Автор: Кутдусова Гульназ Фаритовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 96
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в системе начального и среднего общего образования"
Раздел: среднее образование
Г.Ф. Кутдусова
Системно – деятельностный подход в системе начального и среднего
общего образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году
начата разработка стандартов общего образования второго поколения.
Принципиальное
отличие
ФГОСа
второго
поколения
в
том,
что
он
формируется
на
основе
требований
государства,
общества
и
семьи
к
результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей. Это
в значительной степени влияет на содержание, на объем нагрузки учащихся.
Кроме того, методологической основой ФГОСа второго поколения является
системно - деятельностный (компетентностный) подход. Это переход к самым
современным
образовательным
технологиям.
Новый
ФГОС
предполагает
широкое использование информационно – коммуникационных технологий в
учебном
процессе.
Предусматривается
ресурсное
обеспечение
исполнения
ФГОСа.
Основные положения деятельностного подхода отражены в определении
целей образования, а значит, в требованиях к результатам среднего образования.
Сегодня цели образования выступают в виде характеристик сформированности
познавательных
и
личностных
способностей.
Деятельностный
подход
позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах
ключевых
задач
и
универсальных
учебных
действий,
определяющих
способность
личности
учиться,
познавать,
сотрудничать
в
познании
и
преобразовании окружающего мира.
Задачей современной системы образования становится освоение учащимися
не
только
конкретных
предметных
знаний
и
навыков
в
рвмках
отдельных
дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий».
Также деятельностный подход определяет требования к содержанию учебных
программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач
и средств их решения, которая обеспечила бы высокую мотивацию учеников и
их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий и как
следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
Следует
также
отметить,
что
деятельностный
подход
обусловливает
требования к организации обучения:
- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие Учебно-
познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и
адекватную ориентировку ученика в задании;
-
организация
таких
форм
учебного
сотрудничества,
где
были
бы
востребованы активность и инициатива ученика;
Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение
поставленных образовательных целей.
Таким
образом,
системно
–
деятельностный
подход
наиболее
полно
на
сегодняшний день описывает основные условия и механизмы процесса учения,
структуру
учебной
деятельности
учащихся.
Следование
этой
теории
при
формировании
содержания
общего
образования
предполагает
в
частности,
анализ
видов
деятельности
(игровая,
учебная,
общение),
выделение
универсальных, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.
При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как
компетентностный,
личностно
–
ориентированный
и
др.,
не
только
не
противоречат,
но
отчасти
и
«поглощаются»,
сочетаются
с
системно
–
деятельностным
подходом
к
проектированию,
организации
и
оценке
результатов образования.