Автор: Емельянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ленинская СОШ №3"
Населённый пункт: город Ленинск Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Авторитет родителей в семье для всех или одного?"
Раздел: начальное образование
С . В . Е м е ль янова
г.
Ле нинс к,
Му ниципа ль но е
к а з е н н о е
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е
у ч р е ж д е н и е
« Л е н и н с к а я
с р е д н я я
общеобразовательная школа № 3» Ленинского муниципального района
Волгоградской области (МКОУ «Ленинская СОШ № 3»)
Собрание-дискуссия
Тема собрания: «Авторитет родителей в семье для всех или одного?»
Цель собрания -
Познакомить родителей с функциями семьи, проблемами
семейного
воспитания, выработать
у
родителей
умение
конструктивно
взаимодействовать с ребенком.
Формы и методы проведения собрания: беседа, анкетирование,
Дидактические
средства:
литература
А.С.
Макаренко
«Книга
для
родителей», тест, проектор, экран, ноутбук,
аудиозапись, ладошки детей с
пожеланиями родителям на плакате, ладошки для родителей, распечатанный
отрывок из книги А.С.Макаренко Книга для родителей» гл.6
Описание хода и содержания собрания.
В классе столы расставлены буквой «П»
1. Вступительное слово
Слайд 1 (фото детей)
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть вас и с удовольствием
ознакомлю с темой нашего сегодняшнего разговора.
Мы живем в достаточно сложное и непростое время. Мы все спешим, мы,
взрослые, стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в своем
материальном
благополучии,
оставляя
на
«потом»
встречи
со
своими
постаревшими родителями, лучшими друзьями, своими рано взрослеющими
детьми.
Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам,
поцелуй на ночь или даже только взгляд на сонного ребенка, суровый взгляд в
дневник в конце недели, три летних смены в лагере или отправка на отдых к
бабушке, тете - вот, пожалуй, и все, что мы оставляем своим детям. И так
каждый день, месяц за месяцем, год за годом.
Понятно, что для многих семей сегодня стоит альтернатива: либо работа на
износ, либо жизнь за чертой бедности. Поэтому общение с мамой и папой в
1
лучшем случае заменяют дедушка и бабушка, в худшем — группа продленного
дня.
Если в дневнике мы видим плохие оценки или записи классного руководителя
мы по-разному реагируем на это. Как? Мне б хотелось услышать ваше мнение.
Ответы родителей
Хорошо это или плохо — пусть на этот вопрос ответят ваши дети. Каждому
ребенку мы задавали два вопроса:
1Наказывают ли вас родители, если вы нарушаете дисциплину, не слушаете их?
2. Как бы ты поступил в этой ситуации, если бы смог поменяться местами с
родителями?
2.Прослушивание аудиозаписи «Интервью детей».
Я
хочу
сегодняшнее
собрание
провести,
ссылаясь
на
примеры
из
книги
великого педагога, писателя, человека, А.С. Макаренко «Книга для родителей"
У вас на столе лежат красные листочки с его высказыванием.
«Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если
вы оскорбляете
мать,
вам
уже
не нужно думать о воспитании:
вы уже
воспитываете
ваших
детей,
и воспитываете
плохо,
и никакие
самые
лучшие советы и методы вам не помогут».
Согласны ли вы с этими словами? Будет ли такой отец и мать авторитетом для
ребенка?
Ответы родителей
У Макаренко очень хорошо и доступно описываются подобные ситуации в
«Книге для родителей».
«…Перед нами целый круг вопросов: это вопросы об авторитете, дисциплине
и свободе в семейном коллективе.
В старое время вопросы эти разрешались при помощи пятой заповеди: «Чти
отца твоего и матерь твою, и благо ти будет, и долголетен будеши на
земли».
Заповедь
правильно
отражала
отношения
в
семье.
Почитание
родителей
действительно
сопровождалось
получением
положительных
благ, –
разумеется, если родители сами обладали такими благами. А если не обладали,
2
то в запасе оставалось царствие небесное. В царствии небесном блага были
эфемернее, но зато лучше по качеству. На всякий же случай пятая заповедь
допускала получение благ иного порядка – благ со знаком минус. на уроках
закона божия батюшки особенно подчеркивали этот вариант, который звучал
приблизительно так: «Чти отца твоего и матерь твою, а если не будешь
чтить, за последствия не отвечаем».
Последствия
приходили
в
виде
ремешка,
палки
и
других
отрицательных
величин. Батюшки приводили исторические примеры, из которых было видно,
что в случае непочтения к родителям или к старшим господь бог не склонен к
мягкотелости. Хам за непочтение к отцу поплатился очень серьезно за счет
всех своих потомков, а группа детей, посмеявшихся над пророком Елисеем,
была растерзана волчицей. Рассказывая о таком ярком проявлении господней
справедливости, батюшки заканчивали:
– Видите, дети, как наказывает господь тех детей, которые непочтительно
ведут себя по отношению к родителям или старшим…».
Возможно ли в наше время использовать такой метод воспитания?
Ответы родителей
В
наше
время
этого
нет
ни
в
семьях,
ни
в
школе.
