Напоминание

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка


Автор: Макарова Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Закаменская СОШ №1"
Населённый пункт: Республика Бурятия г. Закаменск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Формирование познавательных универсальных

учебных действий у младших школьников на уроках

русского языка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий

младших школьников.

1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий (УУД) в педагогической и

методической литературе

1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий

1.3. Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных

универсальных учебных действий

ГЛАВА

2

Описание

педагогического

опыта

по

формированию

познавательных

универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

исследования. Важнейшей задачей современной системы образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД),

обеспечивающих

ш к о л ь н и к а м

у м е н и е

у ч и т ь с я ,

с п о с о б н о с т ь

к

с а м о р а з в и т и ю

и

самосовершенствованию.Именно

такая

задача

поставлена

в

новом

образовательном

стандарте.

Концепция развития УУД разработана на основе системно - деятельностного подхода

(Л.С. Выготский,

А.

Н.

Леонтьев,

П.Я.

Гальперин,

Д.Б.Эльконин,

В.В.Давыдов,

А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О.

А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

Логические

линии,

направленные

на

решение

вопроса

формирования

универсальных

учебных действий, четко выстроены в федеральном государственном образовательном

стандарте.

В связи с работой по Федеральному государственному образовательному стандарту мне

пришлось

переосмыслить

цели

и

ценности

современного

начального

образования

с

позиции нового стандарта. Формированию универсальных учебных действий у детей

уделяю внимание на всех уроках. Уроки русского языка имеют большие возможности для

формирования познавательных УУД.

Анализ литературы по теме исследования показал, несмотря на то, что педагогикой

накоплено

достаточное

количества

материалав

изучении

проблемы

формирования

познавательных УУД,

позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку

сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что

научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана. Нужно отметить, что,

наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости

формирования познавательных УУД, мы столкнулись с недостаточным использованием в

практике

дидактического

потенциала

элементов

проблемного

обучения

младших

школьников при формировании компонентов познавательных универсальных учебных

действий на уроках русского языка.

Поэтому, выбранная мною тема, актуальна и значима.

Цель работы: Обобщить опыт работы по формированию познавательных УУД на уроках

русского языка.

Задачи работы:

1) Рассмотреть понятие «универсальные учебные действия», выделить характеристики

познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

2)

Описать

собственный

педагогический

опыт

по

формированию

познавательных

универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

3) Показать эффективность проделанной работы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий

младших школьников.

1.1

Понятие

познавательных

универсальных

учебных

действий

(УУД)

в

педагогической и методической литературе

Термин универсальные учебные действия принадлежит Асмолову А. Г. До него этим

вопросом

занимался

Гальперин

П.

Я.

В

широком

значении

термин

«универсальные

учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин

можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с

ними

навыков

учебной

работы),

обеспечивающих

самостоятельное

усвоение

новых

знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

•Личностные универсальные учебные действия

•Регулятивные универсальные учебные

•Коммуникативные универсальные учебные действия

•Познавательные

универсальные

учебные

действия

обеспечивают

способность

к

познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и

использование информации.

1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий

Остановимся поподробнее на составе познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают

1.

Общеучебные.

К

общеучебным

универсальным

действиям

относятся:

самостоятельное

выделение

и

формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных

способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и

условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;свободная

ориентация

и

восприятие

текстов

художественного,

научного,

публицистического

и

официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой

информации;

постановка

и

формулирование

проблемы,

самостоятельное

создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно

отметить

такое

общеучебное

универсальное

учебное

действие

как

рефлексия.

Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов

учебной деятельности

Особую

группу

общеучебных

универсальных

действий

составляют

знаково-

символические действия:

• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены

существенные

характеристики

объекта

(пространственно-графическая

или

знаково-

символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную

предметную область.

Действия постановки и решения проблем

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового

характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать

внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым

опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный

материал.

1.3

Возможности

уроков

русского

языка

в

начальной

школе

по

развитию

познавательных универсальных учебных действий

Учебный

предмет

«Русский

язык»

обеспечивает

формирование

познавательных

УУД.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа,

сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической

и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения,

графической

формы

букв

обеспечивает

развитие

знаково-символических

действий

замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем

составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Для

успешного

обучения

немалое

значение

имеет

формирование

познавательных

универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной

школе. С первых уроков отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в

материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.

