Автор: Безменова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 36
Населённый пункт: г.Киселевск, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитывать нравственного человека в XXIв."
Раздел: дошкольное образование
Воспитывать нравственного человека в XXIв.
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие — кто из родителей не хотел,
бы воспитать у своего ребенка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их
желание не всегда осуществляется.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть ее в плохом влиянии
сверстников, «улицы», в том, что были с ребенком недостаточно строги, мало наказывали и т.
п., а то и в наследственной предрасположенности к «дурному. А иногда видимой причины
вроде бы и вообще не было. Дело в том, что нравственное становление личности происходит
под
влиянием
самых
разных
воздействий:
примера
окружающих
людей,
жизненных
обстоятельств, полученных впечатлений, собственной практической деятельности человека, и
многого другого. Можно сказать, что нравственность воспитывается самой жизнью.
Но тогда возникает вопрос: значит, нужно лишь положиться на счастливую судьбу, ведь
невозможно уберечь ребенка от всех непредсказуемых нежелательных влияний. Не водить же
его всю жизнь за руку!
У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему
делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой.
Стержень этот — отношение к другим людям. Собственно, в этом отношении и проявляется
нравственная сущность человека. Когда переживание ребенком острого чувства жалости при
виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда
перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нем,
удержит
от
повторения
подобного поступка,
тогда
можно
говорить,
что
выполнение
нравственных норм становится внутренним стремлением ребенка, что нравственная норма
стала мотивом, побудителем его поведения.
Относиться к ближнему как к самому себе, переживать его радость и боль как собственные —
это ли не подлинно человеческие проявления, дающие душевное удовлетворение и счастье?
Люди,
способные
так
относиться
к
себе
подобным,
создают
вокруг
себя
атмосферу
доброжелательности,
взаимопонимания
и
взаимопомощи.
Очевидно
поэтому,
те,
кто
поступает
в
соответствии
с
нравственными
принципами
и
живет
в
согласии
со
своей
совестью, ощущают себя счастливыми, как бы ни оценивали их те, кто живет по иным
законам. Воспитывая нравственного человека, мы воспитываем человека счастливого.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной,
благополучной
семьи
характерны
атмосфера
родственных
эмоциональных
связей,
насыщенность,
непосредственность
и
открытость
проявлений
ими
любви,
заботы,
сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте.
Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в
общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к
ребенку,
их
забота
о
нем
вызывают
у
малыша
ответный
отклик,
делают
его
особенно
восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он что он любим независимо от того, какой
он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он
осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным
влияниям.
Однако, возразят некоторые родители, мы любим ребенка, неусыпно заботимся о нем, но не
можем похвалиться успехами в его нравственном развитии. Известный польский врач и
педагог Я. Корчак в своей книге «Как любить детей» анализирует типичные отношения,
складывающиеся между родителями и детьми в семье. Я. Корчак показывает, что даже
любящие и заботящиеся о ребенке родители не всегда его понимают, а используемые ими
воспитательные методы, направленные, по их мнению, на формирование у него самых луч-
ших качеств, на самом деле разрушают близость и взаимопонимание между родите лями и
ребенком.
Нередко отец и мать подходят к малышу с установкой на преодоление у него отклонений от
эталона
«хорошего
ребенка»
(как
они
его
представляют).
«Мы
должны
наставлять,
направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвращать,
прививать, преодолевать»,— считают родители. При этом проявляют недоверие к малышу,
подозревая его в намеренном нежелании быть «хорошим». И все это - с самым горячим
желанием добра ребенку, но без учета его возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей, его потребностей и интересов.
Пятилетний мальчик боится спать один в темной комнате — мы стыдим его, возмущаемся
его трусостью, требуем, чтобы он перестал бояться, и оставляем его наедине со своими
страхами. Девочка стесняется незнакомых взрослых, не отвечает на их вопросы — мы
обвиняем ее в упрямстве, невоспитанности, в том, что она хочет опозорить родителей, а
значит, не любит их. Малыш не в состоянии съесть порцию каши -мы пытаемся его заставить:
«Не съешь— не буду тебя любить, не нужен мне такой упрямый, непослушный сын!» и т. п.
Мы считаем свои требования правильными, а ребенок ощущает непонимание, нежелание
взрослых помочь ему. В зависимости от особенностей детей одни в этом случае замыкаются в
себе, чувствуют свою неполноценность, становятся неискренними с взрослыми, другие бурно
протестуют, капризничают, упрямятся.
Можно ли воспитывать у дошкольника чуткое и бережное отношение к чувствам других,
если он сам постоянно сталкивается с непониманием и пренебрежительным от ношением к
своим переживаниям со стороны взрослых?
