Напоминание

Организация игровой деятельности дошкольников.


Автор: Куйбагарова Марзия Бисенбаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Организация игровой деятельности дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педсовет № 2

Организация игровой деятельности дошкольников

Игра – один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В

игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре

происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются

нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребенка дошкольного

возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена

игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое

признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина,

Е.О. Смирнова, Л.М. Кларина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что

замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со

сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно,

своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих

результатов в ней является особенно важным.

Игра является сквозным механизмом развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС

ДО), посредством которого реализуются содержание пяти образовательных

областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»;

«Речевое развитие; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое

развитие».

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой

организации детской деятельности.Конкретное содержание игровой

деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей,

определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте

дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности

развития игровой деятельности ребенка:

- в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с

составными и динамическими игрушками… общение со взрослым и совместные

игры со сверстниками под руководством взрослого…;

- для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – игровая деятельность,

включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это

позволит достичь формирования социально – нормативных возрастных

характеристик (пункт 4.6. ФГОС ДО):

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре,

общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и

др. способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми участвует в

совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет

свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры,

различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и

социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли

и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и

желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Классификация игр(по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой):

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей):

Самостоятельные игры:

игра-экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно-отобразительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры:

Игры-развлечения

Интеллектуальные

Празднично-карнавальные

Театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные.

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного

процесса может быть организовано следующим образом:

Непрерывная непосредственно образовательная деятельность будет

включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с

содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию

досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также

организацию совместных с педагогом сюжетных игр. Здесь воспитатель

выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую

передает детям в процессе совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность сопровождается организацией

педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых,

режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по

инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых,

народных.

Организация дидактических игр с дошкольниками

Дидактическая игра (греч. поучительный) – специально созданная игра,

выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в

игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры

составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка

на овладение знаниями и умениями. Д/и является одной из методических

разновидностей обучения.

Дидактические игры позволяют решать задачи разных образовательных

областей:

«Физическое развитие»Дидактическая игра на физкультурных занятиях

отличается своей эмоциональностью, возбуждающей двигательную активность

детей. Помимо развития двигательных умений и навыков, дидактическая игра

решает задачи физической культуры, красоты и соразмерности движений, что

сближает ее с эстетической деятельностью.(Игра «На параде»: педагог, желая

научить ходить детей в колонне по одному, предлагает вспомнить, как проходят

парады войск в их родном городе и поиграть в парад)

«Познавательное развитие».Развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие

воображения и творческой активности; формирование представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира; игры развивают сенсорные

способности детей; д/и выполняет обучающую функцию, является средством

первоначального обучения дошкольников, интеллектуального развития; в ней дети

отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их

восприятия и понимания факты, явления. Содержание таких игр формирует у

детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира,

систематизирует и углубляет представления о родном крае, о людях разных

профессий. (В игре «С чем Тузик будет играть?» мы закрепляем знания детей о

качестве предметов и повадках животных: дети помогают щенку найти для него

безопасную игрушку; в игре по ФЭМП «Мы артисты!» учим детей определять

форму предметов, ставя перед ними игровую задачу определить, с каким

атрибутом выступает артист; педагог, надевая плащ, играет роль конферансье)

«Социально – коммуникативное развитие».Усвоение норм, правил, развитие

общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной

деятельности со сверстниками; игры формируют нравственные представления о

бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда

взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах

личности; воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой

деятельности. (В игре «Хорошо-плохо» мы учим детей оценивать поступки людей,

тем самым развивая социальный интеллект и эмоциональную отзывчивость: дети

рассматривают картинки, и оценивая поступки, раскладывают картинки

соответственно на красную и зеленую скатерти)

«Речевое развитие». Владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной

культуры речи, фонематического слуха, умение правильно высказывать свои

мысли. (В речевой игре «Волшебный цветок»: волшебный цветочек в руки возьму

и ласковое слово маме подарю… мы учим детей подбирать определения к слову

«мама»: слова не должны повторяться и произносить их надо ласково и нежно;

«Шкатулка добрых дел»- не только упражняем детей в глагольной лексике, но и

учим относиться к близким уважительно, с любовью.)

«Художественно – эстетическое развитие».Становление эстетического

отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о

видах искусства; восприятие музыки.

