Программа дополнительного образования "Наш друг - этикет"
Автор: Кушниренко Марина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6 Населённый пункт: г. Выборг, Ленинградская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа дополнительного образования "Наш друг - этикет" Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Выборга
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАШ ДРУГ – ЭТИКЕТ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 ЛЕТ),
РАСЧИТАНА НА 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Автор составитель:
Заместитель директора по УВР
Кушниренко М. А.
Г. Выборг
2015г.
Направленность.
Данная программа имеет_____культурологическую_______направленность.
Новизна, актуальность, целесообразность .
Человеку приходится бывать в разных ситуациях,
встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно
и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в
обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно
понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для
усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им, общение становится более
человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном
отношении к человеку
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому
человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не
ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее.
Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны
близких нам людей.
Как известно по работам М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других авторов,
в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается
развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы
общения.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее
их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим
людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована
способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть
межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого
человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать
ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется
“внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на
всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не
только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно,
наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный
возраст.
Цели программы:
познакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать
умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных
жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения;
развитие коммуникативных способностей школьников
Основные задачи:
познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в
общественных местах;
сформировать способность к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию
ответственности за их результаты
сформировать уважительное и тактичное отношение к личности
другого человека;
формировать устойчивую положительную самооценку младших
школьников.
Накапливать и расширять знания о культуре поведения людей разных
стран и разных времён
Воспитывать ценностное отношение к своему национальному языку и
культуре
Развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость,
понимание, сопереживание.
Возраст.
Программа адресована учащимся 1-4 классов в возрасте 7-10 лет.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 4 года обучения (34 часа в год)
Принципы реализации программы .
Принцип природосообразности. Исходная позиция педагога к
воспитаннику – доверие, опираясь на имеющийся у него потенциал,
поиск и развитие его дарования, любознательность, способность,
стимулирование внутренних духовных сил ребёнка.
Принцип деятельности. Воспитывает не педагог, а организация жизни
детей, её живые уроки, которые образуют личный опыт каждого
воспитанника. Чем богаче и интереснее школьная деятельность, тем
сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности. Целостно всё: школьная и коллективная жизнь,
образ окружающего мира и образ себя, внешний образ педагога и его
отношение к делу, урочная и внеурочная деятельность.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход.
Возрастной принцип. Тематика, содержание материала, составление
программы соответствует возрастным особенностям учащихся
младших классов.
Принцип сотрудничества. Привлекать к сотрудничеству учащихся,
давать им посильное задание, побуждать к использованию
информационно – коммуникативных технологих.
Принцип успешности. Опора на положительные ориентации, на успех в
добрых делах. Гуманный подход к ребёнку (открытая демонстрация
уважения и значимости личности ребёнка и вера в доброе начало своих
воспитанников, поиск позитивных намерений даже в поступке.
Отличительная особенность программы
Одним из главных методов программы «НАШ ДРУГ -ЭТИКЕТ», является
метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды
искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала.
Несмотря на большой объём информации, программа отличается
компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более
совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить
элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно
новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной
реализации триединой дидактической цели.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Дети должны знать:
Основные нормы нравственности.
Требования к культуре общения ( в том числе и в семье)
Смысл моральных понятий добра и зла, доброжелательности.
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия
своих поступков
Проблемы и заботы семьи, законы семьи, обычаи, биографии своих
родителей
Историю родного края
Дети должны получить навыки и уметь:
Достойно вести себя в обществе
Дружить
Оценивать свои поступки с точки зрения полезности
Пользоваться этическими знаниями и различать добро и зло
Понимать другого, быть способным к состраданию и сопереживанию
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении
Пользоваться приёмами самоконтроля и самовоспитания
Рассказать о своей семье
Рассказать историю своей страны, своего родного края
Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом
ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Способы определения их результативности.
