Автор: Аксенова Ирина Станилавовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №31
Населённый пункт: г.Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры в условиях детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Обобщение опыта
Тема:
Приобщение детей к истокам народной культуры в условиях
детского сада.
Теоретическая база опыта.
Изучение традиций, культуры и обычаев русского народа в настоящее время
представляет
собой
одно
из
актуальных
направлений
всей
образовательной
системы,
особенно
важное
для
подрастающего
поколения.
Старая
поговорка
гласит:
«Всё новое – хорошо забытое старое».
Действительно,
исследователями
отмечено,
что
часто
человек
и
человечество
возвращается к казалось бы, к старым прописным истинам, в истинность которых
уже перестали верить.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром
народной культуры, традициями и обычаями могут стать основой для глубокого
познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов,
и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении
всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир
народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Чем раньше посеешь, тем
раньше пожнешь.
Приобщение
детей
к
истокам
народной
культуры
позволяет
формировать
у
дошкольников
патриотические
чувства,
и
развивать
духовность.
Обращение
к
народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в
воспитании
и
развитии
детей
традиционны
для
практики
дошкольного
образования.
Условия возникновения и становления опыта.
В течение нескольких лет в нашем детском саду проводится работа по приобщению
детей к истокам русской народной культуры, обычаям, традициям.
В 2016-2017 учебном году перед коллективом была поставлена годовая задача
/Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства к малой
родине, родному селу через реализацию материалов регионального компонента./
Чтобы выполнить полный объем мероприятий запланированных для реализации
данной годовой задачи, педагоги начали свою работу уже в сентябре месяце 2016г:
Была проведена экскурсия воспитанников старшей и подготовительной групп на
поля и ферму СХПК «Черновское», такие поездки стали для наших воспитанников
ежегодными. Наш детский сад находиться на территории СХПК «Черновское»,
как на ладони, раскрывается панорама сельскохозяйственного труда: люди убирают
картофель, машины увозят с поля урожай. Весной дети видят, как трактора с
блестящими плугами едут пахать поле, как большие красивые машины везут
молоко с фермы на молочные заводы близлежащих городов, как в бешеном темпе
идет заготовка кормов для коров, как вывозят с полей богатый урожай. Сельский
труд, как никакой другой, прекрасен своими результатами. С небольших бесед о
результатах труда родителей мы и начали показывать детям огромное значение
сельскохозяйственного труда в нашей жизни.
Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через
различные формы организации работы с детьми, но самой используемой формой
является НОД. В ноябре 2016 года все педагоги нашего детского сада давали
открытые занятия с использованием регионального компонента. Все занятия были
проведены на оптимальном уровне.
Для педагогов нашего детского сада был проведен мастер-класс «Изготовление
лэпбука по мотивам русской народной сказки РУКАВИЧКА», с одной стороны
цель этого мероприятия - познакомить педагогов с новой педагогической
технологией «ЛЭПБУК», но с другой стороны на данном мероприятии решается и
годовая задача , т.к. лэпбук – это новая технология, а в данном случае знакомство с
русской народной сказкой..
Каждому человеку дорог тот уголок, где он родился, с которым связаны его
детские годы. Но Родину мало любить, надо знать её секреты, тайны, надо уметь
жить с ней в дружбе и согласии. От нас педагогов зависит, будут ли наши дети
ценить и любить свою малую родину, испытывать чувство любви к природным и
культурным ценностям родного края. Для педагогов нашего детского сада
проведено путешествие «Дивный край _ Южный рал». В организации и
проведении путешествия «Дивный край – Южный Урал» приняли активное участие
следующие педагоги: Ахметчина А.А., Оганесян А.Г., Таран М.А.,Фокина С.И.,
Чунарева И.И.,
Дальчанина Л.М.
Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных
традиций. Задача педагогов нашего детского сада, как можно раньше пробудить в
детях
любовь
к
родной
земле,
культуре,
обычаям
и
традициям
народов,
проживающих на Уральской земле. В марте 2017г в гости в наш детский сад
приехал национальный клуб «Ак инэй» с программой, посвященной празднику
весны.
Воспитанники
и
педагоги
нашего
детского
сада
познакомились
с
традициями, обычаями, культурой башкирского народа.
Воспитанники старшей группы «Ромашка» и подготовительной группы «Пчелка» в
марте 2017г побывали в гостях у Пермякова Виктора Григорьевича. Дом Виктора
Григорьевича Пермякова «как будто сказочный терем-теремок». Построенный
полностью из дерева, с резной околицей, наличниками в виде птиц и виноградной
лозы, с декоративными фонарями. Мастер самоучка рассказал ребятам, как решил
превратить свой дом в сказку.
