Автор: Березина Ольга Станиславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО ДДТ "Фантазия" пгт Верхошижемье Кировской области
Населённый пункт: пгт Верхошижемье, Кировская область,
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Пешеходный туризм"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Фантазия» пгт Верхошижемье Кировской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско- краеведческой направленности
«Пешеходный туризм»
Срок реализации - 4 года
(1 – 4 годы обучения)
Возраст детей: 7-12 лет
Составитель: Березина Ольга Станиславовна,
педагог дополнительно образования.
2014г.
Пояснительная записка.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного
человека
является
туризм. Термин
«туризм»
впервые
встречается
в
английских
источниках
начала
ХIХ
в.
и
обозначает
экскурсию
или
путешествие.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность
обучающихся,
выходящая
за
рамки
учебных
программ
и
организуемая
учреждением
дополнительного
образования
в
целях
обеспечения
педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа « П е ш е х о д н ы й
т у р и з м » тур и с т с ко -
к р а е в е д ч е с к о й
направленности составлена на основе программы туристского объединения
«Юные туристы-краеведы» под редакцией А. Г. Маслова, М: «Советский
спорт» 2005г. с учётом следующих документов:
Закона «Об образовании РФ»,
Сан ПиНа 2.4.4.12-51-03, Устава МКОУ ДО ДДТ «Фантазия».
Новизна программы проявляется в том, что формируют у учащихся
простейшие туристские навыки по пешеходному туризму (установка палатки,
вязка узлов, ориентирование на местности и по картам с помощью компаса и
по местным признакам, разные способы переправ через преграды, типы
костров и т. д.). Занятия туризмом и краеведением помогают в становлении
личности,
так
как
развивают
волевые
качества,
целеустремленность,
настойчивость, упорство, самостоятельность и инициативу, решительность и
смелость,
выдержку
и
самообладание.
Данные
занятия
помогают
в
формировании общей культуры личности, учат правильному поведению в
природе и обществе, способствуют профессиональному самоопределению
учащихся.
Актуальность.
Данный
курс
призван
сформировать
у
учащихся
простейшие
туристские
навыки по пешеходному туризму, обеспечить безопасные походы и развивать
экологическое
мировоззрение.
Физическая
нагрузка,
связанная
с
систематическими движениями на свежем воздухе в любую погоду, оказывает
благоприятное влияние на нервную систему и весь организм.
Педагогическая целесообразность.
В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в
целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой
досуг,
развивают
смекалку
и
находчивость.
Данный
курс
способствует
расширению и углублению знаний по школьным курсам окружающего мир,
краеведению и ОБЖ и пропагандирует здоровый образ жизни.
Цель программы:
Сохранение
и
укрепление
здоровья,
улучшение
ф и з и ч е с ко й
подготовленности и физического развития через туристическую деятельность
Задачи программы:
-Обучающие:
Углубление знаний по школьным предметам, получение основных знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
юному
туристу:
правила
организации
походов, виды снаряжения и правила пользования им, организация своего
быта в полевых условиях, основные правила безопасности и тд.
-Воспитательные:
Воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к природе,
чувства взаимопомощи и взаимоответственности, здорового образа жизни,
стремления к самообразованию и самосовершенствованию.
-Развивающие:
Развитие
самостоятельности
и
ответственности,
самодисциплины,
коммуникабельности,
умения
не
теряться
в
сложных
и
неординарных
ситуациях, спортивных качеств. Общее физическое развитие и укрепление
здоровья.
Задачи:
1-ый год обучения: Формирование представлений о родном крае. Изучение
видов туристического снаряжения и правил пользования им. Изучение основ
техники и тактики пешеходного туризма. Умение пользоваться полученными
знаниями
на
практике.
Вовлечение
детей
в
учебно-
исследовательскую
деятельность средствами туризма. Формирование мотивации на регулярные
занятия туризмом.
2-ой год обучения: Дальнейшее углубление и расширение знаний и умений.
Развитие исполнительной и творческой активности обучающихся в процессе
усвоения
местного
краеведческого
материала.
Формирование
знаний
и
умений туристического и экскурсионного ориентирования. Формирование
умений
и
навыков
преодоления
полосы
препятствий.
Оздоровление
на
занятиях
в
условиях
природной
среды.
Педагогическое
руководство
воспитанием гуманистических принципов уважения к личности, ее правам и
свободе.
3-ий
год
обучения: Углубление
и
расширение
знаний
и
умений.
Формирование навыков, необходимых в проведении походов и участия в
туристических
соревнованиях
пешего
туризма.
Закрепление
основных
знаний, касающихся спортивного ориентирования, техники пешего туризма.
Оздоровление
на
занятиях
в
условиях
природной
среды.
Формирование
ценностных
ориентаций
на
физическое
и
духовное
совершенствование
личности.
4-ый
год
обучения: Формирование
навыков,
касающихся
спортивного
ориентирования, техники пешего туризма, ориентирования. Сформировать
навыки необходимые для проведения походов, экскурсий, пеших прогулок,
соревнований.
Оздоровление
на
занятиях
в
условиях
природной
среды.
Формирование
ценностных
ориентаций
на
физическое
и
духовное
совершенствование личности.
Отличительные особенности программы.
Данная
программа
отвечает
требованиям
Федерального
государственного
образовательного стандарта в области туристско-краеведческой внеурочной
деятельности.
Внеурочная
деятельность
организуется
по
следующим
направлениям развития личности:
- оздоровительное;
-общеинтеллектуальное и др.
Программа ориентирована на сотрудничество педагога с обучающимися, на
создание
ситуации
успеха,
поддержки,
взаимопомощи
в
преодолении
трудностей, на все то, что способствует самовыражению ребенка.
Возраст детей: программа рассчитана на обучающихся 1-5 кл. (7-12лет).
Срок реализации программы - 4 года.
1 год обучения – 144 часа.
2 год обучения – 144 часа.
3 год обучения – 144 часа.
4 год обучения – 144 часа.
Для
организации
учебной
деятельности
учащихся
применяются методы: фронтальный,
групповой,
индивидуальный
и
круговой.
Формы занятий:
- беседа,
- соревнование,
- конкурс,
- поход,
- экскурсия.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для всех
обучающихся.
Ожидаемые результаты.
1 год обучения
Обучающийся знает: правила туриста, правила личной гигиены, выполняет
их, особенности природы и климата своей местности, приемы ТПТ.
Обучающийся
умеет: работать
в
команде,
четко
выполнять
указания
руководителя,
работать
с
картой,
планом,
пользоваться
туристическим
снаряжением,
оказывать
первую
мед.
помощь,
преодолевать
полосу
препятствий, ориентироваться на местности без компаса.
2 год обучения.
Обучающийся знает: правила поведения туриста, правила личной гигиены,
выполняет их; известных земляков; историю семьи; приемы ТПТ; правила
передвижения туристической группы и перехода улиц населенных пунктов;
правила
поведения
в
школе,
в
музее;
личное,
групповое
и
специальное
снаряжение.
Обучающийся
умеет: работать
в
команде;
четко
выполнять
указания
руководителя;
работать
с
картой;
планом;
пользоваться
туристическим
снаряжением;
оказывать
первую
мед.
помощь;
преодолевать
полосу
препятствий;
ориентироваться
на
местности
по
компасу
и
по
местным
признакам; организовать бивак. Умеет вязать туристические узлы.
Сформированы навыки: общения со сверстниками и взрослыми людьми;
поведения, соблюдения правил юного туриста; работы в коллективе.
3 год обучения.
Обучающийся знает: историю отечественного туризма, правила поведения в
природной
среде,
выполняет
их;
известных
земляков;
историю
семьи;
приемы ТПТ; правила передвижения туристической группы и перехода улиц
населенных пунктов; правила поведения в школе, в музее; личное, групповое
и специальное снаряжение.
