Напоминание

Использование функций народных праздников и обрядов по формированию нравственных качеств воспитанников на музыкальных занятиях в ДОУ


Автор: Александрова Елена Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование функций народных праздников и обрядов по формированию нравственных качеств воспитанников на музыкальных занятиях в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование функций народных праздников и обрядов по формированию

нравственных качеств воспитанников на музыкальных занятиях в ДОУ

Александрова Елена Алексеевна, музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк

Знакомство

ребенка

в

дошкольном

учреждении

с

многообразной

музыкой

-

классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально

для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает

предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного

развития

музыкальных

способностей.

В

ребенке

важно

развивать

все

лучшее,

что

заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной

деятельности,

на

основе

различных

природных

задатков

формировать

специальные

музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В

результате

ребенок

приобретает

самый

большой,

в

сравнении

с

другими

видами

деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия –

мышление.

Для

полноценной

реализации

музыкально-педагогической

программы

необходимо проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный

опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда

выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает

народный

характер.

Только

народное

воспитание

является

живым

органом

в

историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно

влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии

человека, на его нравственное становление.

В

наше

время

приобщение

детей

к

народному

творчеству,

искусству,

непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные

чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу

ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

1

Нравственные

качества

личности

формируются

и

проявляются

в

тесной

взаимосвязи. Патриотизм порождает любовь к труду, трудовой процесс влечет за собой

коллективизм. Последний вытекает из чувства любви к своему народу.

Нравственное сознание определяется условиями материальной жизни общества,

общественный бытием и находит отражение в сознании человека в форме нравственных

понятий и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько

групп.

Художественная

литература,

изобразительное

искусство,

музыка,

кино,

диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта

группа

средств

очень

важна

в

решении

задач

нравственного

воспитания,

так

как

способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. По мнению А.

М. Богуш одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания

являются обряды и праздники .

Сила

народной

педагогики,

народных

традиций

и

обрядов

заключается

в

человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его

стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель

«облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Чтобы

человеку

оставаться

человеком,

ему

необходимо

помнить

свои

корни.

Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена.

Внимательное

отношение

к

своим

родственникам,

составление

своей

родословной

укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Многочисленные

обычаи

и

традиции

можно

отнести

к

комплексным

формам

воздействия

на

воспитание

подрастающего

поколения.

Народные

праздники

были

настоящим

кодексом

неписаных

норм

и

обязанностей,

но

только

в

художественно-

эмоциональной

форме.

Обряды,

отражающие

нравственные

устои

русского

народа,

закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и

содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких

праздниках, как Троица, Масленица и другие.

Главной

целью

нравственного

воспитания

на

основе

народных

обрядов

и

праздников

является

приобретение

молодым

поколением

нравственного

опыта,

наследование

духовного

достояния

русского

народа,

достижение

культуры

межличностных и межнациональных отношений.

Основные

задачи

нравственного

воспитания

дошкольников

в

процессе

ознакомления с народными праздниками и обычаями это-

2

приобретение

знаний

о

нравственных

принципах,

нормах

и

правилах

общественного поведения;

воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений;

формирование

нравственных

идеалов,

убеждений,

стойких

навыков

и

привычек нравственного поведения.

Многообразные

воспитательные

функции

народных

праздников

обуславливают

целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в

системе воспитания. современная система праздников – это своеобразное педагогическая

система,

которая

органически

связана

со

всей

воспитательной

работой

в

данной

социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на

людей, отражает их мировоззрение .

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в

действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета коллектива

художественной самодеятельности, они превращаются в целенаправленную программу,

служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно

такая

педагогическая

функция

определяет

их

место

в

современной

системе

воспитательной работы.

