Напоминание

"Адаптация ребенка в детском саду в раннем возрасте."


Автор: Костень Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ№25 комбинировонного вида"Снегугорчка"
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация ребенка в детском саду в раннем возрасте."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация ребенка в детском саду в раннем возрасте.

Адаптация и воспитание детей – это самая актуальная тема на все

времена. Очень многих великих писателей, философов, ученых волновал этот

вопрос. Большое количество высказываний, цитат и мудрых высказываний

служат доказательство тому. Для молодых и неопытных родителей – это

является дополнительным пособием для воспитания детей.

Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда

ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо

видеть, слышать и кое-что говорить (А.С. Макаренко).

Что же такое адаптация в детском саду? Многие родители порой даже и

не

задумываются

над

этим

вопросом,

когда

ведут

свое

чадо

впервые

в

незнакомый ему мир. Адаптация приходится на самый трудный период

жизни ребенка, который называется "Кризис 3-х летнего возраста". Малыш

считает себя уже взрослым, он сам пытается держать ложку, надевать сапоги,

застегивать куртку, самостоятельно нести большой грузовик в песочницу,

даже может дать отпор своему обидчику. Родители, пытаясь ему помочь,

часто

слышат

сам".

Близким

кажется,

что

ребенок

с

большим

удовольствием пойдет в детский сад, ведь он такой спокойный, играет в

любой детской компании, умный, знает стишки и умеет считать до пяти. Но

детский сад – это первая ступень его образования. Это нулевой класс школы

жизни. Поэтому когда у родителей возникает вопрос – отдавать ли ребенка в

детский сад или пусть сидит дома, ответ будет однозначным "Да". В детском

саду ребенок получит всестороннее развитие; физическое, познавательное,

художественно-эстетическое

и

эмоционально-личностное,

логико-

математическое, освоит культуру этики. А самое главное подготовка к школе.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства

не

учат

управлять

своими

желаниями,

не

учат

правильно

относиться

к

понятиям «можно», «надо», «нельзя» (В.А.Сухомлинский).

Настает долгожданный

первый день знакомства с

детским садиком.

Ребенка завораживают расписные стены, яркие игрушки, большая комната с

горкой и детским бассейном из шариков. Все улыбаются, все хорошо и

спокойно. И вдруг, он понимает, что мамы нет рядом. Это первый самый

трудный этап адаптации ребенка в детском саду. Страх, что мама его оставила

и никогда не придет за ним. Игрушки, разноцветные картинки, радость, все

превращается в серые тона. Понимая это, малыш начинает плакать. Здесь

конечно большую роль играет профессионализм

воспитателей, которые

должны помочь ему. Воспитатель – это солнце, которое освящает духовный

мир

ребенка.

Работа

его

заключается

в

том,

чтобы

наполнить

душу

маленького человека теплом, светом, радостью, знаниями .

Воспитанием

занимались еще в далекие, древние времена.

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой,

который

не

может

придать

своему

лицу

необходимого

выражения

или

сдержать

свое

настроение.

Воспитатель

должен

уметь

организовывать,

ходить,

шутить,

быть

веселым,

сердитым.

Воспитатель

должен

себя

так

вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего

он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает

этого, кого он может воспитывать (А. С. Макаренко)?

Существует четыре вида адаптации:

1.Легкая, которая длится около 2х недель.

2.Средняя, которая длится от 2х до 4х недель.

3.Тяжелая, которая длится от 4х до 6недель.

4.Критическая, которая длится от 6недель и более.

Каждая семья желает, чтоб его ребенок прошел легко адаптацию. Но

для этого необходимо самим родителям пройти некоторую подготовку к

детскому саду. Давайте

вернемся к вопросу: "Что такое адаптация для

ребенка в детском саду?" Это первая ступень его маленькой, но уже почти

взрослой жизни. Первый этап становления личности. Не будем забывать,

что малышу едва исполнилось 2-3 года, он недавно стал произносить первые

слова, самостоятельно держать ложку, одевать вещи, гулять во дворе и вдруг

новое на пути испытание, к которому он был едва готов. Это расставание с

близкими ему людьми, а прежде всего с мамой. Все эти годы он был крепко

связан с ней, мама самая лучшая и добрая на свете и вдруг его оставляют в

незнакомой комнате, с незнакомыми плачущими детьми и взрослыми. Но

как облегчить ребенку этот путь, как помочь?

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная

школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери

(В.А.Сухомлинский)

Родители зная заранее, что отдадут ребенка осенью

в детский сад,

должны

уже начиная с весны

готовить малыша к этому мероприятию.

Например: прогуливаться часто возле

территории

детского учреждения,

показывать ребенку, как гуляют дети без мамы, какие веселые мероприятия

проходят в саду, играть в песочнице с другими ребятами. Рассказывать кто

такие воспитатели и няня. Приучать к самостоятельности, кушать, вытирать

салфеткой рот, одеваться и так далее.

Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и

назидать

их,

а

прежде

всего,

самому

жить

по-человечески.

Кто

хочет

исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с

самого себя (А.Н. Острогорский).

Особое внимание для родителей, это привить ребенку новый режим

дня. Он должен максимально быть приближен

к режиму садика. Подъем,

прием пищи, прогулки, игры так далее. Это намного облегчит пребывание

ребенка саду.

Адаптация так же касается и родителей. Мама заранее должна быть

готова к любой реакции ребенка. Давайте посмотрим, что делает мама, когда

ждет свое чадо в коридоре. Зачастую родитель нервно ходит, звонит, подходит

постоянно к двери, чтобы заглянуть, как идут дела? Иногда родитель плачет

вместе с ребенком. Это неправильно.

Поэтому адаптация должна начинаться с родителей. Взрослые должны

понимать, что ребенок плачет временно, что его накормят, успокоят, вытрут

платком

слезы и носик, что его положат спать и воспитатель обязательно

приглядит.

Родитель

должен

обязательно

довериться

воспитателю,

иначе

адаптация может перейти в тяжелую стадию.

Мать,

помни:

ты

главный

воспитатель,

главный

педагог.

(В.А.

Сухомлинский)

Чтобы не сильно травмировать ребенка первые дни нужно оставаться

вместе, дать с собой ему любимую игрушку. Затем по два часа.

Малыш

должен понять, что мама уходит от него на время и обязательно за ним

придет. Это самый главный пункт в адаптации, так как поняв это, ребенок

успокоится и перестанет плакать. Постепенно ребенок привыкнет к детям,

воспитателям, няне. Самое главное это ходить не переставая. Очень трудно

психологически, но ребенку нужно понять, что в детском саду очень хорошо.

Конечно дети все разные и адаптация у каждого своя. Родителям кажется, что

можно и на целый день оставить чадо. Торопиться не стоит. Малыш очень

сильно

переживает,

даже

если

плач

позади.

Адаптация

считается

законченной, когда ребенок совершенно спокоен, у него хороший аппетит,

крепкий сон, интерес к игре. Родители счастливы.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы

хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя

ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет

переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на

котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,

чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю (В. А. Сух).



В раздел образования