Автор: Морозова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ С(К)Ш № 62
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как новый социально - педагогический феномен.
Раздел: начальное образование
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования как новый социально - педагогический феномен.
Время - есть величайший из новаторов», - утверждал английский философ Френсис
Бэкон. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование,
периодически требуя от него обновления.
Введение новых образовательных стандартов - это требование времени. Что такое
ФГОС ?
Это Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовая база
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с
измен.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №
1342, от 28.05.14 № 598, от 17.07.15 №734).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию. Протокол №4/15 от 22.12.15
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований при реализации
адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность. Предметом регулирования
Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной
отсталостью , умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью , тяжелыми и
множественными нарушениями развития .
Что же изменилось? Отличительной особенностью нового стандарта является его
системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности
учащегося. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику,
приоритетной целью образования стало формирование у учащихся умения учиться.
Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен
овладеть к концу начального обучения.
Стандарт является основой для:
разработки и реализации организацией АООП;
определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе
ИУП;
определения требований к результатам освоения обучающимися АООП;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации
требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной
деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности,
государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
профессиональной подготовки и переподготовки (по основным и
дополнительным программам профессионального образования), повышения
квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников
образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
АООП может быть двух видов 1 и 2.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования
обучающихся
с умственной отсталостью-
это программа, которая учитывает особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, особые
образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
На основе Стандарта организация самостоятельно разрабатывает и утверждает в
соответствии со спецификой своей образовательной деятельности 2 варианта
АООП с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью,
с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе требований
Стандарта и АООП организация разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (далее - СИПР), учитывающую специфические
образовательные потребности обучающихся.
С 01.09.2016 г. адаптированных программ может быть две и неограниченное
количество специальных индивидуальных программ развития (СИПР).
Алгоритм организации образования обучающихся:
СИПР-специальная индивидуальная программа развития.
1)
Комплексное обследование.
Комплексное
обследование
Определение
образовательной траектории
2 вариант АООП
1 путь
«стандартный»
Основной
учебный план
60%/40%
Реализация
учебного плана
Мониторинг
2 путь
«корректировочн
ый»
ИУП
60%/40%
Реализация
ИУП
Мониторинг
3 путь
«индивидуализ
ированный»
ИУП
Х%/Х%
Реализация
СИПР
Мониторинг
+
«академический» компонент – предметные умения, навыки
2)
Протокол обследования.
Пример.
Протокол обследования сформированности
навыков социально-бытовой ориентации
Прием пищи:
•
Ест ложкой самостоятельно;
•
Пьет из чашки самостоятельно;
•
Правильно использует вилку и ложку.
Туалет
•
Показывает или говорит, что хочет в туалет;
•
Самостоятельно ходит в туалет, но нужна помощь при подтирании;
Гигиена тела
•
Держит руки под текущей водой, трет друг о друга;
•
Вытирает руки полотенцем;
•
Моет руки самостоятельно;
Одежда и обувь
•
Делает попытки самостоятельно одеваться, раздеваться.
•
Умеет надевать самостоятельно простые предметы одежды.
3)
Составляем комплексный профиль обучающегося ( на основе протокола). В
том числе профилей составленых логопедом, психологом и учителями
предметниками(ИЗО, музыка)
4)
Выбираем 3-6 навыков НЕДОФОРМИРОВАННЫХ и на их основе
составляем СИПР.
Социально
приспособлен к
окружающей среде
Владеет навыками
самообслуживания
Владеет навыками
речевого общения
Владеет моторными
навыками и применяет
их
Социально-
трудовая
ориентация
Коммуника
тивная
ориентация
Личностная
ориентация
Социально-
бытовая
ориентация