Виды дидактических игр

Существуют разные классификации дидактических игр

По содержанию д/и делятся на игры по ознакомлению с окружающим, речевому

развитию, ФЭМП, музыкальные игры и др.

По степени активности детей и воспитателя д/и делятся на игры-занятия и

автодидактические игры.

По наличию игрового материалаигры делятся на: игры с предметами и

игрушками, настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать

сходство и различие предметов. В них решаются задачи на сравнение,

классификацию.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото,

домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а

его изображение.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие

возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать

самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение

внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос,

точно формулировать свои мысли.

А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр:

Игра-путешествие

Игра-поручение

Игра-предположение

Игра-загадка

Игра-беседа.

Структура дидактической игры

1.

Образовательная (дидактическая, обучающая) задача – основной

элемент, которому подчинены все остальные. Она подчеркивает

обучающий характер игры, направленность содержания на процесс

познавательной деятельности, вытекает из программы ДОО. Для

детей она формируется как игровая, определяет игровые действия,

становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность

решить ее. Таким образом, в игровой задаче раскрывается

«программа» игровых действий. Часто, игровая задача заложена в

названии самой игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д.

2.

Игровые действия – основа игры. Игровые действия – это способы

проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в

«чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и

назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными

на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные

геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости

от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое

правило при организации дидактической игры: ее развивающий

эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и

содержательны игровые действия, выполняемые ребенком. Если

педагог, проводя д/и, действует сам, а дети только наблюдают и иногда

что-то говорят, ее образовательная ценность пропадает.

3.

Игровые правила – обеспечивают реализацию игрового содержания

(что и как нужно делать). Они делают игру демократичной: им

подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической

игры правила различаются. Они формируют умение сдерживаться,

управлять своим поведением. Определяют характер и условия

выполнения игровых действий, регулируют отношения между

играющими. Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за

своим поведением, что повышает произвольность последнего. Между

обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует

тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а

правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех

основных направлениях: подготовка к проведению д/и, ее проведение и

анализ.

У детей младшего возраста:

Наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее

объяснение правил объединять с показом игрового действия.

Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное

настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу,

постепенно подводили к умению играть небольшими группами. В этом

возрасте д/и помогают детям лучше узнать окружающие предметы и

возможные действия с ними, способствуют координации движений,

развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в

игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть

с ним.

У детей среднего дошкольного возраста:

Воспитатель продолжает принимать участие в д/и, играет с ними, стремится

вовлечь в игру всех детей, постепенно подводит их к умению следить за

действиями и словами сверстников.

Правила игры объясняются до ее начала.

Подбираются такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и

закрепить бытовой словарь. Могут использоваться игры с куклой и

комплектами всех предметов обихода. Широко используются музыкально-

дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста:

Легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных

случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими

подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются

коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы

соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные

явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по

материалу, назначению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного

напряжения.

У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении

поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть

таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному развитию

и в то же время оставалась игрой.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, д/и относятся к «рубежным» играм,

представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности,

которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию

познавательной деятельности, интеллектуальных операций,

представляющих собой основу обучения.Д/и является одной из

методических разновидностей обучения.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего

развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей

деятельностью. Д/и позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в

п.4.6. ФГОС: ребенок интересуется окружающими предметами и активно

действует с ними овладевает основными культурными способами деятельности;

обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым

воображением; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к

волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к

учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС

п.4.7).

Сценарии дидактических игр

Физическое развитие

Игра «На параде»

Дидактическая задача. Учить ходьбе с сохранением правильной осанки; учить

разбегаться врассыпную и строиться в колонну по одному.

Игровая задача. Показать парад.

Игровые правила. Выполнять действия только по звуковому сигналу.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображен парад на Красной

площади. Просит детей вспомнить, как проходят парады войск в их городе, и

предлагает поиграть в парад. Назначает ведущего командира.

Командир дает сигнал, и парад начинается – дети идут в колонне по одному, держа

прямо спину, не наклоняя голову («как солдаты»). Когда командир подает сигнал

снова, дети разбегаются врассыпную по залу, затем по следующему сигналу

командира вновь строятся в колонну по одному. Ребята, которые ошибаются,

получают штрафное очко.

Познавательное развитие

Ребенок и окружающий мир

Игра «С чем Тузик будет играть?»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о качествах предметов, о

повадках животных.

