Напоминание

"Родителям о воспитании девочек и мальчиков"


Автор: Стафейкова Виктория Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Медвежьегорского района "Толвуйская СОШ"
Населённый пункт: Толвуя
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и

мальчиков»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного

воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса

социализации мальчиков и девочек школьного возраста.

Форма: интерактивная, работа в группах (в одной группе родители

мальчиков, в другой – родители девочек)

Ход собрания

Ознакомление родителей с темой и целью собрания.

Гендер - что это такое?

Может, это мандарины?

Может, это чья – то шляпа?

Или чей – нибудь зверек?

И зачем нам нужен гендер?

Чтобы разводить цветочки?

Рассадить их по горшочкам

Или посадить в чулок?

Гендер – это мама с папой,

Это милые детишки

Это платья и штанишки,

Гендер – это наша жизнь!

Это сила, это храбрость,

Это нежность и отважность

Очень разных двух миров.

Гендерное воспитанье

Важно для образованья.

Важно, чтобы быть счастливым

Гендер – это наша жизнь!

В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета

воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе

возникли понятия «гендер»(от англ. «род») и «гендерное воспитание».

В педагогике термин «гендер» позволяет избавится от характерного

биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали

рассматривать

вопросы

воспитания

мальчиков

и

девочек

с

учетом

их

индивидуальных способностей.

Очень долго, начиная с советских времен, на эту проблему внимания

никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды:

дети –младенцы, дети- дошкольники, дети – школьники и т. д.

В той семье, где есть мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и

обучать их нужно по - разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в

мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.

Работа в группах:

«Мальчики или девочки?»

Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому

поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические

познавательные процессы развиваются по – разному.

Задание для групп:

У

каждой

группы

на

столах

находятся

листочки,

на

которых

записаны

особенности

развития

ваших

детей.

Выберите

только

те

особенности

развития,

которые

соответствуют

вашим

детям.

Одна

группа

выбирает

только то, что характерно девочкам, а другая – то, что мальчикам. На доске

(а может у каждой группы будет на столе ватман, где будут нарисованы

мальчик

и

девочка.

Все

листочки

будут

родители

наклеивать)

помещены

картинки ученика и ученицы. Выбранные таблички должны оказаться около

мальчика, или вокруг девочки.

- Начинают позже ходить, позже говорить (М)

- Они более подвижны. Травмы случаются в 2 раза чаще. (М)

- Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости

эта разница увеличивается почти до 2 лет. (Д)

- Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в

себе (М).

-

Они

более

спокойны,

эмоциональны,

у

них

большая

сопротивляемость

к

стрессам. (Д)

Стремятся к независимости. (М)

Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. (М)

Предпочитают

собираться

маленькими

группами

и

любят

изображать

взаимоотношения взрослых. (Д)

Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились

результатов в чем-то конкретном. (М)

Любят, чтобы ими восхищались. (Д)

Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и

динамичны. (М)

Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер,

имеют много декоративных элементов .(Д)

Группы защищают свои работы, зачитывая результаты.

Вывод: мы видим, какие они разные.

В

последнее

время

ученые

предлагают

в

воспитании

детей

обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

Под

гендерным

воспитанием

понимается

развитие

у

детей

определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или

женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к

какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо

девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

Дети

понимают,

что

девочки

становятся

женщинами,

а

мальчики

мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от

ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность

формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность

к

выполнению

в

будущем

соответствующих

полу

социальных

ролей,

воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В

настоящее

время

в

дошкольных

и

школьных

образовательных

учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов.

В

итоге

это

способствует

развитию

равноправных

отношений

между

мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но

с

другой

стороны,

следует

помнить,

что

развитие

мальчиков

и

девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов

различия

мальчиков

и

девочек

в

формировании

и

развитии

моторики,

зрительно

восприятия,

речи. По-разному

происходит

и

полоролевая

идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и

социальные факторы.

