Напоминание

Здоровьесбергающие технологии в детском саду


Автор: Казакова Юлия Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБОУ Школа 962
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесбергающие технологии в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





Здоровьесбергающие технологии в детском саду
Работа с детьми дошкольного возраста имеет свои уникальные особенности в силу того, что именно этот период закладывает основы для дальнейшего развития различных сторон человеческой личности. Отношение ребенка к своему здоровью также основывается на той профилактической работе, которая проводилась в дошкольном возрасте, и на том, насколько сознательно вовлекался в эту работу сам ребенок. В связи с этим современное физическое воспитание детей в детском саду предполагает постоянное совершенствование педагогами своего профессионального мастерства, а также использование ими различных инновационных педагогических технологий в практике своей работы, в числе которых находятся здоровьесберегающие технологии. Как определяет здоровьесберегающие технологии Н.К. Смирнов, это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. [3, 9] Используя их, педагог осуществляет деятельность по сбережению здоровья детей и осуществлению профилактики заболеваний, переутомляемости и других негативных для ребенка состояний. Кроме того, в работе с детьми дошкольного возраста такие технологии позволяют формировать у них основы правильного и бережного отношения к своему здоровью. Такие формы работы с дошкольниками особенно актуальны в настоящее время в связи с тем, что с каждым годом становятся все острее проблемы различных заболеваний, в том числе хронических, и отклонений в здоровье детей. Технологии, направленные на решение этих проблем и их профилактику, решают важную задачу всего дошкольного образования – а именно, позволяют сохранить и поддержать здоровье субъектов образовательного процесса. 1
Здоровьесберегающие технологии, т.е. определенные методы и формы работы с детьми, должны сочетаться в своем применении с определенными условиями, чтобы их использование было эффективным и действительно имело положительное влияние на здоровье детей. Так, любая применяемая в работе с детьми методика должна соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностям и потребностям; в группе должен быть благоприятный эмоциональный фон и доброжелательная для каждого ребенка атмосфера; физические нагрузки для детей не должны быть затруднительными, вести к переутомляемости детей и должны соответствовать гигиеническим требованиям; применяемые технологии должны быть тщательно продуманы педагогом и применяться в определенном комплексе, который в целом способствует достижению поставленных целей и задач (т.к. разрозненное применение отдельных форм может иметь однократный положительный эффект, но не сможет обеспечить стойкую мотивацию к ЗОЖ у детей). Здоровьесберегающие технологии имеют как практическую, так и теоретическую направленность. Так, к ним относятся мероприятия, позволяющие сохранить имеющийся уровень здоровья и повысить его (употребление здоровой пищи и витаминов, гимнастика и другие физические упражнения, профилактические прививки и т.д.), а также обучающие детей правильному отношению к своему здоровью, т.е. воспитывающие культуру здорового образа жизни (обучение гигиеническим процедурам, беседы и дидактические игры с детьми на тему ЗОЖ, комплексная работа с семьями дошкольников и т.д.). Наиболее часто и полно применение здоровьесберегающих технологий может быть отражено в ДОО в работе инструктора по физической культуре, т.к. многие формы работы направлены именно на развитие физических качеств, а также умений и навыков детей, совершенствование их двигательной активности. При этом следует учитывать, что для достижения задачи сохранения и укрепления детского здоровья необходимо не только 2
выполнять развивающие физические упражнения, но и совмещать их с положительными для детей эмоциями, с поощрением собственной детской активности, с приоритетной для детей игрой. Только в этом случае дети будут заинтересованы, это облегчает запоминание выполняемых упражнений и формирует стремление к их повторению не только на занятиях физкультурой, но и, например, в домашних условиях. Также значимым является объяснение детям смысла выполняемых действий – в беседах дети узнают, а постепенно и сами догадываются, зачем стоит выполнять то или иное упражнение, какие группы мышц при этом развиваются, в каком порядке стоит их выполнять и т.д. Это помогает детям лучше познать свой организм и способы его совершенствования, приучает их к самостоятельному планированию зарядки, разминки и т.д. Среди конкретных форм работы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий можно отметить следующие, часто используемые в практике ДОО: утренняя гимнастика, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, релаксация, сокотерапия, фитотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, игротерапия, ароматерапия, витаминотерапия, профилактика плоскостопия, профилактика неправильной осанки, массаж и точечный массаж, плавание. Перечисленные нами, а также другие методы работы с детьми, направленные на укрепление детского здоровья, не ограничиваются, однако, только его физическим развитием. Хорошее здоровье ребенка – это прочный фундамент для гармонического развития всей его личности, его совершенствования в психическом, эмоциональном, нравственном, с оциа льном, инт е лле ктуа льном от ноше нии. Та ким о б р а з о м , здоровьесберегающие технологии должны занимать важное место в педагогической деятельности, т.к. они позволяют организовывать образовательный процесс, разносторонне развивая детей, сохраняя и 3
укрепляя их здоровье, и при этом не требуют дополнительных затрат, помимо высокой и отвечающей современным требованиям квалификации педагога.
Список литературы.
1) Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ» Волгоград: Учитель 2009. 2) Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68. 3) Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с. 4) Цыренова Л. Ж. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 166-169. 4


В раздел образования