Анализ

опыта

организации

и

проведение

народных

праздников

позволяют

сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы:

принцип всеобщности

принцип использования активности и самодеятельности людей

принцип дифференцированного подхода к участникам

Для

системы

дошкольного

воспитания

немаловажное

значение

имеет

именно

принцип

дифференцированного

подхода,

позволяющий

создать

гибкую

систему

воздействия

на

детей.

В

каждом

празднике,

представляющем

собой

конкретную

педагогическую

систему,

проявляются

закономерности

педагогики

как

науки

о

воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной

специально организованной системы воздействия.

Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором

приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа. Общественный опыт

передается дошкольнику и воспринимается им не только в процессе целенаправленного

общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий,

взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования,

сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы поведения.

В целом можно выделить следующие функции народных праздников:

3

развивающую

информационно-просветительную

культурно-творческую

рекреативно-оздоровительную.

Наиболее

полно

развивающее

начало

воплощено

в

информационно-

просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае

подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность,

направленная

на

духовное,

нравственное

обогащение

личности

дошкольника,

приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Проведение праздника требует серьезной подготовки воспитателя и музыкального

работника. Каждый праздник готовится сначала фрагментарно с небольшими группами

детей на занятиях по разным разделам программы народоведческой направленности.

Приобщаются к подготовке праздников и родители.

Эмоциональное общение воспитателя и родителей с детьми накануне праздников

помогает

вызвать

и

поддерживать

интерес

к

его

содержанию,

глубже

осмыслить

сообщаемый

материал,

подойти

к

морально-эстетичным

выводам

и

определиться

в

отношении к нему, то есть заложить основы моральных представлений и чувств.

Если младших детей интересует только участие в празднике и те эмоциональные

минуты радости, которые они переживают от сюрпризов, то старших дошкольников уже

интересует

качество

выполнения

ими

действий

каждого

персонажа,

красота

и

неповторимость костюмов, атрибутов, декораций. Успех того или другого праздника

народоведческой

направленности

зависит

в

значительной

мере

от

того

содержания

описания праздника, который заложен в основу сценария. Поэтому для праздников в

дошкольном

учреждении

должно

быть

выбрано

календарно-обрядовое

единство

праздника с минимальным религиозным звучанием.

В толковании праздника с помощью литературного текста, легенды или поверья

должны иметь место короткие монологи, диалоги персонажей, которых играют дети и

взрослые. Отклонение от содержания толкования основных событий, которые создают

канву

праздника,

допускать

нельзя.

Поэтому

воспитателю

и

музыкальному

руководителю нужно выбирать доступные для понимания детей материал.

Малые фольклорные жанры, которые используются в сценариях, – народные песни

календарно-обрядного содержания, семейно-бытовые и исторические тематики – всегда

имеют

простой

текст,

динамический

сюжет,

который

легко

и

быстро

запоминается

детьми,

поэтому

их

следует

использовать

без

ограничения,

только

с

учетом

продолжительности праздника.

4

Для того чтобы организовать и провести праздник с исторической или религиозной

тематикой, нужно вызвать интерес к событию или явлению, которое положено в основу

сценария,

организовать

глубокое

осмысление

его

детьми

как

на

занятиях

по

народоведению, так и в повседневной жизни. Во время чтения произведений детской

литературы

или

рассказов

воспитателя,

например,

на

историческую

тему,

следует

использовать все средства выразительности.

Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей

исторической

отдаленностью

событий,

религиозной

особенностью

отдельных

толкований,

поэтому

воспитателю

следует

использовать

соответствующий

иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж,

кинофильмы .

Следует

расширять

круг

представлений

детей

путем

использования

других

источников

носителей

народоведческой

информации.

Главное

место

в

работе

воспитателя и музыкального работника отводится подготовке костюмов и атрибутов к

каждому тематическому празднику. Любой элемент костюма как для мальчика и девочки,

так

и

для

взрослого

имеет

не

только

эстетичную,

но

и

глубокую

познавательную

нагрузку.

