Напоминание

"О традициях песенного творчества Адыгов"


Автор: Маринец Марина Васильевна
Должность: преподаватель дирижерско-хорового отделения
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: пгт Энем, Адыгея
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "О традициях песенного творчества Адыгов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




На карте России Северный Кавказ имеет небольшую территорию с

удивительными по красоте морскими побережьями, величавыми горными

вершинами, необъятными просторами степей и роскошной зеленью лесов.

Природа не пожалела фантазии, создавая этот благословенный «край

горцев» и каждый, кто видел его красоты, приходит в восторг от

многообразия природных ландшафтов и стремительных потоков горных рек,

опасная крутизна и непредсказуемость которых стали ассоциативными

символами природы Северного Кавказа.

Обращаясь к истокам культуры, легендам и эпосу народов, издревле

живущих на этой чудесной земле, отмечается сходство их этнических культур.

Сотни песен сложено на разных языках и, поскольку, по свидетельствам

историков и искусствоведов, профессиональных собирателей фольклора,

древняя история коренных народов Северного Кавказа была общей, то и

объединяет их целый ряд признаков художественного стиля, колорита и

исполнительского мастерства. Принцип выявления национальной специфики

в «диалогическом познании» обоснован философом и культурологом М.М.

Бахтиным: «При диалогической встрече двух культур они не сливаются и не

смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но

они взаимно обогащаются».

Песенное искусство является одним из самых доступных и надежных

форм хранения исторической информации. Песня даёт возможность судить

не только об исторических и политических событиях, но и о быте, хозяйстве,

одежде, нравах, является ценнейшим этно-информационным источником

и культурным памятником. Вокально – хоровое творчество композиторов

Северного Кавказа демонстрирует высокую сохранность фольклорных

традиций, огромную значимость народно – инструментальной музыки и этно

– хореографии. Музыкальная культура своими корнями уходит вглубь их

многовековой истории, представляя богатейший и самобытный песенный

фольклор, инструментальную музыку и героический эпос.

Первыми историками из национальной среды Адыгеи были:

Шора Ногмов (1796 – 1844) – историк, филолог, поэт, поборник

просвещения своего народа, который внёс неоценимый вклад в

культуру адыгов. Опубликованная и получившая широкую известность

еще в дореволюционное время «История адыгейского народа», вошла

в научный оборот в качестве важнейшего источника по истории и

этнографии адыгов, т.к. в ней были собраны неизвестные ранее

исторические, археологические, этнографические и фольклорные

материалы.

Султан Хай-Гирей (1802 - 1846), - историк, этнограф, фольклорист,

видный собиратель поэтических текстов кабардинских народных песен;

Его труды, энциклопедические по широте проблематики и

рассказывающие о таинственном мире горцев, стали первыми в

русскоязычном адыговедении. Творчество выдающегося

ученого,

писателя и политического деятеля, Султана Хан-Гирея, является важной

страницей в истории общественной мысли Северного Кавказа..

Талиб Кашежев и Паго Тамбиев – публицисты образцов адыгского

фольклора, собиратели материалов по этнографии от хохов (тостов)

до описания национальных праздников и обрядов. Их

этнографические разработки, где подчеркивалась необходимость

глубокого изучения обычаев и традиций своего народа, внесли

большой вклад в дело просвещения, изучение истории и культуры

Северного Кавказа.

Кавказ – страна песен, этническая музыка – душа народа!

«Народные песни Абхазии сединой окутаны. Две-три тысячи лет назад

созданы и как будто застыли, вот так и сохранились до сих пор», - говорит

народный артист Абхазии, Б. Амичва о древних абхазо –адыгских песнях,

которые берут своё начало в древнем нартском эпосе, самом архаичном

эпосе в мире, происхождение которого исследователи относят к YI-YIII

векам до нашей эры. Эпос о героях-нартах широко распространен у

народов Северного Кавказа, однако наиболее глубокие корни он имеет в

фольклоре Осетинского, Адыгского и Абхазского народов.

