Автор: Тарануха Алена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Характеристика социально – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Характеристика социально – нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста
Научный
психологический
подход
определяет
нравственность,
как
психологический
процесс,
поддающийся
измерению
и
направленному
развитию. В соответствии с исследованиями Л.С. Выготского, нравственные
качества формируются из взаимосвязи уже заложенных природных свойств
психики
и
социального
наследования.
Личность
не
появляется
как
высоконравственная. Данное качество представляет процесс положительных
качественных изменений личности под влиянием многих факторов: системы
духовно-нравственного
воспитания,
социальной
среды,
самовоспитания,
личного опыта.
Старший дошкольный возраст играет значительную роль в качественном
развитии личности ребенка, это время активного внедрения психологии
дошкольника в социальный мир, формирования различных взаимоотношений
со сверстниками, пробуждения гуманных чувств. На данный период времени
дошкольники, как, собственно и школьники стали меньше общаться друг с
другом, меньше читать, большое количество детей нуждается в помощи
логопеда, разговоры направлены на материализованные темы в отличие от
детей предыдущего поколения, их отличает незнание элементарных правил
поведения. У дошкольников наблюдаются проблемы связной речи,
утрачивается употребление вежливых слов. Без ограничения по времени
играя в компьютерные игры непознавательной тематики или просматривая
сюжеты кинематографической индустрии, дошкольник наиболее быстро и
легко осваивает новую информацию в сравнении с детьми, например,
двадцатилетней давности.
Семья как основа становления индивидуальности ребенка должна дать
установку на ценностные отношения, такие как – доброта, забота о ближнем,
мужество,
трудолюбие
и
т.
п.
И
наоборот,
при
плохой
организации
воспитательного процесса – безразличие, зависть, злость, эгоизм, и т. п.
Социально-нравственное развитие – центральный стержень системы
всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с
любым
подвидом
воспитания,
например,
умственным,
трудовым,
патриотическим, и др.
Как
индивидуальность,
дошкольник
раскрывается
в
самобытности
социальных норм жизни.
Процесс
социально-нравственного
развития
–
это
организованная
последовательность
связанных
действий
воспитателя
и
социума,
направленных
на
повышение
эффективности
и
качества
деятельности
педагогов и семьи, нравственности, культуры поведения и уровня моральной
этики личности ребенка.
Формирование
благоприятной
психологической
атмо сферы
безопасности и поддержки развития ребенка, выстраивание доверительных
отношений (дошкольник – семья – воспитатель ДОО) ведет к гармоничному
формированию личности и совершенствованию внутреннего мира.
На
сегодняшний
день,
нравственная
сфера
личности
дошкольника
формируется целой системой определений, базовыми из которых являются
нравственные
потребности,
убеждения,
привычки
и
поступки,
чувства
и
отношения.
Для
разумного
решения
проблемы
становления
и
развития
нравственных представлений дошкольника прежде всего нужны конкретные
психолого-педагогические
условия:
опора
на
исторические
базовые
нравственные
понятия,
нравственный
потенциал
окружающей
среды
(родители,
воспитатели
и
др.),
систематическое
и
последовательное
внедрение нравственных эталонов в повседневную жизнь. Первый пункт в
данном исследовании представлен прежде всего: как через изучение русской
культуры возможно формирование нравственного и социального потенциал и
как его установить в этом возрасте.
Таким образом, формирование психолого-педагогических предпосылок
и
атмосферы
в
совокупности
с
верно
определёнными
методиками
и
инструментарием
дают
возможность
качественно
развивать
внутреннюю
активность дошкольника от простого подражания полюбившимся героям до
реализации и уже верного морального выбора.