Дети
это
не
будут
воспринимать. Это утеряно. Это не принято в семьях.
Попробуем
выяснить,
чему
же
может
научиться
ребенок,
когда
он
оказывается в определенных ситуациях.
3.Родителям предлагается закончить предложения. Раздаются листочки с
предложениями. (Эту работу можно организовать как в группе родителей,
так и индивидуально).
Примерные предложения:
Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
3
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь
в этом мире, отзывчивости, любить)
Коллективное обсуждение вариантов ответов.
Если
проанализировать
причины
проявления
негативных
эмоций и
чувств
детей, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению
друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония,
желание
постоянно
видеть
друг
в
друге
плохое
и подчеркивать
это
—
ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки
мастерства агрессии.
Одним
из
главных
условий
предотвращения
агрессивного
поведения
детей
является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к
собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда
не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В
первую
очередь,
требовательный
к
себе
родитель
способен
анализировать
методы своего воспитания
и
корректировать
их
с
учетом
складывающейся
ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания.
Тирания
порождает
тиранию.
Требовательность
должна
быть разумной
и
доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем,
что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования,
абсолютно
не
проявляя
при
этом дружелюбия
и
поддержки.
Не
следует
уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над
ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда
родители
сами
создают
ситуации,
которые
впоследствии
станут
поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки,
можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо
удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет
записку
учителю
и
распишется
за отца
или
мать
или
будет
требовать
от
родителей повторения подобных поступков.
4
4. Тестирование родителей.
Тест «Хороший ли я родитель?».
Инструкция
Перед вами десять самых обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка
ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере
отвечают вашим представлениям о воспитании.
1 . Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не
случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши
действия:
1)
вы
расспрашиваете,
что
случилось,
зашиваете
штаны,
прикладываете
компресс – 3 очка;
2) оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный
момент его шалости могут ему дорого обойтись, – 0 очков;
3) вообще не обращаете на него внимания – 5 очков.
2 . У
ребенка
есть
друзья,
но
они
непослушны,
дурно
воспитаны.
Ваши
действия:
1) вы разговариваете с их родителями – 2 очка;
2) зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5 очков;
3) объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, почему они
для него являются дурным примером, – 0 очков.
3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать. Как вы поступите:
1) вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать – 0 очков;
2) отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно
воспринимать поражение, – 3 очка;
3) умышленно создаете такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать,
– 5 очков.
4. Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не
хочет идти спать. Что вы предпринимаете:
1) позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать
вовремя – 5 очков;
5
2) вы объясняете ребенку, как важен сон, – 3 очка;
3) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку
рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем, – 0 очков.
5 . Детских
телепередач
ему
уже
недостаточно,
он
может
смотреть
телевизор целый день. Ваши действия:
1) после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после
того, как он заснул, – 0 очков;
2) говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он
понял, – 2 очка;
3) выбираете для него некоторые передачи сами – 3 очка;
4) определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может
решить, когда и что ему смотреть, – 5 очков.
6 . Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши
действия:
1) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят, – 5
очков;
2) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание – 0 очков;
3) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его – 3 очка.
7
. Вашему
ребенку
еще
немного
лет,
но
он
уже
интересуется
противоположным полом. Ваши действия:
1)
оставляете
все
как
есть,
ведь
в
этом
возрасте
это
безобид-
но, – 3 очка;
2) пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает, – 0 очков;
3) по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения
между мужчиной и женщиной, – 5 очков.
8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним.
Как вы поступаете:
1) учите его давать сдачи – 5 очков;
2) разговариваете с родителями обидчиков – 3 очка;
6
3) стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он избегал
конфликтов с этими детьми, – 0 очков.
9. Вы создаете старшему сыну (дочери) все необходимые условия. Но он (она)
ничего
не
ценит,
обижает
младшего
брата
(сестренку).
Что
вы
предпринимаете:
1) призываете к благоразумию, обычно в присутствии младших, – 5 очков;
2) уделяете ему больше внимания, независимо от того, что он старше, – 3 очка;
3) вообще не вмешиваетесь – 1 очко.
10. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других
детей, какими будут ваши действия:
1)
вы
считаете:
как
он
относится
к
другим,
так
и
вы
к
нему,
–
0 очков;
2) стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор, – 5 очков;
3) запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие, – 2
очка.
Ключ
к
т е с т у :
От 0 до 18 баллов. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы
жили
и
живете
сами,
по
своему
образу
и
подобию,
как
будто
он
не
принадлежит
к
другому
поколению.
Вы
считаете,
что
послушание
и
уважение
к
старшим
–
лучшие
качества,
забывая,
что
в
третьем
тысячелетии решающими будут уверенность в себе, самостоятельность,
творческие способности. Вашему ребенку потребуются эти качества. Но
вы не развиваете их в нем, не видите, что жизнь идет вперед и меняется.
От 19 до 35 баллов. Вы еще недостаточно задумываетесь над обстановкой,
в которой будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное, вы
стремитесь быть современным: не используете стереотипные методы,
предоставляете
ребенку
известную
меру
самостоятельности,
не
подавляете его своим авторитетом.
