Напоминание

"СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"


Автор: Помазкина Елена Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОБУ "Центр развития ребенка - Медведевский детский сад №6 "Колокольчик"
Населённый пункт: п. Медведево, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кондакова Е. С.

МДОБУ «Центр развития ребенка –

Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»

п. Медведево

СОДЕРЖАНИЕ

И

ФОРМЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В

статье

рассмотрены

особенности

организации

работы

учителя-

дефектолога

с

родителями

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Автором

раскрываются

конкретные

этапы

работы

с

родителями,

задачи

работы

и

специальные

для

каждого

этапа

формы

работы и взаимодействия с родителями. Отмечается значение

включения

родителей

в

образовательный

коррекционный

процесс

на

ранних

этапах

развития ребенка.

До

последнего

десятилетия

практика

оказания

специализированной

психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не

отвечала в полной мере потребностям семьи и не обеспечивала комплексной

помощи, так как сосредотачивала свое внимание, в основном, на детях старшего

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

Вместе

с

этим,

анализируя

количество детей, прошедших обследование ПМПК, специалисты отметили тот

факт,

что

количество

детей

раннего

возраста

с

различными

нарушениями

ежегодно

увеличивается.

Уровень

развития

ребенка

раннего

возраста

определяет путь его дальнейшего развития[2]. В настоящее время серьезной

проблемой является отсутствие у родителей знаний о способах коррекционно-

развивающей работы с детьми, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Поэтому

в

последнее

время

очень

много

внимания

уделяется

такому

направлению

коррекционно-педагогического

процесса,

как

работа

учителя-

дефектолога

с

родителями,

воспитывающими

ребенка

с

нарушениями

психофизического

развития

.

Во

многом

это

обусловлено

следующими

факторами:

ранним

выявлением

проблемных

детей

и

ранним

началом

коррекционной работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе,

показывает

родителям,

как

и

чем

необходимо

заниматься,

так

как

дошкольное учреждение пока недоступно малышу);

появлением

различных

новых

форм

организации

коррекционно-

педагогического

процесса,

таких,

как

группы

кратковременного

пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для

детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные

группы и др., что требует нового содержания и новых педагогических

технологий;

активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития

своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире [1].

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда

наблюдается

интенсивный

приток

в

детские

сады

детей

раннего

возраста.

Недостаток

стимулирующего

воздействия

взрослого

на

малыша

в

раннем

возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той

базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем

раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше

обучающий

эффект. Поэтому,

одним

из

главных

направлений

моей

работы

является

изучение

специфики

работы

с

родителями

проблемных

детей

и

особенностей

работы

с

родителями

детей

раннего

возраста,

имеющими

отставания в психофизическом развитии. А также разработка ряда консультаций

для

родителей

по

актуальным

проблемам

развития

и

воспитания

детей

и

рекомендаций

для

педагогов-дефектологов

по

организации

работы

с

родителями. Нужно помнить, что работа не даст полноценных результатов, если

не

будут

созданы

все

условия

для

привлечения

родителей

к

участию

в

коррекционно-педагогический

процесс.

Успешный

результат

работы

будет

зависеть

и

от

правильно

построенных

отношений

между

педагогом

и

родителями.

Именно

родители

являются

самыми

заинтересованными

участниками

коррекционно-педагогического

процесса.

На

мой

взгляд,

вся

работа с родителями должна осуществляться в три этапа: подготовительный,

основной, заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи

работы

и

используются

специальные

для

этого

этапа

формы

работы

и

взаимодействия с родителями.

Подготовительный этап. Прежде всего, на данном этапе родителей следует

познакомить

с

содержанием

коррекционно-педагогической

работы,

осуществляемой в детском саду. Важным также является знакомство родителей

с

результатами

диагностики

психофизического

развития

детей.

Для

этого

используются как индивидуальные, так и групповые формы работы:

беседа,

тестирование,

анкетирование

(педагог

может

узнать

более

глубоко проблемы, волнующие родителей);

родительское собрание;

лекционные

занятия,

на

которых

родители

получают

необходимые

теоретические

знания

по

различным

вопросам

воспитания

детей,

знакомятся с современной литературой.

Вся информация для родителей должна быть представлена в родительских

уголках,

в

папках-передвижках,

а

также

можно

создать

библиотеку

для

родителей.

Основной этап. Задачами этого этапа являются:

формирование у родителей понимания проблемы ребенка;

обучение родителей методом воспитания и специальным навыкам

взаимодействия с детьми.

Самой важной задачей основного этапа, от решения которой будет зависеть

успех и эффективность всей работы, является создание условий для активного

включения родителей в коррекционно-педагогический процесс.

Сотрудничество

и

взаимодействие

с

родителями

осуществляется

в

следующих видах работы:

родительские собрания;

групповые занятия (иногда педагог может пригласить родителя на

такое собрание с целью показа ребенка в группе детей);

индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

На таких занятиях родители получают необходимые навыки и умения по

выполнению определенных заданий с ребенком. Родителя просят фиксировать

весь ход занятия, для того, чтобы повторять это дома. Затем на последующих

занятиях дефектолог может попросить показать, как делали дома то или иное

упражнение, что получилось и что не получилось.

практические занятия для родителей.

Их

можно

проводить

один

раз

в

месяц,

тематику

занятия

определяет

специалист-дефектолог. Суть практических занятий заключается в получении

родителями теоретических знаний и закрепление их в практической работе.

Например, тема занятия «Игра в жизни ребенка и как ее организовать в

домашних условиях». По окончании занятия родителей просят организовать или

провести какую-либо игру. В ходе этих занятий родители обмениваются опытом

и получают необходимые рекомендации от дефектолога.

консультации для родителей.

Их можно организовать как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Тематику индивидуальных консультаций определяют сами родители.

деловые игры.

Данный

вид

работы

носит

игровой

характер.

Здесь

также

родители

получают

навыки

адекватного

взаимодействия

со

своим

ребенком,

делятся опытом друг с другом. Все это решается в процессе разбора и

анализа проблемных ситуаций.

проведение бесед, лекций, семинаров для родителей по общим проблемам

развития ребенка.

Заключительный

этап.

Подведение

итогов

специалистом

дефектологом

всей коррекционно-педагогической работы с родителями, осуществляемой в

процессе учебного года.

Исходя из цели данного этапа, можно выделить следующие формы работы

с родителями:

совместный с родителями анализ результатов коррекционной работы (как

правило, это осуществляется на родительском собрании);

итоговое

консультирование

родителей,

определяющее

тактику

дальнейшей работы с ребенком;

итоговое

открытое

групповое

занятие,

где

дефектолог

показывает

результаты их совместной работы с родителями;

показ

развлечений,

праздников

(родители

являются

активными

участниками таких мероприятий).

Таким образом,

ранее включение родителей в коррекционно-

педагогический

процесс

является

важнейшим

условием

полноценного

психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных

процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-

педагогической

работы

с

ребенком.

Такой

подход

к

воспитанию

детей

в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения

обеспечивает

непрерывность коррекционного воздействия. А

своевременная ранняя помощь и

коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки

и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем

самым полноценное развитие ребенка.

Литература

1.

Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы

специалиста-дефектолога

с

семьей,

воспитывающей

ребенка

с

нарушением

психофизического развития (методические рекомендации) / Г.А. Мишина //

Дефектология. – 2001. - №1. – С.60-64.

2.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в

ДОУ: метод.пособие / Т.А. Воронкова [и др.] – Йошкар-Ола, 2012.- 28с.



В раздел образования