Напоминание

"Академия занимательных наук", 5 класс


Автор: Красильникова Лариса Ильинична
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: город Стрежевой, Томской области
Наименование материала: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: "Академия занимательных наук", 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Академия занимательных наук»

5 класс

(1 час в неделю)

Всего часов - 34

Автор-составитель:

Учитель химии

первой квалификационной категории.

Красильникова Лариса Ильинична

Стрежевой

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями

применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные

интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень

успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами. С целью формирования основ

химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности « Академия занимательных наук»

Программа предназначена для обучающихся 5 классов. Программа имеет естественно – научную направленность, занятия

рассчитаны для проведения 1 час в неделю всего 34 занятия за учебный год.

Срок реализации программы: 1 год,

Количество обучающихся в группе: не более 12 человек.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных

в жизни сведений о веществах. Содержание программы знакомит обучающихся со свойствами и применением веществ и материалов,

встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения программы можно определить как общекультурный.

Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с

ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и

веществ в среде его обитания.

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой развивающий потенциал.

На занятиях ребята знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся проводить

простейшие эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве реактивов используются вещества, знакомые детям:

поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, мел и т.д.

Цель курса – развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов

детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение

знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.

Задачи:

образовательные:

· сформировать первичные представления о понятиях: вещество, молекула, атом, химический элемент;

· познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых

веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

· сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования,

выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение

работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

· расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

· показать связь химии с другими науками:

развивающие:

развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность

приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки

самостоятельной работы; расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации; развивать умение

анализировать информацию, выделять главное, интересное.

воспитательные:

способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам; поощрять

умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию; воспитание экологической культуры.

В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во

внеучебной деятельности.

2. Предполагаемые результаты реализации программы

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса:

Познавательные УУД:

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение, извлечение информации;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

- адекватность и дифференцированность самооценки;

- умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание

причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Прогнозируемые результаты:

в обучении:

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы;

в воспитании:

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Развитию этих УУД способствует применение современных технологий:

метод проектов,

личностно-ориентированное обучение,

развивающее обучение,

проблемное обучение,

информационные технологии.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту.

Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать экспериментальные действия в зависимости от своих

возможностей.

Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Методы и приемы работы

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов);

- практические (практические работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся, инсценировки);

- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

3. Содержание программы

Тема блока

Число

П/р

Число

часов

1.

Введение

1

4

2.

Вступление в мир веществ

2

3.

Вещества вокруг тебя, оглянись!

12

14

4.

Вещества пищи

3

3

5.

Занимательная химия

7

11

Итого

23

34

Практические работы:

Практическая работа №1. Сборка лабораторного штатива, его устройство. Устройство и назначение спиртовки.

Рассматривание горящей свечи.

Практическая работа №2. Описание физических свойств веществ.

Практическая работа №3 Разделение смеси мела и воды, соли и воды, смеси песка и соли, железа и серы.

Практическая работа №4 Органолептические показатели воды.

Практическая работа №5 «Очистка воды»

Практическая работа №6 Признаки хим. реакций.

Практическая работа №7 Свойства кислоты. Обнаружение кислот в продуктах питания.

Практическая работа №8 Свойства питьевой соды. Как сода способствует выпечке хлеба? Приготовим лимонад!

Практическая работа №9 Карбонат кальция. Опыт с кусочком мела. Что содержится в зубной пасте?

Практическая работа №10 Мы получаем поваренную соль. Плавающий картофель.

Практическая работа №11 Изменение окраски индикаторов в разной среде.

Практическая работа №12 Обнаружение крахмала в продуктах питания. Обнаружение глюкозы в продуктах питания.

Практическая работа №13 Обнаружение белка. Цветные реакции белка.

Практическая работа №14 Определение жира в продуктах.

Занимательные опыты:

1. Химические продукты: «сок, вода, молоко»

2. Дым без огня. Самовозгорание костра

3. Фараоновы змеи

4. Магический кристалл.

5. Несгораемый платок. Платок-хамелеон.

6. Тайнопись.

7. Химический сад.

Мини проекты:

1. «Выращиваем кристаллы»

2. Определение среды растворов.

3. Сочинение сценария химической сказки.

4. Календарно – тематическое планирование.

п/

Наименование

Всего

в том числе

Содержание

п

разделов

часов

теоретич.

практич.

1.

Введение

4

1.1.

Химия и её значение.

Место химии среди

других наук. Экскурс в

историю развития

химии.

1

Вводная лекция с применением ИКТ

1.2.

Школьный кабинет

химии. «Вторые руки

химика» Знакомство с

лабораторным

оборудованием

( назначение и история

возникновения

химической посуды).

1

Посуда из стекла, фарфора, металла. Ее

назначение. Рассматривание и зарисовка

химической посуды: пробирка,

химический стакан, колба, воронка,

стеклянные пластинка, палочка и

трубочка; фарфоровые чашечка и пестик;

тигельные щипцы, ложечки для

сжигания и взятия веществ, держатель

для пробирок, штатив, спиртовка.

1.3.

Правила, которые

нужны химику.

Правила техники

безопасности при

работе в кабинете.

1

Правила техники безопасности в

кабинете химии.

1.4

Правила и приемы

работы в химической

лаборатории

1

Практическая работа №1. Сборка

лабораторного штатива, его устройство.