Обучающийся
умеет: работать
в
команде;
четко
выполнять
указания
руководителя;
работать
с
картой;
планом;
пользоваться
туристическим
снаряжением;
оказывать
первую
мед.
помощь;
преодолевать
полосу
препятствий;
ориентироваться
на
местности
по
компасу
и
по
местным
признакам;
организовать
бивак.
Умеет
разрабатывать
маршрут
учебного
похода. Умет готовить пищу в походных условиях. Умеет ходить в походы в
любое время года.
Сформированы навыки: общения со сверстниками и взрослыми людьми;
поведения, соблюдения правил юного туриста; работы в коллективе; вязки
туристических
узлов;
преодоления
естественных
и
искусственных
препятствий.
4 год обучения.
Обучающийся знает: историю отечественного туризма, правила поведения в
природной
среде,
выполняет
их;
известных
земляков;
историю
семьи;
приемы ТПТ; правила передвижения туристической группы и перехода улиц
населенных пунктов; правила поведения в школе, в музее; личное, групповое
и специальное снаряжение.
Сформированы
навыки: работать
в
команде;
четко
выполнять
указания
руководителя;
работать
с
картой;
планом;
пользоваться
туристическим
снаряжением;
оказывать
первую
мед.
помощь;
преодолевать
полосу
препятствий;
ориентироваться
на
местности
по
компасу
и
по
местным
признакам;
организовать
бивак.
Разработки
маршрута
учебного
похода.
Готовить пищу в походных условиях. Общения со сверстниками и взрослыми
людьми, поведения, соблюдения правил юного туриста; работы в коллективе;
вязки
туристских
узлов;
преодоления
естественных
и
искусственных
препятствий со страховкой и без.
Реализация данной программы способствует:
*формированию универсальных учебных действий (УУД):
Личностные
УУД. Обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
учащихся(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами,
знание
моральных
норм
и
умение
выделить
нравственный
аспект
поведения),
а
также
ориентацию
в
социальных
ролях
и
ме жл и ч н о с т н ы х
от н о ше н и я х .
С юд а
от н о с я т с я самоопределение,
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные
УУД. Обеспечивают
организацию
учащимся
своей
учебной
деятельности.
К
ним
относятся
следующие: целеполагание,
планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные
УУД. Включают общеучебные,
логические
действия, а
также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД. Обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение
слушать
и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем;
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми.
Включают планирование,
постановку
вопроса,
разрешение
конфликтов,
управление поведением партнера.
*формированию общечеловеческих ценностей:
Жизнь, свобода, истина, творчество и др.
Приоритетным
направлением
российской
школы,
в
соответствии
с
происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и
укрепление здоровья учащихся. В национальной доктрине образования РФ,
утвержденной Постановлением Правительства Рф от 04. 10.2000.№751, в
качестве
одной
из
основных
целей
определено
формирование
здорового
образа жизни. Содержание программы направлено на создание условий для
укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся,
реализация
данной
программы
приведет
к
укреплению
здоровья
подрастающего поколения.
Формы контроля.
Промежуточный. Проводится после изучения каждого раздела программы в
игровой форме, викторина, устный опрос, соревнования внутри объединения
и тд.
Итоговый. Проводится
в
конце
учебного
года
в
виде
зачетного
туристического похода, соревнований, письменного зачета и тд.
Учебно - тематический план.
Первый год обучения.
Программа рассчитана на 144ч. (4 ч. в неделю)
№
п\п
Тема занятий
Всего
часов
теория
практика
I.
Введение
3
1,5
1,5
1.1
Оздоровительная роль туризма.
1
1
-
1.2
Правила поведения юных туристов.
2
0,5
1,5
II.
Азбука туристско-бытовых навыков
юного туриста.
43
13,5
29,5
2.1
Основы безопасности в природной среде.
3
1
2
2.2
Основы безопасности дома и в школе.
1
0,5
0,5
2.3
Личное снаряжение и уход за ним.
5
2
3
2.4
Питьевой режим на туристической
прогулке.
2
1
1
2.5
Групповое снаряжение.
3
1
2
2.6
Индивидуальный и групповой ремонтный
набор.
2
1
1
2.7
Организация биваков и охрана природы.
7
2
5
2.8
Туристическая группа на прогулке.
20
5
15
III.
Азбука топографии.
12
5
7
3.1
Мой дом, моя школа, школьный двор.
1
1
-
3.2
План местности.
5
2
3
3.3
Условные знаки.
6
2
4
IV.
Туристическое и экскурсионное
ориентирование.
26
8
18
4.1
Ориентирование по сторонам горизонта.
8
2
6
4.2
Ориентирование на местности.
8
2
6
4.3
Виды туристического ориентирования.
5
2
3
4.4
Экскурсионное ориентирование.
5
2
3
V.
Личная гигиена и первая доврачебная
помощь.
21
9
12
5.1
Личная гигиена юного туриста.
3
1
2
5.2
Походный травматизм и возможные
заболевания.
7
4
3
5.3
Обработка ран, ссадин и наложение
простейших повязок.
3
1
2
5.4
Индивидуальная и групповая
3
1
2
медицинская аптечки.
5.5
Способы транспортировки
пострадавшего.
5
2
3
VI.
Основы краеведения.
17
11
6
6.1
Родословие.
5
2
3
6.2
Моя школа.
2
1
1
6.3
Природа родного края.
10
8
2
VII.
Азбука спортивно-оздоровительного
туризма.
22
5
17
7.1
Пешеходный туризм.
10
2
8
7.2
Полоса препятствий пешеходного
туризма.
12
3
9
Итого:
144
53
91
Второй год обучения.
Программа рассчитана на 144ч. (4 ч. в неделю)
№
п\п
Тема занятий
Всего
часов
теория
практика
I.
Введение
2
1
1
1.1
Оздоровительная роль туризма.
1
1
0
1.2
Правила поведения юных туристов.
1
0
1
II.
Азбука туристско-бытовых навыков
юного туриста.
43
11
32
2.1
Основы безопасности в природной среде.
3
2
1
2.2
Основы безопасности дома и в школе.
1
1
0
2.3
Личное снаряжение и уход за ним.
5
3
2
2.4
Питьевой режим на туристической
прогулке.
2
1
1
2.5
Групповое снаряжение.
3
2
1
2.6
Индивидуальный и групповой ремонтный
набор.
2
1
1
2.7
Организация бивака и охрана природы.
19
3
16
2.8
Туристическая группа в походном строю.
5
1
4
III.
Азбука топографии.
13
7
6
3.1
Школьный двор, микрорайон и его
ближайшее окружение.
3
2
1
3.2
План местности.
5
3
2
3.3
Условные топографические знаки.
5
2
3
IV.
Туристическое и экскурсионное
ориентирование.
26
9
17
4.1
Компас и его устройство.
1
1
0
4.2
Ориентирование по компасу.
3
1
2
4.3
Ориентирование на местности.
4
1
3
4.4
Ориентирование по плану.
8
2
6
4.5
Виды туристического ориентирования.
5
2
3
4.6
Экскурсионное ориентирование.
5
2
3
V.
Личная гигиена и первая доврачебная
помощь.
21
8
13
5.1
Личная гигиена юного туриста.
3
1
2
5.2
Оказание первой доврачебной помощи.
9
3
6
5.3
Обработка ран, ссадин и наложение
простейших повязок.
3
1
2
5.4
Индивидуальная и групповая
медицинская аптечки.
2
1
1
5.5
Способы транспортировки
пострадавшего.
4
2
2
VI.
