Напоминание

"Технология смыслового чтения"


Автор: Инютина Анна Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Железногорская сош №4"
Населённый пункт: г.Железногорск - Илимский Иркутской области Нижнеилимского района
Наименование материала: Статья "Этапы работы над текстом (технология смыслового чтения)
Тема: "Технология смыслового чтения"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №4»

Статья

Три этапа работы с тектом:

(технология смыслового чтения)

Автор:

Инютина Анна Григоьевна,

учитель русского языка и литературы

г.Железногорск – Илимский

2017г.

Три этапа работы с текстом:

(технология смыслового чтения)

I этап. Работа с текстом до чтения.

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым

словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение -

слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с

особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями

учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений

первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной

окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего

текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное

чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений,

абзацев, смысловых частей). Постановка уточняющего вопроса к каждой

смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае

необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение

прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций

(истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и

формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения

художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской

деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания,

художественной формы). Для более полного восприятия и понимания текста

серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста,

таким, как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную

идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет

осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское

понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем

идеей.

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то

есть ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри

заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру

произведения). Заголовок предвосхищает, обобщает, концентрирует основное

содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом,

расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя

с произведением.

Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и

логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят

наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события,

героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное

отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой

штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для

припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы»,

«Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для

учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» и статье

«Описание стратегий смыслового чтения».

Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения

художника с читательским представлением.

На уроке литературы такой приём можно использовать перед чтением каждого

нового произведения. Предтекстовая работа нацелена на постановку задач

чтения, на выбор чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта,

имеющих отношение к теме текста, понятий и словаря текста, на создание

мотивации к чтению.

Наиболее распространённые стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой

штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для

припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы»,

«Иллюстрации содержания» и др. Они хорошо представлены в пособии для

учителя Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения» [3] и статье

«Описание стратегий смыслового чтения» [5].

Технология проведения проста. На начальном этапе учитель говорит о том,

какую тему будут обсуждать или какой текст читать (в общих чертах). Затем,

обсуждая вместе с учениками, составляется кластер – схему или предлагается

список слов, с которыми ассоциируется данный текст или вопрос. В конце урока

возвращаемся к кластеру, схеме или списку. Очень интересна стратегия

«Ориентиры предвосхищения». В табличке к тексту дети знакомятся с

суждениями и отмечают те, с которыми согласны. Возвращаются к ней в конце

урока, после прочтения текста. Потом объясняют, почему ответ изменился, если

это произошло.

В

Перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Анчар» ученикам можно дать

такое задание: «Восстановите данные фразы, вставив нужные слова. Какая тема

их объединяет?»

1.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но ____ вершится без труда,

_______ творить трудней (восточная мудрость)

2.

Пусть слаб ты,

И со злом вступить не можешь в бой,

Но сам не делай ____

Стоящим пред тобой (восточная мудрость)

3.

Следовать ______ - взбираться на гору,

Следовать ____ - скользить в пропасть (русская пословица)

4.

______ человеку – смерть, а __________ - воскресение.

5.

Кто злым попускает, тот сам ____ творит (русская пословица)

С этим заданием ученики справились легко и быстро. Оно стало мостиком к

этапу целеполагания. Стратегии текстовой деятельности – «Чтение в кружок»

или «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами»,

«Чтение про себя с остановками» (методика работы со слабочитающими),

«Чтение про себя с пометками». Понятно, что на уроке литературы даже в пятом

классе невозможно прочитать всё произведение на уроке («Кладовая солнца»,

«Снежная королева» и другие большие произведения), но поработать с

эпизодами можно.

Все методики хороши для осмысленного чтения. Например, целью

стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух

текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает

абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы

проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не

точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт

первому ученику, затем второму и т.д.

Прекрасная стратегия «Чтение с остановками». Она применяется при чтении

текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления

текста во время его чтения. Обучающиеся читают отрывок и отвечают на

вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть

направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и

прогнозирование содержания следующего.

Этот учебник построен по-другому: такого разделения нет. Поэтому учитель уже

сам думает над остановками, обращает внимание на наиболее важные отрывки

или эпизоды.

Послетекстовые стратегии – «Отношения между вопросом и ответом»,

«Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Цель

стратегии

«Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию

текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.

Можно провести такую работу по выявлению уровня понимания текста после

чтения «Сказки о спящей царевне». Ученикам выдаются листочки с заданиями.

1. Заполните таблицу.

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

2. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что

1) в этой сказке есть волшебство;

3. Как вы понимаете выражение

Ни в сказке рассказать,

Ни пером описать.

4. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках. Запишите и

подберите синоним. _ ___________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. Восстановите последовательность сказки, расставив номера.

Царевич увидел тёмный бор.

Царевна взяла веретёнце и укололась.

Расплата царя Матвея за свой проступок.

«Веретенце, не ленись,

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».

Царица встретила рака.

6. Какими словами автор и другие персонажи сказки называют главного героя?

7. Какого диалога нет в сказке? Отметьте ответ.

Злой старухи и царевича.

Царя Матвея и доброй чародейки.

□Царицы и рака

Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения,

приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его

опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста,

доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный

текст - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение

школьниками различными механизмами чтения

.

Сегодня в учебниках по-прежнему представлены преимущественно «сплошные»

тексты, в то время как жизнь требует, чтобы школьники умели вычитывать и

обобщать информацию из «несплошных» текстов (таблиц, пиктограмм,

графиков, диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.).

Задачи федерального государственного образовательного стандарта позволяют

выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно

обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов

различных жанров;

- умение определять основную и второстепенную информацию;

- умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой

информации.

Таким образом, у школьников формируются способности не просто

пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать

оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения.

Школьники, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с

его мнением, строят свой, авторизованный текст. С этой целью обучающимся

предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев,

аннотации любимой книги.

На уроках русского языка и литературы школьники учатся задавать вопросы

разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять

главную, существенную и второстепенную информацию).

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста,

его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной

методикой работы над содержанием текста. Каждую стратегию надо

отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся,

только тогда возможно самостоятельное использование.

Постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете

научит обучающего максимально точно и полно понимать содержание текста,

улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую

информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми

текстами. Считаю, что данный опыт формирования навыков смыслового чтения,

как основы интеллектуальных умений, может быть применим и при работе по

различным УМК по русскому языку и литературе.

Литература

1.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как

реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.:

Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

2.

Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н.

Сметанникова //Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.

3.

Дерновский И. Инновационные педагогические технологии

4.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению.

Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н.

Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.



В раздел образования