Самый захватывающий народный праздник на стыке зимы и весны – Масленица.
На Руси считалось, что человек, который весело провел масленичную неделю,
будет удачлив в течение всего года! Масленица - чудесный русский праздник. В
начале масленичной недели воспитатели детского сада № 31 рассказали ребятам в
доступной форме об истоках праздника и его символике, о том, как любили на Руси
круглое Красное Солнышко и почему; почему на столы подавались молоко, масло и
сыр, и отчего масленичная неделя заканчивалась Прощёным воскресеньем… Все,
от мала до велика, ждут праздника, чтобы вволю поесть вкусных, с пылу с жару
блинов. 28 февраля, мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы
отметить этот праздник, как это делали в старину.
Организацию и проведение
Масленицы взял на себя творческий коллектив СДК с.Смородинка. Провели зимние
забавы, играли в подвижные игры, дети показывали свою ловкость и быстроту,
пели песни, читали стихи. В этот день царила удивительная атмосфера. Дети
набегались, наигрались на свежем воздухе, даже самые маленькие плясали. А в
завершение
праздника
Масленица
всех
блинами
угощала.
Это
замечательное
л а к о м с т в о
п р и г о т о в и л и
н а ш и
п о в а р а .
В апреля 2017г. в нашем детском саду прошел смотр – конкурс для педагогов ДОУ:
«Лучший
уголок
краеведения».
Конкурс
получился
поистине
зрелищным
и
познавательным. Все уголки оказались не похожи друг на друга, в каждом была
своя
особенность.
Разнообразие
материала
и
пособий
поражало
воображение.
Родительская помощь в подготовке к конкурсу оказалась неоценимой! Они пошили
башкирские, татарские, русские национальные костюмы. Но самой изюминкой
смотра конкурса стала презентация, которую группы готовили на свое усмотрение.
Воспитатели читали стихи уральских поэтов, наряжались в национальные костюмы
и даже поставили мини - концерт с участием детей, где воспитанники играли на
русских
народных
инструментах.
Смотр
–
конкурс
Уголка
Краеведения
стал
настоящим праздничным событием в нашем Детском саду.
Хорошей традицией в нашем детском саду стал театральный фестиваль, который
проводиться ежегодно в апреле месяце, в прошлом учебном году фестиваль был
посвящен произведениям уральских авторов.
Для
педагогов
нашего
детского
сада
прошел
педагогический
совет
на
тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к историческим и
культурным
ценностям
края,
села».
Такие
педсоветы
дают
возможность
ознакомиться с новинками педагогической мысли, найти ответы на самые разные
вопросы. Каждый может принять участие в обсуждении дискуссионных вопросов
обучения и воспитания, предъявить свой опыт коллегам, и это становится все более
популярным в нашем коллективе. Тема педсовета очень актуальна на сегодняшний
день. Новые стандарты и закон об образовании ставят перед педагогами новые
задачи
и
подходы
к
воспитательной
работе.
Педагогам
было
интересно
и
поучительно узнать , как на практике в нашем детском саду ведется работа по
краеведению.
Для воспитанников нашего детского сада прошло театрализованное представление
"Уральские
Странствия".С
героями
наши
дети
совершили
незабываемое
путешествие в горы, побывали на озере Увильды, на горячих источниках в городе
Тюмень, в пещерах, где растут сталактиты и сталагмиты. Знакомство детей с
родным
краем:
географическими,
природными
особенностями
формирует
у
воспитанников детского сада такие черты характера, которые помогут им стать
патриотом и гражданином своей Родины.
Куклы-обереги — важная часть повседневной жизни наших предков. Их просили о
помощи, ими восхищались, любовались и делились с ними переживаниями. И на
сегодняшний
день
мы
ощущаем
влияние
незатейливой,
но
по-своему
могущественной магии кукол, интерес к которой вновь начинается возрождаться в
наших сердцах. Мастер-класс «Зайчик на пальчик». В апреле 2017г провела в
нашем детском саду воспитатель Мельникова С.В. Мастер-класс вызвал радостные
эмоции, способствующие сближению и самореализации всех его участников.
Сущность опыта работы по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры.
Главное в работе нашего детского сада – это формирования способности
освоения
истории
края,
истории
культуры,
общечеловеческих
и
духовных
ценностей.
