Напоминание

"Маленькие исследователи"


Автор: Бош Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №80 "Родничок"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Маленькие исследователи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Маленькие исследователи»

1

Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………………………….....

Введение…………………………………………………………………………………….. 7

Целевые группы проекта………………………………………………………………………..

Механизм реализации проекта…………………………………………………………………

Мероприятия реализации проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………………… 17

2

Паспорт проекта

Наименование про-

екта

«Маленькие исследователи»

Составитель

проекта

Бош Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 80»

Вид проекта

Исследовательский, долгосрочный.

Цель проекта

Развитие у детей среднего дошкольного возраста

стремления к познавательной активности,

любознательности, посредством развития поисково –

исследовательской деятельности

Задачи проекта

-формировать у детей среднего дошкольного возраста

умение находить причинно-следственные связи, делать

выводы в процессе опытнической поисково –

исследовательской деятельности;

-

-

знакомить с различными свойствами веществ

(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть,

растворимость)

-создать условия для развития поисково –

исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное отношение к природным

ресурсам

-повысить педагогическую компетентность родителей в

области познавательного развития детей через

исследовательскую деятельность.

Срок и этапы

реализации проекта

Октябрь2017 года - апрель 2018 года.

1 этап – подготовительный: октябрь, 2017

1.Изучение методической литературы, интернет

ресурсов по теме проекта, подбор дидактического,

наглядного материала.

3.Определение цели, задач, основных направлений

реализации проекта.

4.Планирование деятельности, направлений на

реализацию проекта.

3

2 этап – основной: ноябрь 2017г – апрель 2018года

1.Внедрение проекта в образовательный процесс

2. Стимулирование развития поисково -

исследовательской деятельности детей среднего

дошкольного возраста, организация совместной

деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Установление партнёрских отношений по вопросу

формирования исследовательской деятельности

дошкольников в процессе экспериментирования

4.Отслеживание промежуточных результатов

реализации проекта.

3 этап – завершающий: апрель 2018г.

1. Анализ эффективности проекта: соотнесение

результатов с задачами.

2.Презентация проекта.

Перечень основных

мероприятий

1.Разработка системы организационных мероприятий,

направленных на развитие поисково -

исследовательской деятельности детей среднего

дошкольного возраста.

2. Создание развивающей предметно –

пространственной среды, способствующей

формированию поисково - исследовательской

деятельности детей среднего дошкольного возраста.

3. Организация взаимодействия с родителями

воспитанников по вопросам формирования

познавательного развития детей через поисково -

исследовательскую деятельность.

4. Организация и проведение открытых мероприятий.

5. Разработка практических материалов для реализации

проекта.

6. Осуществление постоянного мониторинга развития

поисково - исследовательской деятельности

4

Исполнители

проекта и основных

мероприятий

Воспитатель Бош Елена Анатольевна, воспитанники,

родители МБДОУ «Детский сад № 80»

Ожидаемые

результаты

реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-Создание условий предметно - пространственной

среды.

-Проявляет познавательный интерес к опытно-

экспериментальной деятельности.

-Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами

живой и неживой природы.

-Обогащение знаний детей среднего дошкольного

возраста новыми понятиями.

-Самостоятельная исследовательская деятельность.

Целевые группы

проекта

Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели,

родители воспитанников.

Критерии оценки

результативности

проекта

-Самостоятельно, с интересом участвуют в посильной

практической деятельности

--Развито умение находить причинно-следственные

связи в процессе опытнической деятельности

--Проявление бережного отношения к окружающей

среде

--Активизация словаря

Предполагаемые

источники

финансирования

Спонсорская помощь

Введение

5

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С.Л. Рубинштейн

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного

элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую

жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно

заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательно-

исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том

числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное

творчество.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие

речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при

формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при

подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить

двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е.

хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как

пополнение знаний способствует развитию речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с

формированием элементарных математических представлений. Во время

проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,

сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все

это придает математическим представлениям реальную значимость и

способствует их осознанию. В то же время владение математическими

операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к

исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,

классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и

любознательность, активизирует восприятие учебного материала по

ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,

с этическими правилами в жизни общества.

Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного

интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и

исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются

свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Развитие

познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах

деятельности и поведения человека. Наиболее ярко она проявляется в

экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное

познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой,

значимой для субъекта информации.

В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай

Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское

6

экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период

дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой

познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической

деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия

выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.

Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда

они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его,

изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и

отношений. Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о

материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми

они встречаются дома, на улице, в детском саду, и о важнейших открытиях,

которые вели человечество к прогрессу. Получая, такие сведения, дети более

осознанно будут относиться ко всем окружающим вещам – к своей одежде и

игрушкам, к предметам бытовой техники, явлениям природы.

Сопоставления, раскрытия связи между вещами и явлениями

побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить

взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. В

процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить

присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих

их вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя

учёными, исследователями, первооткрывателями. Китайская пословица

гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я

пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и

делает сам.

Цель проекта:

7

Развитие у детей среднего дошкольного возраста стремления к

познавательной активности, любознательности посредством развития

поисково – исследовательской деятельности

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-формировать у детей среднего дошкольного возраста умение находить

причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической

поисково – исследовательской деятельности;

-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;

-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

-повысить педагогическую компетентность родителей в области

познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.

Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год.

Вид проекта: исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители

воспитанников.

Образовательные области: познание (мир природы, предметное окружение),

речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Целевые группы проекта

8

Группа

Характеристика

Дети 4-5 лет

Продолжают совершенствоваться через игру,

общение со взрослыми и сверстниками, но

постепенно, важнейшим видом деятельности

становится учение. Интеллектуальное развитие

определяется комплексом познавательных

процессов: внимания, восприятия, мышления,

памяти, воображения. Важнейшими

характеристиками внимания являются:

устойчивость внимания, как способность к более

длительному сохранению концентрации,

переключение внимания, как способность быстро

ориентироваться в ситуации и переходить от

одной деятельности к другой, и распределение

внимания - возможность сосредоточения

одновременно на двух или большем числе

различных объектов. Отчетливо сказывается на

развитии внимания роль эмоциональных факторов

(интереса), мыслительных и волевых процессов. К

пяти годам ребенок обычно хорошо различает

цвета и форму предметов (он называет различные

геометрические фигуры). Ребенок хорошо

ориентируется в пространстве и правильно

использует многообразные обозначения

пространственных отношений. Формируется

наглядно-образное и более сложная форма

мышления - словесно-логическое. Через игровую

деятельность у ребенка развиваются такие

мыслительные операции, как обобщение,

сравнение, абстрагирование, установление

причинно-следственных связей, память по-

прежнему является непроизвольной, основанной

на эмоциях, интересе. Экспериментирование

также претендует на роль ведущей деятельности в

период дошкольного детства, основу которой

составляет познавательное ориентирование; что

потребность ребенка в новых впечатлениях лежит

в основе возникновения и развития неистощимой

исследовательской деятельности, направленной на

9

познание окружающего мира. Детское

экспериментирование является одним из

актуальных методов обучения и развития

естественнонаучных представлений

дошкольников. В ходе опытной деятельности

дошкольник учится наблюдать, размышлять,

сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы,

устанавливать причинно-следственную связь

Группа

Характеристика

Родители

Испытывают потребность в коммуникативном и

познавательном развитии ребёнка, в получении

знаний и навыков для успешного вхождения в

школьную среду. Проявляют заинтересованность

в получении ребёнком качественного

образования без ущерба для здоровья, в

формировании коммуникабельной, мобильной,

самостоятельной деятельной личности,

соответствующей запросам общества и

социально – экономическим условиям. Готовы к

взаимодействию с педагогами по вопросам

образования и развития детей.

