Автор: Стафейкова Виктория Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Медвежьегорского района "Толвуйская СОШ"
Населённый пункт: Толвуя
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Родителям о воспитании девочек и мальчиков"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание на тему: «Родителям о воспитании девочек и
мальчиков»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного
воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса
социализации мальчиков и девочек школьного возраста.
Форма: интерактивная, работа в группах (в одной группе родители
мальчиков, в другой – родители девочек)
Ход собрания
Ознакомление родителей с темой и целью собрания.
Гендер - что это такое?
Может, это мандарины?
Может, это чья – то шляпа?
Или чей – нибудь зверек?
И зачем нам нужен гендер?
Чтобы разводить цветочки?
Рассадить их по горшочкам
Или посадить в чулок?
Гендер – это мама с папой,
Это милые детишки
Это платья и штанишки,
Гендер – это наша жизнь!
Это сила, это храбрость,
Это нежность и отважность
Очень разных двух миров.
Гендерное воспитанье
Важно для образованья.
Важно, чтобы быть счастливым
Гендер – это наша жизнь!
В настоящее время на первое место в педагогике вышла проблема учета
воспитания мальчиков и девочек. В специальной педагогической литературе
возникли понятия «гендер»(от англ. «род») и «гендерное воспитание».
В педагогике термин «гендер» позволяет избавится от характерного
биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали
рассматривать
вопросы
воспитания
мальчиков
и
девочек
с
учетом
их
индивидуальных способностей.
Очень долго, начиная с советских времен, на эту проблему внимания
никто не обращал. Был один пол детей, и он делился на возрастные периоды:
дети –младенцы, дети- дошкольники, дети – школьники и т. д.
В той семье, где есть мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и
обучать их нужно по - разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в
мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с людьми.
Работа в группах:
«Мальчики или девочки?»
Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому
поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические
познавательные процессы развиваются по – разному.
Задание для групп:
У
каждой
группы
на
столах
находятся
листочки,
на
которых
записаны
особенности
развития
ваших
детей.
Выберите
только
те
особенности
развития,
которые
соответствуют
вашим
детям.
Одна
группа
выбирает
только то, что характерно девочкам, а другая – то, что мальчикам. На доске
(а может у каждой группы будет на столе ватман, где будут нарисованы
мальчик
и
девочка.
Все
листочки
будут
родители
наклеивать)
помещены
картинки ученика и ученицы. Выбранные таблички должны оказаться около
мальчика, или вокруг девочки.
- Начинают позже ходить, позже говорить (М)
- Они более подвижны. Травмы случаются в 2 раза чаще. (М)
- Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости
эта разница увеличивается почти до 2 лет. (Д)
- Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в
себе (М).
-
Они
более
спокойны,
эмоциональны,
у
них
большая
сопротивляемость
к
стрессам. (Д)
Стремятся к независимости. (М)
Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. (М)
Предпочитают
собираться
маленькими
группами
и
любят
изображать
взаимоотношения взрослых. (Д)
Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились
результатов в чем-то конкретном. (М)
Любят, чтобы ими восхищались. (Д)
Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и
динамичны. (М)
Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер,
имеют много декоративных элементов .(Д)
Группы защищают свои работы, зачитывая результаты.
Вывод: мы видим, какие они разные.
В
последнее
время
ученые
предлагают
в
воспитании
детей
обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.
Под
гендерным
воспитанием
понимается
развитие
у
детей
определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или
женским полом в рамках определенной культуры.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к
какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо
девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.
Дети
понимают,
что
девочки
становятся
женщинами,
а
мальчики
–
мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от
ситуации или личных желаний ребенка.
И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность
формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность
к
выполнению
в
будущем
соответствующих
полу
социальных
ролей,
воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
В
настоящее
время
в
дошкольных
и
школьных
образовательных
учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов.
В
итоге
это
способствует
развитию
равноправных
отношений
между
мужчинами и женщинами. Это замечательно.
Но
с
другой
стороны,
следует
помнить,
что
развитие
мальчиков
и
девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов
различия
мальчиков
и
девочек
в
формировании
и
развитии
моторики,
зрительно
восприятия,
речи. По-разному
происходит
и
полоролевая
идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и
социальные факторы.
