Напоминание

"Дифференцированное обучение школьников на модулях географии в условиях внедрения ФГОС ООО."


Автор: Дехарь Ксения Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ г. Керчи РК "Школа №23"
Населённый пункт: РК г. Керчь
Наименование материала: статья
Тема: "Дифференцированное обучение школьников на модулях географии в условиях внедрения ФГОС ООО."
Раздел: среднее образование





Назад




Дифференцированное обучение школьников на модулях географии в

условиях внедрения ФГОС ООО.

Выступление на педсовете Дехарь К.С.

Главная

цель

моей

педагогической

деятельности

это

формирование

саморазвивающейся

личности,

то

есть

личности,

желающей

и

умеющей

учиться.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает внимание к

каждому

ученику,

его

творческой

индивидуальности.

А

это

значит,

что

каждый учитель должен создавать такие условия, при которых стало бы

возможным

использование

фактических

и

потенциальных

возможностей

каждого ребёнка в классе.

В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без

учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не

могут одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний.

Дифференцированный

подход

даёт

возможность

детям

проявить

свою

индивидуальность, творчество, избавит их от чувства страха и вселит в них

веру в себя.

В рамках новых стандартов сущность изменений, происходящих сейчас в

школьном образовании, можноопределить как переход от унифицированного

к дифференцированному обучению.

Для решения этой проблемы я поставила перед собой следующие задачи:

• формирование основ географических навыков, необходимых для работы с

источниками знаний;

усвоение

учащимся

знаний

и

навыков,

необходимых

для

дальнейшего

обучения;

• развитие интереса к предмету;

• развитие познавательной активности;

• создание проблемных ситуаций.

Особое место в этой системе принадлежит дифференциации обучения,

в

ходе

которой

осуществляется

отбор

содержания,

методов,

форм

обучения в зависимости от особенностей групп учащихся, равных по

подготовке,

или

отдельного

ученика.

В

каждом

классе

выделяются

четыре типологические группы учащихся:

первая

группа

(высокий

уровень)

это

учащиеся,

знающие

«сверх

программы»;

• вторая группа (повышенный уровень) — это учащиеся с хорошим уровнем

знаний и умений;

• третья группа (базовый уровень) — с минимальным уровнем знаний и

умений;

• четвертая группа (пониженный и низкий уровень) — это группа, в которой

учащиеся не достигли минимального уровня.

С помощью

дифференцированных

форм

учебной

деятельности

реализуются следующие цели:

С учащимися первой и второй групп:

• расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи

повышенной сложности;

• развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о

роли географии в жизни;

• развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной

литературой;

проведение

учащихся

до

более

высокого

уровня

усвоения

знаний

и

способов деятельности.

С учащимися третьей группы:

• доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов

деятельности;

создание

соответствующих

условий;

повторение,

ликвидация

пробелов,

актуализация знаний для успешного изучения новой темы;

• формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать

над поставленной задачей.

С учащимися четвертой группы:

• ликвидация пробелов в знаниях и умениях;

• доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов

деятельности;

• развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по

образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал;

• пробуждение интереса к предмету путём использования игровых моментов,

занимательных и логических задач наряду с систематической организацией

самостоятельной работы учащихся на модуле и дома.

Разный уровень обучаемости, наличие и отсутствие прилежания, интереса

к учебе, работоспособности и другие причины различий в способностях

ребят требуют новых подходов в обучении,т.

к.

в

традиционной

системе

обучения установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, борясь с

неуспеваемостью, ориентировалась на среднего ученика. Единые требования

ко

всем

безисключения

замораживали

развитие

способных,

самобытных

детей, изгоняя из школы подлинный интерес к знаниям.

Новый подход в обучении позволяет активно воздействовать на умственное

развитие всех учеников, чтобы добиться максимального их развития.

Существуют

объективные

различия

учащихся

по

темпам

овладения

учебным

материалом,

а

так

же

способностям

самостоятельно

применять

усвоенные

знания

и

умения.