10

Педагоги

Педагоги реализуют основную

общеобразовательную программу дошкольного

образования МБДОУ «Детский сад № 80»,

составленную на основе примерной основной

общеобразовательной программы дошкольного

образования «От рождения до школы», под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой, парциальные программы, владеют

методами психолого - педагогической

диагностики. Разрабатывают творческие проекты

для реализации общеобразовательной

программы. Создают условия для

своевременного физического, психического и

интеллектуального развития ребёнка. Постоянно

повышают свой профессиональный уровень.

Механизм реализации проекта

Разработка системы организационных мероприятий, направленных на

развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего

дошкольного возраста.

Создание развивающей предметно – пространственной среды,

способствующей формированию развития у детей познавательной

активности, любознательности.

Осуществление постоянного мониторинга по формированию развития

поисково - исследовательской деятельности

Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам

формирования познавательного развития детей через

исследовательскую деятельность.

Организация и проведение открытых мероприятий.

Разработка практических материалов для реализации проекта.

11

Мероприятия реализации проекта

Период

Мероприятие

Задачи

1 этап – подготовительный:

октябрь 2017

Сентябр

ь

2017г.

Изучение научно–

исследовательской,

методической литературы,

интернет ресурсов по

данной проблеме; подбор

программно-методического

обеспечения по данной

проблеме; наглядно-

демонстрационного,

раздаточного материала.

Повысить уровень

профессиональной

компетентности по

данному вопросу.

Сентябр

ь

Разработка содержания

проекта:

«Маленькие исследователи»

Определить цель,

задачи, основные

направления

реализации проекта

и ожидаемые

12

результаты

Сентябр

ь

Планирование предстоящей

деятельности, направленной

на реализацию проекта

Определить объём

и содержание

работы по проекту

Сентябр

ь

Анкетирование родителей на

тему: «Организация

познавательно-исследовательской

деятельности ребенка дома»

Выявить степень участия

родителей в

экспериментальной

деятельности ребенка и в

поддержании его

познавательного интереса.

Привлечение родителей к

созданию предметно-

пространственной

среды в

группе.

Период

Мероприятие

Задачи

2 этап – основной: октябрь-апрель

2018г.

Октябрь

1

-я неделя Октября:

-«Путешествие с капелькой»

-«Значение воды в жизни растений»

2-я неделя Октября:

-«Вода прозрачная, может менять цвет,

форму»

-Рисование на мокром листе

Познакомить детей со

свойствами воды (принимает

форму любого сосуда, не имеет

запаха, вкуса, цвета).

Закрепить и обобщить знания о

воде, понять значение воды для

всего живого.

Формировать представления

детей о важности воды для

жизни и роста растений

Ноябрь

1-я неделя Ноября:

- «Плавает-тонет»

-- «Плавает, тонет или растворяется»

2-я неделя Ноября:

-«Бумага, ее качества и свойства»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)

Познакомить детей с легкими и

тяжелыми предметами (одни

остаются на поверхности воды,

другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут

или растворяются различные

предметы.

Выявить свойства воды:

прозрачная, без запаха, льется;

бывает тёплая, холодная. В ней

растворяются некоторые

вещества.

Формировать умение узнавать

предметы

, сделанные из

бумаги, определять ее

качества (цвет, гладкость,

толщину, впитывающую

13

способность) и свойства

(мнется, рвется, режется,

размокает).

Ноябрь

1-я неделя Ноября:

- «Плавает-тонет»

-- «Плавает, тонет или растворяется»

2-я неделя Ноября:

-«Бумага, ее качества и свойства»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)

Познакомить детей с легкими и

тяжелыми предметами (одни

остаются на поверхности воды,

другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут

или растворяются различные

предметы.

Выявить свойства воды:

прозрачная, без запаха, льется;

бывает тёплая, холодная. В ней

растворяются некоторые

вещества.

