Автор: Комарова Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка СП д/с "Родничок"
Населённый пункт: село Кротовка, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающие функции художественной литературы"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка СП д/с «Родничок»
Тема работы:
«Развивающие функции художественной литературы»
Автор:
Комарова Наталья Анатольевна
старший воспитатель
детского сада «Родничок»
структурного подразделения
ГБОУ СОШ
«Образовательный центр» с. Кротовка
2018 год
«Чтобы подготовить человека духовно к
самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».
В.А. Сухомлинский
Главной задачей модернизацией системы российского образования является
достижение
нового,
современного
качества
дошкольного
образования,
направленного не только на приобретение знаний, но и на всестороннее развитие
личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума.
Формирование полноценной личности
немыслимо без
воздействия
художественной
литературы.
Исследования,
проведенные
в разных странах,
показывают,
что «читатели»
отличаются
от «нечитателей»
в
своём
интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем,
схватывать
целое
и
устанавливать
противоречивую
связь
явлений, более
адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь
больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть
речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и
приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально
ценного человека. Однако развитие «общества читателей» возможно лишь в
определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми
социологами
как «чуткий,
надежный
и
даже
универсальный
индикатор
состояния общества». Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское
чтение - индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к
своему будущему.
Привитие любви к чтению особенно важно в дошкольном возрасте.
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо
в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, «напитывается»
разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в
том
числе
героям
книг.
Если
в
дошкольном
возрасте
ребёнок
не
поймёт,
не
почувствует, что читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за
учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.
Предлагаемая система работы с детьми дошкольного возраста
даёт
возможность
сформировать
у
ребёнка
потребность
в
чтении
художественной
литературы,
развивает
его
творческие
способности,
знакомит
с
моделями
человеческого поведения, обеспечивает богатую языковую среду.
Используемые методики помогут воспитателям ДОУ установить тесный контакт
и взаимодействие с родителями на более высоком уровне, сделают их партнёрами и
единомышленниками.
Представленная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. С
учётом
возрастных
особенностей
и
незначительной
корректировкой
её
вполне
можно применять и с детьми младшего дошкольного возраста.
В наше время
интерес к книге постепенно угасает. Телевидение,
компьютерные технологии вытесняют из жизни детей и взрослых то, что раньше
считалось
престижным.
Домашняя
библиотека
–
редкость
сегодня.
А
ведь
в
дореволюционной России именно это помещение вызывало восхищение ребёнка,
таило массу тайн, в нём была особая аура, запах старины и науки. Верхом счастья
для детей было попасть хотя бы ненадолго, в такую библиотеку. А как интересно
проходили традиционные семейные чтения, когда вся семья собиралась вместе и
все по очереди читали вслух! Всё это воспитывало совершенно особое отношение
к книгам, к чтению.
А сейчас книга даже перестала быть желанным подарком. Дети привыкли к
тому
изобилию
ярких,
красочных,
но
порой
бесполезных
книг,
которыми
их
заваливают родители. Но ведь книга – это не игрушка. Она требует особого к себе
отношения. Нужно воспитывать у ребёнка не только бережное к ней отношение, но
и
формировать
культуру
чтения.
А
это
возможно
только
при
правильном
руководстве взрослых. К сожалению, многие родители из-за своей занятости, а
иногда из-за педагогической неграмотности не заботятся о приобщении ребёнка
к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр
телепередач и видео. Современные мультфильмы, игрушки, компьютерные игры,
телевидение часто не только не имеют никакого развивающего и воспитательного
значения, но порой просто губят маленькие человеческие души. Не от того ли стало
так много агрессивных, жестоких, неуправляемых детей с нарушенной психикой?!
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения
окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический
процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности,
обусловленная
их
соответствием
или
несоответствием
потребностям
человека.
Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и
сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности
данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни
слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих
и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не
отдельной мысли, не отдельного решения, всего содержания души нашей и её
строя», - говорил К.Д. Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные,
эстетические, интеллектуальные.
«Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его
на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от
рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием
социальных условий жизни и воспитания» (А.В. Запорожец).
Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста
эмоционального
отношения
к
окружающему.
Развитие
эмоциональной
сферы
ребёнка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей,
«не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».
Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводит к тому, что, что
вырастает личность убогая, бездушная. В последнее время всё больше и больше
стало
беспокоить
проявление
детьми
самомнения,
тщеславия,
эгоизма
–
черт
характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей
напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль
в социализации личности играют средства массовой информации и книга.
Вхождение
ребенка
в
книжную
вселенную
происходит
в
первую
очередь
с
помощью литературы,
специально
созданной
для
детей.
Именно
детская
литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и
модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям
эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика
на
различные
события
жизни,
перестраивает
его
субъективный
мир.
Правило
морали приобретает в художественном произведении живое содержание.
Только книга поможет сформировать у ребёнка представление о прекрасном,
научит чувствовать, любить, наслаждаться красивой речью, творить и познавать
мир.
Чтение можно отнести к общенациональной проблеме, от которой зависит
духовное здоровье и будущее нации. Поэтому в наши дни особенно актуален
вопрос приобщения подрастающего поколения к чтению, осознанного и значимого
отношения к книге. Современные дети знакомятся с компьютером и телевизором
раньше, чем с книгой. Да и подчас сами взрослые общаются больше с компьютером
и телевизором, подавая пример своим детям. Чтение художественной литературы
незаслуженно ушло на второй план. А ведь книга - это кладезь народной мудрости,
опыт и традиция русского народа, который не должен пройти мимо ребёнка.
Считаю, что именно художественная литература на сегодняшний день
является
самым
эффективным
средством
нравственного
воспитания
и
познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.