В

начальном

обучении

предмет

«Русский

язык»

занимает

ведущее

место,

поскольку

успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника

по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в

детском

обществе.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Русский

язык»

является формирование универсальных учебных действий.

Глава

2

Описание

педагогического

опыта

по

формированию

познавательных

универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

На

этапе

формирующего

эксперимента

проводилась

работа

по

формированию

познавательных

универс альных

учебных

действий

учащихся

2 б к л а с с а

экспериментального класса на уроках русского языка.

Целью формирующего эксперимента стало формирование познавательных универсальных

учебных действий учащихся 2б класса.

О традиционном уроке можно найти множество информации. Но с изменением цели и

содержания образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы

не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем

держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились,

только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного

процесса: учитель и ученик.

В

настоящее

время

все

более

актуальным

в

образовательном

процессе

становится

использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения

самостоятельно

добывать

знания,

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика

должны

быть

сформированы

универсальные

учебные

действия,

обеспечивающие

способность

к

организации

самостоятельной

учебной

деятельности.

Признанным

в

обучении

выступает

системно-деятельностный

подход,

т.е.

учение,

направленное

на

решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои

мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной

целью, определять своё знание и незнание.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных

действий

будут

являться

умения:

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе

модели

и

схемы

для

решения

учебных

задач;

учиться

основам

смыслового

чтения

художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию

из

текстов

разных

видов;

уметь

осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных

признаков;

уметь

устанавливать

причинно-

следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об

объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии; осуществлять

расширенный

поиск

информации

с

использованием

ресурсов

библиотеки,

образовательного пространства родного края (малой родины).

Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при чтении текстов

на уроках русского языка. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс,

предполагающий

решение

таких

познавательных

и

коммуникативных

задач,

как

понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль,

восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др.

В ходе обучения чтению учащимся требуется овладеть различными видами и типами

чтения. Перечислим виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД:

ознакомительное

чтение,

направленное

на

извлечение

основной

информации

или

выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение

полной

и

точной

информации

с

последующей

интерпретацией

содержания

текста;

поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного

факта.

Педагогические условия для формирования познавательных УУД:

1. "Слитность" познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для

того

чтобы

интерес

возник

и

был

устойчив,

необходимо

все

время

использовать

"эмоциональную поддержку".

2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе

учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания,

которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства

массовой информации, книги и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка ("я уже

что-то об этом знаю"), стремление к самостоятельной деятельности ("хочу сам"), желание

рассуждать

("я

думаю,

что...")

играют

особую

роль

в

углублении

познавательного

интереса, развитии его широты и устойчивости.

3.

Необходимо

поддержать

любую

инициативу,

самостоятельность

ученика,

его

стремление

к

индивидуальному

выбору

задания,

партнера

по

деятельности,

способа

выполнения задания.

4. Речевые разминки могут решать следующие конкретные задачи:

а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания,

строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым,

сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как

реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные,

растения,

предметы),

при

выполнении

роли

учитывать

ее

особенности

(настроение,

характер, поведение и др.).

В

уроки

русского

языка

необходимо

включать

проблемные

ситуации,

позволяющие

школьникам

вместе

с

учителем

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему,

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

В данном исследовании нами был разработан комплекс занятий, который включал в себя 4

блока

и

предполагал

теоретические

занятия,

направленные

на

формирование

познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

На первом этапе "Самоопределение в деятельности" организовывалось стимулирование

интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания,

выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой

темы.

Результатом

этого

этапа

являлось

самоопределение

школьника,

основанное

на

желании

осваивать

учебный

материал,

на

осознании

потребности

его

изучения

и

постановки личностно значимой цели деятельности.

На

втором

этапе

"Учебно-познавательной

деятельности"

организовывалось

освоение

содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап

имел содержательные блоки, каждый из которых включал определенный объем учебной

информации

и

являлся

лишь

частью

содержания

всей

темы.

