Автор: Козлякова Елена Владимировна
Должность: мастер п/о
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: Челябинская область, с.Октябрьское
Наименование материала: статья
Тема: ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА
Раздел: среднее профессиональное
ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГА
Козлякова Е.В., мастер п/о
ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»
филиал в с. Октябрьское
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать
интеллектуальные
способности,
закладывать определенные
знания),
но
и
воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной
культуры
современного педагога,
на
мой
взгляд,
является
его
духовно-
нравственная культура и этика.
Педагог
участвует
в
процессе
воспроизводства
нравственного
сознания
личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический
коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает
как
концентрированный
носитель
общественной
морали.
Сейчас
говорить
об
этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так
ка к
у с п е ш н о
р е ш ат ь
с л ож н ы е
з а д ач и ,
п о с т а вл е н н ы е
р е ф о р м о й
общеобразовательной
и
профессиональной
школы,
может
лишь
тот
педагог,
который
олицетворяет
собой
образец
высоконравственной
личности. Именно
культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
Раскрыть обучающимся красоту человеческих поступков, научить отличать
добро
от
попустительства,
гордость
от
спеси
может
только
тот
педагог,
чьи
нравственные
установки
безупречны.
Педагогическая
этика
должна
обратить
особое
внимание
на
сущность
и
специфику
индивидуального
нравственного
сознания преподавателя.
Важнейшей
предпосылкой
успеха
воспитательной
работы
является
профессиональная культура преподавателя. Педагог - это ключевая фигура системы
образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры
определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в
целом. Поэтому
необходим
высокий
уровень
профессиональной
культуры
педагога.
В педагогической науке понятие Педагогическая культура
1)
общечеловеческой
культуры,
в
которой
в
наибольшей
степени
запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой
педагогической
деятельности,
необходимые
человеку
для
обслуживания
исторического
процесса
смены
поколений
и
социализации
(взросления
и
становления) личности;
2)
сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к
диалогу культур в индивидуально-личностном плане;
3) динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности
и профессионального поведения преподавателя, в качестве компонентов которой
в ы д е л я ют с я :
а )п ед а го ги ч е с ка я
п о зи ц и я
и
л и ч н о с т н ы е
к ач е с т в а ;
б)профессиональные
знания
и
культура
педагогического
мышления;
в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;
г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога .
Преподаватель,
обладающий
высоким
уровнем
педагогической
культуры,
любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет
доброту и уважение к обучающемуся независимо от успехов в учении, понимает
психологию обучающегося, владеет глубокими и разносторонними знаниями по
предмету,
творчески
подходит
к
обучению
и
воспитанию,
во
всех
ситуациях
проявляет высокую культуру поведения
Важным
основанием
профессиональной
культуры
педагога
является
педагогическая
этика
(от
греческого
долг
и
учение)
или
деонтология,
определяющая
нормативные
нравственные
позиции,
которыми
необходимо
руководствоваться педагогу в процессе общения с обучающимися, их родителями,
коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением
педагогической деятельности как особой общественной функции. Педагогу же в
этом
процессе
отводится
особая
роль.
Разумеется,
даже
самый
лучший
преподаватель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные
срывы,
однако
из
любой
ситуации
он
находит
поистине
человеческий
выход,
поступает
бескорыстно,
справедливо
и
благожелательно,
никогда
не
проявляя
утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как
ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным
примером.
1. Определение научного понятия педагогической этики.
Педагогическая этика - это составная часть этики, отражающая специфику
функционирования
морали (нравственности) в
условиях
цело стного
педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности
учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что
педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» -
ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.
Элементы
педагогической
этики
появились
вместе
с
возникновением
педагогической деятельности как особой общественной функции.
2. Основные категории педагогической этики.
Педагогическая
этика
рассматривает
сущность
основных
категорий
педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно
назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые
выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных
достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы
все
основные
моральные
понятия,
однако
отдельные
понятия
отражают
такие
черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют
педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих
категорий
–
профессиональный
педагогический
долг,
педагогическая
справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами
людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая
справедливость
имеет
специфические
черты,
представляя
собой
своеобразное
мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты,
принципиальности,
человечности),
проявляющейся
в
его
оценках
поступках
учащихся,
их
отношения
к
учёбе,
общественно
полезной
деятельности
и
т.д.
Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия
на
учащихся,
соответствующая
их
реальным
заслугам
перед
коллективом.