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потреб ностей и
интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек,
лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость.
Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и
поступки
других
с
точки
зрения
их
гуманности:
сам
остро
чувствуя
унижение,
или
несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у
ребенка
в
процессе
общения
со
взрослыми,
которые
оценивают
его
положительно
или
отрицательно.
Особо
значимой
для
малыша
является
оценка
со
стороны
тех
взрослых,
которые относятся к нему с доверием и уважением. Ребенок боится потерять их доверие и
уважение,
стремится
оправдать
их
хорошее
мнение
о
себе.
Но
вряд
ли
малыш
будет
чувствителен к оценке взрослого, который не скупится на такие характеристики, как неряха,
недотепа, бестолковый и т. п., да еще сопровождаемые шлепками и тычками. Если подобные
«воспитательные воздействия» повторяются, ребенок теряет чувствительность к ним. Затро-
нуть его чувства, вызвать у него угрызения совести становится все труднее. Оценка должна
быть справедливой и ни в коем случае не унижать малыша.
В
зависимости
от
возраста
ребенка
оценивать
его
нужно
по-разному.
Так,
младшие
дошкольники отрицательную оценку их личности в целом воспринимают главным образом
как выражение недовольства, нелюбви к ним со стороны взрослых, она не ориентирует их в
конкретной ситуации, так как дети двух-трех лет еще не всегда знают, как следует поступить,
чтобы быть «хорошим». Поэтому оценивать желательно конкретный поступок малыша и его
последствия. Например, ребенок мешает сверстнику играть, отбирает у него игрушки. Не
следует говорить ему, что он плохой, жадный мальчик, лучше обратить его внимание на то,
как
хорошо
играл
малыш,
а
теперь
он
плачет,
не
может
играть.
Посоветуйте
ре бенку
поступить так, «как поступают хорошие дети»,— отдать игрушки и играть рядом или вместе.
Помогите детям организовать совместную игру. Если это не помогло, уведите ребенка, сказав,
что вам стыдно за него, вы огорчены его поведением, что теперь ему придется побыть одному,
а как весело было бы играть вместе!
Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил —
хорошо
или
плохо,
но
и
на
том,
какие
последствия
это
имеет
для
других
людей.
Так
постепенно вы будете учить ребенка ориентироваться в своем поведении на то, как отразится
его поступок на окружающих.
Малыш
постоянно
сталкивается
с
необходимостью
нравственного
выбора:
поступить
хорошо (нравственно), как требуют взрослые, но в чем-то отказать себе или поступить плохо
(безнравственно),
но
зато
удовлетворить
свое
желание.
Как
воспитать
ребенка,
чтобы,
сталкиваясь с необходимостью такого выбора, он поступал правильно?
Уже маленький ребенок стремится получить одобрение взрослых и детей, быть в их глазах
хорошим. Помогает ему в этом не только прямая, но и косвенная оценка, когда его сравнивают
с другими детьми или с героями сказок, литературных произведений. Малыш хочет быть
похожим на положительного героя и не хочет — на отрицательного. Взрослые помогают
ребенку увидеть сходство его поведения с поведением персонажей сказок и рассказов («Ты ве-
дешь себя, как Аришка-трусишка», «Разве ты хочешь быть такой, как Ленивица?», «Вот
молодец — настоящий мальчик Помогай!»).
Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение ска зок,
рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок
сопереживает
успехам
и
неудачам
героя
и
его
друзей,
горячо
желает
им
победы.
Так
формируются
его
представления
о
добре
и
зле,
отношение
к
нравственному
и
безнравственному. При этом для малыша очень важно, как оценивает поступки персонажей
взрослый; на его мнение и отношение полагается дошкольник. В семье в общении детей со
взрослыми,
при
чтении
книг,
просмотре
телепередач
есть
немало
поводов
для
бесед
с
ребенком на этические темы.
Однако нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а
что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить
арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой
беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но
говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных
поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее
самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и
своей
фантазией.
В
творческом
характере
игры
заключено
ее
воспитатель ное
значение.
Насильственное
вмешательство
в
нее
взрослого
лишает
малыша
и
радости
от
игры,
и
интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью
устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное
участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют
еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен
показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделить ся или поменяться
игрушками; сделав, например, горку из снега, предложить детям поочередно скатывать с нее
кукол. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.),
так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют участия взрослых,
но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как играют дети. Присмотритесь к
тому, каков ваш ребенок в игре: выполняет ли он ведущие роли, является «заводилой» в игре
или же всегда на второстепенных, малоинтересных ролях? Постарайтесь понять, чем это
обусловлено:
застенчивостью
ребенка,
неумением
строить
игровые
взаимоотношения,
бедностью его знаний, фантазии или чем-то другим? Помогите ему: научите интересной игре,
которую
не
знают
другие
дети,
изготовьте
с
ребенком
атрибуты
для
игры,
например
матросские бескозырки, милицейский жезл, «продукты» для игры в магазин и т. п., почаще
приглашайте друзей малыша к себе домой — сын или дочь в роли хозяина будут смелее,
раскованнее. Если ваш ребенок в игре всегда захватывает себе главные роли, лучшие игрушки,
не
считается
с
интересами
других
детей,
это
должно
насторожить
вас:
в
нравственном
воспитании ребенка что-то упущено.
Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окру жающей
жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в «милиционеров и бандитов» и т.. п.? Дело
тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными
сюжетами
позволяют
ребенку
бегать,
проявлять
ловкость,
смелость,
переживать
острое
чувство опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, сказки именно
потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в обыденной жизни
им испытывать не приводится. Следовательно, нужно переключать детей на игы, которые
дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, пережить радость
победы. Это прежде всего игры соревновательного характера. Такими является большинство
народных подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и
ребятам доставят огромную радость.
В семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия у детей: с ранних лет
они наблюдают хозяйственно-бытовой труд взрослых членов семьи, в котором проявляется их
взаимная забота, взаимопомощь; узнают о производственном труде родителей, которые на
доступном
пониманию
дошкольников
уровне
разъясняют
его
общественную
значимость.
Ребята обычно принимают участие в делах семьи: в общей уборке квартиры, работе на
садовом участке и др. Чтобы труд действительно воспитывал, ребенок должен ощущать важ -
ность
его
результатов
для
близких.
Участие
в
жизни
семейного
коллектива,
привычка
разделять с ним труд и досуг формируют у ребенка позицию активного, ответственного члена
семьи. Эта позиция, как правило, определяет отношение дошкольника к взрослым и детям вне
семьи. Наблюдения показывают, что, если в семье отсутствует опыт сотрудничества, дети и в
детском коллективе не замечают, кому требуется их помощь, сочувствие, т. е. нравственное
поведение ребенка в значительной мере зависит от того, насколько он включен в жизнь семьи.
Общаясь со взрослыми, малыш узнает об их заботах, радостях и волнениях, начинает
понимать, что у них есть свои интересы и желания, которые так же значимы, как и его
собственные.
Ребенок как можно раньше должен усвоить, что возможность удовлетворения его желаний
небезгранична — не все, что хочется, можно иметь, купить. Те переживания, которые могут
испытывать дети старшего дошкольного возраста из-за того, что у них нет модного костюма
или заграничной игрушки, как у соседских детей, обычно обусловлены отношением взрослых
к
вещам.
Если
в
семье
постоянно
говорят
о
том,
что
удалось
или
не
удалось
купить,
обсуждают достаток знакомых и соседей, у ребенка создается представление, что обладание
вещами повышает значимость человека, а их отсутствие делает его человеком второго сорта.
Желание
иметь
модные
красивые
вещи
естественно,
но,
если
это
желание
нельзя
удовлетворить, ничего трагичного в этом нет. Есть много более ценных желаний, которые
можно осуществить; прочитать интересную книгу, пойти на выставку, в театр, на концерт.
Родителям нужно приобщать ребенка к этим ценностям, а не сеять в его душе зависть к чужим
возможностям. Зависть — страшное чувство, способное изуродовать душу человека, сделать
его несчастным.
Ребенок растет, и круг его общения расширяется, он все более самостоятельно вступает в
контакты
с
детьми
и
взрослыми.
К
этому
периоду
он
должен
овладеть
необходимыми
навыками культуры общения. Хорошие манеры — это не кем-то выдуманные условности, а
столетиями отбиравшиеся правила поведения людей в обществе. Они необходимы, так как
оберегают
честь
и
достоинство
человека,
создают
атмосферу
доброжелательности
и
взаимного уважения. Здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаясь с просьбой,
говорить «пожалуйста»; извиняться, если нечаянно задел кого-то, совершил оплошность,
уступать место взрослым, не перебивать их, когда они говорят,— эти элементарные правила
культурного поведения должны быть твердо усвоены ребенком ко времени поступления в
школу.
Дошкольник самостоятельно не может получать доступную ему информацию о жизни
общества. Источником ее являются взрослые члены семьи. Их авторитет для ребенка столь
велик, что сведения, поступающие из других источников, могут быть опровергнуты словами,
мимоходом
сказанными
отцом
или
матерью.
Поэтому
столь
ответственна
их
роль
в
формировании,
у
дошкольника
тех
чувств
и
представлений,
которые
лягут
в
основу
воспитания патриотизма и гражданственности.