Потому

их

подбор

с

учетом

тематической

направленности

сценария,

региональных и общенародных особенностей и традиций имеет особое значение для

организации и проведения праздника.

Дети

охотно

принимают

участие

в

изготовлении

костюмов

и

их

атрибутов.

Воспитатель, руководя этой работой, может еще раз обратиться к содержанию тех

произведений, которые лежат в основе сценария, к объяснению оберегов, обычаев и

традиций русского народа. Дети принимают активное участие в оформлении зала или

групповой комнаты к празднику. Используя при этом вещи ежедневного употребления,

которые имеют традиционное назначение и исполняют функцию оберегов, дети имеют

возможность еще раз закрепить представление о них, уточнить и конкретизировать

приобретенные знания.

5

Литература

1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР И. А. Каирова и канд.

пед. Наук О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 1975. – 320

с.

2. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к

речевому общению.// Дошкольное воспитание. 2007, N3. – С. 113-115.

3. Запорожец Л. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного

произведения.// Избр. психологические труды. – М.: Просвещение, 1986. – 357 с.

4.

Маханева

М.

Д.

Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного

возраста:

Пособие

для

реализации

Государственной

программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.:

АРКТИ, 2004. – 72 с.

5. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой:

изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.

6 .Павлова Л. Поэтика народных традиций – детям.// Дошкольное воспитание. 2000,

№12. - С. 68-71.

7.

Усова

А.

П.

Русское

народное

творчество

в

детском

саду.

3-е

изд.

М.:

Просвещение, 1972. – 289 с.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

Приложение 1

Сценарий рождественской сказки для детей 4-6 лет

«ЧУДО ДЛЯ НАСТИ»

Действующие лица: Настя, Дружок, мышка, лиса, волк, зайчик, лесник, крестная,

Ангел.

Сказочница: Вы, наверное, знаете, что Рождество – время чудес. Вот и мы расскажем

вам одну чудесную историю. Помните ли вы девочку Настеньку? Жила она в маленьком

домике на опушке леса, а с ней – пес Дружок. Была Настя доброй и трудолюбивой

девочкой, дружила с лесными зверями, помогала им чем могла. Старалась она не

грустить, хотя одной девочке в лесу жилось нелегко. И вот однажды в праздник

Рождества послушайте, что произошло…

Сцена 1

(Домик Насти. Выходит Дружок.)

Дружок : Семечек и крошек

Насыплю я в кормушку,

Будет очень рада

Мышка-норушка.

(Выбегает Мышка.)

Мышка: Спасибо, Дружок!

Поздравляю с Рождеством!

Что же, песик, ты невесел?

Что головушку повесил?

Дружок: Все у нас в порядке,

В домике нарядно,

Угощенье все готово…

Мышка: Может, Настя нездорова?

Дружок: Нет, она старается,

Шутит, улыбается,

8

Но подумайте – одной

Грустно в праздник ей такой!

К ней людей позвать бы надо!

Настенька гостям так рада!

Мышка: Побежим скорее в лес,

Встретимся со зверями.

Может быть, придумаем

Что-нибудь с друзьями.

Сцена 2

(Лес. Мышка и Дружок осматриваются.)

Дружок: Где же их искать?

(С другой стороны кулис выбегают Лиса и Волк, они ведут за руку Зайчика).

Волк: Мой заяц!

Лиса: Нет, мой!

Мышка и Дружок: Отпустите его!

Дружок: Разве вы не знаете, что сегодня праздник –

Господь Иисус Христос родился!

Лиса: Что же мы с тобою, Волк, сейчас творим?

Сами-то красивые речи говорим…

Волк: А дошло до дела – забыли про слова,

Дракою встречаем праздник Рождества…

Лиса и Волк: Прости нас, Зайка! (кланяются)

Мышка: Наша Настенька грустна,

В домике совсем одна.

Дружок: Что нам делать, как нам быть,

Настю как развеселить?