Количество

блоков

определялось

учителем

с

учетом

принципов

необходимости

и

достаточности

для

реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представлял цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению

конкретного содержания и включал:

-на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на

уровне "знания" - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

-

на

2

шаге

-

организацию

деятельности

учащихся

по

освоению

этой

же

учебной

информации на уровне "понимания";

-

на

3

шаге

-

организацию

деятельности

учащихся

по

освоению

этой

же

учебной

информации на уровне "умения";

- на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения

этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствовало заданию на "умение", но

его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные

задания

на

"знание",

"понимание",

"умение"

формулировались

с

учетом

требований

логико-информационной

корректности.

Последовательное

выполнение

учебных

заданий

создавало

условия

для

освоения

содержания

темы,

формирования

умений

работать

с

информацией,

которые

соответствовали

метапредметным

(познавательным)

умениям.

Успешное

выполнение

заданий

служило

основанием

для

перехода

к

освоению

следующего

содержательного

блока.

Результатом

этого

этапа

являлись

приобретенные

знания

и

умения,

необходимые

для

решения

ситуативного

задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе "Интеллектуально-преобразовательной деятельности" для выполнения

ситуативного

задания,

учащиеся

выбирали

уровень

выполнения

(информативный,

импровизационный,

эвристический),

способ

деятельности

(индивидуальный

или

коллективный)

и

организовывались

самостоятельно

для

выполнения

ситуативного

задания. Самоорганизация включала: планирование, выполнение и предъявление варианта

решения. Результатом этого этапа являлось выполнение и представление ситуативного

задания.

На четвертом этапе "Рефлексивной деятельности" соотносился полученный результат с

поставленной целью и проводился самоанализ и самооценка собственной деятельности по

выполнению

ситуативного

задания

в

рамках

изучаемой

темы.

Результатом

являлось

умение

анализировать

и

оценивать

успешность

своей

деятельности.

Таким

образом,

представленная

технология

не

только

обеспечивала

условия

для

формирования

личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и

развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

В ходе урока "Язык и речь" мы формировали познавательные УУД. Это заключалось в

обучении учащихся ставить познавательную цель урока, осознанно и произвольно строить

речевое высказывание в устной и письменной форме.

В процессе урока также происходило формирование регулятивных УУД. Это проявлялось

саморегуляцией учащихся, они проявляли способность к волевому усилию.

Формирование коммуникативных УУД в ходе урока у всех детей происходило по-разному.

Одни

испытывали

потребность

в

общении

с

учителем,

выкрикивая

ответы

с

места,

просились поработать у доски. Другие учащиеся внимательно слушали и вступали в

диалог после того, как учитель задавал вопрос или приглашал поработать у доски.

Формирование личностных УУД также как и коммуникативных, у всех детей происходило

не одинаково. Некоторые учащиеся не стремились получить знания, на уроке работали без

особого интереса.

В конце урока проходило оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих

товарищей. Процесс оценивания учащимся очень нравился, они старались объективно

оценить себя и своих товарищей. Несколько учащихся не соглашались с оценкой их

работы на уроке, высказывали свое мнение.

На

уроке

по

теме

"

Второстепенные

члены

предложения.

Определение"

в

первой

организационной части мы рассадили учащихся группами по 5 человека в каждой, в

классе получилось 5 столов - групп. На данном этапе происходило планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников,

способов взаимодействия, формировались коммуникативные УУД.

Во второй части урока проверяли домашнее задание. Начинали с повторения теории.

Учитель задавал вопросы, а ученики отвечали, анализируя объекты с целью выделения

признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том

числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под

понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение

логической

цепи

рассуждений;

доказательство.

На

данном

этапе

происходило

формирование логических УУД.

В процессе словарной работы на у роке происходило формирование коммуникативных

УУД

способом

взаимопроверки.

Мы

предложили

учащимся

обменяться

тетрадями

и

проверите записанные слова друг у друга.

В четвертой части урока провели минутку чистописания.

Система

заданий

на

данном

этапе,

ориентировала

младшего

школьника

на

проверку

правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков

на уроке русского языка. В этой части урока происходило формирование регулятивных

УУД.

В следующей части урока познакомили учащихся с новым материалом.