Основы краеведения.
17
7
10
6.1
Родословие.
4
1
3
6.2
Земляки.
3
3
0
6.3
Азбука краеведения.
10
3
7
VII.
Спортивно-оздоровительный туризм.
22
6.5
15.5
7.1
Пешеходный туризм.
16
5
11
7.2
Полоса препятствий пешеходного
туризма(весна, осень).
2
0.5
1.5
7.3
Туристические узлы.
4
1
3
Итого:
144
49.5
94.5
Третий год обучения.
Программа рассчитана на 144ч. (4 ч. в неделю)
№
п\п
Тема занятий
Всего
часов
теория
Практика
I.
Введение
5
2
3
1.1
История отечественного спорта и
туризма.
3
1
2
1.2
Правила поведения юных туристов.
2
1
1
II.
Туристско-бытовые навыки юного
туриста.
33
14
29
2.1
Основы безопасности.
3
2
1
2.2
Личное снаряжение и уход за ним.
1
1
0
2.3
Групповое снаряжение и уход за ним.
3
1
2
2.4
Организация биваков и охрана
природы.
2
1
1
2.5
Туристские костры
3
2
1
2.6
Палатки и укрытия
2
1
1
2.7
Туристская группа в походном
строю.
9
3
6
2.8.
Питание туристской группы
1
1
0
III.
Топография.
13
5
8
3.1
Топографическая карта.
2
1
1
3.2
Условные топографические знаки.
5
2
3
3.3
6
2
4
IV.
Туристское и экскурсионное
ориентирование.
37
11
26
4.1
Азимут.
4
1
3
4.2
Ориентирование по компасу и карте.
10
3
7
4.2.1
Правила ориентирования карты по
компасу.
4
1
3
4.2.2
Чтение карты.
6
2
4
4.3
Ориентирование на местности.
10
2
8
4.3.1
Ориентирование по линейным
ориентирам и рельефу.
2
1
1
4.3.2
Ориентирование по легенде, азимуту.
8
3
5
4.4
Ориентирование по плану.
3
1
2
4.5
Виды туристического
ориентирования.
5
2
3
4.6
Экскурсионное ориентирование.
5
2
3
V.
Личная гигиена и первая
доврачебная помощь.
14
5
9
5.1
Личная гигиена юного туриста.
2
1
1
5.2
Оказание первой доврачебной
помощи.
10
3
7
5.2.1
Причины, характеристика травм.
Способы оказания первой помощи.
5
2
3
5.2.2
Пищевые отравления.
2
1
1
5.2.3
Походная аптечка. Обязанности
санитара группы.
3
2
1
5.3
Способы транспортировки
пострадавшего.
2
1
1
VI.
Основы краеведения.
18
6
12
6.1
Родословие.
3
1
2
6.2
Земляки.
5
2
3
6.3
Культурное и природное наследие.
10
3
7
6.3.1
Природные и культурные
достопримечательности
Верхошижемского района.
5
3
2
6.3.2
Животный мир леса, луга, реки,
3
2
1
болота.
6.3.3
Редкие и исчезающие растения и
животные.
2
2
0
VII.
Спортивно-оздоровительный
туризм.
24
1
23
7.1
Пешеходный туризм.(весна осень)
18
2
16
7.1.1
Способы преодоления простейших
естественных препятствий со
снаряжением, без специального
снаряжения. Полоса препятствий
пешеходного туризма.
6
2
4
Итого:
144
42
102
Четвёртый год обучения.
Программа рассчитана на 144ч. (4 ч. в неделю)
№
п\п
Тема занятий
Всего
часов
теория
Практика
I.
Введение
2
2
0
1.1
История отечественного спорта и
туризма.
1
1
0
1.2
Правила поведения юных туристов.
1
1
0
II.
Туристско-бытовые навыки юного
туриста.
36
6
30
2.1
Основы безопасности.
4
1
3
2.2
Личное снаряжение и уход за ним.
3
1
2
2.3
Групповое снаряжение и уход за ним.
5
1
4
2.4
Организация биваков и охрана
природы.
5
1
4
2.5
Туристские костры
3
0
3
2.6
Палатки и укрытия
6
0
6
2.7
Туристская группа в походном
строю.
5
1
4
2.8.
Питание туристской группы
5
1
4
III.
Основы топографии.
8
2
6
3.1
Топографическая карта.
4
1
3
3.2
Условные топографические знаки.
4
1
3
IV.
Туристское и экскурсионное
ориентирование.
46
5
41
4.1
Ориентирование по компасу,
движение по азимуту.
6
1
5
4.2
Ориентирование по компасу и карте.
7
1
6
4.3.
Ориентирование на местности
8
2
6
4.4.
Спортивное ориентирование
21
1
20
4.5.
Экскурсионное ориентирование
4
-
4
V.
Первая доврачебная помощь.
13
2
11
5.1
Личная гигиена туриста.
3
1
2
5.2
Оказание первой доврачебной
помощи.
4
-
4
5.3.
Измерение температуры тела, пульса,
артериального давления
2
-
2
5.4.
Медицинская аптечка.
1
-
1
5.5.
Способы транспортировки
пострадавшего.
3
1
2
VI.
Основы краеведения.
14
6
12
6.1
Родословие.
3
1
2
6.2
Земляки.
5
2
3
6.3
Природное наследие.
10
3
7
VII.
Спортивно-оздоровительный
туризм.
25
5
20
7.1
Пешеходный туризм.
20
4
16
7.2.
Полоса препятствий пешеходного
туризма.
2
1
1
7.3.
Пешеходные прогулки.
3
-
3
Итого
144
24
120
Содержание программы.
Первый год обучения.
I.Введение.(3ч.)
Оздоровительная роль туризма..(1ч.теория) Значение туризма и краеведения
для оздоровления человека. Правила поведения юных туристов..(0.5 теория,
1.5
практика).Правила
поведения
юных
туристов
в
учебном
классе,
на
экскурсиях и туристических походах. Правила поведения в лесу. Техника
безопасности.
II. Азбука туристско - бытовых навыков юного туриста.(43ч.)
Основы безопасности в природной среде.(3ч.-1т.,2 пр.)Правила поведения
юных туристов во время различных природных явлений(снегопад, гололед,
гроза, ливень, туман). Правила поведения в парке (в лесу)при обнаружении
задымления или очага возгорания.
Основы
безопасности
дома
и
в
школе(1ч.-0.5 т.,
0.5пр.) Пожарная
безопасность и правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Телефоны
экстренных служб. Правила обращения с колюще-режущими предметами,
электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.
Личное снаряжение и уход за ним.(5ч.-2т., 3пр.)Личное снаряжение и его
подбор
в
соответствии
с
сезонными
и
погодными
условиями.
Укладка
рюкзака, соблюдение гигиенических требований.
Питьевой режим на туристической прогулке(2ч.-1т.,1пр.)Правила гигиены
при заборе воды для питья во время похода. Рациональное расходование воды
во время туристической прогулки. Питьевой режим во время туристической
прогулки, экскурсии.
Групповое
снаряжение(3ч.-1т.,2пр.)Виды,
требования
к
групповому
снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение.
Устройство палаток и правила ухода за ними. Снаряжение для наблюдения за
погодой
и
выполнения
простейших
краеведческих
заданий.
Маршрутные
документы
и
схемы
(карты)
для
туристической
прогулки
и
экскурсии.
Индивидуальный
и
групповой
ремонтный
набор.(2ч.-1т.,1пр.)Состав
рем.
набора. Назначение предметов и правила пользования ими. Ремонт личного и
группового снаряжения.