Открытые мероприятия для родителей;
Утренники
Участия в конкурсах;
Выставки творческих работ.
Формы подведения итогов.
тесты;
деловая игра;
викторины;
Ролевая игра;
Посещение театров, музеев, общественных мест с целью наблюдения
за поведением учащихся, соблюдением их этических норм.
Коллективные работы
Содержание программы
Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за
столом, прощании перед сном, утреннем приветствии, вежливой просьбе.
Правила поведения в общественном транспорте, в театре, кино, цирке, в
поликлинике, в детской библиотеке, в кафе. Отношение к природе, правила
поведения на пикнике, в походе, в парке и лесу. Человек – часть природы.
Речевые формулы сопереживания, сочувствия, сострадания и ситуации их
употребления (человеку больно, он одинок, ему плохо). Слова одобрения,
поддержки, утешения, адресованные взрослому и ребенку. Как помочь
словом и делом. Невербальные сигналы, сопутствующие перечисленным
ситуациям.
Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и
слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа, публичное выступление.
Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону.
Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков,
написания писем, приглашения на торжества и приемы.
Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации,
мода, гигиена одежды. Что нам говорят личные вещи о человеке.
Соответствие внешнего облика и индивидуальных черт характера человека. О
женственности и мужественности. Хорошие и плохие привычки. Как
сформировать хорошие привычки и избавиться от ненужных привычек.
Традиции и этикет разных народов и разные времена и эпохи. Этикетные
выражения в путешествии по стране и за границей.
Тематический план
1 класс (34 часа
)
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
всего
1
Что такое этикетка? Что такое
этикет?
1
1
2
Давайте познакомимся!
1
1
2
3
Здравствуй и прощай
1
1
2
4
«Я – ученик». Поведение на уроке.
1
1
2
5
«Наша дружная семейка. Наш
весёлый дружный класс»
1
1
6
«Вежливая просьба. Вежливый
отказ»
1
1
7
Ролевая игра «Будем дружить»
2
2
8
«Школа – твой второй дом, ты
хозяин в нём»
1
1
2
9
Поведение в школьной столовой»
1
1
2
10
«В гости к книжкам». Поведение в
школьной библиотеке.
Экскурсия в библиотеку
1
1
2
11
Игра по станциям «Школьных
правил не забудь!»
1
1
12
«Моя семья»
1
1
13
Правила поведения на школьном
спектакле, концерте
« Мы – зрители». Посещение
школьного концерта..
1
1
2
14
«Мы – артисты». Правила поведения
юных артистов на школьных
утренниках
1
1
2
15
«Разрешите пригласить». Как
пригласить родителей, друзей в
школу, на утренник?
1
1
2
16
«Разрешите пригласить».
Изготовление пригласительных
билетов на утренник «До свидания,
первый класс»
1
2
3
17
Украшаем зал «Скоро праздник!»
1
2
3
18
Утренник «До свидания, первый
класс!» для родителей
1
1
19
Город, в котором мы живём
1
1
20
Итоговое занятие
1
1
Итого
17
17
34
2 класс (34 часа)
№
п\п
Тема
теория
практика
всего
1
Этикет. Основные правила
знакомства.
1
1
2
Этикетные выражения при
знакомстве со сверстниками и
взрослыми.
1
1
2
3
Поведение за столом.
Сервировка стола к чаю.
1
1
2
4
«О тех, кто любит нас»
1
1
2
5
Ролевая игра в “гости” в день
рождения и в праздник.
1
2
3
6
Красота – сестра добра и
разума. (Живопись и поэзия)
2
2
4
7
Об уступчивости. Умение
встать на место другого.
1
1
8
Как писать письма,
поздравления.
1
2
3
9
Поведение в общественном
месте. Выработка правил
поведения.
1
1
2
10
Если хочешь быть здоров –
закаляйся.