Архивные материалы, хранящиеся в адыгских исследовательских

институтах и музыкальном фонде Адыгейской теле-радио компании,

собиратели и информаторы из Турции, Иордании, Сирии, фольклористы,

исследователи и научные сотрудники, следуя принципам научного

перевода, принятым в антологии «Народные песни и инструментальные

наигрыши адыгов», где внимание уделялось максимально точной

передаче содержания подлинника и его художественных особенностей,

едины в своём мнении о том, что искусство адыгов восходит к такому

эпическому феномену традиционной культуры как «Нартский эпос»,

фундаментальному литературному достоянию Кавказа, который является

средоточием и кладезем мудрости народа. В нём отражен нравственный

облик народа, понимание окружающего мира и мира самого человека,

его духа во всем многообразном проявлении. В нартском эпосе

показывается, как «выковываются» дух и характер его героев, поэтому он

являет собой кодекс героизма целого народа. Здесь традиции и обычаи,

которыми регулировались взаимоотношения людей, модернизация

традиционной культуры с учетом изменений социально – экономических

и политических условий жизни.

Известный на Северном Кавказе исследователь, основатель и

руководитель ансамбля адыгской этнической песни, Замудин Гучев:

«Адыгские песни, это не песни современного понимания, а колоссальный

источник исторической информации» и далее, «В песнях нельзя

было врать: их сочиняли авторитетные люди - народные песнотворцы.

Слово обладало магической функцией. Честное слово, правдивое слово

имеет огромную энергию, обладает магией и каждый, кто вносил ложь

– не признавался народом. Исполнитель должен был прокомментировать

песню и авторитетные знатоки по-домашнему, обсуждая каждое слово,

отмечали, где он мог ошибиться». Эту точку зрения поддерживает

профессиональный собиратель и исследователь русского фольклора,

руководитель сочинского фестиваля «Многоголосие Кавказа», Сергей

Старостин.

Интерес к культуре адыгов, к их народной поэзии появился у передовой

части адыгской интеллигенции в начале XIX века. Роль музыки в адыгском

обществе традиционно была очень высока, она не только сопровождала все

наиболее значимые моменты в жизни человека – рождение, свадьбы,

похороны, но и была летописью истории народа. О любом значительном

событии в жизни семьи или аула, традиционно складывалась песня.

Существовал особый социальный институт музыкантов, певцов – сказителей,

исполнителей «джагуако», которые начали своё существование с XVII века и

были главными творцами и хранителями музыки, музыкальной культуры и

истории своего народа. Понятие «джагуако» – «джегу»- игра и «ко» - ходить,

органически сочетало в себе понятия: песнетворец и исполнитель, артист и

сказочник, блюститель и организатор веселья.

Выдающийся просветитель, л

итературовед, учёный-фольклорист,

З.М.Налоев,

исследуя институт джегуако, особо выделил профессию

сочинителей и исполнителей народных песен, проанализировал специфику

смеховой культуры, открыл и исследовал новые жанровые формы адыгской

песенной культуры: «очистительные песни» и «кебжеч»/ зэфэусэ: песни –

осмеяния, песни – шуточные ухаживания и т.д.

Джагуако занимали особое положение в обществе и были истинными

любимцами народа. Они никогда не носили оружия – защитой и пропуском

им служили музыкальные инструменты. Они обладали полной свободой

слова и действия, пользовались почётом и уважением со стороны всех слоёв

социума. Джагуако считались носителями истины – сакральной и

исторической, и в этом отношении, были наследниками клана жрецов.

Фольклор для адыгов всегда являлся исторической памятью и играл

значительную роль в жизни общества. Сохранению этой памяти придавалось

большое значение. Историко-героические песни и сказания хранили

бесценные сведения о прошедших исторических событиях, песни

лирического характера повествовали о военных походах и их прославленных

вожаках, а героико – патриотические песни социального протеста – о борьбе

с феодалами и гибели героев. Все песни поделены на циклы по их основным

темам и соответствующим конфликтам:

патриотические повествуют о конфликтах народа и врага поработителя;

песни социального содержания передают конфликты классовые;

песни о военных походах и набегах передают боль столкновения

между племенами и народностями;

песни, затрагивающие бытовые темы рассказывают о конфликтах

семейных.

К древнейшему периоду относятся песни обрядовые:

героические,

величальные, песня – плач, наряду с нартскими, являются самыми

многочисленными и социально – активными, и становятся ведущим

историческим жанром фольклора XVI века. В песенном фольклоре,

связанном с феодальными распрями и походами, есть строгое различие

песен собственно о набегах и песен об отражении набегов, в которых, через

сцены боевых действий воспеваются и идеализируются герои, защищавшие

свой дом, семью, свой народ.