Закрепление в штативе пустой пробирки

и с водой, воронки, фарфоровой

чашечки. Устройство и назначение

спиртовки. Нагревание пробирки с

водой. Рассматривание горящей свечи.

2.

Вступление в мир

веществ

2

2.1-

2.2

Как устроены

вещества?

2

Вещество. Молекула. Атом. Химический

элемент. ПСХЭ Д. И. Менделеева.

Химическая формула. Ребусы, шарады,

викторина, кроссворды.

3.

Вещества вокруг тебя,

оглянись!

14

3.1

Первая помощь при

повреждениях в

химических

лабораториях.

1

Оказание первой помощи при порезах,

ушибах, термических ожогах.

Знакомство с аптечкой. Вещества в

аптечке, их применение.

3.2.

Вещества и их свойства

1

Практическая работа №2. Описание

физических свойств веществ.

3.3.

Чистые вещества и

смеси.

1

Чистые вещества и смеси. Способы

разделения смесей: отстаивание,

фильтрование, выпаривание, с помощью

магнита.

Практическая работа №3 Разделение

смеси мела и воды, соли и воды, смеси

песка и соли, железа и серы.

3.4

Самое необыкновенное

вещество. Вода –

многое ли мы о ней

1

Вода и её свойства. Что необычного в

воде? Вода пресная и морская.

знаем?

Практическая работа

№4 Органолептические показатели воды.

3.5

Очистка воды.

1

Практическая работа №5 «Очистка

воды» Способы очистки воды:

отставание, фильтрование,

обеззараживание.

3.6

Физические и

химические явления.

Признаки химических

явлений.

1

Выделение тепла и света, выпадение и

растворение осадка, выделение и

поглощение газа, изменение цвета.

Практическая работа №6 Признаки

хим. реакций.

3.7

Понятие о кислотах.

Лимонная кислота.

Уксусная кислота.

1

Кислоты. Обнаружение кислот в

растворе. Кислота в желудке человека.

Столовый уксус и уксусная эссенция.

Свойства уксусной кислоты и её

физиологическое воздействие.

Практическая работа №7 Свойства

кислоты. Обнаружение кислот в

продуктах питания.

3.8

Что такое сода?

1

Питьевая сода. Свойства и

применение. Практическая работа

№8 Свойства питьевой соды. Как сода

способствует выпечке хлеба?

Приготовим лимонад!

3.9

Соли, но не все

соленые. Обычный и

необычный школьный

мел.

1

Практическая работа №9 Карбонат

кальция.

Опыт с кусочком мела.

Что содержится в зубной пасте?

3.10

Поваренная соль.

1

Хлорид натрия, его свойства.

Практическая работа №10 Мы

получаем поваренную соль. Фокус с

картофелем, или почему картофель

плавает в воде?

3.11

Восхитительный мир

кристаллов.

1

Кристаллы в природе. ИКТ

3.12

Мини проект

«Выращиваем

кристаллы»

1

Выращивание кристаллов из медного

купороса и поваренной соли.

3.13

Химические хамелеоны

– индикаторы.

1

Кислотность среды. Понятие о

водородном показателе (рН).

Индикаторы, история индикаторов.

Растительные индикаторы ( свекла,

краснокочанная капуста, лук, черника,

черная смородина, вишня и др.)

Практическая работа №11 Изменение

окраски индикаторов в разной среде.

3.14

Мини

исследовательский

проект.

1

Определение среды

4.

Вещества пищи:

3

4.1

Углеводы сладкие и не

очень

1

Глюкоза, сахар, крахмал, целлюлоза –

углеводы сладкие и не очень. Их

свойства и значение для живых

организмов.

Практическая работа

№12 Обнаружение крахмала в муке,

хлебе, крупах, картофеле. Превращение

крахмала хлеба в глюкозу при

пережёвывании. Обнаружение глюкозы в

продуктах питания.

Неспелое и спелое яблоко.

4.2

Белок.

1

Белки в мясе, молоке, яйцах и других

продуктах Их свойства и значение для

живых организмов. Практическая

работа №13Исследуем яйцо.

Обнаружение белка. Цветные реакции

белка.

4.3

Жиры.

1

Маргарин, сливочное и растительное

масло, сало. Чего мы о них не знаем?

Растительные и животные масла. Жиры в

семечках, орехах, апельсине и молоке.

Их свойства и значение для живых

организмов. Практическая работа

№14 Масляная капля.

Какие плоды содержат жир?

Определение жира в продуктах.

5.

Занимательная химия

11

5.1

Химические продукты:

«сок, вода, молоко»

1

5.2

Дым без огня.

Самовозгорание костра

1

5.3

Фараоновы змеи

1

5.4

Магический кристалл.

1

5.5

Несгораемый платок.

Платок-хамелеон.

1

5.6

Тайнопись.

1

5.7

Химический сад.

1

5.8-

5.10

Мини-проект.

3

Сочинение сценария химической сказки.

Подготовка театрализованного

представления.

5.11

Химическая сказка

Театрализованное представление

Итого

34

11

23

Используемая литература:

Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1980.

Байкова В. М. Химия после уроков. В помощь школе. – Петрозаводск, «Карелия», 197с.

Гольдфельд М. Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,1976.-191с.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.

Конарев Б. А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Конарев Б. А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 1978.

Сомин Л. Увлекательная химия. – М.: Просвещение,1978.

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ», М., 1995

Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. «АВАНТА», М., 2003

DVD – фильмы «Занимательная химия».



В раздел образования