9

Волк: В эту ночь, идет молва,

Люди елку наряжают,

И под елочкой справляют

Светлый праздник Рождества.

Лиса: А давайте попросим Лесника, пусть он елочку Насте принесет!

Все: Давайте! Пойдем к Леснику! (уходят)

Сцена 3

(Домик Насти. Выходит грустная Настя в теплой шали.)

Настя: От лунного света искрится снежок,

Как зимняя ночь холодна!

Куда подевался мой верный Дружок?

Осталась я в доме одна.

Но ночью молитва для Бога слышней,

И я в тишине помолюсь.

О Господи, ты исцели поскорей

Крёстную маму мою!

Как долго, как долго болеет она,

Но Ты не велишь унывать.

Прошу я о милости к крёстной моей,

Молюсь и опять, и опять…

(Появляются Дружок, Мышка, Лиса, Зайчик и Волк.)

Лиса: Здравствуй, Настенька!

Вместе: С Рождеством Христовым!

Настя: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!

Вместе: Поздравляем с праздником!

(Появляется Лесник.)

10

Вместе: Лесник пришел!

Лесник: Какое тут веселье! Моя елочка будет как раз кстати! (дарит Насте елочку) С

Рождеством Христовым!

Настя (кланяется) : Спасибо, дядюшка Лесник!

Сегодня такая удивительная ночь!

Столько гостей! Вот бы еще крестная

выздоровела… Мы бы жить стали с ней вместе …

Лесник: Что ж, Господу все возможно. Пусть будет во всем святая воля Его!

(Торжественная музыка. Появляется Ангел, он ведет Крестную.)

Настя: Крестная!

Крестная (обнимает Настю) : Настенька!

Нет больше горя – скрылось оно навсегда.

Чудо свершилось – исчезли болезнь и беда.

Будем мы помнить эту чудесную ночь –

В тело земное нынче облекся Господь!

(Все участники поют Рождественскую песенку на мотив песенки из мультфильма

“Лесная сказка”: Елочка, елка, лесной аромат, / Очень ей нужен красивый наряд…).

Рождественская песенка

В небе высоком сияет звезда

Все приходите к нам в гости сюда.

Ведь в этот вечер ликует народ –

Сын Божий, Спаситель, на землю идет,

на землю идет!

К тем, кто трудился и другу помог,

Праздник веселый шагнет на порог.

Ведь в этот вечер Младенец Христос

Каждому, каждому радость принес, радость принес!

11

Чудо свершилось, день светлый пришел,

И в каждом сердце он радость нашел.

Ведь в этот вечер ликует народ –

Сын Божий, Спаситель, на землю идет, на землю идет!

Приложение 2

Сценарий сказки для детей 6-7 лет

«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛОЧКА»

12

Действующие лица: сказочница,1-я звезда, 2-я звезда, 3-я звезда, елочка, медведь,

белочка, зайчик, волк, 1-й Ангел, 2-й Ангел.

Сцена 1

Под музыку для вступления выходит 1-й Ангел.

1-й Ангел: Рождество Христово весь мир празднует.

Взрослые и дети поют радостно:

Всему свету во спасение

Бог родился в Вифлееме!

Сказочница: Вот и наступил праздник, который мы так долго ждали. В церкви

торжественно горят свечи, дома – лампады, а на небе – … звезды! Если тихонько

посидеть и послушать, то можно услышать, о чем же говорят звезды в Рождественскую

ночь…

Сцена 2

Музыка для Звезд. На сцене Звездочки кружатся под музыку.

1-я Звезда: Великое чудо в ту ночь совершилось:

Спасителя Бог нам послал.

В забытой пещере, в заброшенных яслях

Младенец, Сын Божий, лежал.

2-я Звезда: Поверье в народе давно существует,

Что в тихую ночь Рождества

Все звери лесные вражду забывают,

И мир наступает – все в память Христа!

Сказочница: Поглядите, звездочки – Волк идет!

Музыка для Волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.

