Напоминание

"Развивающие функции художественной литературы"


Автор: Комарова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка СП д/с "Родничок"
Населённый пункт: село Кротовка, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающие функции художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка СП д/с «Родничок»

Тема работы:

«Развивающие функции художественной литературы»

Автор:

Комарова Наталья Анатольевна

старший воспитатель

детского сада «Родничок»

структурного подразделения

ГБОУ СОШ

«Образовательный центр» с. Кротовка

2018 год

«Чтобы подготовить человека духовно к

самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

В.А. Сухомлинский

Главной задачей модернизацией системы российского образования является

достижение

нового,

современного

качества

дошкольного

образования,

направленного не только на приобретение знаний, но и на всестороннее развитие

личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума.

Формирование полноценной личности

немыслимо без

воздействия

художественной

литературы.

Исследования,

проведенные

в разных странах,

показывают,

что «читатели»

отличаются

от «нечитателей»

в

своём

интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем,

схватывать

целое

и

устанавливать

противоречивую

связь

явлений, более

адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь

больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть

речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и

приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально

ценного человека. Однако развитие «общества читателей» возможно лишь в

определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми

социологами

как «чуткий,

надежный

и

даже

универсальный

индикатор

состояния общества». Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское

чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к

своему будущему.

Привитие любви к чтению особенно важно в дошкольном возрасте.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо

в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, «напитывается»

разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в

том

числе

героям

книг.

Если

в

дошкольном

возрасте

ребёнок

не

поймёт,

не

почувствует, что читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за

учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Предлагаемая система работы с детьми дошкольного возраста

даёт

возможность

сформировать

у

ребёнка

потребность

в

чтении

художественной

литературы,

развивает

его

творческие

способности,

знакомит

с

моделями

человеческого поведения, обеспечивает богатую языковую среду.

Используемые методики помогут воспитателям ДОУ установить тесный контакт

и взаимодействие с родителями на более высоком уровне, сделают их партнёрами и

единомышленниками.

Представленная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. С

учётом

возрастных

особенностей

и

незначительной

корректировкой

её

вполне

можно применять и с детьми младшего дошкольного возраста.

В наше время

интерес к книге постепенно угасает. Телевидение,

компьютерные технологии вытесняют из жизни детей и взрослых то, что раньше

считалось

престижным.

Домашняя

библиотека

редкость

сегодня.

А

ведь

в

дореволюционной России именно это помещение вызывало восхищение ребёнка,

таило массу тайн, в нём была особая аура, запах старины и науки. Верхом счастья

для детей было попасть хотя бы ненадолго, в такую библиотеку. А как интересно

проходили традиционные семейные чтения, когда вся семья собиралась вместе и

все по очереди читали вслух! Всё это воспитывало совершенно особое отношение

к книгам, к чтению.

А сейчас книга даже перестала быть желанным подарком. Дети привыкли к

тому

изобилию

ярких,

красочных,

но

порой

бесполезных

книг,

которыми

их

заваливают родители. Но ведь книга – это не игрушка. Она требует особого к себе

отношения. Нужно воспитывать у ребёнка не только бережное к ней отношение, но

и

формировать

культуру

чтения.

А

это

возможно

только

при

правильном

руководстве взрослых. К сожалению, многие родители из-за своей занятости, а

иногда из-за педагогической неграмотности не заботятся о приобщении ребёнка

к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр

телепередач и видео. Современные мультфильмы, игрушки, компьютерные игры,

телевидение часто не только не имеют никакого развивающего и воспитательного

значения, но порой просто губят маленькие человеческие души. Не от того ли стало

так много агрессивных, жестоких, неуправляемых детей с нарушенной психикой?!

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения

окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический

процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности,

обусловленная

их

соответствием

или

несоответствием

потребностям

человека.

Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и

сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности

данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни

слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих

и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не

отдельной мысли, не отдельного решения, всего содержания души нашей и её

строя», - говорил К.Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные,

эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его

на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от

рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием

социальных условий жизни и воспитания» (А.В. Запорожец).

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста

эмоционального

отношения

к

окружающему.

Развитие

эмоциональной

сферы

ребёнка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей,

«не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что, что

вырастает личность убогая, бездушная. В последнее время всё больше и больше

стало

беспокоить

проявление

детьми

самомнения,

тщеславия,

эгоизма

черт

характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей

напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль

в социализации личности играют средства массовой информации и книга.

Вхождение

ребенка

в

книжную

вселенную

происходит

в

первую

очередь

с

помощью литературы,

специально

созданной

для

детей.

Именно

детская

литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и

модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям

эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика

на

различные

события

жизни,

перестраивает

его

субъективный

мир.

Правило

морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Только книга поможет сформировать у ребёнка представление о прекрасном,

научит чувствовать, любить, наслаждаться красивой речью, творить и познавать

мир.

Чтение можно отнести к общенациональной проблеме, от которой зависит

духовное здоровье и будущее нации. Поэтому в наши дни особенно актуален

вопрос приобщения подрастающего поколения к чтению, осознанного и значимого

отношения к книге. Современные дети знакомятся с компьютером и телевизором

раньше, чем с книгой. Да и подчас сами взрослые общаются больше с компьютером

и телевизором, подавая пример своим детям. Чтение художественной литературы

незаслуженно ушло на второй план. А ведь книга - это кладезь народной мудрости,

опыт и традиция русского народа, который не должен пройти мимо ребёнка.

Считаю, что именно художественная литература на сегодняшний день

является

самым

эффективным

средством

нравственного

воспитания

и

познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.



В раздел образования