Игровая задача. Выбрать игрушку для Тузика.

Игровые правила. Выбрать ту игрушку, с которой собачке безопасно играть.

Ход игры

Воспитатель приносит собачку Тузика (мягкая игрушка) и объясняет детям, что

Тузик хочет играть, но у него нет игрушек.

Приходит Буратино и предлагает Тузику разные забавы. Воспитатель волнуется,

что Буратино может разрешить Тузику опасные игры, и просит детей специально

подобрать для Тузика игры, которые ему не навредят.

Дети встают в круг, воспитатель показывает картинку и спрашивает: «Можно или

нельзя?» Дети отвечают и объясняют, почему можно или нельзя играть с этим

предметом.

Воспитатель предлагает следующие игры:

- «С мячом?» - «Можно!» (он резиновый, не разобьется, хорошо подпрыгивает,

щенку будет интересно за ним бегать и т.д.)

- «С вазой?» - «Нельзя!» (ваза стеклянная, хрупкая, щенок может ее разбить,

пораниться и т.д.);

- «С палочкой?» - «Можно!» (щенки играют с палочками, приносят их по команде

хозяина);

- «С ботинками?» - «Нельзя!» (щенки грызут ботинки, они из кожи, могут

порваться).

Если игрушка названа правильно, то Тузик подает голос – лает.

Формирование элементарных математических представлений

Игра «Мы- артисты!»

Дидактическая задача. Учить детей определять форму предметов.

Игровая задача. Определить, с каким атрибутом выступает каждый артист.

Игровые правила. Называть атрибут только после объявления номера

конферансье (ведущим).

Ход игры

Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он – конферансье, будет вести

представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.

Воспитатель.

В цирке музыка играет,

Всех на праздник приглашает.

К нам приехали артисты:

Силачи, эквилибристы,

Выступаем только раз –

Все для вас!

(Надевает цилиндр.)

Мне поручен конферанс,

Удивить смогу я вас.

Надеваю я… цилиндр

И в цилиндре я – один!

Буду номер объявлять

И артистов представлять.

Внимание! Фокусник Матуба

Достает нам сюрпризы из… куба

Накрывает он куб пустой-

Появляется заяц косой!

(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает

игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.)

Стало тихо в нашем зале:

(Показывает шар.)

Упражнение на…шаре

Выполняет львица Киса,

Настоящая актриса!

(Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют.)

Вот лошадки друг за другом

По арене, как по… кругу,

Быстро, резво побежали,

Аплодируют все в зале!

(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок.)

Примечание.Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети

смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам

выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут

предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети – зрители

определяют форму предмета.

Речевое развитие

Игра «Подбери слово»

Дидактическая задача. Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.

Игровая задача. Подбирать слова.

Игровые правила. Подобрать наиболее точные слова.

Ход игры

Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова.

Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие

слова, чтобы ее смысл стал более понятен.

Марина. Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был…

(большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он

оказался такой… (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу.

Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень…

(вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с

помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова.

Если слова подобраны неверно, педагог поднимает желтую карточку (штраф).

Социально - коммуникативное развитие

Игра «Поможем Федоре»

Дидактическая задача. Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко»,

«радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.

Игровая задача. Помочь Федоре.

Игровые правила. Имитировать уборку помещения так, чтобы ыло понятно, что

и как надо делать.

Ход игры

Воспитатель просит детей прислушаться: кто-то вздыхает. Выходит Федора (из

сказки К. Чуковского «Федорино горе») (ростовая кукла). Воспитатель

спрашивает у детей, знают ли они, что случилось с Федорой.

Федора.

От меня сбежали ложки,

От меня сбежали блюдца,

Все знакомые, соседи

Надо мной теперь смеются.

Помогите мне, покуда

Не сбежала вся посуда.

Воспитатель. Чем помочь Федоре? Может ей надо помыть посуду?

Федора. Я бы и сама помыла, да посуда разбежалась. Что мне делать?

Воспитатель. Дети, вам стало смешно, когда посуда убежала от Федоры (Ответы

детей.) Вам жалко Федору? (Жалко.) Почему? Она сама во всем виновата?

(Ответы детей.) А когда вы за нее порадовались? (Когда она навела в доме

порядок.) Какая сначала была Федора? (Дети показывают злую, неопрятную

Федору.) А какая Федора стала потом? (Дети показывают ласковую, доб



В раздел образования