Напоминание

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


Автор: Матюхина Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12"
Населённый пункт: г.Кашира-8
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




Ур о к

5

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА РЕЧИ. ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические

задачи

Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания; совершенствовать

умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов; способствовать развитию

умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на

уроке

Планируемые

предметные

результаты

Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели высказывания

(повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в

деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения

Метапредметные

УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с

выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить

аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение

относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу

осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками

результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть

на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в

работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные

результаты

Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к

самооценке на основе наблюдения за собственной речью

О р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а

у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Что было необходимо сделать в задании 16 рабочей тетради? Прочитайте составленный текст.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают текст-рассуждение.

Мне нравится урок русского языка. Хотите узнать,

почему? На этом уроке я составляю предложения, записываю тексты и учусь грамотно писать и говорить.

Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять

высказанные мнения по существу полученного задания

1

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п».

– Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.)

– Назовите другие парные согласные.

– Запишите пословицу. Объясните ее смысл.

Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах.

Бп Пб Бп Пб

Жизнь дана на добрые дела.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадки.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль.)

Загудел глазастый жук.

Обогнал зеленый луг,

У дороги смял ковыль

И ушел, вздымая пыль.

(Автомобиль.)

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «автомобиль».

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)

Записывают словарное слово в индивидуальный

словарик.

Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову.

Однокоренные слова: автомобильчик, автомобилист, автомобильный, автомобилистка.

Синонимы: автомашина, машина.

Составляют предложения.

Мы поехали в Крым на автомобиле.

По улицам города мчатся автомобили.

2

с

к

к

а

в

т

о

м

о

б

и

л

ь

м

л

л

е

е

с

с

о

о

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Какая бывает речь?

– Из чего состоит наша речь?

– Что такое предложение?

– Как определить предложение в устной речи?

в письменной речи?

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель

и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте запись на доске:

Гости пришли

– Можно ли эту запись назвать предложением?

(Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.)

– Прочитайте с разной интонацией.

– Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается

к каждому предложению.)

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия),

данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о видах предложения по цели высказывания.

По цели высказывания предложения делятся на группы:

• повествовательные содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли

выражается понижением голоса в конце предложения;

• вопросительные содержат вопрос о чем-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передается особой вопросительной

интонацией, на письме – вопросительным знаком; также вопрос передается вопросительными словами «кто?», «зачем?» и др.,

вопросительными частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком слов;

• побудительные выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; значение передается побудительной интонацией,

а также глагольными формами, частицами, междометиями и т. д.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 12)

– Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение?

3

– Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.)

– Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов?

– Определите главные члены предложения.

– Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки».

– Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя.

– Как в устной речи и на письме выделяются предложения?

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ния 13).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет

ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте задание. Составьте и запишите предложения из данных слов.

– Составляют ли предложения текст?

– Какой темой их можно объединить?

– Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом

материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Составляют предложения из данных слов.

(См. РМ, Приложение 3.)

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 14)

– Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.)

– Где нужно поставить точки?

– Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

– Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания.

– Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания.

По цели всегда различай предложения:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)

А в побудительном – просьба, совет

Записывают стихотворение с точками в конце каждого предложения.

В реке там рыба. На бугре

4

мычит корова. В конуре

собака лает. На заборе

поет синичка. В коридоре

играют дети. На стене

висит картина. На окне

узоры инея. В печурке

горят дрова. В руках девчурки

нарядная там кукла. В клетке

ручной щегол поет. Салфетки

там на столе лежат. Коньки

к зиме готовят там. Очки

лежат для бабушки. Тетрадки

всегда содержатся в порядке

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит работу по карточкам.

(См. РМ, Приложение 4.)

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-

синтетические

упражнения, работу со словарями.

Понимать

на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ

с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Работа в тет-

ради (зада-

ние 17).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Выполняют запись.

1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.

2. Предложения по интонации: восклицательные

и невосклицательные.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 18)

– Вставьте пропущенные буквы.

– Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор в тексте?

5

– Спишите любое вопросительное предложение

Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации.

1-е предложение – побудительное, восклицательное.

2-е предложение – вопросительное, восклицательное.

3-е предложение – вопросительное, восклицательное.

4-е предложение – вопросительное, восклицательное.

5-е предложение – вопросительное, восклицательное

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое предложение?

– Как оформляется предложение в устной речи

и на письме?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.

Продолжают высказывания:

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья!

(Берут друг друга за руки.)

6

Очень рад вас видеть Я!

– А что нам ответит солнышко?

(

Приветствую, вас, мои друзья!)

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

АВТОМОБИЛЬ – транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Слово «автомобиль»

заимствовано из французского языка. Образовано от греческого местоимения АУТОС – «сам» и латинского прилагательного МОБИЛИС –

«движущийся». АВТОМОБИЛЬ – АУТОС, МОБИЛИС = «сам собою движущийся».

Приложение 3

Работа по учебнику (упражнение 13)

ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ

Наступает золотая осень. В листве берёз видны жёлтые, зелёные и лимонные пряди. На лесных полянах ярко краснеют гроздья калины и

рябины. Развесистый дуб роняет на землю спелые жёлуди. Стаи дроздов готовятся к отлёту на юг. А сколько появилось грибов в лесу!

Приложение 4

Работа по карточкам

К а р т о ч к а 1

Выпишите предложения.

Весной на реке треснул.

Весной на реке треснул лёд.

Утром дети пошли в школу.

Утро дети идти школа.

На столе стоит ваза.

Ваза столе стоит на.

О т в е т. Весной на реке треснул лёд.

Утром дети пошли в школу.

На столе стоит ваза.

К а р т о ч к а 2

Спишите, в конце поставьте нужный знак препинания. Укажите вид предложения по цели высказывания.

Тебе понравилась лыжная прогулка ___

Мне так понравилась лыжная прогулка ___

Лыжная прогулка мне не очень понравилась ___

О т в е т. Тебе понравилась лыжная прогулка? (Вопросительное.)

Мне так понравилась лыжная прогулка! (Побудительное.)

Лыжная прогулка мне не очень понравилась. (Повествовательное.)

7

К а р т о ч к а 3

Перед вами три предложения. Прочитайте их вслух. Какая здесь ошибка? Спишите предложения правильно. Цифрой укажите, сколько в них

слов.

Мыобедаемвдвачасадня.

Закрасимквадратикзелёнымцветом.

Положивпеналручкуикарандаш.

О т в е т. Мы обедаем в два часа дня.

Закрасим квадратик зелёным цветом.

Положи в пенал ручку и карандаш.

8



В раздел образования