1
1
11
Правила поведения на
экскурсии. Экскурсия по
1
1
2
родному городу. (Поездка в
Санкт – Петербург)
12
Поведение в общественном
транспорте
1
1
2
13
«И взвившись, занавес
шумит» (посещение театра)
1
1
2
14.
«Наши впечатления о…»
(обсуждение спектакля)
1
1
15
Рисуем афишу
1
1
16
«О братьях наших меньших»
1
1
17
Мы в ответе за тех, кого
приручили (уход за
домашними животными)
1
1
2
18
Викторина «Ежели вы
вежливы»
1
1
19
Чему мы научились?
1
1
Итого
17
17
34
3 класс (34 часа)
№
п\п
Тема
Теория
практика
всего
1
Этикет. Для чего быть вежливым.
Визитная карточка.
1
1
2
Правила речевого этикета при встрече,
прощании, за столом, по телефону.
1
1
2
3
Поведение за столом. Сервировка стола к
обеду.
1
2
3
4
Правила общения. Умение слушать.
Умение вежливо отказать.
1
1
5
Комплименты. Искусство делать
комплименты.
1
1
2
6
Ролевая игра в “гости” в день рождения и
в праздник. Семейное торжество.
1
2
3
7
Язык цветов.
Умение составлять букет.
Легенды о цветах.
2
2
4
8
Как дарить и принимать подарки
1
1
2
9
Неловкие ситуации.
1
1
10
Внешний вид. “О чем говорит твой
портфель”
1
1
2
11
Навещаем больного. Утешение,
подбадривание.
1
1
12
Если хочешь быть здоров – закаляйся. Как
избавиться от дурных привычек. Как
сформировать полезные привычки.
1
1
13
Общение с природой. Экология природы
и человека.
1
1
2
14
Что такое дружба, товарищество.
Писатели о дружбе.
1
1
2
15
Посещение театра, экскурсия в музей.
Обсуждение спектакля, экскурсии.
2
2
16
Рисуем декорации к спектаклю.
1
2
3
17
Конкурсная программа «Турнир
вежливости»
1
1
18
Итоговое занятие. Что мы узнали нового?
1
1
17
17
34
4 класс (34 часа)
№ п\п
Тема
Теория Практика
всего
1
Откуда к нам пришёл этикет
1
1
2
Этикет разных народов
2
2
3
Придворный этикет.
Рисуем костюмы
1
2
3
4
История этикета. Пётр Первый и этикет
Рисуем «этикет»
1
2
3
5
«Юности честное зерцало»
Твои правила для детей
1
1
2
6
Красен человек статью.
1
1
7
Традиции разных народов.
Мудрость народов в пословицах и поговорках.
1
1
2
8
Почему ты нравишься или не нравишься
окружающим
1
1
9
Этикетные выражения поддержки, сочувствия,
радости.
1
1
2
10
Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.
1
2
3
«Умей слушать, умей говорить»
11
Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?
1
1
12
О чем говорит внешний вид.
1
1
13
Женственность девочек.
1
1
14
«А, ну-ка, девочки!» конкурсная программа
1
1
15
Мужественность мальчиков.
1
1
16
«Вперёд, мальчишки!» Конкурсная программа
1
1
17
Умение держать себя в путешествии.
1
1
18
Использование иностранных этикетных
выражений в разговорной речи.
1
1
2
19
Посещение театра, музея.
2
2
20
Обсуждение спектакля, выставки
1
1
21
Деловой этикет.
1
1
22
Итоговое занятие. «О чём рассказал этикет?
1
1
Итого
19
15
34
Литература
1.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по
развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург:
“ЛИТУР”, 2002. – 192с.
2.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск:
Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
3.
Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.
Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство,
1997. – 198с.
4.
Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.–
Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
5.
Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.:
Лань, 1997. – 176с.
6.
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во
“ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
7.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.:
“Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
8.
Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: Организация встреч, приемов,
презентаций. – Мн., ПКИП “Асар”, 1994. – 96с.
9.
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.:
Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
10.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – 272с., с илл. –
(Энциклопедии).