Напоминание

"Системно-деятельностный подход в системе начального и среднего общего образования"


Автор: Кутдусова Гульназ Фаритовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 96
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Системно-деятельностный подход в системе начального и среднего общего образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Г.Ф. Кутдусова

Системно – деятельностный подход в системе начального и среднего

общего образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году

начата разработка стандартов общего образования второго поколения.

Принципиальное

отличие

ФГОСа

второго

поколения

в

том,

что

он

формируется

на

основе

требований

государства,

общества

и

семьи

к

результатам образования и отвечает на запросы конкретных потребителей. Это

в значительной степени влияет на содержание, на объем нагрузки учащихся.

Кроме того, методологической основой ФГОСа второго поколения является

системно - деятельностный (компетентностный) подход. Это переход к самым

современным

образовательным

технологиям.

Новый

ФГОС

предполагает

широкое использование информационно – коммуникационных технологий в

учебном

процессе.

Предусматривается

ресурсное

обеспечение

исполнения

ФГОСа.

Основные положения деятельностного подхода отражены в определении

целей образования, а значит, в требованиях к результатам среднего образования.

Сегодня цели образования выступают в виде характеристик сформированности

познавательных

и

личностных

способностей.

Деятельностный

подход

позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах

ключевых

задач

и

универсальных

учебных

действий,

определяющих

способность

личности

учиться,

познавать,

сотрудничать

в

познании

и

преобразовании окружающего мира.

Задачей современной системы образования становится освоение учащимися

не

только

конкретных

предметных

знаний

и

навыков

в

рвмках

отдельных

дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий».

Также деятельностный подход определяет требования к содержанию учебных

программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач

и средств их решения, которая обеспечила бы высокую мотивацию учеников и

их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий и как

следствие – усвоение системы знаний и формирование компетентностей.

Следует

также

отметить,

что

деятельностный

подход

обусловливает

требования к организации обучения:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие Учебно-

познавательных мотивов;

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и

адекватную ориентировку ученика в задании;

-

организация

таких

форм

учебного

сотрудничества,

где

были

бы

востребованы активность и инициатива ученика;

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение

поставленных образовательных целей.

Таким

образом,

системно

деятельностный

подход

наиболее

полно

на

сегодняшний день описывает основные условия и механизмы процесса учения,

структуру

учебной

деятельности

учащихся.

Следование

этой

теории

при

формировании

содержания

общего

образования

предполагает

в

частности,

анализ

видов

деятельности

(игровая,

учебная,

общение),

выделение

универсальных, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как

компетентностный,

личностно

ориентированный

и

др.,

не

только

не

противоречат,

но

отчасти

и

«поглощаются»,

сочетаются

с

системно

деятельностным

подходом

к

проектированию,

организации

и

оценке

результатов образования.



В раздел образования