Автор: Федорова Светлана Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: СОШ №21
Населённый пункт: гор. Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Тип Членистоногие"
Раздел: среднее образование
Урок по теме
«Тип Членистоногие»
учебник Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология.
Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса. – М.: Дрофа, 2007.
Задачи урока
Актуализировать
личностную
значимость
для
учащихся
вопросов
изучения
членистоногих;
создать
содержательные
и
организационные
условия
для
развития
у
учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать
изучаемые объекты; создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы
опорных
знаний
и
умений,
стимулировать
поисковую деятельность;
развивать
коммуникативные способности через посредство работы в малых группах.
Ход урока
Первая часть урока
I. Стадия вызова.
1. Сегодня мы познакомимся с удивительными животными. Прослушайте стихотворение и
догадайтесь, о каком типе животных идет речь.
В царстве животных —
Самый многочисленный тип,
Очень давно на нашей планете возник.
Рост у них не безграничный,
Они двусторонне-симметричны,
А наружный хитиновый скелет
Защитит от многих бед.
Удивительное тело, ведь оно
У них на сегменты поделено.
Отделов — три, у большинства —
Брюшко, грудь и голова.
Можно их всех разделить на группы,
А различить совсем не трудно:
Усов две пары, ножек много —
Одной группы характеристика готова.
Три пары ног, усов — одна
И крылья есть у большинства.
Их больше миллиона,
Они вам всем знакомы:
Одних зовут летающим цветком,
К другим спешим мы за медком,
Многие из них заводят семьи
И принимают участие в опылении.
Очень интересен следующий класс,
Чем любопытен он для нас?
Четыре пары ног и без усов,
Опутать сетью может дом.
2.О каком типе царства животных сегодня, пойдет речь на уроке? Запишите тему урока
тетрадь.
3.Все ли животные типа Членистоногие сходны между собой? Можно ли их разделить на
группы?
4.Попробуйте, опираясь на свои знания, выделить характерные черты внешнего строения
каждой группы членистоногих. Сколько групп вы можете выделить и почему? Маленькой
подсказкой может служить стихотворение. Запишите в таблице свое мнение.
Внешнее строение членистоногих
Особенности внешнего строения типа
Членистоногие
Группы животных
1
2
3
4
5. Учащиеся (каждая группа) через 3 мин высказывают свое мнение; учитель никого не по-
правляет, принимает все версии, фиксирует их на доске в таблице.
II. Стадия осмысления.
1.Теперь с помощью текста учебника на стр. 144 проверьте свои записи, если необходимо,
скорректируйте их и дополните. (На выполнение задания дается 2 мин.)
2.Посоветуйтесь друг с другом, может быть что-то стоит добавить, изменить.
3.У вас на столах лежат конверты. В них находятся карточки с изображением животных
типа Членистоногие. Разложите их по группам, выделив отличительные черты внешнего
строения животных каждой группы. (При возможности учитель для организации работы
может использовать интерактивное домино.)
4.Одна группа демонстрирует выполнение задания у доски. Далее идет обсуждение;
учащиеся корректируют, дополняют свои записи.
III. Рефлексия.
1. По каким признакам разделили по группам животных?
2. Вы верно выделили три класса типа Членистоногие: Ракообразные, Насекомые и Пауко-
образные. У каждого класса есть свои отличительные особенности внешнего и
внутреннего строения, поведения. Назовите, пожалуйста, представителей типа, но теперь
уже указывая класс. Продолжите работу с таблицей: дополните, откорректируйте записи.
Вторая часть урока
IV. Стадия вызова.
1. С этим животным ассоциируется и тяжелое заболевание и замечательный вкус
изысканного деликатеса. В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в
которое Солнце входит в период летнего солнцестояния 22 июня.
Строение какого животного мы будем изучать?
2. Попробуйте объяснить, почему засушенные для коллекции раки сохраняют свою форму
тела, а засушенные пауки сморщиваются, уменьшаются в размерах.
Всем известны конфеты «Раковая шейка». Как вы думаете, название этих конфет биологи-
чески правильно?
3. Учащиеся выдвигают гипотезы. Все гипотезы принимаются без комментариев.
V. Стадия осмысления.
1. У вас на столах находятся коллекции раков. Выполните лабораторную работу.
1) Прочтите в учебнике (с. 146, 147) статью «Строение ракообразных». Назовите части
тела рака.
2) Работая с коллекцией раков и с учебником, заполните таблицу.
Функции конечностей рака
Название конечностей
Функции
2.Далее идет проверка выполнения лабораторной работы, работа у доски по таблице
«Внешнее строение речного рака».
3.Работа в группе: составить логическую цепочку.
панцирь
речного рака
хитиновый
поэтому
раки
линяют
4. Проверка логической цепочки.
VI. Рефлексия.
1.Почему же не высыхают раки так, как высыхают пауки?
2.Почему биологически неграмотно было назвать конфеты «Раковая шейка»?
VII. Общая рефлексия урока (по выбору учителя).
1. Впишите в текст пропущенные слова.
К типу Членистоногие относятся животные, которые передвигаются при помощи парных
конечностей -________________,разделенных на подвижные___________________. Тело
разделено на__________________отдела
-__________________,________________________и__________________________,которые
покрыты плотной, неспособной растягиваться______________________, образованной
особым веществом - _________________________. Можно выделить
_________________основных класса:
______________________,___________________________,__________________________.
Ракообразные - наиболее древние членистоногие. Характерная особенность
ракообразных - _______________________ парыусиков на голове. На каждом сегменте
тела расположена одна пара _____________________. Брюшные конечности выполняют
____________________________и _____________________функции. Первая пара
ходильныхног заканчивается ________________________и участвует в
_________________________пищи и ________________________. Ротовой аппарат
образуют___________________________, одна пара ________________________и две
пары ________________________челюстей. Органами чувств служат две
пары________________________________. Покров ракообразных состоит из
_____________________________, который почти не растяжим,поэтому раки, как и все
членистоногие, __________________________.
2. Тестовые задания.
1. Выберите признаки, обеспечивающие распространение членистоногих на суше.
а) хитиновый покров б) паразитизм в) высокая плодовитость г) многофункциональные
конечности д) развитые органы чувств е) жаберное дыхание
2. Больше ног у:
а) краба б) майского жука в) паука-крестовика г) муравья
3. Хитиновый покров не выполняет функцию:
а) защиты б) терморегуляции в) выделения г) опоры
4. Выберите признаки, характерные для членистоногих:
а) самый многочисленный тип животных
б) тело сегментировано
в) в основном ведут паразитический образ жизни
г) роль внутреннего скелета выполняет хитиновый покров
д) все покрыты хитиновым покровом
е) органами дыхания служат кожные покровы
ж) у некоторых конечности превратились в крылья
3. Вопросы по закреплению изученного материала
1. Какие преимущества могут давать членистоногим мелкие размеры?
2. Членистоногие – мелкие животные. Самые крупные из них – некоторые из морских
раков – имеют тело примерно такое же, как туловище кошки или зайца. Остальное – их
длинные ноги. Почему среди членистоногих не было и нет таких крупных животных, как
слон, или хотя бы как собака?
3. У членистоногих от трех до десяти и более (даже более 150 пар) ног. Решите, какие из
животных более древние – те, у которых ног много, или те, у которых их меньшее число.
Ответ поясните.
VIII. Домашнее задание: прочитайте текст учебника на стр. 144—146.
Творческое задание: создайте (в рукописном или электронном виде) буклет о
ракообразных, отразив в нем информацию об отличительных особенностях класса,
значении ракообразных в природе и жизни человека.