Волк: Ночью холодной

Ходит волк голодный,

Поднимает дыбом шерсть,

Ищет он, кого бы съесть.

13

Музыка для ночи.

Волк: Какая красивая ночь, даже есть никого не хочется!

1-я Звезда: Это потому что праздник – Рождество!

Сказочница: Удивился волк, сел под елочку, на звездочки смотрит. Тут скачет Белочка.

Музыка для Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.

Белочка: Вот опять пришла зима,

Но не для потехи

Прячет белка в закрома

Шишки и орехи.

(замечает Волка)

Ой-ой-ой! Волк!

(закрывается лапками)

Волк: Не бойся, белка, я тебя не трону.

2-я Звезда: Праздник сегодня – Христос родился!

И небо, и земля – все радуется!

Сказочница: Села Белочка рядом с Волком, красоте леса удивляется. Слышит – ветки

хрустят…

(Музыка для Медведя. Выходит Медведь, переваливаясь.)

Медведь: Я в берлоге сплю зимой

Под большущею сосной.

Лишь когда придет весна,

Просыпаюсь ото сна.

Что за шум? Почему меня разбудили?

Белочка: Радость у нас, Медведушка. Христос родился!

Сказочница: Понял тогда Медведь, почему ему в такую ночь не спится. Ой, кто это?

(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)

Зайчик: В лесу недолго до беды,

14

Но заяц не простак.

Могу запутать я следы:

Вот так, вот так, вот так!

(видит Волка, пугается)

Ой, боюсь!

Медведь: Не бойся, Волк тебя не тронет. Сегодня праздник – Рождество!

Зайчик: А что такое Рождество?

3-я Звезда: Прислушайтесь, поет звезда!

Спешите все туда, туда,

Где на соломе, средь яслей,

Родился Тот, кто всех светлей,

Кто всех прекрасней и мудрей –

Спаситель мира, царь царей!

Все: Пойдемте, пойдемте!

(Музыка, звери идут друг за другом.)

Сказочница: И решили звери пойти поклониться Божественному Младенцу. Да только

выяснилось, что на такой праздник они идут без подарка!

Белочка: У меня только сушеные грибы да шишки!

Волк: А у меня только лапы и хвост!

Медведь: Было бы лето – набрали бы цветов и ягод. А сейчас кругом снег, и деревья

голые стоят…

Сцена 3

(Появляется Елочка.)

Елочка: Может быть, я вам пригожусь? Я - единственное зеленое дерево в лесу.

Сказочница: И правда, может, Елочку подарите?

(Все подходят к Елочке, трогают.)

Все: Она же совсем колючая!

15

Елочка: Что же нам делать?

(Музыка: тропарь Рождества. Выходит 2-й Ангел)

2-й Ангел: Не огорчайтесь! За вашу доброту Господь украсит эту Елочку, и вы сможете

подарить ее Младенцу Христу!

(Музыка для Звезд, например, “Вальс цветов”.)

Звездочки, летите!

(Звездочки под музыку украшают Елочку.)

Все: Ах, какая красивая, какая нарядная!

(Водят хоровод и поют “Маленькой елочке…” Потом все, кроме Елочки и Сказочницы,

уходят за свечами.)

Сцена 4

Елочка: Но вдруг блеснули, зажигаясь,

На елке бриллианты звезд.

И обернулся, улыбаясь,

Ее сиянию, Христос.

Сказочница: И с этих пор Христовой елкой

Она зовется у людей.

И блещут скромные иголки

В огне Рождественских свечей!

(Выходят дети со свечами и поют песню Рождественских свечей.)

Мы маленькие свечи,

Но можем мы светить,

И свет Господней речи

Другим сердцам явить.

Припев:

Свет, свет, свет,

Светит наш.

16

Свет, свет, свет,

Светит наш.

И в этот дивный вечер

Бог дарует нам честь:

Гореть, неся по свету

Рождественскую весть.

Припев.

17



В раздел образования