В песнях героико – патриотической тематики,

основным мотивом проходит тема кровавой мести, которая является

характерной для нартского героического эпоса. В содержании таких песен,

как правило, показывается эпизод из жизни главного героя – воина, который,

в борьбе с противодействующими силами, становится последним и

трагичным, что придаёт сюжету песни особую динамичность. Изначально,

повествование строится путём нагнетания, «нанизывания» одного мотива

сюжета на другой, усиливая и нагнетая драматизм и завершается песня

трагическим катарсисом. Героический эпос «Нарты» представляет модель

человека совершенного, глубоко преданного своему народу, готовому

защищать свободу и честь, обладающего способностью любить и созидать.

Трудно переоценить значение образцов адыгского историко – героического

эпоса, опубликованных в «Филологических трудах» Ш.Б.Ногмовым и

Г.Ф.Турчаниновым (1 том), и в статье писателя – просветителя ХIХ века,

Адыль-Гирея Кешева «Характер адыгских песен», опубликованных в 1869

году в «Терских ведомостях», которая явилась образцом глубокого

комплексного исследования специфики фольклора в системе народной

культуры. Здесь впервые рассматриваются вопросы типологии и

классификации адыгской народной песни. Он пишет: «Из всех произведений

народного творчества, изустная песня служит наиболее полным и верным

выражением отличительных свойств народного характера. Вот почему, при

изучении бытовых особенностей какого – либо народа, исследователи

обращаются к песням, как к одному из главнейших пособий, сохранившимся

в его памяти. Песня приобретает значение исторического документа даже в

тех странах, где письменные памятники сохранились с древнейших

времён…». Высказывания А.-Г.Кешева, относительно информационной

насыщенности и национального характера народных песен, до сегодняшнего

дня считаются основополагающими для адыговедения. В миропонимании

адыгейского народа он неоднократно подчеркивал значение песни: «Песня

дорога для Адиге не только потому, что она единственный памятник его

прошлого, наследия отцов, но и потому, что она всегда служила

неиссякаемым источником его воинственного энтузиазма и была хорошей

школой воспитания». Самые высокие идеалы в песнях – добро, мужество,

красота – имеют бинарную оппозици, разворачиваясь десятками оттенков по

принципу «дэхагъэм уегъэины, емы-кiум уегъэцiыкiу»- красота-возвышает,

непристойность – унижает. Постоянное колебание между двумя полярными

тенденциями является не только «естественным», но, «единственно

возможным» для подобного типа культур динамичным фактором их

развития. Слушая песни и воспринимая образы музыкального фольклора,

слушатель оказывается вовлеченным в события большого эмоционального

драматургического накала. Музыкальное воздействие усиливается

психологической личностной установкой на готовность к общению с

конкретным образом. Мировидение и миропонимание, сокрытое в песне,

представляется спектром «отражений», утверждающих идеальное через

неприятие всего, что не соответствует нормам традиционной морали.

Например, имена людей, возвеличенных в песне, остаются в народной

памяти, как символы идеального, а противоположные характеристики

высмеиваются, и ничто не способно их оправдать. Единственной силой,

призванной восстановить доброе имя, является та же песня, по

художественности абсолютно равнозначная той, которая ославила человека.

Создание песен женских и мужских обусловлено высоким статусом воина –

героя и женщины – матери (сестры, жены, невесты), определяемым

философией и этикой адыгов и связанной с этим статусом престижного

имени. Высокий статус воина-героя в песнях складывается

из множества факторов: его поведения в бою и отношения к противнику,

отношения к нему женщины, множества мини-ритуалов и обычаев,

организованных вокруг него и т.д. Высокий общественный статус

женщины поддерживается в песне её целостными полномочиями. Она,

словно глас народа, может оценивать, советовать, величать или порицать

всю жизнедеятельность этноса.

Существуют песни, написанные по форме, призванной выполнять функцию

прославления достойных людей и их жизненных историй, например, «Лiыбэ

орэд» - песня о многих мужах, в которой перечисляются имена героев.

Перечисление имен несет в себе определенную

информацию и является

своеобразным художественным приёмом: подчеркивает престижность

имени в этнокультуре, и, представленное в позитивном или негативном

варианте, сообщает о характере ситуации гораздо больше, чем развернутый

сюжет.

Таким образом, песня сохраняет и транслирует для будущих поколений

всю этническую информацию, передаёт её специализированной по поло-

возрастному, сословному и социальному признакам локальным группам. В

адыгейском фольклоре песни – истины, устные послания и поэтические

прения классифицируются как специфические каналы в системе

информационных связей, являясь самым престижным способом

коммуникаций, через которые осуществляется трансляция всей культуры.