Формировать умение узнавать

предметы, сделанные из бумаги,

определять ее качества (цвет,

гладкость, толщину,

впитывающую способность) и

свойства (мнется, рвется,

режется, размокает).

Декабрь

1-я неделя Декабря:

-«Воздух вокруг нас»

-«Поиски воздуха» (игры с воздушным

шариком и соломинкой)

2-я неделя Декабря:

-«Ветер, ветер, ветерок»

-Изготовление ветрячков

Развивать познавательную

активность в процессе

экспериментирования, расширять

знания о воздухе, активизировать

речь и обогащать словарь детей.

Познакомить детей со

свойствами воздуха.

Познакомить детей с таким

природным явлением, как ветер,

его свойствами и ролью в жизни

человека. Учить детей

наблюдать, проводить опыты и

самостоятельно делать выводы.

Январь

1-я неделя Января:

-«Песочная страна»

-Рассматривание картинок

«Пустыня»

2-я неделя Января:

Выявить свойства песка, дать

понятие о песочных часах,

создать целостное представление

о песке, как об объекте неживой

природы.

Пополнение и активизация

словаря на основе углубления

знаний об объектах неживой

природы.

Сравнить свойства песка, камня.

Познакомить детей со

свойствами сухого и мокрого

песка (сыпучесть, способность

14

-«Мокрый, сухой песок»

-«Что тяжелее?» (песок, камни)

пропускать воду, на песке

остаются следы), показать детям,

что песок стоит из очень мелких

частиц - песчинок. Развивать

умение путем

экспериментальной деятельности

устанавливать причинно-

следственные связи. Расширять

словарный запас детей.

Воспитывать интерес к

окружающему миру

Февраль

1-я неделя Февраля:

-«Вода, лед, снег»

-«Льдинка и снежинка»

2-я неделя Февраля:

-«Почему растаяла Снегурочка?»

-Изготовление цветных льдинок.

Расширять представления детей

о свойствах воды, снега,льда,

сравнивать их, выявить

особенности взаимодействия.

Учить устанавливать

элементарные причинно

-следственные связи: снег тает в

тепле и превращается в воду, на

морозе замерзает и превращается

в лед.

Формировать исследовательские

умения сбора информации об

объектах неживой природы: снег

и лед, сходство и различие.

Развивать познавательный

интерес к объектам неживой

природы на основе сравнения

анализа.

Март

1-я неделя Марта:

-«Волшебная рукавичка»

-«Действие магнита на предмет»

2-я неделя Марта:

-«Первые листочки»

- Рассматривание всходов

«огород на окне», «веточка тополя»

Выяснить способность магнита

притягивать некоторые

предметы. Развивать

любознательность, мышление,

активность.

Расширять логический и

естественно - научный опыт

детей, связанный с выявлением

таких свойств материалов, как

липкость, способность

приклеивать и приклеиваться,

свойств магнитов притягивать

железо.

Формировать у детей

познавательные интересы.

Развивать умение рассуждать,

делать выводы

3 этап – завершающий: май 2017г.

Апрель

-«Солнечные зайчики»

Дать представление, что

«солнечный зайчик» - это луч

15

--«Солнце высушивает предметы»

(Познавательное развитие, социально-

коммуникативное развитие, физическое

развитие)

солнца, отражающий в зеркале.

Наблюдать за способностью

солнца нагревать предметы.

Развивать любознательность,

расширять кругозор. Учить

детей делать выводы.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

-Создание условий предметно - пространственной среды, направленных на

развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего

дошкольного возраста.

-Развитие мышления, любознательности, наблюдательности,

сообразительности у детей среднего дошкольного возраста.

- Интерес к поисково - исследовательской деятельности.

-Обогащение знаний дошкольников новыми понятиями.

-Самостоятельная исследовательская деятельность

Список литературы

1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2014г.

16

2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2012г.

3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь

познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры

дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.

4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»

Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика –

синтез.2013г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г

17



В раздел образования