Большинство

тех,

с

кем

ребенок

сталкивается

в

процессе

своего

воспитания - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому

мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской

половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден

строить

свою

половую

идентичность

преимущественно

на

негативном

основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах

деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение,

сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это

объясняет,

почему

у

девочек

полоролевая

идентификация

является

непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким

образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача:

изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Работа в группах

Задание

Выберите

из

перечисленных

качеств

наиболее

значимых

для

определённого пола (не более 5 -7)

Уважение к противоположному полу.

Трудолюбие.

Находчивость

Самодостаточность.

Доброта.

Жизнелюбие.

Мужество.

Любовь к окружающему

Женственность.

Отзывчивость

Смелость.

Порядочность.

Сила воли.

Уважение к взрослым

Честность.

Зависть

Ответственность.

Недоверчивость.

Нежность.

Осторожность

Агрессивность.

Истеричность

Уверенность.

Бережливость

Хорошие манеры.

Хозяйственность

Сообразительность.

Скупость

Остроумие.

Независимость

Каждая группа поясняет свой выбор. Карточки помещаются на доску.

А как же воспитать такие личности? Вот несколько советов при воспитании

мальчиков и девочек

Мальчики

Девочки

Д а в а т ь

м у ж с к о е

и м я .

П р и

п о с т о р о н н и х

л юд я х

н и к а к и х

ласковых

слов

(зайчик,

котёнок),

только по имени. Будет стесняться

Нельзя в семье оскорблять. Называть

только

положительными,

добрыми,

ласковыми словами. Если привыкнет

к оскорблениям, в будущем позволит

себя унижать. Может выйти замуж за

пьяницу,

потому

что

привыкла

к

такому образу жизни.

Должен быть идеал мужского пола.

Увы, если папа не так идеален, то это

Должен

быть

идеал

женского

пола.

Девочка

учится

у

мамы,

как

надо

будет

пример

для

подражания.

В

будущем

он

будет

себе

позволять

подобное. Если нет папы, это может

быть дядя, сосед, дедушка. С детства

обратите внимание, кому подражает.

вести

хозяйство,

как

общаться

со

старшими, с мужчинами. как решать

проблемы.

Все

эмоции

м ожет

проявить слезами. Поплакала и легче

стало, жизнь дальше продолжается.

Отсутствие

насмешек.

Н е л ь з я

смеяться

над

неудачной

поделкой.

Они

восприимчивы,

обидчивы,

надолго

запоминают

обиду.

Более

ч у вс т в и т е л ь н ы ,

н о

с

д е т с т в а

приучили не показывать свои эмоции

Любят посмеяться. Могут поплакать,

поистерить,

но

быстро

отходят.

Любят

мечтать,

часто

живут

в

розовом мире. Любят мелкие детали.

Более

поздние

и

медлительны.

Нестандартно

и

интересно

мыслят.

Лучше выражена индивидуальность.

Любят эксперименты, опыты.

Лучше схватывают, более усидчивы.

Л у ч ш е

р а з в и т а

р е ч ь .

Л ю б я т

действовать по шаблону. Девочки –

« в у н д е р к и н д ы » ,

о б ы ч н о ,

превращаются, в «как все»

Воспринимают

слова

буквально.

Нельзя намекать: «что здесь делают

твои

носки?»

Он

будет

сидеть

и

думать,

что

они

здесь

делают.

Говорить надо конкретно: убери! Это

и х

о б р а з

м ы ш л е н и я .

Л у ч ш е

воспринимают прямые указания, чем

просто размытые насмешки.

Фраза «любят ушами» не случайна.

Л ю б я т

д л и н н ы е

р а з г о в о р ы ,

комплименты.

Точность

и

краткость

изложения.

П р и р о д а

т а к

у с т р о и л а

и х ,

эмоционально

они

воспринимают

только первую пару минут, а потом

мозг

отключается.

Бессмысленно

читать нотации. Может делать только

одно дело.

Быстро включаются в работу. Могут

делать несколько дел сразу (варить,

мыть,

по

телефону

разговаривать,

смотреть

телевизор,

следить

за

ребёнком)

Оценивай

действия,

а

не

сына.

