, а детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из

них

разнообразные

звуки,

найти

понравившийся

тембр,

а

после

этого

объяснить,

почему

они

выбрали

именно

эти

звуки

и

какой

образ,

цвет

возникает при их восприятии);

игры,

формирующие

слушательские

умения,

навыки

анализа

музыкального

произведения,

грамотного

изложения

собственных

впечатлений о музыке (к примеру, «Музыкальный орнамент»: по условиям

игры

детям

необходимо

заполнить

альбомный

лист

графическими

изображениями

музыкальной

формы

прослушанных

фрагментов

музыкальных произведений (для этого используются краски, фломастеры или

карандаши); буквенное изображение музыкальной формы стало импульсом

для

создания

рисунков,

отображающих

определенную

закономерность

музыкального ряда; при проведении этого задания постепенно стала ярче

проявляется

творческая

инициатива

самих

ребят:

если

первые

попытки

ограничивались

изображениями

схематических

фигур,

то

постепенно

средства

воплощения

стали

расширяться

и

обогащаться

(появились

орнаменты из цветов, предметов, аппликации, а геометрический орнамент

стал более прихотливым);

интерактивные

игры,

способствующие

развитию

у

детей

таких

личностных качеств, как умение ладить с другими, любознательность и др.

(например, под таинственную музыку учитель говорит детям, чтобы они

представили над собой ночное небо, усыпанное звездами и посмотрели на

какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется с мечтой или

желанием что-либо иметь или кем-либо стать… Затем ребятам предлагается

открыть глаза и протянуть руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды;

учитель продолжает в том же, духе и дает детям возможность сорвать с неба

еще несколько звезд; он советует под музыку дышать так, чтобы делать

глубокий вздох, когда они ее достают и кладут в воображаемую корзину;

сплоченность класса возрастает, если после игры каждый расскажет о какой-

нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит).

Таким

образом,

игры

оказывают

большое

влияние

на

умственное

развитие

детей,

совершенствуя

их

мышление,

внимание,

творческое

воображение.

Чтобы

учение

не

превратилось

для

ребят

в

скучное

и

однообразное

занятие,

нужно

на

каждом

уроке

стараться

вызывать

у

школьников приятное ощущение новизны познаваемого. Использование на

различных

этапах

урока

всевозможных

игровых

ситуаций

одно

из

направлений поднятия интереса учащихся к учению, в частности к занятиям

музыки.

Современным

и

популярным

средством

активизации

музыкально-

познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках музыки

является

использование проектных

методик.

По

характеру конечного

продукта

проектной

деятельности

можно

выделить

следующие

виды

проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.

Ролевые

проекты, например,

инсценировка

детских

песен,

разыгрывание фрагментов биографии композиторов и т. д.

2.

Информативно-исследовательские

проекты, например,

«Изучение

биографии

композитора»,

«Как

создавалась

опера»,

«Путешествие

в

мир

музыкальных инструментов».

3.

Сценарные

проекты

сценарий

внеклассного

музыкального

мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные

концерты, фестивали и т. д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы

для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и т.

д.

6. Практико-ориентированные

проекты,

например,

дидактический

материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и ее описание и т.

д.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами

добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и

рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И,

наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции,

могут

участвовать

в

проектной

работе

в

соответствии

со

своими

возможностями.

Например,

ученик,

который

обладает

недостаточными

музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и т. д.

XXI

в.

век

высоких

компьютерных

технологий.

Поэтому

уже

в

настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения

на основе современных информационно-коммуникативных технологий,

где в качестве источников информации все шире используются электронные

средства,

в

первую

очередь,

глобальные

телекоммуникационные

сети

Интернет.

Новые

педагогические

технологии

немыслимы

без

широкого

применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий), именно

они

позволят

в

полной

мере

раскрыть

педагогические,

дидактические

функции

этих

методов,

реализовать

заложенные

в

них

потенциальные

возможности.

Гуманитарные дисциплины, в том числе урок музыки – благодатная

почва

для

внедрения

ИКТ

и

активного

использования

образовательных

Интернет-ресурсов.

Уроки музыки должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением

большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео

записей.