Не у многих народов песня запечатлена так ярко и осязательно

типическими особенностями национального духа, как у адыгов, где вся

жизнь народа проникнута её господствующим направлением. Т.К.

Шейблер, известный музыкальный и общественный деятель, плотно

занимающийся анализом фольклористики кабардино-балкарцев делит песни

на семь видов: трудовые, обрядовые, нартские, историко – героические,

песни-плачи, шуточно-сатирические и лирические. Деление песен по их

принадлежности

помогает понять, какое место занимали они в жизни

предков, кто их пел и кто сочинял. Значительное место в традиционном

фольклоре адыгов

занимает нартский героический (мифологический) эпос,

формирование которого датируется эпохой родового строя и

классообразования. Сюжеты нартского эпоса группируются вокруг главных

его героев Сосруко, Орзамеса, Батараза и Лашгена.

С помощью

исторических песен решались общественные споры, а высоко

художественные поэтические произведения материнской поэзии в жанре

колыбельных, считалок, прибауток, которые на протяжении многих веков

учили, совершенствовали, воспитывали нравственность детей, доставляли,

при этом, эстетическое наслаждение. По национальным представлениям,

колыбельные песни закладывали в ребёнке адыгский идеал совершенного

человека, в чем и заключалось их педагогическое значение.

Воспитанием определённых эстетических критериев у адыгов служила

естественная среда бытования музыки, «передача из рода в род истории

народа, законов, мыслей и чувствований»: сын слушает, как поет и играет

отец, дед и повторяет, имитирует слышимое, накапливая, со временем,

музыкальный опыт и навыки. Песни и инструментальная музыка

передавались из уст в уста, от отца к сыну. Петь традиционные песни и играть

практически на всех музыкальных инструментах умел каждый, более того,

эти умения считались обязательными и входили в общепринятые нормативы

системы воспитания и образования этого народа. В данном случае, и князь, и

простолюдин были равны в своих обязанностях.

Музыка служила средством эстетического воздействия на человека,

выполняла воспитательную роль и несла в себе элементы психолого-

педагогической направленности, которые присутствовали как в самом тексте

песни, так и в мелодии. Мелодии песен исторического, героического и

сатирического жанров

были

насыщены и колоритны, их м

елодическая

линия обозначалась

ярко, рельефно, являясь

важным выразительным

средством музыкального образа, носителем идейного содержания песни.

Глубокое изучение песенной, вокально-хоровой музыки предполагает

анализ произведений, в котором особое внимание необходимо уделять

поэтическому тексту, своеобразию формы, особенностям хоровой фактуры и

ладу.

Фольклор адыгов отличается подвижной, пульсирующей ритмикой,

наличием большого количества триолей и синкоп. Богато

орнаментированная музыкальная ткань создаётся с помощью техники

мелизмов и диминуирования. Песенные композиции основаны на

варьирующих повторах строф или добавлением к ним группетто с

форшлагами. Основными принципами построения мелодического развития

считаются секвенционные и регистровые перебросы, вычленение и

варьирование формул, редукция и расширения. В качестве доминирующих

выделяется нисходящее мелодическое движение, мобильная ладовая

система переменности и разнообразия звуковой шкалы. Часто мелодия

песни состоит из секвенцеобразных мотивов по принципу тяготения: Т-VII-Т.

Как правило,

музыка диатонична, но применение переменных ладов

«естественного» происхождения» для воссоздания народного колорита,

обилие кварто-квинтовых и секстовых интонаций, создаёт достаточно

сложные ладовые структуры. Основными являются часто используемые в

этнических, народных произведениях - дорийский лад, в песнях - плачах

миксолидийский и в песнях героического характера – фригийский,

характеризующийся как гневный, строгий, стремительный и побуждающий к

борьбе.

Кандидат искусствоведения, ученый – музыковед, Тамара Блаева,

методом системного анализа в исследовании адыгской песни, разделяет

напевы традиционных жанров вокальной музыки адыгов по принципу

фактурного различия на вокальные и вокально – инструментальные:

*

одиночные (сольные), исполняемые одним певцом;

* групповые, исполняемые ансамблем певцов;

* сольно – групповые, где представлены дифференцированные партии

солистов и группы сопровождающих.

Для большинства песен характерна сольно – групповая манера

исполнения, где солист поёт или «речитативно пропевает» основную

мелодию песни, остальные участники ансамбля исполняют хоровой

компонент песни (адыг. – жъыу, каб. – ежъу) – практически константный

(постоянный) хоровой припев. Соотношение партий солиста и хора может

быть антифонным, параллельно звучащим или исполняемый приёмом stretto.

