Напоминание

Программа дополнительного образования "Наш друг - этикет"


Автор: Кушниренко Марина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования "Наш друг - этикет"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Выборга
ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАШ ДРУГ – ЭТИКЕТ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 ЛЕТ),

РАСЧИТАНА НА 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Автор составитель: Заместитель директора по УВР Кушниренко М. А. Г. Выборг 2015г.

Направленность.
Данная программа имеет_____культурологическую_______направленность.
Новизна, актуальность, целесообразность
. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Как известно по работам М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст.

Цели программы:
 познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения;  развитие коммуникативных способностей школьников
Основные задачи:
 познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;  сформировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты  сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;  формировать устойчивую положительную самооценку младших школьников.  Накапливать и расширять знания о культуре поведения людей разных стран и разных времён  Воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре  Развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимание, сопереживание.
Возраст.
Программа адресована учащимся 1-4 классов в возрасте 7-10 лет.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 4 года обучения (34 часа в год)
Принципы реализации программы
.  Принцип природосообразности. Исходная позиция педагога к воспитаннику – доверие, опираясь на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарования, любознательность, способность, стимулирование внутренних духовных сил ребёнка.  Принцип деятельности. Воспитывает не педагог, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личный опыт каждого воспитанника. Чем богаче и интереснее школьная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.  Принцип целостности. Целостно всё: школьная и коллективная жизнь, образ окружающего мира и образ себя, внешний образ педагога и его отношение к делу, урочная и внеурочная деятельность.
 Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход.  Возрастной принцип. Тематика, содержание материала, составление программы соответствует возрастным особенностям учащихся младших классов.  Принцип сотрудничества. Привлекать к сотрудничеству учащихся, давать им посильное задание, побуждать к использованию информационно – коммуникативных технологих.  Принцип успешности. Опора на положительные ориентации, на успех в добрых делах. Гуманный подход к ребёнку (открытая демонстрация уважения и значимости личности ребёнка и вера в доброе начало своих воспитанников, поиск позитивных намерений даже в поступке.
Отличительная особенность программы
Одним из главных методов программы «НАШ ДРУГ -ЭТИКЕТ», является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Дети должны знать:
 Основные нормы нравственности.  Требования к культуре общения ( в том числе и в семье)  Смысл моральных понятий добра и зла, доброжелательности.  О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков  Проблемы и заботы семьи, законы семьи, обычаи, биографии своих родителей  Историю родного края
Дети должны получить навыки и уметь:
 Достойно вести себя в обществе  Дружить  Оценивать свои поступки с точки зрения полезности  Пользоваться этическими знаниями и различать добро и зло  Понимать другого, быть способным к состраданию и сопереживанию
 Воплощать свои этические знания в повседневном поведении  Пользоваться приёмами самоконтроля и самовоспитания  Рассказать о своей семье  Рассказать историю своей страны, своего родного края  Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Способы определения их результативности.
 Открытые мероприятия для родителей;  Утренники  Участия в конкурсах;  Выставки творческих работ.
Формы подведения итогов.
 тесты;  деловая игра;  викторины;  Ролевая игра;  Посещение театров, музеев, общественных мест с целью наблюдения за поведением учащихся, соблюдением их этических норм.  Коллективные работы

Содержание программы
Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе. Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в поликлинике, в детской библиотеке, в кафе. Отношение к природе, правила поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы. Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения, поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным ситуациям. Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем, приглашения на торжества и приемы. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке. Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек. Традиции и этикет разных народов и разные времена и эпохи. Этикетные выражения в путешествии по стране и за границей.

Тематический план

1 класс (34 часа

)

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

всего
1 Что такое этикетка? Что такое этикет?
1

1
2 Давайте познакомимся!
1

1

2
3 Здравствуй и прощай
1

1

2
4 «Я – ученик». Поведение на уроке.
1

1

2
5 «Наша дружная семейка. Наш весёлый дружный класс»
1

1
6 «Вежливая просьба. Вежливый отказ»
1

1
7 Ролевая игра «Будем дружить»
2

2
8 «Школа – твой второй дом, ты хозяин в нём»
1

1

2
9 Поведение в школьной столовой»
1

1

2
10 «В гости к книжкам». Поведение в школьной библиотеке. Экскурсия в библиотеку
1

1

2
11 Игра по станциям «Школьных правил не забудь!»
1

1
12 «Моя семья»
1

1
13 Правила поведения на школьном спектакле, концерте « Мы – зрители». Посещение школьного концерта..
1