От 36 до 50 баллов. Вы верите, что ваш ребенок станет жить в мире, в
котором ценится инициатива, а эгоизм строго осуждается, в мире, где
уважают независимое мышление, откровенность, активную жизненную
позицию. Это вполне достойная педагогическая позиция.
7
Каждый из
вас сейчас, наверное,
задумался или порадовался результатам
теста.
Я
вам
приготовила отрывок из книги Макаренко.
Мне
бы очень
хотелось,
чтобы вы прочитали и задумались, а
у нас в семье так или по-
другому. И следующее собрание мы начнем с обмена мнениями прочитанного
текста. Мне очень интересно ваше мнение.
И закончить наше собрание мне хотелось словами А.С. Макаренко.
«…. Ребенок - это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это
отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и
глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь
несравненно
богаче
жизни
взрослых.
Но
ее
колебания
поэтому
не
только
великолепны, но и опасны. И радости и драмы этой жизни сильнее потрясают
личность
и
скорее
способны
создавать
и
мажорные
характеры
деятелей
коллектива
и
характеры
злобных,
подозрительных
и
одиноких
людей.
Если вы эту насыщенную яркую и нежную жизнь видите и знаете, если вы
размышляете
над
ней,
если
вы
в
ней
участвуете,
только
тогда
становится
действенным и полезным ваш родительский авторитет, та сила, которую вы
накопили
раньше,
в
собственной,
личной
и
общественной
жизни.
Но если ваш авторитет, как чучело, раскрашенное и неподвижное, только
рядом
стоит
с
этой
детской
жизнью,
если
детское
лицо,
детская
мимика,
улыбка, раздумье и слезы проходят бесследно мимо вас, если в отцовском лице
не видно гражданина - грош цена вашему авторитету, каким бы гневом или
ремешком он ни был вооружен.
Если вы бьете вашего ребенка, для него, во всяком случае, трагедия: или
трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого
детского терпения.
Но трагедия эта - для ребенка. А вы сами - взрослый, сильный человек,
личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары
по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего, вы
невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез
хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в
самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей.
Вы думаете, что это нужно для дисциплины?
У
таких
родителей
никогда
не
бывает
дисциплины.
Дети
просто
боятся
родителей
и
стараются
жить
подальше
от
их
авторитета
и
от
их
власти.
И часто рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить и дебоширить
детский
деспотизм,
не
менее
дикий
и
разрушительный.
Здесь
вырастает
8
д е т с к и й
кап р и з,
э тот
п од л и н н ы й
б и ч
с е ме й н о го
ко л л е к т и в а .
Большей
частью
каприз
родится
как
естественный
протест
против
родительской деспотии, которая всегда выражается во всяком злоупотреблении
властью,
во
всякой
неумеренности:
неумеренной
любви,
строгости,
ласки,
кормления, раздражения, слепоты и мудрости. А потом каприз уже не протест, а
постоянная,
привычная
форма
общения
между
родителями
и
детьми.
В условиях обоюдного деспотизма погибают последние остатки дисциплины
и здорового воспитательного процесса. Действительно важные явления роста,
интересные и значительные движения детской личности прививаются, как в
трясине,
в
капризной
и
бестолковой
возне,
в
самодурном
процессе
в ы с и ж и в а н и я
с н о б о в
и
э г о и с т о в .
В
правильном
семейном
коллективе,
где
родительский
авторитет
не
подменятся никаким суррогатом, не чувствуется надобности в безнравственных
и некрасивых приемах дисциплинирования. И в такой семье всегда есть полный
п о р я д о к
и
н е о б х о д и м о е
п о д ч и н е н и е
и
п о с л у ш а н и е .
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное,
серьезное
и
деловое
распоряжение
-
вот
что
должно
внешним
образом
выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у детей не должно
возникать сомнения в том, что вы имеет право на такое распоряжение, как один
из старших, уполномоченных членов коллектива. Каждый родитель должен
научиться отдавать распоряжение, должен уметь не уклоняться от него, не
прятаться от него ни за спиной родительской лени, ни из побуждений семейного
пацифизма.
И
тогда
распоряжение
сделается
обычной,
принятой
и
традиционной формой, и тогда вы научитесь придавать ему самые неуловимые
оттенки тона, начиная от директивы и переходя к тонам совета, указаниям,
иронии, сарказма, просьбы и намека. А если вы еще научитесь различать
действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как
ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой
дружбы между вами и ребенком…».
5.Обратная связь
Плакат с ладошками-пожеланиями для родителей
Каждый берет ладошку
Уважаемые
родители,
ваши
замечательные
дети
протягивают
вам
ладошку
дружбы, любви, взаимопонимания. И как вы думаете, что они хотят получить
от вас?
Ответы родителей
9
Да, мы тоже должны протянуть им ладошку помощи и защиты. Я попрошу вас
написать нашим детям слова … А какие, вы решите сами.
Родители на плакат приклеивают ладошки
6. Заключение
Спасибо вам за интересную работу. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и
взаимопонимание.
10