Опираясь

на

уровни

усвоения

содержания

материала

при

конструировании

учебных

задач,

я

учитываю

следующие

учебные действия школьников:

Уровень

Учебные действия

1.Творческий

Прогнозировать,

оценивать,

д о к а з ы в ат ь ,

проектировать

2.Частично-поисковый

Описывать,

выявлять

особенности

(причины

и

с л е д с т в и я ) ,

а н а л и з и р о в ат ь ,

о б ъ я с н я т ь ,

моделировать

3.Репродуктивный

Называть,

измерять,

показывать,

определять,

наносить на карту

Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по

одной программе, выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их

потребностям, интересам, способностям. Именно такой подход способствует

психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство

уважения к себе и окружающим, повышает ответственность за принятое

решение.

Возможность

выбрать

уровень

усвоения

поможет

избежать

перегрузки

ученика

и

направить

его

усилия

в

область

склонностей

и

интересов.

Если

цели

посильны,

а

их

достижения

поощряются,

то

для

учащихся нет ничего естественнее, как стремиться к достижению. Поэтому

открытость

уровневой

подготовки

является

механизмом

формирования

положительных

мотивов

учения,

сознательного

отношения

к

учебной

деятельности

и

позволяет

опереться

на

самооценку

ученика

в

выборе

индивидуального пути его развития.

Для того чтобы дифференцировать учащихся по уровню подготовленности

их

к

восприятию

изучаемого

предмета,

с

начала

учебного

года

я

подготавливаю карточки трёхуровневого контроля по различным разделам

географии.

В

карточках

находятся

три

вопроса

на

репродуктивном

уровне,ответы на которые оцениваю в один балл. Таким образом, ответив на

три предложенных вопроса, учащийся получает оценку «3». Кроме этих

вопросов в карточку помещаю один вопрос поискового уровня и один вопрос

творческого уровня. Ответив на каждый из этих вопросов, ученик получает

ещёпо одному баллу за ответ и имеет возможность по лучить оценку «4» или

«5».

Разноуровневые

карточки

применяются

в

качестве

текущего

контроля

после изучения небольшого по объёму учебного материала за определённый

отрезок времени (7–10 минут). Для проверки работ используется само- или

взаимоконтрольс правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания

работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются

учителем

самостоятельно.

Такой

контроль

помогает

правильно

оценить

ученика и определить его уровень.

Оказание помощи неуспевающему ученику на модуле — это меры по

поддержанию интереса к усвоению темы: более частое обращение к слабо

успевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного

материала; привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов,

опытов и т. д.; привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении,

к

выводам

и

обобщениям

или

объяснению

сути

проблемы,

высказанной сильным учеником.

При работе с одарёнными детьми применяю принцип «горизонтального

обогащения», т. е. увеличения объёма знаний, умений и навыков на том

концептуальном уровне, который заложен в про грамме по географии.

Цель — стремление не столько дать больший объём знаний, сколько

развить

вкус

у

учащихся

к

исследовательской

деятельности,

склонность

ьквыполнению

сложных

заданий,

способность

мыслить

творчески,

логически, а также укрепить в них уверенность в своих силах.

Система заданий повышенной сложности:

1.Задания на моделирование географических ситуаций

2.Задания на группировку объектов

3. Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на

составление причинно-следственных цепочек

4. Задания на указание объектов, явлений по данным признакам

5.Задания

проверочного

характера

на

развитие

памяти,

умения

представлять карту

6. Задания на составление, сравнение изученных объектов

7. Задания на прогнозирование географических ситуаций

Домашние

задания

учащимся

предлагаю

также

дифференцированные.

Например:

Базовый уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.

Повышенный уровень. На контурную карту нанести все географические

объекты, упомянутые в тексте параграфа.

Высокий уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать

интересные факты по данной теме.

Результативность применения новых подходов:

• исключение уравниловки и усреднения детей;

• повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным

уровнем учебных достижений;

объединение

детей

в

группы

равных

по

способностям

учащихся

для

облегчения учения и усвоения предметного материала;

• создание щадящих условий для слабых учащихся.

• появляется возможность более эффективно работать с учащимися, плохо

ориентированными на процесс обучения;

• реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в

образовании.

Несмотря на всю трудоёмкость для учителя при подготовке к модулям,

приходится

тратить

много

времени,

но

результаты

оправдывают

цель,

ученики

работают

в

силу

своих

возможностей,

проявляют

интерес

к

предмету. Они овладевают знаниями, происходит разностороннее развитие

личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов в

обучении.

Складывается

благоприятный

психологический

микроклимат

между всеми участниками образовательного процесса.



В раздел образования