Автор: Корякина Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Саха гимназия"
Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: коллективная игра-исследование
Тема: Что такое магнит? Свойства магнита
Раздел: начальное образование
МОБУ «Саха гимназия»
Занятие кружка «Я-исследователь»
Дата проведения: 5.04.2017
Класс: 1 «в»
Учитель: Корякина Л.А.
Тема: Коллективная игра-исследование. Что такое магнит? Свойства магнита.
Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в
процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательные УУД.
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном
исследовании
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов,
умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать,
сравнивать, обобщать.
Регулятивные УУД.
- создать условия для нахождения информации о понятии магнит.
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще
неизвестно
-направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника
-формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры
речи.
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах
поведения и общения в парах, группе;
-умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД.
-способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской
деятельности.
Оборудование:
Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, бумага,
демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, На каждого
ребенка: металл, пластмасса, дерево, бумага, магниты, карандаш, таблицы для отметок.
Ход занятия:
1. Ситуация успеха.
На столе у учителя коробка с волшебной рукавицей.
- Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем
волшебство заключается, не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные
предметы.
- Что это? (ложка пластмассовая, металлическая, резиновый ластик, открытка, болтик,
стеклянный шарик )
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная?
Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)
В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый
предмет.
ОПЫТ. (показ учителя)
- Что происходит с предметами? (металлическая ложка, болтик, гайка не падают при
разжимании, остальные предметы падают)
- Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Что же это? (магнит)
Сегодня мы постараемся раскрыть тайны магнита.
История открытия магнита.
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам историю открытия магнита
Легенда о магните.
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его
сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к
чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с
наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял
сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти
странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил
несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и
появилось название «магнит».
2. Проблемный вопрос.
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня?
Цель выяснить, какими свойствами обладает магнит.
Давайте выберем методы исследования (понаблюдать, провести опыты, эксперименты)
Сегодня в нашей научной лаборатории будет 4 группы исследователей, которые
постараются выяснить, какими же свойствами обладает магнит.
Вспомним правила работы в группах и правила при проведении опытов..
3. Проведение опытов и экспериментов.
Выберите в группе одного человека, который пройдёт к предметному столику и возьмёт
задание для группы.
1 группа: Опыт №1 «Воздействие магнита на разные предметы»
Цель эксперимента: выяснить, какие предметы притягивает магнит?
Отметьте результаты в таблице
2 группа: Опыт № 2 «Действует ли магнит через бумагу, стекло, ткань, дерево?»
Цель эксперимента: выяснить, действует ли магнит через бумагу, стекло, ткань, дерево?
Отметьте результаты в таблице
3 группа: Опыт № 3 «Выяснить, какой магнит на ощупь. Проверить, как действуют у
магнита два полюса: северный и южный»
Цель эксперимента: 1. Выяснить, какой магнит на ощупь.
2.Проверить, как действуют у магнита два полюса: северный и южный
4 группа: Опыт № 4 «Выяснить, действует ли магнит через воду и через манную
крупу?»
Цель эксперимента: выяснить, действует ли магнит через воду и через манную крупу?
4. Выступления групп (защита результатов эксперимента)
5. Физкультминутка (1 ученик играет роль магнита, все остальные железные шарики,
до кого дотронется магнит, тот прилипает к нему и следует вместе с ним)
6. Коллективный эксперимент:
Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
-Хотите увидеть фокус? Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку,
отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и
немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (скрепка
не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом). Проделайте сами
похожий эксперимент.
Ход эксперимента:
1.Возьмите ножницы. Поднесите к ним скрепку.
Что произошло?
2.Приложите магнит к ножницам и подержите. Теперь уберите магнит и поднесите к
ножницам скрепки. Что вы видите?
Вывод: мы выяснили, что
7. Итог занятия.
Подведём итог нашим исследованиям
- У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то
есть те, которые отвечают на вопрос: Что такое магнит? (дети работают в группах) Какая
группа быстрее всех справится с заданием.
Это обычный камень
Магнит это кусок железной руды
У магнита есть магнитное поле.
Он притягивает к себе металлические предметы
Имеет 2 полюса: северный и южный
Земля большой магнит и тоже обладает своим магнитным полем;
-
А
как
вы
считаете,
всё
ли
вы
узнали
о
магните
и
его
свойствах?
(нет)
Свою
работу
вы
продолжите
дома:
Какие
методы
можете
использовать?
(Посмотреть
по
телевизору,
получить
информацию
в
интернете,
спросить
у
другого человека
Приложение
Опыт №1 «Воздействие магнита на разные предметы»