Организация биваков и охрана природы.(7ч.-2т.,5пр.) Бивак на туристической
прогулке, требования к бивакам. Охрана природы при организации привалов
и биваков. Устройство и оборудование бивака. Устройство и оборудование
бивака(место для установки палатки, приготовления и приема пищи, отдыха
и др.)
Туристическая
группа
на
прогулке.(20ч.-5т.,15пр.)Строй
туристической
группы. Организация привалов во время прогулки. Ритм и темп движения
туристической
группы
во
время
прогулки,
походов.
Взаимопомощь
в
туристической группе. Охрана природы на туристической прогулке и во
время экскурсий. Туристический поход.
III. Азбука топографии. (12ч.)
Мой
дом,
моя
школа,
школьный
двор.(1ч.
т.)Планировка
дома,
квартиры,
школьного двора(1ч.-теор.)
План местности(5ч.-2т.,3пр.)Условные обозначения на планах местности.
Освоение навыков чтения и движения по плану(схеме).
Условные
знаки(6ч.-2т.,4пр.)Способы
изображения
на
рисунках,
схемах
и
планах. Простейшие условные знаки. Овладение навыками чтения легенды
маршрута во время туристической прогулки.
IV. Туристическое и экскурсионное ориентирование.(26ч.)
Ориентирование по сторонам горизонта(8ч.-2т., 6 пр.)Горизонт, стороны
горизонта.
Ориентирование
по
сторонам
горизонта.
Определение
сторон
горизонта
по
объектам
растительного
и
животного
мира,
по
местным
признакам. Выработка навыка определение сторон горизонта по различным
объектам.
Ориентирование на местности(10ч.-3т.,7пр.)Ориентирование в лесу, у реки,
в
поле .
С по с о б ы
о р ие нт ир о ва ния
на
ме с т но с т и.
Л и н е й н ы е
ориентиры(дорожки, тропы, линии электропередач),точечные ориентиры и
объекты. Ориентирование по звездному небу, солнцу. Ориентирование по
описанию(легенде).
Измерение
расстояний
на
местности:
временем
движения, парами шагов.
Виды туристического ориентирования(5ч.-2т.,3пр.)Знакомство
с
основами
правил
соревнований
по
туристическому
ориентированию.
Виды
туристического
ориентирования
и
их
различия.
Основные
правила,
технические
приемы
и
условия
соревнований
турис т ич е с кого
ориентирования на маркированной трассе. Способы маркировки дистанции.
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Прохождение дистанции
«Маркированный маршрут».
Экскурсионное
ориентирование(5ч.-2т.,3пр.)Экскурсионные
объекты:
памятники
истории,
архитектуры,
искусства,
природы.
Чтение
легенды.
Работа туристической группы при движении по легенде на экскурсии.
V. Личная гигиена и первая доврачебная помощь.(21ч.)
Личная гигиена юного туриста.(3ч.-1т.,2пр.)Личная гигиена юного туриста.
Закаливание
организма.
Соблюдение
гигиенических
требований
личного
снаряжения.
Походный
травматизм
и
возможные
заболевания(7ч.-4т.,3пр.)Порезы,
ссадины.
Ушибы,
мозоли.
Причины,
характеристика
травм.
Необходимая
помощь, способы обработки. Профилактика и защита глаз от попадания
посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь.
Причины
ожогов
и
обморожений.
Профилактика
обморожений
и
защита
организма
от
мороза.
Признаки
и
виды
ожогов
и
обморожений.
Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления, оказание первой
помощи
при
тошноте
и
рвоте.
Причины
теплового
и
солнечного
удара,
признаки, необходимая помощь.
Обработка
ран,
ссадин,
наложение
простейших
п о в я з о к . (3ч.-
1т.,2пр.)Правила
и
способы
обработки
ран,
ссадин.
Правила
наложения
повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Индивидуальная
и
групповая
медицинская
аптечка.(3ч.-1т.,2пр.)
Состав
аптечки для туристической прогулки, похода. Назначение медикаментов, их
упаковка
и
требования
к
хранению,
определение
срока
годности
для
использования.
Обязанности
санитара
группы.
Упаковка
и
маркировка
аптечки
для
туристической
прогулки.
Проверка
комплектности,
срока
годности медикаментов, их упаковки.
Способы
транспортировки
пострадавшего
.(5ч.-2т.,3пр.)
Организация
транспортировки
пострадавшего
при
несложных
травмах.
Простейшие
средства
для
транспортировки
пострадавшего
в
условиях
туристической
прогулки (похода, экскурсии), их изготовление.
VI. Основы краеведения.(17ч.)
Родословие (5ч.-2т., 3пр.)Состав семьи, семейные праздники. Моя школа(2ч.-
1т.,1пр.)Изучение истории школы. Учителя и выпускники школы в разные
годы.Природа родного края.(10ч.-8т.,2 пр.) Погода, климат своей местности.
Местные признаки погоды. Растительный и животный мир своей местности.
Значение
наблюдения
за
погодой.
Приборы
для
наблюдения
за
погодой.
Ведение календаря наблюдений.
VI. Азбука спортивно- оздоровительного туризма.(22ч.)
Пешеходный
туризм.(10ч.-3т.,7
пр.)Порядок
движения
по
дорогам
(тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий
(без специального снаряжения). Организация движения группы в лесу, по
слабопересеченной и равнинной местности. Техника преодоления крутых
склонов(спуски,
подъемы).
Отработка
практических
умений
и
навыков
преодоления естественных и искусственных препятствий.
Полоса
препятствий
пешеходного
туризма(12ч.-3т.,9пр.)Естественные
и
искусственные
препятствия.
Способы
преодоления
препятствий.
Соревнования
по
преодолению
полосы
препятствий.
Зачетный
туристический поход.
Второй год обучения.
I.Введение.(3ч.)
Оздоровительная
роль
туризма..(1ч.-0.5т.,0.5пр.)
Значение
туризма
и
краеведения для оздоровления человека.
Правила поведения юных туристов..(2ч.-1т., 1пр.).Правила поведения юных
туристов в учебном классе, на экскурсиях и туристических походах. Правила
поведения в лесу. Техника безопасности.
II. Азбука туристско - бытовых навыков юного туриста.(55ч.)
Основы
безопасности
в
природной
среде.(5ч.-2т.,3пр.)
Проблемы
охраны
природной среды, посильное участие юных туристов в их решении. Правила
поведения на туристической прогулке (походе, экскурсии).
Основы
безопасности
дома
и
в
школе(1ч.-0.5 т.,
0.5пр.) Пожарная
безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных)ситуациях.
Телефоны
аварийных
служб.
Правила
безопасного
поведения
дома,
в
школе. Личное снаряжение и уход за ним.(7ч.-3т.,4пр.)Личное снаряжение
туриста в осенний и зимний период, требования к обуви и одежде. Укладка
рюкзака, соблюдение гигиенических требований.
Питьевой
режим
на
туристической
прогулке(2ч.-1т.,1пр.)
Соблюдение
правил гигиены при заборе воды для питья во время похода. Рациональное
расходование воды во время похода и туристической прогулки. Питьевой
режим во время туристической прогулки, экскурсии.
Групповое снаряжение(5ч.-2т.,3пр.) Требования к групповому снаряжению и
правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство
палаток
и
правила
ухода
за
ними.
Кухонное
и
костровое
снаряжение.
Снаряжение
для
наблюдения
за
погодой
и
выполнения
простейших
краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для похода.
Индивидуальный
и
групповой
ремонтный
набор.(4ч.-2т.,2пр.)Состав
рем.
набора. Назначение предметов и правила пользования ими. Ремонт личного и
группового снаряжения во время прогулки или экскурсии в межсезонье или
зимой.
Организация
биваков
и
охрана
природы.(25ч.-5т.,20пр.)