Это два фактурно и тембрально обособленных музыкальных построения, из

которых складывается основной напев, исполняемый солистом и второй,

исполняемый группой сопровождающих, которые могут быть озвучены на

гласные «а», «о», слоги «уо», «орай-да», «ори-ра», «оре-ра», «орей-да» и

другие. «Ежъу» выполняет функцию рефрена и является основным

компонентом традиционной музыкальной формы. Особый выразительный

прием заложен в сопровождении «ежъу», который проходит в мелодии

заключительного каданса, больше похожей на речитатив, звучащей в

пределах б.3 или м.3, состоящей из двух или трёх звуков с достаточно

развитым и разнообразным ритмом на фоне баса – остинато.

Самобытность сольно – групповой формы пения у адыгов предопределили

социально-экономические, географические и языковые факторы, а

многовековая практика культурного взаимообмена народов, выработавших

сходные видения мира и формы существования в этом мире, включила в их

фольклорное сознание единый этнослух, принявший бурдонный принцип

многоголосия, как типологическую модель певческого искусства.

Заглядывая вперёд, ещё в своих ранних сочинениях, первый

профессиональный композитор Адыгеи, Аслан Нехай, делает опору на

фольклорный тематизм и его жанрово-стилистическое преобразование,

используя тип мелодической речитации. Насыщенность каждой музыкальной

фразы, чуткое интонационное «слышание» текста, сквозное строение формы

с имманентными музыкальными чертами закруглённости и замыкания.

Внутри одного сочинения композитор выходит на разные типы претворения

фольклорного интонирования: фольклорные цитаты, фольклорные аллюзии

(ассоциативные напоминания) и тип мелодического речитатива, связанный с

характеристикой адыгского сольно - бурдонного многоголосия.

В научных трудах по вопросам адыгского народного многоголосия,

доктор искусствоведения, Б.Г. Ашхотов отмечает: «Сравнительный анализ

песенных культур ряда северокавказских народов и сопоставление

полученных результатов с данными смежных наук позволяют выдвинуть

гипотезу автохтонности сольно-групповой формы адыгского народного

песнетворчества. Консонантность лексики с труднопроизносимыми

фонемами, невокальная природа адыгского языка вызывают

декламационность мелодики в партии солиста». При этом, в песнях

используется яркий, эмоционально ощутимый и детализирующий образ,

приём ассонанса в партии хора, который стал достоянием фольклорных

традиций многих северокавказских народов. Специфичность адыгского

многоголосия раскрывается в разнообразии форм диалога солиста с хором.

Такая диалогичность, выступающая как ключ к осмыслению феномена сольно

– группового пения, ярко проявляется во взаимодействии индивидуального и

коллективного начал, имеющих социально – бытовые, этико – нравственные,

психологические и образно – выразительные корни. Классификация

композиционных структур сольно - группового многоголосия от

простейших респонсорных до сложных форм со сквозным развитием в

историко-героических песнях позволяет выстроить историческую

преемственность видов песенной фактуры и определить направления ее

развития, которые тесно связаны с социокультурной эволюцией адыгского

этноса.

Песенный язык адыгов ярко метафоричен, богат эпитетами, образами,

символами. В жанровых песнях тип композиции зависит от характера

утилитарной функции: произведения магического характера обязательно

имеют закрытую композицию и композиционной концовкой здесь служит

магическая формула, ради которой, собственно, и поется песня. По меткому

выражению А.И.Герцена, вся душевная поэзия человека выражается в

народной песне не отвлеченно, а художественно конкретно, выступает, как

раздумья и переживания конкретных лирических героев. Открытая песенная

композиция отражает разнообразные, живописные свойства реального

мира, побудительные мотивы человека к добру, выражают идейно –

эмоциональное содержание.

Песни адыгов глубоко проникнуты особенностями национального

духа, тесно связаны с жизнью народа и так сильно проникнуты

господствующим её направлением, что если бы от самой народности не

осталось для потомства никаких других следов, кроме их песен, то по ним

одним можно было бы составить определённое понятие об их жизни и

деятельности. Фольклор, без преувеличения, являлся для адыгов

исторической памятью и играл значительную роль в жизнь общества.

