Автор: Апчел Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №115 общеразвивающего вида г. Владивосток.
Населённый пункт: Приморский край. г. Владивосток
Наименование материала: урок-игра для детей старшей группы
Тема: "Мусор Земле не к лицу"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №115
общеразвивающего вида г. Владивосток.
Конспект урок-игра для детей старшей группы
«Мусор Земле не к лицу»
Для детей старшего дошкольного возраста группы
№5 «Знайки».
Автор:
Воспитатель: Апчел.Е.В.
Урок-игра для детей старшей группы Тема: «Мусор Земле не к лицу»
Цель: Знакомство с принципами системы раздельного сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Уточнить представление детей об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они
были изготовлены.
4. Бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением различного мусора, предметы из различных материалов:
пластиковые, пакеты, газеты, детали металлического конструктора и т. п.
Четыре контейнера с условными обозначениями для сортировки мусора
Ход занятия-развлечения
Ход занятия
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей
группе «Знайки». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от
Незнайки. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители
постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться!»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный.
На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен.
Давайте мы его сейчас сделаем.
Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем,
имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город?
(показывает картинки, на которых изображён различный мусор)
Воспитатель: Ребята, вы догадались что случилось в цветочном городе?
Что объединяет все картинки? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
-Давайте подумаем, откуда же берётся мусор?
-Какие виды мусора вы знаете?
-Куда девается мусор? Давайте опишем его путь.
Мусорный пакет- мусоропровод- мусорный контейнер-свалка
-можно ли сжигать мусор? Опавшую листву, бумагу, пластмассовые бутылки, пакеты? (Нет, при
горении образуются опасные вещества, которые отравляют воздух, а мы с вами им дышим)
-Можно закапывать стекло, железные банки, пластмассу, пакеты? (нет, они не подвергаются
разложению долгие годы)
-Посмотрите как уютно и красиво в нашей группе.
(берутся корзины и по группе раскидывается мусор)
-Что произошло с нашей группой?
-Какая она стала?
Тоже самое и происходит на наших улицах. Улицы, парки в которых валяется мусор, никогда не
будут красивыми. В таких местах отдыхать неприятно.
Конкурс: «Соберём мусор вместе»
Дети делятся на две команды (заранее придумываются названия команд)
Команды получают задание собрать мусор (на скорость) в контейнер, который лежит на полу.
Одна команда собирает в жёлтый контейнер, другой в зелёный.
Воспитатель: -Молодцы ребята! Вы быстро справились с этим заданием и у нас снова стало чисто,
уютно и красиво в нашей группе.
-А как можно бороться с накопившимся мусором? (перерабатывать)
-как вы думаете, что нужно сделать с мусором для его переработки? (сортировать)
Конкурс: «Сортируем вместе»
В группе стоят контейнеры с условными знаками. Задача команд рассортировать мусор, который
лежит в обручах. В контейнер с кругом -стекло, с квадратом -бумагу, с овалом –пластик, с
треугольником –металл.
Участники команд становятся напротив контейнеров, возле специальных ориентиров. Члены
команд по очереди добегают до обруча с мусором, берут мусор и несут к контейнеру с нужным
условным знаком.
(каждой команде по два контейнера)
Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно рассортировала мусор.
Воспитатель: -Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились.
-А вы знаете, ежедневно в городах и сёлах образуется огромное количество мусора, который
вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это
скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека.
Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор –
запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо
таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется
и на больших свалках за пределами наших городов и сёл, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь
на месте свалок могли быть парки, леса…
Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются
вредные, опасные вещества, попадающие в воздух. Которым мы дышим.
Ещё бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора,
получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым
сберегая природные богатства нашей страны.
Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором:
вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод?
Почему? (предположения детей: на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а ещё могут
сделать новый матариал).
Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются
новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства
нашей планеты: нефть, газ, лес, воду…
Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от
материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на
заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.
Ребята, давайте попробуем из уже использованных предметов сделать интересные вещи.
Практическая деятельность:
Цыплячья компания
Для изготовления веселой птичьей компании потребуется упаковка от яиц и подручный материал,
имеющийся в доме: кусочки фетра или другой ткани, кусочки веревки, старые шнурки, перышки,
бусинки, пуговицы, цветная бумага.
Разрежьте упаковку на отдельные сегменты, покрасьте в разные цвета, просушите. Декорируйте
каждую заготовку, используя подручный материал и клей. Лапками послужат кусочки веревки,
шнурка. Клюв и крылья вырежьте из остатков ткани, цветной бумаги. На голову приклейте
перышки или подручный материал, имитирующий оперение. Роль глазок выполнят бусинки,
пуговицы, кусочки цветной бумаги.
Упаковка может быть не только картонной, но и пластиковой.
Воспитатель: Вы так славно потрудились! Вам пора возвращаться из цветочного городка. Закройте
глаза и скажите три раза: «Крибле, крабле, бумс».
Воспитатель: Мы речь свою вели о том,
Что вся Земля - наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нём живём.
-Ребята, что мы сегодня узнали и чему научились?
(сортировать мусор, узнали, как перерабатываются отходы, как можно превратить мусор в
красивые вещи)
-Почему нельзя смешивать отходы?
(они становятся непригодными к использованию, не смешанный мусор легче сортировать и
пускать на вторичное использование или переработку. В основе борьбы с отходами должен
лежать раздельный сбор мусора)
Воспитатель: Правильно, ребята! И вы должны напоминать об этом своим родителям, своим
друзьям и знакомым. А сейчас давайте обратимся ко всем детям с призывом в виде
стихотворения Максима Усачева
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!