Бивак
на
туристической
прогулке,
требования
к
бивакам.
Охрана
природы
при
организации привалов и биваков. Утилизация бытовых отходов и мусора в
зимнем туристическом походе. Устройство и оборудование бивака на берегу
водоема(реки, озера) Устройство и оборудование бивака(место для установки
палатки, приготовления и приема пищи, отдыха и др.)Основные типы и
назначение
костров.
Соблюдение
правил
пожарной
безопасности
при
разведении
и
поддержании
костра.
Приготовление
пищи
на
костре.
Туристический поход.
Туристическая группа в походном строю.(3ч.-1т.,2пр.)Строй туристической
группы во время лыжной туристической прогулки. Организация привалов во
время лыжной прогулки. Ритм и темп движения туристической группы во
время
прогулки,
походов.
Взаимопомощь
в
туристической
группе.
Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке. Охрана
природы на туристической прогулке и во время экскурсий.
III. Азбука топографии. (25ч.)
Школьный
двор,
микрорайон
и
его
ближайшее
окружение (2ч.-
1т.,1пр.)Планировка школы, школьного двора(1ч.-теор.)
План местности(5ч.-3т.,2пр.)Условные обозначения на планах местности.
Топографическая карта. Масштабы планов местности и карт.
Условные
топографические
знаки(10ч.-4т.,6пр.)Способы
изображения
на
рисунках, схемах и планах. Овладение навыками чтения легенды маршрута
во время туристической прогулки, похода.
IV. Туристическое и экскурсионное ориентирование.(43ч.)
Компас
и
его
устройство. (3ч.-2т..1пр.).Ориентирование
по
компасу(3ч.-
1т.,2пр.)Определение сторон горизонта по компасу. Азимут.
Ориентирование
на
местности(10ч.-3т.,7пр.)Формирование
навыков
отслеживания
пройденного
расстояния
на
открытой
ме стно сти.
О р и е н т и р о в а н и е
п о
л и н е й н ы м
о р и е н т и р а м
и
р е л ь е фу,
п о
описанию. Ориентирование
по
плану(5ч.-2т.,3пр.) Виды
туристического
ориентирования(10ч.-4т.,6пр.)
Виды
туристического
ориентирования
и
их
различия(летние, зимние) Элементарные способы изображения легенды КП и
их
значение.
Прохождение
маршрута
«Ориентирование
по
легенде»
Прохождение
дистанции
«Маркированный
маршрут».Прохождение
дистанции «Ориентирование по выбору»
Экскурсионное
ориентирование(10ч.-2т.,8пр.)Экскурсионные
объекты:
памятники
истории,
архитектуры,
искусства,
природы.
Чтение
легенды.
Работа туристической группы при движении по легенде на экскурсии.
V. Личная гигиена и первая доврачебная помощь.(24ч.)
Личная гигиена юного туриста.(3ч.-1т.,2пр.)Личная гигиена юного туриста.
Закаливание
организма.
Соблюдение
гигиенических
требований
личного
снаряжения.
Оказание
первой
доврачебной
помощи(10ч.-3т.,7пр.)Растяжение,
вывих.
Причины, характеристика травм. Необходимая помощь, способы обработки.
Укусы животных, кровососущих насекомых. Профилактика и защита глаз от
попадания
посторонних
предметов,
химических
жидкостей,
газов.
Необходимая
помощь.
Причины
ожогов
и
обморожений.
Профилактика
обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и
обморожений. Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления,
оказание
первой
помощи
при
тошноте
и
рвоте.
Причины
теплового
и
солнечного удара, признаки, необходимая помощь.
Обработка
ран,
ссадин,
наложение
простейших
п о в я з о к . (3ч.-
1т.,2пр.)Правила
и
способы
обработки
ран,
ссадин.
Правила
наложения
повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.
Индивидуальная
и
групповая
медицинская
аптечка.(3ч.-1т.,2пр.)
Состав
аптечки для туристической прогулки, похода. Назначение медикаментов, их
упаковка
и
требования
к
хранению,
определение
срока
годности
для
использования.
Обязанности
санитара
группы.
Упаковка
и
маркировка
аптечки
для
туристической
прогулки.
Проверка
комплектности,
срока
годности медикаментов, их упаковки.
Способы
транспортировки
пострадавшего
.(5ч.-2т.,3пр.)
Организация
транспортировки
пострадавшего
при
несложных
травмах.
Простейшие
средства
для
транспортировки
пострадавшего
в
условиях
туристической
прогулки (похода, экскурсии), их изготовление.
VI. Основы краеведения.(20ч.)
Родословие(5ч.-2т., 3пр.)Генеалогическое древо.
Земляки(5ч.-2т.,3пр.)Изучение
народных
обычаев,
обрядов,
народных
игр.
Фольклор.
Азбука
краеведения(10ч.-3т.,7
пр.)
Краеведческие
должности.
Ведение
дневника
краеведческих
наблюдений.
Правила
поведения
и
культуры
общения в культурно- зрелищных и просветительных учреждениях. Правила
общения с ветеранами. Ведение беседы.
VI. Азбука спортивно- оздоровительного туризма.(46ч.)
Пешеходный
туризм.(23ч.-5т.,18пр.)Порядок
движения
по
дорогам
(тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий
без
специального
снаряжения
и
с
использованием
снаряжения(веревка).
Организация движения группы в лесу, по слабопересеченной и равнинной
местности.
Техника
преодоления
крутых
склонов(спуски,
подъемы).
Отработка
практических
умений
и
навыков
преодоления
естественных
и
искусственных препятствий.
Полоса
препятствий
пешеходного
туризма(15ч.-2т.,13пр.)Естественные
и
искусственные
препятствия.
Способы
преодоления
препятствий.
Соревнования
по
преодолению
полосы
препятствий.
Зачетный
туристический поход.
Туристические
узлы
и
их
применение.(8ч.-2т.,6пр.)Виды,
способ
вязки,
применение. Участие в соревнованиях по вязке узлов.
Лыжный туризм (5ч.-2т.,3пр.)Одежда для лыжной прогулки, подбор лыж и
лыжных палок. Лыжная прогулка.
Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка. (8ч.-2т.,6пр.)
Третий год обучения.
I.Введение.(2ч.)
Правила поведения юных туристов.(2ч.-1т., 1пр.).Правила поведения юных
туристов в учебном классе, на экскурсиях и туристических походах. Правила
поведения в лесу. Инструктаж по технике безопасности.
II. Азбука туристско - бытовых навыков юного туриста.(33ч.)
Основы
безопасности
в
природной
среде.(3ч.-2т.,1пр.)
Проблемы
охраны
природной среды, посильное участие юных туристов в их решении. Правила
поведения на туристической прогулке (походе, экскурсии).
Основы
безопасности
на
улице,
в
микрорайоне(1ч.-1 т.,
0пр.) Пожарная
безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных)ситуациях.
Телефоны аварийных служб. Правила безопасного поведения вне дома.
Личное снаряжение и уход за ним.(3ч.-1т.,2пр.)Личное снаряжение туриста
для однодневного похода и экскурсии, требования к обуви и одежде. Укладка
рюкзака
для
однодневного
и
многодневного
похода,
соблюдение
гигиенических требований. Уход за личным снаряжением и уход за ним.
Питьевой
режим
в
походе(2ч.-1т.,1пр.)
Соблюдение
правил
гигиены
при
заборе воды для питья во время похода. Рациональное расходование воды во
время похода и туристической прогулки. Питьевой режим во время похода,
туристической прогулки, экскурсии.
Групповое снаряжение(3ч.-2т.,1пр.) Требования к групповому снаряжению и
правила ухода за ним. Упаковка группового снаряжения. Палатки и тенты, их
виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними. Кухонное и
костровое снаряжение. Снаряжение для наблюдения за погодой и выполнения
простейших
краеведческих
заданий.
