Напоминание

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен.


Автор: Морозова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ С(К)Ш № 62
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен.
Раздел: начальное образование





Назад




Федеральные государственные образовательные стандарты общего

образования как новый социально - педагогический феномен.

Время - есть величайший из новаторов», - утверждал английский философ Френсис

Бэкон. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование,

периодически требуя от него обновления.

Введение новых образовательных стандартов - это требование времени. Что такое

ФГОС ?

Это Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нормативно-правовая база

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

измен.).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего

общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №

1342, от 28.05.14 № 598, от 17.07.15 №734).

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об

утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля

2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и

воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

по адаптированным основным общеобразовательным программам для

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями) (Одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию. Протокол №4/15 от 22.12.15

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований при реализации

адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования

Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной

отсталостью , умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью , тяжелыми и

множественными нарушениями развития .

Что же изменилось? Отличительной особенностью нового стандарта является его

системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности

учащегося. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику,

приоритетной целью образования стало формирование у учащихся умения учиться.

Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен

овладеть к концу начального обучения.

Стандарт является основой для:

разработки и реализации организацией АООП;

определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе

ИУП;

определения требований к результатам освоения обучающимися АООП;

разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП;

объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации

требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной

деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности,

государственного контроля (надзора) в сфере образования;

проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;

профессиональной подготовки и переподготовки (по основным и

дополнительным программам профессионального образования), повышения

квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников

образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АООП может быть двух видов 1 и 2.

Адаптированная основная образовательная программа общего образования

обучающихся

с умственной отсталостью-

это программа, которая учитывает особенности их

психофизического развития, индивидуальные возможности, особые

образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию

нарушений развития и социальную адаптацию.

На основе Стандарта организация самостоятельно разрабатывает и утверждает в

соответствии со спецификой своей образовательной деятельности 2 варианта

АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью,

с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований

Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную

программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические

образовательные потребности обучающихся.

С 01.09.2016 г. адаптированных программ может быть две и неограниченное

количество специальных индивидуальных программ развития (СИПР).

Алгоритм организации образования обучающихся:

СИПР-специальная индивидуальная программа развития.

1)

Комплексное обследование.

Комплексное

обследование

Определение

образовательной траектории

2 вариант АООП

1 путь

«стандартный»

Основной

учебный план

60%/40%

Реализация

учебного плана

Мониторинг

2 путь

«корректировочн

ый»

ИУП

60%/40%

Реализация

ИУП

Мониторинг

3 путь

«индивидуализ

ированный»

ИУП

Х%/Х%

Реализация

СИПР

Мониторинг

+

«академический» компонент – предметные умения, навыки

2)

Протокол обследования.

Пример.

Протокол обследования сформированности

навыков социально-бытовой ориентации

Прием пищи:

Ест ложкой самостоятельно;

Пьет из чашки самостоятельно;

Правильно использует вилку и ложку.

Туалет

Показывает или говорит, что хочет в туалет;

Самостоятельно ходит в туалет, но нужна помощь при подтирании;

Гигиена тела

Держит руки под текущей водой, трет друг о друга;

Вытирает руки полотенцем;

Моет руки самостоятельно;

Одежда и обувь

Делает попытки самостоятельно одеваться, раздеваться.

Умеет надевать самостоятельно простые предметы одежды.

3)

Составляем комплексный профиль обучающегося ( на основе протокола). В

том числе профилей составленых логопедом, психологом и учителями

предметниками(ИЗО, музыка)

4)

Выбираем 3-6 навыков НЕДОФОРМИРОВАННЫХ и на их основе

составляем СИПР.

Социально

приспособлен к

окружающей среде

Владеет навыками

самообслуживания

Владеет навыками

речевого общения

Владеет моторными

навыками и применяет

их

Социально-

трудовая

ориентация

Коммуника

тивная

ориентация

Личностная

ориентация

Социально-

бытовая

ориентация



В раздел образования