В процессе знакомства с новым материалом мы подводили детей под понятие, выведение

следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи

рассуждений. Тем самым формируя логические УУД.

Во время подведения итогов урока дети оценивали свою работу, используя кружки трёх

цветов: хотят знать больше; знают, но могут больше; затрудняются. В результате оценки -

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

осознание качества и уровня усвоения, происходило формирование регулятивных УУД.

Цель

данной

программы

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий:

обеспечить

регулирование

различных

аспектов

освоения

метапредметных

умений,

т.е.

способов

деятельности,

применимых

в

рамках,

как

образовательного

процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Было запланировано проведение 5 уроков по предмету "Русский язык". Каждый урок по

времени занимал не более 40 минут, в ходе которых применялся комплекс методов и

приёмов обучения, направленных на развитие познавательных универсальных учебных

действий.

В целом разработанная технологическая карта по формированию универсальных учебных

действий была положительно принята учащимися экспериментального класса.

Анализ результатов показал, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения

в деятельности учащихся:

-

наблюдается

устойчивый

мотив

к

обучению,

который

характеризуется

не

только

желанием узнать новое, но и потребностью его изучения;

- проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность школьников в

реализации собственных потребностей;

- успешно осваивается более сложный учебный материал;

- в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения;

-

проявляется

желание

планировать

свою

деятельность

и

осуществлять

само

и

взаимоконтроль;

- наблюдается конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем;

- успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и умения в

рамках освоения темы.

В рамках экспериментальной деятельности изучалась эффективность новых разработок

как

технологического

и

методического

инструмента.

Можно

выявить

преимущества

технологических карт, которые позволяют учителю:

- перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках темы;

- осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;

- организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;

-

увидеть

уровень

раскрытия

понятий

в

данной

теме

и

соотнести

его

с

изучаемым

материалом раздела;

-

определить

возможности

реализации

межпредметных

связей

и

воспитательной

составляющей темы;

- определить умения (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия

для их формирования;

- организовать условия не только для самостоятельной деятельности школьников, но и для

использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности;

- проводить оперативное и объективное оценивание результатов учащихся при освоении

темы;

- обеспечить условия для адекватной самооценки достижений школьников;

- соотнести полученный результат с поставленной целью изучения темы.

Заключение

Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий

(УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в

соответствии

с

логикой

компетентностного

подхода:

от

цели

усвоения

учащимся

конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных

дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у

них

такую

ключевую

компетенцию,

как

умение

учиться

и

благоприятствующих

их

саморазвитию

и

самосовершенствованию.

Достижение

данной

цели

становиться

возможным

благодаря

формированию

учащихся

системы

универсальных

учебных

действий как эффективного средства обучения на уроках русского языка.

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий обучающихся –

одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной

стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на

учащихся,

способных

к

полноценной

самореализации,

самостоятельному

добыванию

знаний

и

эффективному

осуществлению

различного

рода

деятельности;

показывает

заинтересованность учёных в нахождении путей формирования надпредметных действий

школьников.

С

другой

стороны,

отражено,

что

современная

система

школьного

образования

с

традиционной

организацией

учебного

процесса

и

соответствующим

методическим

обеспечением

ещё

не

готова

справиться

с

объективными

факторами,

которые определяют формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно,

на

научной

основе,

обеспечить

формирование

надпредметных

действий

младших

школьников в оценочной деятельности.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом

изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная

проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет

русским языком, поскольку именно родной язык – это основа формирования и развития

мышления, интеллектуальных способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной

деятельности.

В частности на уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу

по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися

предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Решая задачу, в работе был представлен мой педагогический опыт по формированию

познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка.

Я пришла к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу

по формированию познавательных универсальных действий.

Творческий

подход

к

детям

поможет

решить

эти

задачи,

а

именно:

развить

самостоятельное

мышление,

воображение,

речь,

поможет

установить

доверительные

отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг

с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

Информационные ресурсы

1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник /

Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] c.

2. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М.: Академия, 2001. -

307с.

3. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.

- 462 с.

4. Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное

образование» № 4/2012 г., с.153.

5.. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом

Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г.

Москвы в 1998-2006.



В раздел образования