Проводя работу по данной теме, мы стараемся формировать в душе ребёнка
любовь, бережное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и патриотического
развития ребёнка.
Разные нации живут на Южном Урале. Подлинная любовь к родному не имеет
ничего
общего
с
национальной
ограниченностью.
Изучение
родной
культуры
заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать
культуру других народов и чутко к ней относится.
Чтобы понять чужой народ, нужно знать свою национальную культуру, изучать и
признавать культуры чужие, бережно относиться к ним и постигать общие начала
разных культур.
Система работы.
Вся система работы включает
в себя поэтапное, постепенное
воспитание
и
развитие ребенка на традициях народной культуры. На каждый возраст (младший,
средний, старший) на учебный год разрабатывается перспективный план работы по
программе «Наш дом Южный Урал», планируются мероприятия как для детей, так
и для педагогов.
Приоритеты данного опыта:
Создание атмосферы национального быта.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных
качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного.
Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это
позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В группах для этого
оформлены уголки краеведения, в котором есть: альбомы: «Дымковская игрушка»,
«Филимоновская
игрушка»
и
др.
Раскраски:
«Матрёшки»,
«Урало-сибирская
роспись», «Народное творчество» и др. Рассматривая эти альбомы и раскраски,
дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями.
В
уголке
есть
игрушки:
музыкальные
инструменты,
матрёшки,
игры,
куклы-
скрутки,
сделанные
на
мастер-классе
«Кукла-утешница»
для
воспитанников
старшей и подготовительной группы. Весь наглядный материал лежит в доступном
для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать,
поиграть.
Одним
из
условий
успешного
решения
задач
является
создание
предметно-
развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью
в
группах
созданы
уголки
краеведения,
которые
должны
пополнятся
новыми
экспонатами, чтобы поддерживать детский интерес.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок
и др.)
В
русском
песенном
фольклоре
чудесным
образом
сочетаются
слово
и
музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты
русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре,
красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает
уважительное
отношение
к
труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и
во всех режимных моментах, например в 2016 году все педагоги нашего детского
сада участвовали в показе открытого занятия с элементами фольклора. В русском
фольклоре,
каким-то
особенным
образом
сочетается
слово,
напевность,
музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как
ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В
пословицах
и
поговорках
метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании
предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу
буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды.
Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве
и вышивке, причудливые игрушки, наличники для украшения окон. Рассматривая
народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с
ним детей.
Дети
с
удовольствием
рассматривали
узоры
с
изображением
сказочных
птиц,
животных, когда побывали в гостях у народного умельца самоучки – Пермякова
В.Г.
Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного
народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического
развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость.
Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и
увлекательным.
Во всех группах разработана картотека
народных игр, для детей по возрастам;
система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским
народным играм.
Проведение традиционных народных праздников.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и
музыкального
фольклора,
включая
проведение
традиционных
народных
праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая
их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам
общественной
жизни,
культуре,
языку
своего
народа.
В
праздничных
обрядах
активно
задействованы
художественное
слово,
предмет,
ритм,
музыка;
присутствует
уважительное
отношение
к
труду,
восхищение
мастерством
человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым
источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Здесь
в
качестве
основных
средств
воспитания
используются
все
компоненты
народной
культуры:
фольклор,
песня,
сказка,
пословицы,
поговорки,
художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках в
нашем детском саду
привлекаются родители и
творческие коллективы СДК
Черновское и Смородинка
Результативность работы.
За
время
работы
по
данной
годовой
задаче
у
воспитанников
сформировались
стойкие знания о труде взрослых ,о жизни на селе, о процессе изготовления вещей
из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание
заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями
декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты,
ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании
цвета и элементов узора.
Старшие
дошкольники
проявляют
интерес
к
истории
родного
края,
народной
культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес
к
событиям
истории,
жизни
народа.
Знают
народные
сказки,
игры,
мелодии.
Участвует в народных играх и праздниках.
Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей
невозможно.
Родители
положительно
относятся
к
работе
по
проблеме
«Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими
союзниками,
внедряем
интересные
формы
работы:
совместные
праздники
и
развлечения,
участие
родителей
в
различных
смотрах-конкурса,
помощь
в
изготовлении народных костюмов и многое другое. Например, очень запомнилась
«Масленица» - праздник с участием родителей и жителей села. Наши родители за
активное участие в жизни детского сада награждаются дипломами и грамотами.