Автор: Бош Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №80 "Родничок"
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: "Маленькие исследователи"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Маленькие исследователи»
1
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………………………….....
Введение…………………………………………………………………………………….. 7
Целевые группы проекта………………………………………………………………………..
Механизм реализации проекта…………………………………………………………………
Мероприятия реализации проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………………… 17
2
Паспорт проекта
Наименование про-
екта
«Маленькие исследователи»
Составитель
проекта
Бош Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 80»
Вид проекта
Исследовательский, долгосрочный.
Цель проекта
Развитие у детей среднего дошкольного возраста
стремления к познавательной активности,
любознательности, посредством развития поисково –
исследовательской деятельности
Задачи проекта
-формировать у детей среднего дошкольного возраста
умение находить причинно-следственные связи, делать
выводы в процессе опытнической поисково –
исследовательской деятельности;
-
-
знакомить с различными свойствами веществ
(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть,
растворимость)
-создать условия для развития поисково –
исследовательской деятельности;
-воспитывать бережное отношение к природным
ресурсам
-повысить педагогическую компетентность родителей в
области познавательного развития детей через
исследовательскую деятельность.
Срок и этапы
реализации проекта
Октябрь2017 года - апрель 2018 года.
1 этап – подготовительный: октябрь, 2017
1.Изучение методической литературы, интернет
ресурсов по теме проекта, подбор дидактического,
наглядного материала.
3.Определение цели, задач, основных направлений
реализации проекта.
4.Планирование деятельности, направлений на
реализацию проекта.
3
2 этап – основной: ноябрь 2017г – апрель 2018года
1.Внедрение проекта в образовательный процесс
2. Стимулирование развития поисково -
исследовательской деятельности детей среднего
дошкольного возраста, организация совместной
деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Установление партнёрских отношений по вопросу
формирования исследовательской деятельности
дошкольников в процессе экспериментирования
4.Отслеживание промежуточных результатов
реализации проекта.
3 этап – завершающий: апрель 2018г.
1. Анализ эффективности проекта: соотнесение
результатов с задачами.
2.Презентация проекта.
Перечень основных
мероприятий
1.Разработка системы организационных мероприятий,
направленных на развитие поисково -
исследовательской деятельности детей среднего
дошкольного возраста.
2. Создание развивающей предметно –
пространственной среды, способствующей
формированию поисково - исследовательской
деятельности детей среднего дошкольного возраста.
3. Организация взаимодействия с родителями
воспитанников по вопросам формирования
познавательного развития детей через поисково -
исследовательскую деятельность.
4. Организация и проведение открытых мероприятий.
5. Разработка практических материалов для реализации
проекта.
6. Осуществление постоянного мониторинга развития
поисково - исследовательской деятельности
4
Исполнители
проекта и основных
мероприятий
Воспитатель Бош Елена Анатольевна, воспитанники,
родители МБДОУ «Детский сад № 80»
Ожидаемые
результаты
реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
-Создание условий предметно - пространственной
среды.
-Проявляет познавательный интерес к опытно-
экспериментальной деятельности.
-Умеет проводить опыты и эксперименты с объектами
живой и неживой природы.
-Обогащение знаний детей среднего дошкольного
возраста новыми понятиями.
-Самостоятельная исследовательская деятельность.
Целевые группы
проекта
Дети среднего дошкольного возраста, воспитатели,
родители воспитанников.
Критерии оценки
результативности
проекта
-Самостоятельно, с интересом участвуют в посильной
практической деятельности
--Развито умение находить причинно-следственные
связи в процессе опытнической деятельности
--Проявление бережного отношения к окружающей
среде
--Активизация словаря
Предполагаемые
источники
финансирования
Спонсорская помощь
Введение
5
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного
элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую
жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно
заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательно-
исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том
числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное
творчество.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие
речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при
формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при
подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить
двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е.
хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как
пополнение знаний способствует развитию речи.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с
формированием элементарных математических представлений. Во время
проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все
это придает математическим представлениям реальную значимость и
способствует их осознанию. В то же время владение математическими
операциями облегчает экспериментирование.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к
исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и
любознательность, активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,
с этическими правилами в жизни общества.