Специфика
педагогической
справедливости
заключается
в
том,
что
оценка
действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных
уровнях
нравственной
зрелости;
в
том,
что
определение
меры
объективности
зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке
подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что
педагогически
необходимое,
запрограммированное
педагогом,
может
не
осознаваться
учениками.
Педагогическая
справедливость
представляет
собой
своеобразное
мерило
объективности
учителя,
уровня
его
нравственной
воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия
ребенка
к
воспитателю.
Но
нет
какой-то
абстрактной
справедливости
-
вне
индивидуальности,
вне
личных
интересов,
страстей,
порывов.
Чтобы
стать
справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка."
Профессиональный
педагогический
долг –
одна
из
важнейших
категорий
педагогической
этики.
В
этом
понятии
концентрируются
представления
о
совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к
личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять
определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно
строить взаимоотношения с учащимися, их родителями , коллегами по работе,
глубоко
осознавать
свой
отношение
к
выбранной
профессии,
ученическому
и
педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального
педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества
в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге
педагога
запрограммирована
необходимость
творческого
отношения
к
своему
труду,
особая
требовательность
к
себе,
стремление
к
пополнению
профессиональных
знаний
и
повышению
педагогического
мастерства,
необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их
родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только
осознание
педагогом
своей
значимости,
но
и
общественное
признание,
общественное
уважение
его
моральных
заслуг
и
качеств.
Высоко
развитое
осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога
выделяется
отчётливо.
Если
педагогом
в
своём
поведении
и
межличностных
отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога,
то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести
и
достоинству.
Честь
педагога
–
общественная
оценка
его
реальных
профессиональных
достоинств,
проявляющихся
в
процессе
выполнения
им
профессионального долга.
Наконец,
педагогический авторитет педагога – это его моральный статус в
коллективе студентов и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи
которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых,
влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией,
мастерством, отношением к работе и т.д. Педагогический авторитет основывается
на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет
педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств,
нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием обучающихся.
Не
желая
работать
над
собой, некоторые
педагоги
стремятся
завоевать
авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.
Авторитет
подавления. Завоевывается
путем
с и с т е мат и ч е с ко й
демонстрации
превосходства
педагога
в
своих
правах
и
возможности
держать
воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ.
Грубый
окрик,
неуважение
личности ребенка
свойственны
такому
педагогу.
Общение с группой приобретает формально-бюрократический характер.
Авторитет педантизма.
У такого педагога существует система мелочных,
никому
не
нужных
условностей.
Систематические
придирки
педагога
к
обучающимся
не
согласуются
со
здравым
смыслом. Воспитанники
теряют
уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.
Авторитет
резонёрства. Педагог,
пытаясь
завоевать
авторитет
у
воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это
единственная
возможность
воспитать
обучающихся.
На
красноречие
такого
педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.
Авторитет мнимой доброты.
Проявляется
чаще
у
начинающих
педагогов
в
силу
отсутствия
педагогиче ского
опыт а. Попустительство, всепрощение
приводят
к
игнорированию
всех
указаний
учителя, над его просьбами воспитанники чаще
всего посмеиваются.
Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как
педагогический такт.
Педагогический
такт есть
форма
реализации
педагогической
морали
в
деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие.
Такт
–
это
нравственное
поведение.
В
числе
основных
составляющих
элементов
педагогического
такта
преподавателя
можно
назвать
уважительное
отношение
к
личности,
высокую
требовательность,
умение
заинтересованно
слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание,
деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и
чуткость по отношению к людям и т.д.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога,
включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства обучающегося,
справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями,
коллегами
по
труду.
Педагогический
такт
–
одна
из
форм
реализации
педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к
нравственной
культуре
личности
учителя.
Такт
относится
к
моральным
регуляторам
педагогического
процесса
и
основывается
на
нравственно-
психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же
время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной
ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный
педагог
приходит
вовремя
на
работу,
деловые
встречи;
своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, студентов, их родителей; не
повторяет
слухов,
непроверенных
фактов,
тем
более,
если
они
могут
нанести
ущерб
окружающим.
Педагогический
такт
является
важным
компонентом
нравственной культуры педагога.
Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это
так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой
учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может
стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в
сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно
работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой
творческий
потенциал,
те
личностные
качества,
которые
способствуют
благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и
технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать
опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.
Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед
теми,
кого
он
обучает
и
воспитывает,
будет
стремиться
к
саморазвитию
и
самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям
будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать
своих учителей.