Большинство
тех,
с
кем
ребенок
сталкивается
в
процессе
своего
воспитания - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому
мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской
половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден
строить
свою
половую
идентичность
преимущественно
на
негативном
основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах
деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение,
сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это
объясняет,
почему
у
девочек
полоролевая
идентификация
является
непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким
образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача:
изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.
Работа в группах
Задание
Выберите
из
перечисленных
качеств
наиболее
значимых
для
определённого пола (не более 5 -7)
Уважение к противоположному полу.
Трудолюбие.
Находчивость
Самодостаточность.
Доброта.
Жизнелюбие.
Мужество.
Любовь к окружающему
Женственность.
Отзывчивость
Смелость.
Порядочность.
Сила воли.
Уважение к взрослым
Честность.
Зависть
Ответственность.
Недоверчивость.
Нежность.
Осторожность
Агрессивность.
Истеричность
Уверенность.
Бережливость
Хорошие манеры.
Хозяйственность
Сообразительность.
Скупость
Остроумие.
Независимость
Каждая группа поясняет свой выбор. Карточки помещаются на доску.
А как же воспитать такие личности? Вот несколько советов при воспитании
мальчиков и девочек
Мальчики
Девочки
Д а в а т ь
м у ж с к о е
и м я .
П р и
п о с т о р о н н и х
л юд я х
н и к а к и х
ласковых
слов
(зайчик,
котёнок),
только по имени. Будет стесняться
Нельзя в семье оскорблять. Называть
только
положительными,
добрыми,
ласковыми словами. Если привыкнет
к оскорблениям, в будущем позволит
себя унижать. Может выйти замуж за
пьяницу,
потому
что
привыкла
к
такому образу жизни.
Должен быть идеал мужского пола.
Увы, если папа не так идеален, то это
Должен
быть
идеал
женского
пола.
Девочка
учится
у
мамы,
как
надо
будет
пример
для
подражания.
В
будущем
он
будет
себе
позволять
подобное. Если нет папы, это может
быть дядя, сосед, дедушка. С детства
обратите внимание, кому подражает.
вести
хозяйство,
как
общаться
со
старшими, с мужчинами. как решать
проблемы.
Все
эмоции
м ожет
проявить слезами. Поплакала и легче
стало, жизнь дальше продолжается.
Отсутствие
насмешек.
Н е л ь з я
смеяться
над
неудачной
поделкой.
Они
восприимчивы,
обидчивы,
надолго
запоминают
обиду.
Более
ч у вс т в и т е л ь н ы ,
н о
с
д е т с т в а
приучили не показывать свои эмоции
Любят посмеяться. Могут поплакать,
поистерить,
но
быстро
отходят.
Любят
мечтать,
часто
живут
в
розовом мире. Любят мелкие детали.
Более
поздние
и
медлительны.
Нестандартно
и
интересно
мыслят.
Лучше выражена индивидуальность.
Любят эксперименты, опыты.
Лучше схватывают, более усидчивы.
Л у ч ш е
р а з в и т а
р е ч ь .
Л ю б я т
действовать по шаблону. Девочки –
« в у н д е р к и н д ы » ,
о б ы ч н о ,
превращаются, в «как все»
Воспринимают
слова
буквально.
Нельзя намекать: «что здесь делают
твои
носки?»
Он
будет
сидеть
и
думать,
что
они
здесь
делают.
Говорить надо конкретно: убери! Это
и х
о б р а з
м ы ш л е н и я .
Л у ч ш е
воспринимают прямые указания, чем
просто размытые насмешки.
Фраза «любят ушами» не случайна.
Л ю б я т
д л и н н ы е
р а з г о в о р ы ,
комплименты.
Точность
и
краткость
изложения.
П р и р о д а
т а к
у с т р о и л а
и х ,
эмоционально
они
воспринимают
только первую пару минут, а потом
мозг
отключается.
Бессмысленно
читать нотации. Может делать только
одно дело.
Быстро включаются в работу. Могут
делать несколько дел сразу (варить,
мыть,
по
телефону
разговаривать,
смотреть
телевизор,
следить
за
ребёнком)
Оценивай
действия,
а
не
сына.
