Автор: Панюс Светлана Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Реж Свердловской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение смысловому чтению на уроках английского языка. Описание этапов работы с текстом (презентация фрагмента урока).
Раздел: среднее образование
учитель английского языка
Панюс С.Н.
Смысловое чтение на уроках английского языка.
Работа с текстом.
1.
Понятие «смысловое чтение» и важность обучения смысловому чтению.
2.
Обучение смысловому чтению на уроках английского языка. Описание этапов
работы с текстом (презентация фрагмента урока).
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность
обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном
обществе
носит
«метапредметный»
или
«надпредметный»
характер
и
умения
чтения
относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете
должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем
мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня
чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям,
которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного
чтения
необходимы
при
работе
с
большим
объемом
информации.
Это
обеспечивает
успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет
важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную
функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 –
это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются
внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки
читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению –
активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего
образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-
ого класса должны овладеть следующими умениями:
- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;
- умение найти в тексте необходимую информацию;
- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;
- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.
На уроках английского языка
текст является основным источником накопления
лексического, грамматического материала и социокультурных фактов. Поэтому
недостаточно научить учащегося только алфавиту и развить у него технику чтения,
необходимо научить его смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, который
нацелен на понимание читающим смыслового содержания текста.
Текст на иностранном языке объективно сложен для обучающихся, так как часто возникают
затруднения:
- непонимание лексического значения слова;
- ограниченность читательского кругозора;
- непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл деталей.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем
видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в
связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы:
предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
Предтекстовый этап – это этап мотивации к чтению, который предполагает анализ
названия и определение предмета речи; осмысление заглавия и выдвижения гипотезы о
ещё непрочитанном тексте; определение необходимого объема уже известной информации
для адекватного восприятия новой. Использование картинок с уже известными понятиями и
включением нового, анализ иллюстраций и заголовка.
Текстовый этап – это непосредственное чтение текста. На этом этапе могут быть
использованы различные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое и
поисковое) в зависимости от цели и задач урока.
На этом этапе можно использовать разные приёмы чтения: медленное чтение текста с
выделением ключевых слов, понятий ,определений; выделение известных и новых понятий;
определение новых слов по контексту; анализ прочитанного по переводу; выделение
текстовой и иллюстративной информации.
Послетекстовый этап – это этап трансформации из текста. Представление текста в иной
форме (план, схема, таблица); построение развёрнутого монологического ответа на
поставленные вопросы; выявление истинных и ложных утверждений; рефлексия
собственной деятельности.
Работа с текстом «Perfect Day»
Этап чтения
Задания по тексту
Планируемые
метапредметные результаты
предтекстовый
1.
К какому жанру можно отнести
текст (стихотворение)
2.
Прочитать заголовок текста;
определить тематику текста.
3.
Упражнение на перефразирование:
заменить прилагательное
синонимами в заглавии текста.
4.
Подумать о двух причинах, почему
так называется стихотворение.
5.
Выберите из текста слова,
относящиеся к изучаемой теме (дни
недели).
6.
Формулировать предположения о
тематике текста на основе
картинки, иллюстрации (картинка
концентрирует внимание детей на
новом тексте):
-кто изображен на картинке;
- какие эмоции на лицах детей.
- определять назначения разных
жанров и видов чтения;
- определять главную тему,
общую цель;
- предвосхищать содержание
текста по заголовку;
- использовать ассоциации,
связанных с заголовком текста;
- находить в тексте требуемую
информацию(пробегать текст
глазами, определять основные
элементы);
- сопоставлять основные
текстовые и внетекстовые
компоненты, объяснить
назначение иллюстрации,
картинки;
-определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте
Текстовый
1.
Прочитать каждый абзац и
перевести
- ставить перед собой цель
чтения;
2.
Догадаться о значении
выделенного слова по контексту
3.
Расположить абзацы в правильном
порядке по смыслу прочитанного.
4.
Выявить слова в каждом абзаце,
выражающие основную мысль.
5.
Выразительное чтение текста
вслух.
- определить значение слова на
основе языковой догадки;
- прогнозировать
последовательность изложения
идей в тексте;
- выводить заключение о
главной мысли текста
Послетекстовый
1.
Определите верные и неверные
утверждения по содержанию
текста.
2.
Ответить на вопросы.
3.
Высказать собственное мнение
(использование оценочных
суждений).
4.
составить монологическое
высказывание в рамках тематики
текста.
5.
Рефлексия собственной
деятельности (заполнение
проверочного листа «Check list»)
- выполнять смысловое
свертывание фактов и мыслей;
- формировать на основе текста
систему аргументов для
обоснования собственной
позиции;
- анализировать свое
эмоциональное состояние в
процессе чтения;
- использовать полученный опыт
восприятия информации для
обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные
суждения;
- осознанно строить речевое
высказывание;
-осуществить пошаговый
контроль своей деятельности.
Систематическое использование приемов работы с текстом позволяет учащимся лучше
усваивать предметные знания по языку, развивать коммуникативные умения, выражать свои
мысли в устной и письменной форме, комментировать содержание, высказывать свою точку
зрения.
Читающий
человек
способен
мыслить
проблемно,
схватывать
целое
и
выявлять
противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее
находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и
социально
ценного
человека.
Это
и
является
основной
задачей
учителя
на
уроке
английского языка. Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как
телевидение,
видео,
в
том,
что
это
–
всегда
труд
–
интересный,
доставляющий
удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать. И в силах
учителя
сделать
так,
что
бы
этот
труд
был
для
учащихся
наиболее
интересным
и
эффективным.