Одним из наиболее ярких и ранних проявлений познавательного
интереса ребенка является его бескорыстное стремление к познанию и
исследованию окружающего мира. На основе опыта у детей складываются
свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Развитие
познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах
деятельности и поведения человека. Наиболее ярко она проявляется в
экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное
познание и исследование объектов окружающего мира, получение новой,
значимой для субъекта информации.
В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай
Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское
6
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период
дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой
познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической
деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия
выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда
они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его,
изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и
отношений. Поэтому необходимо с раннего возраста рассказывать детям о
материалах, технических устройствах и физических явлениях, с которыми
они встречаются дома, на улице, в детском саду, и о важнейших открытиях,
которые вели человечество к прогрессу. Получая, такие сведения, дети более
осознанно будут относиться ко всем окружающим вещам – к своей одежде и
игрушкам, к предметам бытовой техники, явлениям природы.
Сопоставления, раскрытия связи между вещами и явлениями
побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить
взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. В
процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить
присущую им любознательность, найти ответ на множество интересующих
их вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя
учёными, исследователями, первооткрывателями. Китайская пословица
гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я
пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и
делает сам.
Цель проекта:
7
Развитие у детей среднего дошкольного возраста стремления к
познавательной активности, любознательности посредством развития
поисково – исследовательской деятельности
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-формировать у детей среднего дошкольного возраста умение находить
причинно-следственные связи, делать выводы в процессе опытнической
поисково – исследовательской деятельности;
-создать условия для развития поисково – исследовательской деятельности;
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
-повысить педагогическую компетентность родителей в области
познавательного развития детей через исследовательскую деятельность.
Срок реализации проекта: 2017 – 2018 учебный год.
Вид проекта: исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Образовательные области: познание (мир природы, предметное окружение),
речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Целевые группы проекта
8
Группа
Характеристика
Дети 4-5 лет
Продолжают совершенствоваться через игру,
общение со взрослыми и сверстниками, но
постепенно, важнейшим видом деятельности
становится учение. Интеллектуальное развитие
определяется комплексом познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Важнейшими
характеристиками внимания являются:
устойчивость внимания, как способность к более
длительному сохранению концентрации,
переключение внимания, как способность быстро
ориентироваться в ситуации и переходить от
одной деятельности к другой, и распределение
внимания - возможность сосредоточения
одновременно на двух или большем числе
различных объектов. Отчетливо сказывается на
развитии внимания роль эмоциональных факторов
(интереса), мыслительных и волевых процессов. К
пяти годам ребенок обычно хорошо различает
цвета и форму предметов (он называет различные
геометрические фигуры). Ребенок хорошо
ориентируется в пространстве и правильно
использует многообразные обозначения
пространственных отношений. Формируется
наглядно-образное и более сложная форма
мышления - словесно-логическое. Через игровую
деятельность у ребенка развиваются такие
мыслительные операции, как обобщение,
сравнение, абстрагирование, установление
причинно-следственных связей, память по-
прежнему является непроизвольной, основанной
на эмоциях, интересе. Экспериментирование
также претендует на роль ведущей деятельности в
период дошкольного детства, основу которой
составляет познавательное ориентирование; что
потребность ребенка в новых впечатлениях лежит
в основе возникновения и развития неистощимой
исследовательской деятельности, направленной на
9
познание окружающего мира. Детское
экспериментирование является одним из
актуальных методов обучения и развития
естественнонаучных представлений
дошкольников. В ходе опытной деятельности
дошкольник учится наблюдать, размышлять,
сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы,
устанавливать причинно-следственную связь
Группа
Характеристика
Родители
Испытывают потребность в коммуникативном и
познавательном развитии ребёнка, в получении
знаний и навыков для успешного вхождения в
школьную среду. Проявляют заинтересованность
в получении ребёнком качественного
образования без ущерба для здоровья, в
формировании коммуникабельной, мобильной,
самостоятельной деятельной личности,
соответствующей запросам общества и
социально – экономическим условиям. Готовы к
взаимодействию с педагогами по вопросам
образования и развития детей.