Сохранению этой памяти придавалось большое значение. Историко-

героические песни и сказания сохранили для нас бесценные сведения о

прошедших исторических событиях. «Если бы была возможность собрать все

сохранившиеся в народной памяти песни, то составился бы полный

исторический сборник всех главнейших событий, пережитых различными

черкесскими племенами с древнейших времен и до наших дней. Мы имели

бы богатый материал для определения характера прошлой истории Адыгеи, -

материал тем более драгоценный, что он составляет единственный источник

для изучения минувшей жизни этого народа» - А.-Г. Кешев.

О чём поют на Кавказе?! О том же, о чём столетия назад слагали песни

горские народы. О любви и подвигах, о красивых и сильных людях. Эти песни

относят, кто к фольклорной, кто к аутентичной культуре. Не в терминах дело,

но определение “корневая музыка”, как нельзя более всего подходит к

звучавшим песням. Исторически возникшие сто- и тысячелетия назад, они и

сегодня звучат на Кавказе. – Г.Шляхов, «Радио Свобода».

«Музыку создаёт народ…»- сказал великий М.И.Глинка, музыка звучит и

живёт в самом народе, а композитор должен учиться у своего народа думать,

чувствовать, творить.

Литература:

1.

Б. Ашхотов – «Многоголосие адыгов:Архаические формы коллективного

пения»//Музыкальная академия.2003 - №2(с.148-154)

2. Б. Ашхотов – «Традиционная адыгская песня – плач» - «Эльфа»-Нальчик,

2002а, (с.235)

3. С.Ш.Аутлева–«Адыгские историко – героические песни ХVI - XIX веков

«Эльбрус», Нальчик, 1973

4. Т.А. Блаева – «Традиционное песенное искусство адыгов» - М., 1990

5. Ф.А.Брокгауз, И.А. Ефрон – Энциклопедический словарь

6

.

П.Г.Богатырёв – Вопросы теории народного искусства - М, «Искусство»,

1971(с.393)

7. С.Х.Гирей – «Черкесские предания» - «Эльбрус» Нальчик, 1989

8. Е.В.Гиппиус (ред.) – Антология, т.1 – «Советский композитор», М., 1980

9. Г. Гуржибеков – «Горы Родины» - ИР Орджоникидзе, 1974

10. В.Е Гусев – «О специфике восприятия фольклора»//Творческий процесс и

художествнное восприятие - «Наука», Л., 1978(с.79-90)

11. A.M.Гутов-«Адыгские сказания о нартах»-«Советский композитор»,М.,

1981(с.5-16)

12.А.М.Гутов -«Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса» -

М.,1993(с.41)

13.А.Ф.Гребнёв – Адыгские (черкесские) народные песни и мелодии – М.-Л.,

1941

14.

З.Ю. Кумахова – «Язык адыгского фольклора. Нартский эпос» - «Наука»,

М., 1985

15

.

Г.Х. Мамбетов – «Об одном языческом обряде адыгов» - ученые записки

АНИИ. История и этнография. – Майкоп, 1974(с.505-523)

16.Материалы научно-практической конференции. Белореченск: Центр

народной культуры Кубани, 1998(с.79-82)

17.

М.И.Мижаев - «Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов»-Черкесск,

1973

18.В.Н. Морохин – «Методика собирания фольклора» - М., 1990

19.З.

Налоев – «Организационная структура «джагуако». Культура и быт

адыгов» - Майкоп, 1986

20.З. Налоев – «Из истории культуры адыгов» - Нальчик, 1978

21.Б.М. Соколов – «Экскурсы в область поэтики русского фольклора» -

«Худ.фольклор», ГАХН, М., 1926

22.Р.Б. Унарокова – «Песенная культура адыгов: эстетико-информационный

аспект» - ИМЛИ РАН, М., 1998

23.Р.Б. Унарокова

«

Народная песня в системе традиционной культуры

адыгов

» - Майкоп, 1999

24. А.К.Шагиров – Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков(в

2-х томах) – «Наука» - М.,1977

25. А. Шортанов – «Нартский эпос адыгов» - М., 1974

26.Г.К. Чич – «От песни к опере» - Адыгейская правда, 1981

27.Г.К. Чич – «Особенности традиционной адыгейской народной

песни//Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981-Bbin.IV.(с.202-224)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЭНЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

О ТРАДИЦИЯХ

ПЕСЕННОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ

Подготовила:

Преподаватель ДХО МБУ ДО

«Энемская ДШИ»

Маринец М.В.

п.Энем, 2017



В раздел образования