Автор: Помазкина Елена Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОБУ "Центр развития ребенка - Медведевский детский сад №6 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Медведево, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"
Раздел: дошкольное образование
Кондакова Е. С.
МДОБУ «Центр развития ребенка –
Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»
п. Медведево
СОДЕРЖАНИЕ
И
ФОРМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В
статье
рассмотрены
особенности
организации
работы
учителя-
дефектолога
с
родителями
детей
с
особыми
образовательными
потребностями.
Автором
раскрываются
конкретные
этапы
работы
с
родителями,
задачи
работы
и
специальные
для
каждого
этапа
формы
работы и взаимодействия с родителями. Отмечается значение
включения
родителей
в
образовательный
коррекционный
процесс
на
ранних
этапах
развития ребенка.
До
последнего
десятилетия
практика
оказания
специализированной
психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не
отвечала в полной мере потребностям семьи и не обеспечивала комплексной
помощи, так как сосредотачивала свое внимание, в основном, на детях старшего
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
Вместе
с
этим,
анализируя
количество детей, прошедших обследование ПМПК, специалисты отметили тот
факт,
что
количество
детей
раннего
возраста
с
различными
нарушениями
ежегодно
увеличивается.
Уровень
развития
ребенка
раннего
возраста
определяет путь его дальнейшего развития[2]. В настоящее время серьезной
проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-
развивающей работы с детьми, имеющих те или иные проблемы в развитии.
Поэтому
в
последнее
время
очень
много
внимания
уделяется
такому
направлению
коррекционно-педагогического
процесса,
как
работа
учителя-
дефектолога
с
родителями,
воспитывающими
ребенка
с
нарушениями
психофизического
развития
.
Во
многом
это
обусловлено
следующими
факторами:
ранним
выявлением
проблемных
детей
и
ранним
началом
коррекционной работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе,
показывает
родителям,
как
и
чем
необходимо
заниматься,
так
как
дошкольное учреждение пока недоступно малышу);
появлением
различных
новых
форм
организации
коррекционно-
педагогического
процесса,
таких,
как
группы
кратковременного
пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для
детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные
группы и др., что требует нового содержания и новых педагогических
технологий;
активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития
своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире [1].
Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда
наблюдается
интенсивный
приток
в
детские
сады
детей
раннего
возраста.
Недостаток
стимулирующего
воздействия
взрослого
на
малыша
в
раннем
возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той
базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем
раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше
обучающий
эффект. Поэтому,
одним
из
главных
направлений
моей
работы
является
изучение
специфики
работы
с
родителями
проблемных
детей
и
особенностей
работы
с
родителями
детей
раннего
возраста,
имеющими
отставания в психофизическом развитии. А также разработка ряда консультаций
для
родителей
по
актуальным
проблемам
развития
и
воспитания
детей
и
рекомендаций
для
педагогов-дефектологов
по
организации
работы
с
родителями. Нужно помнить, что работа не даст полноценных результатов, если
не
будут
созданы
все
условия
для
привлечения
родителей
к
участию
в
коррекционно-педагогический
процесс.
Успешный
результат
работы
будет
зависеть
и
от
правильно
построенных
отношений
между
педагогом
и
родителями.
Именно
родители
являются
самыми
заинтересованными
участниками
коррекционно-педагогического
процесса.
На
мой
взгляд,
вся
работа с родителями должна осуществляться в три этапа: подготовительный,
основной, заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи
работы
и
используются
специальные
для
этого
этапа
формы
работы
и
взаимодействия с родителями.
Подготовительный этап. Прежде всего, на данном этапе родителей следует
познакомить
с
содержанием
коррекционно-педагогической
работы,
осуществляемой в детском саду. Важным также является знакомство родителей
с
результатами
диагностики
психофизического
развития
детей.
Для
этого
используются как индивидуальные, так и групповые формы работы:
беседа,
тестирование,
анкетирование
(педагог
может
узнать
более
глубоко проблемы, волнующие родителей);
родительское собрание;
лекционные
занятия,
на
которых
родители
получают
необходимые
теоретические
знания
по
различным
вопросам
воспитания
детей,
знакомятся с современной литературой.
Вся информация для родителей должна быть представлена в родительских
уголках,
в
папках-передвижках,
а
также
можно
создать
библиотеку
для
родителей.
Основной этап. Задачами этого этапа являются:
формирование у родителей понимания проблемы ребенка;
обучение родителей методом воспитания и специальным навыкам
взаимодействия с детьми.
Самой важной задачей основного этапа, от решения которой будет зависеть
успех и эффективность всей работы, является создание условий для активного
включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Сотрудничество
и
взаимодействие
с
родителями
осуществляется
в
следующих видах работы:
родительские собрания;
групповые занятия (иногда педагог может пригласить родителя на
такое собрание с целью показа ребенка в группе детей);
индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
На таких занятиях родители получают необходимые навыки и умения по
выполнению определенных заданий с ребенком. Родителя просят фиксировать
весь ход занятия, для того, чтобы повторять это дома. Затем на последующих
занятиях дефектолог может попросить показать, как делали дома то или иное
упражнение, что получилось и что не получилось.
практические занятия для родителей.
Их
можно
проводить
один
раз
в
месяц,
тематику
занятия
определяет
специалист-дефектолог. Суть практических занятий заключается в получении
родителями теоретических знаний и закрепление их в практической работе.
Например, тема занятия «Игра в жизни ребенка и как ее организовать в
домашних условиях». По окончании занятия родителей просят организовать или
провести какую-либо игру. В ходе этих занятий родители обмениваются опытом
и получают необходимые рекомендации от дефектолога.
консультации для родителей.
Их можно организовать как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Тематику индивидуальных консультаций определяют сами родители.
деловые игры.
Данный
вид
работы
носит
игровой
характер.
Здесь
также
родители
получают
навыки
адекватного
взаимодействия
со
своим
ребенком,
делятся опытом друг с другом. Все это решается в процессе разбора и
анализа проблемных ситуаций.
проведение бесед, лекций, семинаров для родителей по общим проблемам
развития ребенка.
Заключительный
этап.
Подведение
итогов
специалистом
дефектологом
всей коррекционно-педагогической работы с родителями, осуществляемой в
процессе учебного года.
Исходя из цели данного этапа, можно выделить следующие формы работы
с родителями:
совместный с родителями анализ результатов коррекционной работы (как
правило, это осуществляется на родительском собрании);
итоговое
консультирование
родителей,
определяющее
тактику
дальнейшей работы с ребенком;
итоговое
открытое
групповое
занятие,
где
дефектолог
показывает
результаты их совместной работы с родителями;
показ
развлечений,
праздников
(родители
являются
активными
участниками таких мероприятий).
Таким образом,
ранее включение родителей в коррекционно-
педагогический
процесс
является
важнейшим
условием
полноценного
психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных
процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-
педагогической
работы
с
ребенком.
Такой
подход
к
воспитанию
детей
в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
обеспечивает
непрерывность коррекционного воздействия. А
своевременная ранняя помощь и
коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки
и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем
самым полноценное развитие ребенка.
Литература
1.
Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы
специалиста-дефектолога
с
семьей,
воспитывающей
ребенка
с
нарушением
психофизического развития (методические рекомендации) / Г.А. Мишина //
Дефектология. – 2001. - №1. – С.60-64.
2.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в
ДОУ: метод.пособие / Т.А. Воронкова [и др.] – Йошкар-Ола, 2012.- 28с.