10
Педагоги
Педагоги реализуют основную
общеобразовательную программу дошкольного
образования МБДОУ «Детский сад № 80»,
составленную на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы», под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, парциальные программы, владеют
методами психолого - педагогической
диагностики. Разрабатывают творческие проекты
для реализации общеобразовательной
программы. Создают условия для
своевременного физического, психического и
интеллектуального развития ребёнка. Постоянно
повышают свой профессиональный уровень.
Механизм реализации проекта
Разработка системы организационных мероприятий, направленных на
развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего
дошкольного возраста.
Создание развивающей предметно – пространственной среды,
способствующей формированию развития у детей познавательной
активности, любознательности.
Осуществление постоянного мониторинга по формированию развития
поисково - исследовательской деятельности
Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам
формирования познавательного развития детей через
исследовательскую деятельность.
Организация и проведение открытых мероприятий.
Разработка практических материалов для реализации проекта.
11
Мероприятия реализации проекта
Период
Мероприятие
Задачи
1 этап – подготовительный:
октябрь 2017
Сентябр
ь
2017г.
Изучение научно–
исследовательской,
методической литературы,
интернет ресурсов по
данной проблеме; подбор
программно-методического
обеспечения по данной
проблеме; наглядно-
демонстрационного,
раздаточного материала.
Повысить уровень
профессиональной
компетентности по
данному вопросу.
Сентябр
ь
Разработка содержания
проекта:
«Маленькие исследователи»
Определить цель,
задачи, основные
направления
реализации проекта
и ожидаемые
12
результаты
Сентябр
ь
Планирование предстоящей
деятельности, направленной
на реализацию проекта
Определить объём
и содержание
работы по проекту
Сентябр
ь
Анкетирование родителей на
тему: «Организация
познавательно-исследовательской
деятельности ребенка дома»
Выявить степень участия
родителей в
экспериментальной
деятельности ребенка и в
поддержании его
познавательного интереса.
Привлечение родителей к
созданию предметно-
пространственной
среды в
группе.
Период
Мероприятие
Задачи
2 этап – основной: октябрь-апрель
2018г.
Октябрь
1
-я неделя Октября:
-«Путешествие с капелькой»
-«Значение воды в жизни растений»
2-я неделя Октября:
-«Вода прозрачная, может менять цвет,
форму»
-Рисование на мокром листе
Познакомить детей со
свойствами воды (принимает
форму любого сосуда, не имеет
запаха, вкуса, цвета).
Закрепить и обобщить знания о
воде, понять значение воды для
всего живого.
Формировать представления
детей о важности воды для
жизни и роста растений
Ноябрь
1-я неделя Ноября:
- «Плавает-тонет»
-- «Плавает, тонет или растворяется»
2-я неделя Ноября:
-«Бумага, ее качества и свойства»
-«Водичка – водичка» (игры с водой)
Познакомить детей с легкими и
тяжелыми предметами (одни
остаются на поверхности воды,
другие тонут).
Исследовать, как плавают, тонут
или растворяются различные
предметы.
Выявить свойства воды:
прозрачная, без запаха, льется;
бывает тёплая, холодная. В ней
растворяются некоторые
вещества.
Формировать умение узнавать
предметы
, сделанные из
бумаги, определять ее
качества (цвет, гладкость,
толщину, впитывающую
13
способность) и свойства
(мнется, рвется, режется,
размокает).
Ноябрь
1-я неделя Ноября:
- «Плавает-тонет»
-- «Плавает, тонет или растворяется»
2-я неделя Ноября:
-«Бумага, ее качества и свойства»
-«Водичка – водичка» (игры с водой)
Познакомить детей с легкими и
тяжелыми предметами (одни
остаются на поверхности воды,
другие тонут).
Исследовать, как плавают, тонут
или растворяются различные
предметы.