1

2
14 «Мы – артисты». Правила поведения юных артистов на школьных утренниках
1

1

2
15 «Разрешите пригласить». Как пригласить родителей, друзей в школу, на утренник?
1

1

2
16 «Разрешите пригласить». Изготовление пригласительных билетов на утренник «До свидания, первый класс»
1

2

3

17 Украшаем зал «Скоро праздник!»
1

2

3
18 Утренник «До свидания, первый класс!» для родителей
1

1
19 Город, в котором мы живём
1

1
20 Итоговое занятие
1

1
Итого
17

17

34


2 класс (34 часа)



п\п

Тема

теория

практика

всего
1 Этикет. Основные правила знакомства. 1 1 2 Этикетные выражения при знакомстве со сверстниками и взрослыми. 1 1 2 3 Поведение за столом. Сервировка стола к чаю. 1 1 2 4 «О тех, кто любит нас» 1 1 2 5 Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. 1 2 3 6 Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия) 2 2 4 7 Об уступчивости. Умение встать на место другого. 1 1 8 Как писать письма, поздравления. 1 2 3 9 Поведение в общественном месте. Выработка правил поведения. 1 1 2 10 Если хочешь быть здоров – закаляйся. 1 1 11 Правила поведения на экскурсии. Экскурсия по 1 1 2
родному городу. (Поездка в Санкт – Петербург) 12 Поведение в общественном транспорте 1 1 2 13 «И взвившись, занавес шумит» (посещение театра) 1 1 2 14. «Наши впечатления о…» (обсуждение спектакля) 1 1 15 Рисуем афишу 1 1 16 «О братьях наших меньших» 1 1 17 Мы в ответе за тех, кого приручили (уход за домашними животными) 1 1 2 18 Викторина «Ежели вы вежливы» 1 1 19 Чему мы научились? 1 1 Итого 17 17 34

3 класс (34 часа)



п\п

Тема

Теория

практика

всего
1 Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка. 1 1 2 Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону. 1 1 2 3 Поведение за столом. Сервировка стола к обеду. 1 2 3 4 Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать. 1 1 5 Комплименты. Искусство делать комплименты. 1 1 2 6 Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество. 1 2 3 7 Язык цветов. Умение составлять букет. Легенды о цветах. 2 2 4 8 Как дарить и принимать подарки 1 1 2 9 Неловкие ситуации. 1 1
10 Внешний вид. “О чем говорит твой портфель” 1 1 2 11 Навещаем больного. Утешение, подбадривание. 1 1 12 Если хочешь быть здоров – закаляйся. Как избавиться от дурных привычек. Как сформировать полезные привычки. 1 1 13 Общение с природой. Экология природы и человека. 1 1 2 14 Что такое дружба, товарищество. Писатели о дружбе. 1 1 2 15 Посещение театра, экскурсия в музей. Обсуждение спектакля, экскурсии. 2 2 16 Рисуем декорации к спектаклю. 1 2 3 17 Конкурсная программа «Турнир вежливости» 1 1 18 Итоговое занятие. Что мы узнали нового? 1 1 17 17 34

4 класс (34 часа)

№ п\п

Тема

Теория Практика

всего
1 Откуда к нам пришёл этикет 1 1 2 Этикет разных народов 2 2 3 Придворный этикет. Рисуем костюмы 1 2 3 4 История этикета. Пётр Первый и этикет Рисуем «этикет» 1 2 3 5 «Юности честное зерцало» Твои правила для детей 1 1 2 6 Красен человек статью. 1 1 7 Традиции разных народов. Мудрость народов в пословицах и поговорках. 1 1 2 8 Почему ты нравишься или не нравишься окружающим 1 1 9 Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости. 1 1 2 10 Монолог. Диалог. Беседа. Диспут. 1 2 3
«Умей слушать, умей говорить» 11 Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу? 1 1 12 О чем говорит внешний вид. 1 1 13 Женственность девочек. 1 1 14 «А, ну-ка, девочки!» конкурсная программа 1 1 15 Мужественность мальчиков. 1 1 16 «Вперёд, мальчишки!» Конкурсная программа 1 1 17 Умение держать себя в путешествии. 1 1 18 Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи. 1 1 2 19 Посещение театра, музея. 2 2 20 Обсуждение спектакля, выставки 1 1 21 Деловой этикет. 1 1 22 Итоговое занятие. «О чём рассказал этикет? 1 1 Итого 19 15 34
Литература
1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с. 2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с. 3. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с. 4. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
5. Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с. 6. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил. 7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.) 8. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов, презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с. 9. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.) 10.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. – (Энциклопедии).


В раздел образования