М а л ьч и ку
ва ж н ы
о ц е н к и
е г о
действий, как и что он сделал, а не
ярлык
на
лоб.
Надо
го во р и т ь
конкретно, что он сделал правильно,
что понравилось, а что нет.
Достаточно сказать следующие слова:
«умница, молодец». Как правило, не
интересуется, за что её похвалили, не
спрашивает, что именно понравилось.
Работа в группах «Мифы о воспитании»
Задание:
Обсудите
в
группах
следующие
фразы:
«девочек
обижать
нельзя»,
«девочкам надо уступать», «молодец, послушный мальчик». Произносите ли
вы дома эти фразы и как часто?
После обсуждения по одному от группы выступают.
«Девочек обижать нельзя!» А собак, друзей? Эта фраза делает из мальчиков
подчинённого, а девочки, слыша это, манипулируют этим. С того момента,
как девочка уяснила это слабое место, ей достаточно изобразить обиду, чтобы
вызвать чувство вины у мальчика. Мальчики прячут свои обиды, а девочки
демонстрируют их. Просто мальчики не научены извлекать из обид пользу.
Женские слёзы – вообще бомба.
Нельзя обижать мальчиков! Слышали? Значит можно! Это нормально?
«Девочкам надо уступать!» Где? На работе? А потом вырастает неудачник.
Девочки любят джентльменов. Но ведь век джентльменов совпал с веком
леди, а леди не участвовали в бизнесе и не конкурировали с мужчинами. В
жизненно важных вопросах мальчик не должен уступать, надо, чтобы он
учился отстаивать свою точку зрения. В нашем современном мире важно
воспитать в девочках уступчивость и мягкость.
«Молодец,
послушный
мальчик!»
Человек
начинает
воспроизводить
то
поведение, которое поощряется. И только ради этого поощрения он и будет
делать.
Нельзя
мальчика
наказывать
за
мелкие
ошибки.
Надо
научить
исправлять их.
«Есть три вещи, которые необходимо утвердить в мальчиках и юношах, —
писал В. А. Сухомлинский, — долг мужчины, ответственность мужчины,
достоинство
мужчины».
Утверждать
сознание
долга,
ответственности
и
достоинства, значит, воспитать хорошего сына, любящего, заботливого отца и
мужа.
Рядом
с
мальчиком
маме
надо
позволить
быть
слабой,
дать
ему
почувствовать себя сильным, мужественным, защитником. Мальчик должен
научиться терпеть, уметь преодолеть себя, уметь быть нежным, уметь быть
разным!
Мальчик и девочка – это два разных мира. Их ни в коем случае нельзя
воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и
слышат,
говорят
и
молчат,
чувствуют
и
переживают.
Если
вы
уже
растите дочку, а у вас родился сын, вам во многом придется начинать с
нуля: опыт воспитания дочки иногда не только не помогает, но будет
мешать.
Многие столетия мальчиками в большей степени занимались мужчины –
отец, гувернер, учитель. В XX веке все изменилось, и воспитание все больше
становится сугубо женским занятием. В детском саду – воспитательница,
в школе – учительница, дома – мама, бабушка, няня. Миллионы современных
мальчиков
лишены
серьезного
мужского
влияния
в
период
формирования
полоролевого поведения. В результате они усваивают женские установки,
женские взгляды на жизнь.
Мальчики-подростки все чаще указывают среди важнейших черт хорошего
человека на прилежание, усидчивость и аккуратность. А вот смелость,
инициативность отмечаются крайне редко: мамы и учителя каждый день
уговаривают
мальчиков
быть
послушными,
соблюдать
осторожность
и
«делать, как сказано».
Женщины воспитывают ребенка для себя, делают его таким, какой им
удобен.
И
заглушая
в
ребенке
мужественность,
искажают
мужскую
природу.
И закончим мы наше собрание высказыванием каждого из вас, продолжив
любую из фраз:
Меня удивило…
Теперь я поняла…
Мне понравилось…
Я не согласна…
Меня заинтересовало…
Я запомнила…
Мне бы хотелось…