Автор: Казакова Юлия Сергеевна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: ГБОУ Школа 962 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Здоровьесбергающие технологии в детском саду Раздел: дошкольное образование
Здоровьесбергающие технологии в детском саду
Работа
с
детьми
дошкольного
возраста
имеет
свои
уникальные
особенности в силу того, что именно этот период закладывает основы для
дальнейшего развития различных сторон человеческой личности. Отношение
ребенка к своему здоровью также основывается на той профилактической
работе, которая проводилась в дошкольном возрасте, и на том, насколько
сознательно вовлекался в эту работу сам ребенок. В связи с этим современное
физическое
воспитание
детей
в
детском
саду
предполагает
постоянное
совершенствование
педагогами
своего
профессионального
мастерства,
а
также
использование
ими
различных
инновационных
педагогических
технологий
в
практике
своей
работы,
в
числе
которых
находятся
здоровьесберегающие технологии.
Как определяет здоровьесберегающие технологии Н.К. Смирнов, это
все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые
направлены
на
воспитание
у
учащихся
культуры
здоровья,
личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового
образа жизни. [3, 9] Используя их, педагог осуществляет деятельность по
сбережению здоровья детей и осуществлению профилактики заболеваний,
переутомляемости и других негативных для ребенка состояний. Кроме того, в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
такие
технологии
позволяют
формировать у них основы правильного и бережного отношения к своему
здоровью.
Такие
формы
работы
с
дошкольниками
особенно
актуальны
в
настоящее время в связи с тем, что с каждым годом становятся все острее
проблемы различных заболеваний, в том числе хронических, и отклонений в
здоровье детей. Технологии, направленные на решение этих проблем и их
профилактику, решают важную задачу всего дошкольного образования – а
именно,
позволяют
сохранить
и
поддержать
здоровье
субъектов
образовательного процесса.
1
Здоровьесберегающие технологии, т.е. определенные методы и формы
работы с детьми, должны сочетаться в своем применении с определенными
условиями, чтобы их использование было эффективным и действительно
имело положительное влияние на здоровье детей. Так, любая применяемая в
работе
с
детьми
методика
должна
соответствовать
их
возрастным
и
индивидуальным
особенностям
и
потребностям;
в
группе
должен
быть
благоприятный эмоциональный фон и доброжелательная для каждого ребенка
атмосфера;
физические
нагрузки
для
детей
не
должны
быть
затруднительными,
вести
к
переутомляемости
детей
и
должны
соответствовать
гигиеническим
требованиям;
применяемые
технологии
должны
быть
тщательно
продуманы
педагогом
и
применяться
в
определенном
комплексе,
который
в
целом
способствует
достижению
поставленных целей и задач (т.к. разрозненное применение отдельных форм
может иметь однократный положительный эффект, но не сможет обеспечить
стойкую мотивацию к ЗОЖ у детей).
Здоровьесберегающие
технологии
имеют
как
практическую,
так
и
теоретическую
направленность.
Так,
к
ним
относятся
мероприятия,
позволяющие
сохранить
имеющийся
уровень
здоровья
и
повысить
его
(употребление здоровой пищи и витаминов, гимнастика и другие физические
упражнения, профилактические прививки и т.д.), а также обучающие детей
правильному отношению к своему здоровью, т.е. воспитывающие культуру
здорового
образа
жизни
(обучение
гигиеническим
процедурам,
беседы
и
дидактические игры с детьми на тему ЗОЖ, комплексная работа с семьями
дошкольников и т.д.).
Наиболее часто и полно применение здоровьесберегающих технологий
может быть отражено в ДОО в работе инструктора по физической культуре,
т.к.
многие
формы
работы
направлены
именно
на
развитие
физических
качеств,
а
также
умений
и
навыков
детей,
совершенствование
их
двигательной активности. При этом следует учитывать, что для достижения
задачи сохранения и укрепления детского здоровья необходимо не только
2
выполнять
развивающие
физические
упражнения,
но
и
совмещать
их
с
положительными для детей эмоциями, с поощрением собственной детской
активности, с приоритетной для детей игрой. Только в этом случае дети будут
заинтересованы,
это
облегчает
запоминание
выполняемых
упражнений
и
формирует стремление к их повторению не только на занятиях физкультурой,
но и, например, в домашних условиях. Также значимым является объяснение
детям смысла выполняемых действий – в беседах дети узнают, а постепенно
и сами догадываются, зачем стоит выполнять то или иное упражнение, какие
группы мышц при этом развиваются, в каком порядке стоит их выполнять и
т.д.
Это
помогает
детям
лучше
познать
свой
организм
и
способы
его
совершенствования, приучает их к самостоятельному планированию зарядки,
разминки и т.д.
Среди
конкретных
форм
работы
с
дошкольниками
в
рамках
здоровьесберегающих
технологий
можно
отметить
следующие,
часто
используемые в практике ДОО: утренняя гимнастика, динамические паузы,
пальчиковая
гимнастика,
дыхательная
гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
психогимнастика,
релаксация,
сокотерапия,
фитотерапия,
цветотерапия,
музыкотерапия, игротерапия, ароматерапия, витаминотерапия, профилактика
плоскостопия,
профилактика
неправильной
осанки,
массаж
и
точечный
массаж, плавание.
Перечисленные
нами,
а
также
другие
методы
работы
с
детьми,
направленные на укрепление детского здоровья, не ограничиваются, однако,
только его физическим развитием. Хорошее здоровье ребенка – это прочный
фундамент
для
гармонического
развития
всей
его
личности,
его
совершенствования
в
психическом,
эмоциональном,
нравственном,
с оциа льном,
инт е лле ктуа льном
от ноше нии.
Та ким
о б р а з о м ,
здоровьесберегающие
технологии
должны
занимать
важное
место
в
педагогической
деятельности,
т.к.
они
позволяют
организовывать
образовательный
процесс,
разносторонне
развивая
детей,
сохраняя
и
3
укрепляя их здоровье, и при этом не требуют дополнительных затрат, помимо
высокой и отвечающей современным требованиям квалификации педагога.
Список литературы.
1) Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система
ДОУ» Волгоград: Учитель 2009.
2) Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических
технологий
в
дошкольных
образовательных
учреждениях
/А.М.
Сивцова
//Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
3) Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
4)
Цыренова
Л.
Ж.
Здоровьесберегающие
технологии
в
начальной
школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар.
науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 166-169.
4