Маршрутные
документы
и
схемы
(карты) для похода
Индивидуальный
и
групповой
ремонтный
набор.(2ч.-1т.,1пр.)Состав
рем.
набора. Назначение предметов и правила пользования ими. Ремонт личного и
группового снаряжения во время похода или экскурсии в межсезонье или
зимой.
Организация биваков и охрана природы.(9ч.-3т.,6пр.) Бивак на туристической
прогулке, требования к бивакам. Охрана природы при организации привалов
и биваков. Утилизация бытовых отходов и мусора в зимнем туристическом
походе. Устройство и оборудование бивака на берегу водоема(реки, озера)
Устройство
и
оборудование
бивака(место
для
установки
палатки,
приготовления и приема пищи, отдыха и др.)Основные типы и назначение
костров.
Соблюдение
правил
пожарной
безопасности
при
разведении
и
поддержании костра. Приготовление пищи на костре. Планирование бивака
на местности, разбивка лагеря в зимнем походе.
Туристические
узлы
и
их
применение.(10ч.-3т.,7=пр.)Виды,
способ
вязки,
применение. Участие в соревнованиях по вязке узлов.
III. Топография. (13ч.)
План местности(2ч.-1т.,1пр.)Условные обозначения на планах местности.
Топографическая карта. Масштабы планов местности и карт.
Условные
топографические
знаки(5ч.-2т.,3пр.)Способы
изображения
на
рисунках, схемах и планах. Овладение навыками чтения легенды маршрута
во время туристической прогулки, похода.
Топографическая и спортивная карта.(6ч.-2т.,4пр.)Рисовка топографических
и спортивных карт. Чтение карт.
IV. Туристическое и экскурсионное ориентирование.(37ч.)
Азимут (4ч.-1т..3пр.) Ориентирование компаса. Правила работы с компасом.
Азимут(0,90,180,270и др.)определение азимута предметов.
Ориентирование по компасу и карте(10ч.-3т.,7пр.)Ориентирование карты по
компасу. Чтение спортивной и топографической карты.
Ориентирование
на
местности(10ч.-3т.,7пр.)Формирование
навыков
отслеживания
пройденного
расстояния
на
открытой
ме стно сти.
Ориентирование по линейным ориентирам и рельефу, по описанию и по
азимуту.
Ориентирование по плану(3ч.-1т.,2пр.)Чтение плана местности.
Виды
туристического
ориентирования(5ч.-2т.,3пр.)
Виды
туристического
ориентирования
и
их
различия(летние,
зимние)
Элементарные
способы
изображения
легенды
КП
и
их
значение.
Прохождение
маршрута
«Ориентирование
по
легенде»
Прохождение
дистанции
«Маркированный
маршрут».Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору»
Экскурсионное
ориентирование(5ч.-2т.,3пр.)Экскурсионные
объекты:
памятники
истории,
архитектуры,
искусства,
природы.
Чтение
легенды.
Работа туристической группы при движении по легенде в походе.
V. Личная гигиена и первая доврачебная помощь.(14ч.)
Личная гигиена юного туриста.(2ч.-1т.,1пр.)Личная гигиена юного туриста.
Закаливание
организма.
Соблюдение
гигиенических
требований
личного
снаряжения.
Оказание
первой
доврачебной
помощи(10ч.-3т.,7пр.)Растяжение,
вывих.
Причины, характеристика травм. Необходимая помощь, способы обработки.
Правила обработки ран и наложения повязок при укусах змей и ядовитых
насекомых.
Измерение
температуры
тела,
пульса,
массаж
сердца.
Профилактика
и
защита
глаз
от
попадания
посторонних
предметов,
химических
жидкостей,
газов.
Необходимая
помощь.
Причины
ожогов
и
обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза.
Признаки
и
виды
ожогов
и
обморожений.
Профилактика
пищевых
отравлений. Признаки отравления, оказание первой помощи при тошноте и
рвоте.
Причины
теплового
и
солнечного
удара,
признаки,
необходимая
помощь. Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения
повязок,
материалы
для
обработки
ран
и
наложения
повязок,
жгутов,
шин.
Состав
аптечки
для
туристической
прогулки,
похода.
Назначение
медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока
годности
для
использования.
Обязанности
санитара
группы.
Упаковка
и
маркировка аптечки для туристической прогулки. Проверка комплектности,
срока годности медикаментов, их упаковки.
Способы
транспортировки
пострадавшего
.(2ч.-1т.,1пр.)
Организация
транспортировки
пострадавшего
при
несложных
травмах.
Простейшие
средства
для
транспортировки
пострадавшего
в
условиях
туристической
прогулки (похода, экскурсии), их изготовление.
VI. Основы краеведения.(18ч.)
Родословие(3ч.-1т.,2пр.)Генеалогическое древо.
Земляки(5ч.-2т.,3пр.)Изучение
народных
обычаев,
обрядов,
народных
игр.
Фольклор.
Культурное и природное наследие(10ч.-3т., 7 пр.) Достопримечательности
своего
района.
Охрана
памятников
истории,
природы,
культуры
и
архитектуры.
Памятники
природы
родного
края.
Редкие
и
исчезающие
растения и животные родного края. Животный мир леса, луга, реки, болота.
VII. Азбука спортивно- оздоровительного туризма.(24ч.)
Пешеходный
туризм.(весна,осень)(20ч.-4т.,16пр.)Порядок
движения
по
дорогам
(тропинкам).
Способы
преодоления
простейших
естественных
препятствий
без
специального
снаряжения
и
с
использованием
снаряжения(веревка).
Организация
движения
группы
в
лесу,
по
слабопересеченной и равнинной местности. Техника преодоления крутых
склонов(спуски,
подъемы).
Отработка
практических
умений
и
навыков
преодоления
естественных
и
искусственных
препятствий.
Зачетный
туристический поход.
Полоса
препятствий
пешеходного
туризма(7ч.-3т.,4пр.)Естественные
и
искусственные
препятствия.
Способы
преодоления
препятствий.
Соревнования по преодолению полосы препятствий.
препятствий;
ориентироваться
на
местности
по
компасу
и
по
местным
признакам;
организовать
бивак.
Умеет
разрабатывать
маршрут
учебного
похода. Умет готовить пищу в походных условиях. Умеет ходить в походы в
любое время года.
Четвёртый год обучения.
1.Введение.
1.1История
отечественного
спорта
и
туризма. Спортивный
туризм
в
России. Виды спортивного туризма. Разрядные требования юных туристов-
спортсменов.
Подведение
итогов
3-го
года
занятий,
выявление
знаний,
умений и навыков, полученных за три года занятий. Просмотр и обсуждение
видеосюжетов
о
занятиях,
туристских
прогулках,
походах
с
участием
обучающихся
в
объединении.
Знакомство
со
взрослыми
спортсменами-
туристами своего края, района, посёлка и их туристской деятельностью.
Составление плана подготовки к зачётному походу, планирование основных
дел на учебный год.
1.2.
Правила
поведения
юных
туристов. Основные
законы
и
правила
поведения
юных
туристов.
Права
и
обязанности
юных
туристов,
их
соблюдение
в
процессе
занятий
туризмом
и
краеведением.
Правила
поведения
в
общественном
транспорте.
Правила
перехода
улиц,
дорог.
Охрана природной среды в окружении микрорайона школы и дома, посёлка и
посильное
участие
в
её
улучшении.
Проявление
инициативы
и
самостоятельности,
ответственности
за
порученное
дело.
Помощь
товарищам.
2. Туристско-бытовые навыки юного туриста.
