Автор: Гальцова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО №38
Населённый пункт: город ТУла
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития зрительного восприятия дошкольников шестого года жизни".
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития зрительного восприятия
дошкольников шестого года жизни.
Ребенок познает окружающий мир, а также явления природы, события
общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая способность
восприятия необходима, и ее нужно развивать в детях.
А.
В.
Запорожец,
рассматривая
процесс
развития
восприятия
у
нормально
видящих
детей,
отмечает,
что
первые
месяцы
жизни
ребенка
характеризуются
появлением
ориентировочных
реакций,
которые
выполняются
при
помощи
ряда
различных
анализаторов.
У
младенца
ориентировочные движения глаз выполняют лишь установочную роль, т. е.
направляют рецептор на восприятие сигналов .
В
первые
месяцы
благодаря
точной
установке
рецепторов
ребенок
оказывается
способным
зрительно
различать
старые
и
новые
для
него
объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой.
При
переходе
от
раннего
к
дошкольному
возрасту
под
влиянием
игровой и конструктивной деятельностей у детей складываются сложные
виды
зрительного
анализа
и
синтеза,
включая
способность
мысленно
расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя
каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо
контура
предмета
здесь
вычленяется
его
структура,
пространственные
характеристики, соотношение составляющих его частей.
Р. С. Немов отмечает, что зрительное и тактильное восприятия сходны
не только по своим физиологическим характеристикам, оба они отражают
многочисленные
различные
свойства
и
качества
материи,
движущейся
в
пространстве и времени. Зрительное и тактильное восприятия фиксируют ряд
одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик
объектов. Можно говорить, что оба восприятия дополняют друг друга в
процессе познания окружающей действительности.
С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее
действие
на
развитие
зрительной
системы
в
целом
и
служит
основой
формирования
всех
ее
функций.
Однако,
под
действием
света
у
новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном,
неадекватные
защитные
реакции.
Световая
чувствительность
у
новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в
100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни
ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует
2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной.
Пониженную
световую
чувствительность
у
новорожденных
объясняют
недостаточным
развитием
зрительной
системы,
в
частности
сетчатки.
Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение
на
свету.
Но
уже
на
2–3-ей
неделе
в
результате
появления
условно-
рефлекторных
связей
начинается
усложнение
деятельности
зрительной
системы,
формирование
и
совершенствование
функций
предметного,
цветового и пространственного зрения.
В течение первого года жизни малыш растет, развивается и меняется
очень
быстро.
Поэтому
для
родителей
очень
важно
наблюдать
и
контролировать моторные навыки, развитие зрительного восприятия и слуха
грудничка. Немаловажное значение в развитии малыша в период до года
имеет зрительное восприятие. Видит мир новорожденный несколько иначе,
чем
взрослый
человек.
Известно,
что
большинство
доношенных
детей
рождаются
дальнозоркими,
у
недоношенных
же
деток,
как
правило,
диагностируется близорукость.
Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций.
Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке
третьего
пространственного
измерения
–
глубины
пространства.
Можно
выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у
детей.
При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием
яркого
света
у
него
суживается
зрачок,
закрываются
веки,
голова
толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают
независимо друг от друга.
Через 2–5 недель после рождения сильное освещение уже побуждает
ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть
на световую поверхность. Таким образом, бинокулярная зрительная система
формируется,
несмотря
на
еще
явную
неполноценность
монокулярных
зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы
в
первую
очередь
обеспечить
пространственное
восприятие,
которое
в
наибольшей
мере
способствует
лучшему
приспособлению
организма
к
условиям внешней среды.
Со
второго
полугодия
жизни
начинается
освоение
дальнего
пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба.
Они
позволяют
сопоставлять
расстояние,
на
которое
перемещается
тело,
с
изменениями
величины
изображений
на
сетчатке
и
тонуса
глазодвигательных
мышц,
создаются
зрительные
представления
о
расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства
и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и
симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит
за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности
мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного
восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.
Значительные
качественные
изменения
в
пространственном
восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и
у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства
совершенствуется и в более старшем возрасте.
В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают
участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и
механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.
Очень важным этапом развития зрительного восприятия у малышей
является
третий
месяц,
когда
он
уже
способен
длительное
время
сосредотачивать
свой
взор,
следить
за
предметами
и
различать
их.
С
четвертого месяца малыш может смотреть свободно вверх, вниз и в стороны.
Способность рассматривать предмет обеими глазками на близком расстоянии,
различать формы и цвета появляется у грудничка на пятом месяце.
Развитие
зрительного
восприятия
у
детей
происходит
по
мере
совершенствования
органов
чувств,
а
также
благодаря
накопленному
жизненному опыту и знаниям, при усилении связей восприятия с памятью,
вниманием, воображением и чувствами.
Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми
безусловными зрительными рефлексами - прямая и содружественная реакция
зрачков
на
свет,
кратковременный
рефлекс
поворота
глаз
и
головы
к
источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем,
с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие
зрительные функции.
В
процессе
восприятия
у
ребенка
постепенно
накапливаются
зрительные
образы.
Чрезвычайно
важной
задачей
обучения
оказывается
своевременное
и
правильное
соединение
полученных
ребенком
представлений со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со
словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении
образы
предметов,
их
свойств
и
отношений,
делает
эти
образы
более
четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно
вызывать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия
прошло много времени и предмета, который ребенок воспринимал, уже нет
перед ним. Для этого нужно лишь сказать соответствующее слово-название.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов
спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном
возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и
форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности
(более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и
холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными,
сочетаниями цветов. Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и
способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не
усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине
занимает
предмет
в
ряду
других
(самый
большой,
большой,
маленький,
самый маленький и т. п.).
Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об
отношениях
по
величине
только
между
двумя
од новре м е нно
воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте
у детей складываются представления о соотношениях по величине между
тремя
предметами
(большой
-
меньше
-
самый
маленький).
В
старшем
дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных
измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных
отношениях между предметами.
Гораздо сложнее ребенку дается восприятие времени. Время текуче,
оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем,
а
во
времени.
Ребенок
может
запомнить
условные
обозначения
и
меры
времени
(минута,
час,
завтра,
позавчера
и
т.
п.),
но
не
всегда
умеет
употреблять
их
верно,
так
как
эти
обозначения
имеют
условный
и
относительный характер.
В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства.
Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело, то к
шести-семи
годам
дети
научаются
ориентироваться
в
пространстве
независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.
К 6-7 годам у ребенка уже сформированное зрительное восприятие он
уже
определяет
время
по
часам.
Называет
цвета
радуги.
Называет
дни
недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20,
решает примеры.