М а л ьч и ку

ва ж н ы

о ц е н к и

е г о

действий, как и что он сделал, а не

ярлык

на

лоб.

Надо

го во р и т ь

конкретно, что он сделал правильно,

что понравилось, а что нет.

Достаточно сказать следующие слова:

«умница, молодец». Как правило, не

интересуется, за что её похвалили, не

спрашивает, что именно понравилось.

Работа в группах «Мифы о воспитании»

Задание:

Обсудите

в

группах

следующие

фразы:

«девочек

обижать

нельзя»,

«девочкам надо уступать», «молодец, послушный мальчик». Произносите ли

вы дома эти фразы и как часто?

После обсуждения по одному от группы выступают.

«Девочек обижать нельзя!» А собак, друзей? Эта фраза делает из мальчиков

подчинённого, а девочки, слыша это, манипулируют этим. С того момента,

как девочка уяснила это слабое место, ей достаточно изобразить обиду, чтобы

вызвать чувство вины у мальчика. Мальчики прячут свои обиды, а девочки

демонстрируют их. Просто мальчики не научены извлекать из обид пользу.

Женские слёзы – вообще бомба.

Нельзя обижать мальчиков! Слышали? Значит можно! Это нормально?

«Девочкам надо уступать!» Где? На работе? А потом вырастает неудачник.

Девочки любят джентльменов. Но ведь век джентльменов совпал с веком

леди, а леди не участвовали в бизнесе и не конкурировали с мужчинами. В

жизненно важных вопросах мальчик не должен уступать, надо, чтобы он

учился отстаивать свою точку зрения. В нашем современном мире важно

воспитать в девочках уступчивость и мягкость.

«Молодец,

послушный

мальчик!»

Человек

начинает

воспроизводить

то

поведение, которое поощряется. И только ради этого поощрения он и будет

делать.

Нельзя

мальчика

наказывать

за

мелкие

ошибки.

Надо

научить

исправлять их.

«Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах, —

писал В. А. Сухомлинский, — долг мужчины, ответственность мужчины,

достоинство

мужчины».

Утверждать

сознание

долга,

ответственности

и

достоинства, значит, воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и

мужа.

Рядом

с

мальчиком

маме

надо

позволить

быть

слабой,

дать

ему

почувствовать себя сильным, мужественным, защитником. Мальчик должен

научиться терпеть, уметь преодолеть себя, уметь быть нежным, уметь быть

разным!

Мальчик и девочка – это два разных мира. Их ни в коем случае нельзя

воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и

слышат,

говорят

и

молчат,

чувствуют

и

переживают.

Если

вы

уже

растите дочку, а у вас родился сын, вам во многом придется начинать с

нуля: опыт воспитания дочки иногда не только не помогает, но будет

мешать.

Многие столетия мальчиками в большей степени занимались мужчины –

отец, гувернер, учитель. В XX веке все изменилось, и воспитание все больше

становится сугубо женским занятием. В детском саду – воспитательница,

в школе – учительница, дома – мама, бабушка, няня. Миллионы современных

мальчиков

лишены

серьезного

мужского

влияния

в

период

формирования

полоролевого поведения. В результате они усваивают женские установки,

женские взгляды на жизнь.

Мальчики-подростки все чаще указывают среди важнейших черт хорошего

человека на прилежание, усидчивость и аккуратность. А вот смелость,

инициативность отмечаются крайне редко: мамы и учителя каждый день

уговаривают

мальчиков

быть

послушными,

соблюдать

осторожность

и

«делать, как сказано».

Женщины воспитывают ребенка для себя, делают его таким, какой им

удобен.

И

заглушая

в

ребенке

мужественность,

искажают

мужскую

природу.

И закончим мы наше собрание высказыванием каждого из вас, продолжив

любую из фраз:

Меня удивило…

Теперь я поняла…

Мне понравилось…

Я не согласна…

Меня заинтересовало…

Я запомнила…

Мне бы хотелось…



В раздел образования