2.1Основы безопасности. Основные правила безопасного поведения юных
туристов на туристской прогулке, экскурсии, в походе, у водоёма. разведении
костров,
обращении
с
пилой
и
топором
при
заготовке
и
разделке
дров.
Правила безопасности в городской среде, на улице, во дворе. Безопасность
дома
и
в
школе.
Правила
противопожарной
безопасности
и
правила
поведения в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения на экскурсии при
отставании от группы, при потере ориентировки. Игра «Что делать в случае
(если заблудился в незнакомом месте)?»действия в аварийной ситуации во
время
экскурсии
в
музей,
в
школе.
Ориентирование
по
планам
музеев,
парков,
схемам
поселковых
улиц.
Действия
в
аварийных
ситуациях
при
потере ориентировки. Соблюдение правил безопасности при организации
коллективных игр в лесу или парке.
2.2 Личное снаряжение и уход за ним. Личное снаряжение для двухдневного
похода и требования к нему. Личное снаряжение для летних,зимних походов,
и
в
межсезонье.
Личная
мед.аптечка
и
ремонтный
набор.
Требования
к
упаковке продуктов для перекуса и групповых продуктов, выданных для
транспортировки во время похода. Укладка рюкзака и упаковка снаряжения
для
похода.
Подготовка
снаряжения
в
соответствии
с
погодно-
климатическими
условиями.
Уход
за
личным
снаряжением
и
его
своевременный
ремонт.
Снаряжение
для
участия
в
туристских
соревнованиях. Подготовка личного снаряжения к участию в соревнованиях
по
туризму.
Игра
«Собери
рюкзак
к
туристскому
походу»(правильная
укладка,
регулировка
рюкзака)Подгонка
и
регулировка
рюкзака
для
транспортировки груза в зависимости от его объёма. Сбор группы в ПВД в
межсезонье. Ремонт личного снаряжения.
2.3.Групповое
снаряжение
и
уход
за
ним. Проверка
комплектности
снаряжения при подготовке к туристскому походу. Назначение группового
снаряжения, требования и правила ухода за ним. Работа завхоза группы и
организация работы группы со снаряжением при подготовке, во время и по
завершении похода. Весовые характеристики снаряжения, выбор снаряжения
ля похода в зависимости от сезона года и количественного состава группы.
Состав рем.набора, назначение инструментов и правила обращения с ними.
Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта группового
снаряжения. Ремонт группового снаряжения. Игра «Что берём с собой в
поход?»
2.4 Организация биваков и охрана природы. Требования к бивакам и разбивке
лагеря для организации ночлега в зимних и летних походах, устройство и
оборудование такого бивака. Разведение костра в зимнем и летнем походе,
заготовка растопки и дров. Дежурные и их обязанности. Порядок действий
членов тур.группы при устройстве бивака.
2.5 Туристские костры Заготовка, разделка и хранение дров для костра.
Соблюдение правил пожарной безопасности.Разведение костров в зимних
условиях
и
при
дождливой
погоде.
Поддержание
костра
в
туристском
походе.Работа дежурных по кухне. Выполнение обязанностей дежурных по
палатке при организации днёвки или ночлега в палатке в зимних условиях.
Упаковка и хранение спичек, сухого горючего, растопки для костра или
печки.
2.6 Палатки и укрытия. Проверка комплектации палатки перед выходом.
Установка палаток различного типа на улице, на время. Выбор площадок для
установки палатки на берегу водоёма, в лесу, на опушке. Установка палатки
на
поляне
в
зимнем
походе.
Снятие
палатки
и
тентов,
их
упаковка
для
транспортировки.
Правила
ухода
за
палатками
и
тентами.
Изготовление
укрытия на зимней прогулке, игра «Строительство снежной крепости».
2.7 Туристская группа в походном строю. Строй группы в летнем и зимнем
походе в лесу и на пересечённой местности. Организация взаимопомощи при
преодолении естественных препятствий. Ритм и темп движения группы на
маршруте
зимой
и
летом.
Работа
хронометриста
и
штурмана
во
время
движения. Режим движения и отдыха тур.группы. Движение тур.группы в
лесу по азимуту.
2.8 Питание туристской группы Продукты питания для приготовления пищи
в походе, их подготовка, упаковка и хранение. Составление меню туристской
группы для одно- и двухдневного похода с расчётом требуемых продуктов.
Хранение продуктов в походе и их транспортировка. Рецепты приготовления
туристских
блюд.
Распределение
продуктов
среди
участников
похода.
Обязанности
завхоза,
дежурных
поваров.
Приготовление
по
рецептам
туристских блюд на костре.
3. Основы топографии
3.1
Топографическая
карта. Топографическая
карта.
Масштабы
карт.
Изображение
рельефа.
Горизонтали.
Определение
высоты
местности
на
карте. Магнитные меридианы. Сетка карты. Простейшие способы съёмки
участка
местности
на
туристской
прогулке.
Отработка
навыков
чтения
рельефа по карте. Измерение расстояний и определение высоты по карте.
Работа
с
простейшими
приборами
для
съёмки
местности.
Составление
схемы, плана местности в масштабе. Съёмка местности маршрута группы.
Рисовка схем, планов естественных препятствий на маршруте условными
знаками и в масштабе.
3.2 Условные топографические знаки. Условные знаки топографических карт:
масштабные
и
внемасштабные.
Условные
знаки
спортивных
карт.
Топографические
диктанты,
кроссворды.
Сбор
карт(пазл)
без
образца
на
время. Рисовка нитки движения в условных знаках. Движение по карте с
использованием форм рельефа, линейных ориентиров. Определение точки
стояния группы.
4. Туристское и экскурсионное ориентирование.
4.1 Ориентирование по компасу, движение по азимуту. Компас в туристском
походе.
Правила
работы
с
компасом,
ориентирование
карты
по
компасу.
Азимут. Определение на местности азимутов с помощью компаса. Движение
по азимутам «игра Кладоискатели»
4.2
Ориентирование
по
компасу
и
карте. Ориентирование
спортивной
и
топографической карты по компасу. Ориентирование карты по предметам,
объектам, звёздам и линейным ориентирам на местности. Движение по карте
и при помощи компаса. Измерение расстояний по карте. Измерение азимутов
по карте. Чтение маршрута движения группы по карте.
4.3Ориентирование
на
местности. Снаряжение
для
турист ского
ориентирования
зимой.
Планшет
ориентировщика.
Ориентирование
в
лесу,поле.
Ориентирование
по
солнцу,
звёздному
небу.
Определение
пройденного расстояния временем движения, парами шагов. Ориентирование
по линейным ориентирам и рельефу и описанию, по азимуту. Определение
точки стояния на местности по карте. Выбор вариантов движения до КП и
определение оптимального маршрута движения. «Тормозящие» объекты на
пути движения во время ориентирования. Штурман и топограф туристской
группы. Их обязанности в походе. Нанесение КП на карту с образца. Плани
рование
маршрута
движения
при
ориентировании
от
КП
к
КП.
Ориентирование с планшетом. Ориентирование по легенде, по азимутам с
использованием расстояний в лесу и пойме реки. Ориентирование по рельефу
в лесном массиве. Действия в аварийной ситуации при выходе за карту.
Движение по азимутам между троп и дорожек.
4.4 Спортивное ориентирование Правила соревнований по ориентированию.
Виды соревнований по спортивному ориентированию. Техника и тактика
прохождения дистанции. Легенды КП. Способы отметки на КП. Требования и
правила оборудования КП на различных дистанциях ориентирования. Права
и
обязанности
участников
соревнований.
Неспортивное
поведение.
Преследование и сотрудничество.