Все

это

может

обеспечить

нам

компьютерная

техника

с

ее

мультимедийными

возможностями

и

возможностями

использования

образовательных Интернет-ресурсов. И именно для таких уроков учителя и

учащиеся готовят самые замечательные,

самые интересные проекты, это

уроки путешествия в мир музыки и живописи, в мир кино и мультипликации,

в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютера

дает возможность увидеть мир глазами многих композиторов, исполнителей,

живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической

музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор

учащихся,

позволяют

за

ограниченное

время

дать

обширный

искусствоведческий материал. Использование Интернет-ресурсов на уроках

позволяет

разнообразить

формы

работы,

деятельность

учащихся,

активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Применение

ИКТ

позволяет

использовать

разнообразный

иллюстративно-информационный

материал.

Причем

материал

могут

находить и сами учащиеся в Интернете, для подготовке к уроку, составлению

презентаций, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся,

умение

находить,

отбирать

и

оформлять

материал

к

уроку,

в

чем

мы

убедились в ходе опытно-экспериментального исследования.

Также занятия музыкой с использованием Интернет-ресурсов помогают

решать важные педагогические и воспитательные задачи, а именно:

– повышение интереса школьников к урокам музыки;

формирование

первоначальных

представлений

о

музыке

как

художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности;

– развитие навыков музыкально-творческой деятельности;

углубление

знаний

о

музыкальном

искусстве,

его

истории,

закономерностях развития и выразительных средствах музыки;

получение

знаний

о

современных

компьютерных

технологиях

и

развитие навыков обращения с музыкальной компьютерной техникой;

– расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного

вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера;

овладение

интонационно-образным

языком

искусства

на

основе

складывающегося

опыта

творческой

деятельности

и

взаимосвязей

между

различными видами искусства;

включение

учащихся

в

общественную

жизнь

школы

через

выполнение

ими

общественно-полезных

заданий

по

музыкальному

оформлению праздников, концертов.

Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать

изобразительное искусство и музыку, музыку и литературу; использование

мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Анализируя опыт использования образовательных Интернет-ресурсов

на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что это позволяет:

– активизировать познавательную деятельность учащихся;

– проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечить

высокую

степень

дифференциации

обучения

(почти

индивидуализацию);

– формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

– обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам.

Огромную

помощь

на

уроках

музыки

дают

музыкальные

энциклопедии,

интересна

«Энциклопедия

популярной

музыки

Кирилла

и

Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных

группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить

историю той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в

России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для

проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные

вопросы и музыкальные фрагменты.

На уроках можно использовать программу «Шедевры музыки». В ней

содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от

барокко

и

заканчивая

современной

музыкой.

Кроме

этого,

представлены

биографии

композиторов,

история

созданий

музыкальных

произведений,

комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также словарь различных

терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.

Не

менее

интересна

программа

«Музыкальный

класс»,

где

есть

возможность заниматься музыкой. Эта программа обучающего характера. В

разделе

«Теория

музыки»

учащиеся

самостоятельно

выбирают

один

из

предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки

знаний. Единственный недостаток этого раздела, как и всей программы, в

том, что сам музыкальный материал проигрывается в быстром темпе.

Таким образом, обновление содержания музыкального образования,

предполагающее развитие у школьников творческих способностей, требует

совершенствования

всей

системы

обучения

музыке:

использование

разнообразных

современных

музыкально-образовательных

технологий,

форм,

методов

и

средств

повышения

познавательной

активности

учащихся, их самостоятельности в приобретении знаний, формировании

умений

и

навыков,

возрастания

роли

экспериментальных

методов.

В

музыкальной педагогике используются различные средства активизации

музыкально-познавательной деятельности учащихся младших классов в

зависимости от уровня познавательной активности учеников, в частности

такие,

как

стимулирование

занимательностью;

игровые

технологии

(ассоциативные

игры, игры,

формирующие

слушательские

умения,

интерактивные

игры);

проектные

методики

(разработка

проектов),

использование образовательных

Интернет-ресурсов

и

компьютерных

технологий

и

ряд

других.

Средства

активизации

музыкально-

познавательной деятельности учащихся младших классов необходимы на

уроках

музыки,

поскольку

они

открывают

широкие

возможности

и

создают

условия

для

формирования

музыкальной

культуры

личности.

Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность

и, главное, интерес детей к урокам музыки.



В раздел образования