Выявить свойства воды:
прозрачная, без запаха, льется;
бывает тёплая, холодная. В ней
растворяются некоторые
вещества.
Формировать умение узнавать
предметы, сделанные из бумаги,
определять ее качества (цвет,
гладкость, толщину,
впитывающую способность) и
свойства (мнется, рвется,
режется, размокает).
Декабрь
1-я неделя Декабря:
-«Воздух вокруг нас»
-«Поиски воздуха» (игры с воздушным
шариком и соломинкой)
2-я неделя Декабря:
-«Ветер, ветер, ветерок»
-Изготовление ветрячков
Развивать познавательную
активность в процессе
экспериментирования, расширять
знания о воздухе, активизировать
речь и обогащать словарь детей.
Познакомить детей со
свойствами воздуха.
Познакомить детей с таким
природным явлением, как ветер,
его свойствами и ролью в жизни
человека. Учить детей
наблюдать, проводить опыты и
самостоятельно делать выводы.
Январь
1-я неделя Января:
-«Песочная страна»
-Рассматривание картинок
«Пустыня»
2-я неделя Января:
Выявить свойства песка, дать
понятие о песочных часах,
создать целостное представление
о песке, как об объекте неживой
природы.
Пополнение и активизация
словаря на основе углубления
знаний об объектах неживой
природы.
Сравнить свойства песка, камня.
Познакомить детей со
свойствами сухого и мокрого
песка (сыпучесть, способность
14
-«Мокрый, сухой песок»
-«Что тяжелее?» (песок, камни)
пропускать воду, на песке
остаются следы), показать детям,
что песок стоит из очень мелких
частиц - песчинок. Развивать
умение путем
экспериментальной деятельности
устанавливать причинно-
следственные связи. Расширять
словарный запас детей.
Воспитывать интерес к
окружающему миру
Февраль
1-я неделя Февраля:
-«Вода, лед, снег»
-«Льдинка и снежинка»
2-я неделя Февраля:
-«Почему растаяла Снегурочка?»
-Изготовление цветных льдинок.
Расширять представления детей
о свойствах воды, снега,льда,
сравнивать их, выявить
особенности взаимодействия.
Учить устанавливать
элементарные причинно
-следственные связи: снег тает в
тепле и превращается в воду, на
морозе замерзает и превращается
в лед.
Формировать исследовательские
умения сбора информации об
объектах неживой природы: снег
и лед, сходство и различие.
Развивать познавательный
интерес к объектам неживой
природы на основе сравнения
анализа.
Март
1-я неделя Марта:
-«Волшебная рукавичка»
-«Действие магнита на предмет»
2-я неделя Марта:
-«Первые листочки»
- Рассматривание всходов
«огород на окне», «веточка тополя»
Выяснить способность магнита
притягивать некоторые
предметы. Развивать
любознательность, мышление,
активность.
Расширять логический и
естественно - научный опыт
детей, связанный с выявлением
таких свойств материалов, как
липкость, способность
приклеивать и приклеиваться,
свойств магнитов притягивать
железо.
Формировать у детей
познавательные интересы.
Развивать умение рассуждать,
делать выводы
3 этап – завершающий: май 2017г.
Апрель
-«Солнечные зайчики»
Дать представление, что
«солнечный зайчик» - это луч
15
--«Солнце высушивает предметы»
(Познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, физическое
развитие)
солнца, отражающий в зеркале.
Наблюдать за способностью
солнца нагревать предметы.
Развивать любознательность,
расширять кругозор. Учить
детей делать выводы.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
-Создание условий предметно - пространственной среды, направленных на
развитие поисково - исследовательской деятельности детей среднего
дошкольного возраста.
-Развитие мышления, любознательности, наблюдательности,
сообразительности у детей среднего дошкольного возраста.
- Интерес к поисково - исследовательской деятельности.
-Обогащение знаний дошкольников новыми понятиями.
-Самостоятельная исследовательская деятельность
Список литературы
1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2014г.
16
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2012г.
3. Прохорова Л.Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь
познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры
дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.
4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика –
синтез.2013г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г
17