4.5 Экскурсионное ориентирование. Поиск обозначенных на карте объектов в
посёлке,
районе
за
определённое
время
звеном
из
2-3
человек
под
руководством старшего школьника с соблюдением правил перехода улиц.
5. Первая доврачебная помощь.
5.1
Личная
гигиена
туриста.
Соблюдение
правил
личной
гигиены
в
тур.походах, при приёме пищи в полевых условиях, перекусах во время
прогулок
или
экскурсий.
Соблюдение
личной
гигиены
при
занятиях
туризмом. Обязанности санитара туристской группы. Работа санитара во
время проведения туристского похода, на соревнованиях. Обувь и одежда
юного туриста и уход за ними в походе. Измерение пульса, температуры тела.
Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения юного туриста.
5.2
Оказание
первой
доврачебной
помощи.
Оказание
первой
доврачебной
помощи
при
ранах,
порезах,
ссадинах,
мозолях,
растяжениях,
вывихах.
Характеристика травм. Кровотечения. Отработка способов транспортировки
пострадавшего.
Профилактика
и
защита
глаз
от
попадания
посторонних
предметов,
хим.жидкостей,
газов.
Ожоги,
обморожения,
причины,
виды,
признаки.
Профилактика
обморожений
и
защита
организма
от
мороза.
Профилактика солнечных ожогов. Пищевые отравления, признаки. Сроки
хранения пищи и продуктов. Ядовитые растения, ягоды, грибы. Оказание
первой
помощи
при
отравлении.
Солнечный
и
тепловой
удар,
причины,
признаки,
оказание
необходимой
помощи.
Укусы
клещей,
пчёл,
других
насекомых, оказание первой помощи. Средства защиты от кровососущих
насекомых. Определение травм и способов оказания первой доврачебной
помощи по карточкам.
5.2 Измерение температуры тела, пульса, артериального давления. Ведение
дневника наблюдений за состоянием здоровья личного и туристской группы в
походе, на соревнованиях, при занятиях физическими упражнениями.
5.3 Медицинская аптечка. Комплектование аптечки для туристской прогулки,
маркировка,
проверка
её
комплектности,
срока
годности.
Лекарственные
растения для заварки чаёв.
5 . 4
С п о с о б ы
т р а н с п о р т и р о в к и
п о с т р а д а в ш е г о. Организация
транспортировки
при
различных
травмах
в
различных
условиях.
Изготовление
волокуши
для
транспортировки
пострадавшего.Простейшие
средства
для
транспортировки
пострадавшего
в
условиях
похода.
Изготовление транспортных средств из курток, штормовок, спец.полотна.
Взаимопомощь при транспортировке пострадавшего любым способом.
6.Основы краеведения.
6.1Родословие.
Традиции и обряды, народные праздники и гуляния, семейные
праздники. Народные игры наших бабушек, правила их проведения. Игры на
местности, в которые играли наши предки.
6.2 Природное наследие. Памятники природы родного края. Лекарственные
растения.
Правила
сбора
лекарственных
растений
и
их
применение.
Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин. Голоса
животных,
птиц.
Экскурсия
в
лес,
наблюдение
за
поведением
птиц,
сезонными
изменениями
в
природе.
Выполнение
краеведческих
заданий.
Сбор лекарственных растений на маршруте группы. Подкормка птиц.
6.3Земляки. Изучение истории своего населённого пункта, района. Люди, в
честь которых названы улицы, учреждения и другие объекты населённого
пункта.
Интересные
люди,
сохраняющие
природу,
памятники
истории
и
культуры. Знаменитые люди, ветераны войн и труда. Сбор информации об
улицах, носящих имена знаменитых земляков, о памятниках знаменитым
землякам.
Встреча
с
ветеранами
труда
и
войн.
Составление
рассказа
о
впечатлениях от встреч с интересными людьми.
7.Спортивно- оздоровительный туризм.
7.1 Пешеходный туризм.
Техника и тактика индивидуального и группового
преодоления
естественных
препятствий(без
специального
снаряжения)
Страховочная система. Организация самостраховки. Движение группы по
сильнопересечённой
местности,
преодоление
водных
преград,
крутых
склонов,
движение
по
шоссе,
спуски
и
подъёмы,
траверс
склонов
серпантином, прохождение лесных завалов. Переправа через условное болото
по кладям и по кочкам. Переправа реки вброд. Переправа через овраги,
канавы,
завалы.
Оказание
взаимопомощи
в
команде.
Техника
и
тактика
преодоления
естественных
препятствий
с
использованием
снаряжения:
спуск, подъём и траверс склонов по наведённым перилам с самостраховкой.
Переправа по бревну с помощью «маятника» и по наведённым перилам.
Переправа
по
бревну
с
наведением
перил
и
самостраховкой
карабином.
Организация
снятия
перил.
Просмотр
видео
о
технике
и
тактике
индивидуального
и
группового
преодоления
естественных
препятствий.
Отработка практических умений и навыков преодоления препятствий.
7.2
Полоса
препятствий
пешеходного
туризма. Понятие
«техническое
препятствие»,
способы
преодоления,
правила
безопасного
преодоления
препятствия.
Контрольные
линии
на
этапах.
Командное
и
сквозное
прохождение полосы препятствий. Лидирующий и замыкающий участники
команды и тактика работы всей команды на дистанции. Виды туристских
соревнований: эстафеты, командные, личные. Игра «Покорение Эвереста».
7.3 Пешеходные прогулки. Соблюдение правил движения в группе, темпа
движения на маршруте и отдыха на больших и малых привалах. Наблюдение
окружающих объектов природной и искусственной среды. Самостоятельное
составление обучающимися легенды маршрута движения группы с указанием
хронометража.
Составление
плана-схемы
маршрута
группы.
Организация
бивака
на
большом
привале,
проведение
подвижных
игр
и
конкурсов.
Оборудование кострища и разведение костра, участие в приготовлении пищи.
Уборка территории бивака(утилизация отходов)
Методическое обеспечение программы:
Снаряжение и оборудование:
1.
Палатки туристические - 3 шт.
2.
Веревки, репшнуры – 7 шт.
3.
Карабины – 12 шт.
4.
Рюкзаки – 16 шт.
5.
Компасы – 10 шт.
6.
Спальный мешок – 12 шт.
7.
Каримат – 6 шт.
8.
Костровое оборудование – 1 комплект.
9.
Групповая мед. аптечка – 1шт.
10.Посуда для приготовления пищи. – 1комплект.
11.Карты топографические учебные. – 10 шт.
12. Карты и схемы местности Верхошижемского района, Кировской области.
13. Домино «Топографические знаки».
Литература и интернет источники для педагога и обучающихся:
1. Областная программа «Отечество- земля Вятская» 2006-2010г. Киров
2.Организация туристических походов, путешествий и слетов юных туристов.
Киров 1980г.
3.Методические рекомендации по организации туристской, краеведческой и
экскурсионной работы со школьниками 1981г.
4.С. Ф. Фалевский «Основы спортивного ориентирования» Киров 1988г.
5. Соревнования по виду «Контрольный комбинированный маршрут»
Киров.1991г.
6.Карты топографические учебные. – 10 шт.
7. Карты и схемы местности Верхошижемского района, Кировской области.
8. Домино «Топографические знаки».
9. Схемы вязания туристических узлов.
10. В.А. Ситников, Н.И. Перминова «Энциклопедия Земли Вятской» в 10-ти
томах, областная писательская организация, 1995г.
11.ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и
краеведения» Методические рекомендации по организации и проведению
туристских походов с обучающимися . М.: Изд-во «Канцлер», 2015г.
12. Школа юного краеведа. 3-4 классы: материалы к занятиям. Е.А. Ляшенко.
В.: Изд-во «Учитель», 2007г