Напоминание

Обучение смысловому чтению на уроках английского языка. Описание этапов работы с текстом (презентация фрагмента урока).


Автор: Панюс Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Реж Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение смысловому чтению на уроках английского языка. Описание этапов работы с текстом (презентация фрагмента урока).
Раздел: среднее образование





Назад




учитель английского языка

Панюс С.Н.

Смысловое чтение на уроках английского языка.

Работа с текстом.

1.

Понятие «смысловое чтение» и важность обучения смысловому чтению.

2.

Обучение смысловому чтению на уроках английского языка. Описание этапов

работы с текстом (презентация фрагмента урока).

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность

обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном

обществе

носит

«метапредметный»

или

«надпредметный»

характер

и

умения

чтения

относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете

должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем

мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня

чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям,

которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного

чтения

необходимы

при

работе

с

большим

объемом

информации.

Это

обеспечивает

успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет

важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную

функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 –

это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются

внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки

читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению –

активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего

образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-

ого класса должны овладеть следующими умениями:

- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

- умение найти в тексте необходимую информацию;

- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;

- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.

На уроках английского языка

текст является основным источником накопления

лексического, грамматического материала и социокультурных фактов. Поэтому

недостаточно научить учащегося только алфавиту и развить у него технику чтения,

необходимо научить его смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, который

нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.

Текст на иностранном языке объективно сложен для обучающихся, так как часто возникают

затруднения:

- непонимание лексического значения слова;

- ограниченность читательского кругозора;

- непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл деталей.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем

видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в

связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы:

предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Предтекстовый этап – это этап мотивации к чтению, который предполагает анализ

названия и определение предмета речи; осмысление заглавия и выдвижения гипотезы о

ещё непрочитанном тексте; определение необходимого объема уже известной информации

для адекватного восприятия новой. Использование картинок с уже известными понятиями и

включением нового, анализ иллюстраций и заголовка.

Текстовый этап – это непосредственное чтение текста. На этом этапе могут быть

использованы различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое и

поисковое) в зависимости от цели и задач урока.

На этом этапе можно использовать разные приёмы чтения: медленное чтение текста с

выделением ключевых слов, понятий ,определений; выделение известных и новых понятий;

определение новых слов по контексту; анализ прочитанного по переводу; выделение

текстовой и иллюстративной информации.

Послетекстовый этап – это этап трансформации из текста. Представление текста в иной

форме (план, схема, таблица); построение развёрнутого монологического ответа на

поставленные вопросы; выявление истинных и ложных утверждений; рефлексия

собственной деятельности.

Работа с текстом «Perfect Day»

Этап чтения

Задания по тексту

Планируемые

метапредметные результаты

предтекстовый

1.

К какому жанру можно отнести

текст (стихотворение)

2.

Прочитать заголовок текста;

определить тематику текста.

3.

Упражнение на перефразирование:

заменить прилагательное

синонимами в заглавии текста.

4.

Подумать о двух причинах, почему

так называется стихотворение.

5.

Выберите из текста слова,

относящиеся к изучаемой теме (дни

недели).

6.

Формулировать предположения о

тематике текста на основе

картинки, иллюстрации (картинка

концентрирует внимание детей на

новом тексте):

-кто изображен на картинке;

- какие эмоции на лицах детей.

- определять назначения разных

жанров и видов чтения;

- определять главную тему,

общую цель;

- предвосхищать содержание

текста по заголовку;

- использовать ассоциации,

связанных с заголовком текста;

- находить в тексте требуемую

информацию(пробегать текст

глазами, определять основные

элементы);

- сопоставлять основные

текстовые и внетекстовые

компоненты, объяснить

назначение иллюстрации,

картинки;

-определять место и роль

иллюстративного ряда в тексте

Текстовый

1.

Прочитать каждый абзац и

перевести

- ставить перед собой цель

чтения;

2.

Догадаться о значении

выделенного слова по контексту

3.

Расположить абзацы в правильном

порядке по смыслу прочитанного.

4.

Выявить слова в каждом абзаце,

выражающие основную мысль.

5.

Выразительное чтение текста

вслух.

- определить значение слова на

основе языковой догадки;

- прогнозировать

последовательность изложения

идей в тексте;

- выводить заключение о

главной мысли текста

Послетекстовый

1.

Определите верные и неверные

утверждения по содержанию

текста.

2.

Ответить на вопросы.

3.

Высказать собственное мнение

(использование оценочных

суждений).

4.

составить монологическое

высказывание в рамках тематики

текста.

5.

Рефлексия собственной

деятельности (заполнение

проверочного листа «Check list»)

- выполнять смысловое

свертывание фактов и мыслей;

- формировать на основе текста

систему аргументов для

обоснования собственной

позиции;

- анализировать свое

эмоциональное состояние в

процессе чтения;

- использовать полученный опыт

восприятия информации для

обогащения чувственного опыта,

высказывать оценочные

суждения;

- осознанно строить речевое

высказывание;

-осуществить пошаговый

контроль своей деятельности.

Систематическое использование приемов работы с текстом позволяет учащимся лучше

усваивать предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения, выражать свои

мысли в устной и письменной форме, комментировать содержание, высказывать свою точку

зрения.

Читающий

человек

способен

мыслить

проблемно,

схватывать

целое

и

выявлять

противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее

находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и

социально

ценного

человека.

Это

и

является

основной

задачей

учителя

на

уроке

английского языка. Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как

телевидение,

видео,

в

том,

что

это

всегда

труд

интересный,

доставляющий

удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать. И в силах

учителя

сделать

так,

что

бы

этот

труд

был

для

учащихся

наиболее

интересным

и

эффективным.



В раздел образования