Напоминание

"Характеристика социально – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Тарануха Алена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Характеристика социально – нравственного развития детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика социально – нравственного развития детей

старшего дошкольного возраста

Научный

психологический

подход

определяет

нравственность,

как

психологический

процесс,

поддающийся

измерению

и

направленному

развитию. В соответствии с исследованиями Л.С. Выготского, нравственные

качества формируются из взаимосвязи уже заложенных природных свойств

психики

и

социального

наследования.

Личность

не

появляется

как

высоконравственная. Данное качество представляет процесс положительных

качественных изменений личности под влиянием многих факторов: системы

духовно-нравственного

воспитания,

социальной

среды,

самовоспитания,

личного опыта.

Старший дошкольный возраст играет значительную роль в качественном

развитии личности ребенка, это время активного внедрения психологии

дошкольника в социальный мир, формирования различных взаимоотношений

со сверстниками, пробуждения гуманных чувств. На данный период времени

дошкольники, как, собственно и школьники стали меньше общаться друг с

другом, меньше читать, большое количество детей нуждается в помощи

логопеда, разговоры направлены на материализованные темы в отличие от

детей предыдущего поколения, их отличает незнание элементарных правил

поведения. У дошкольников наблюдаются проблемы связной речи,

утрачивается употребление вежливых слов. Без ограничения по времени

играя в компьютерные игры непознавательной тематики или просматривая

сюжеты кинематографической индустрии, дошкольник наиболее быстро и

легко осваивает новую информацию в сравнении с детьми, например,

двадцатилетней давности.

Семья как основа становления индивидуальности ребенка должна дать

установку на ценностные отношения, такие как – доброта, забота о ближнем,

мужество,

трудолюбие

и

т.

п.

И

наоборот,

при

плохой

организации

воспитательного процесса – безразличие, зависть, злость, эгоизм, и т. п.

Социально-нравственное развитие – центральный стержень системы

всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с

любым

подвидом

воспитания,

например,

умственным,

трудовым,

патриотическим, и др.

Как

индивидуальность,

дошкольник

раскрывается

в

самобытности

социальных норм жизни.

Процесс

социально-нравственного

развития

это

организованная

последовательность

связанных

действий

воспитателя

и

социума,

направленных

на

повышение

эффективности

и

качества

деятельности

педагогов и семьи, нравственности, культуры поведения и уровня моральной

этики личности ребенка.

Формирование

благоприятной

психологической

атмо сферы

безопасности и поддержки развития ребенка, выстраивание доверительных

отношений (дошкольник – семья – воспитатель ДОО) ведет к гармоничному

формированию личности и совершенствованию внутреннего мира.

На

сегодняшний

день,

нравственная

сфера

личности

дошкольника

формируется целой системой определений, базовыми из которых являются

нравственные

потребности,

убеждения,

привычки

и

поступки,

чувства

и

отношения.

Для

разумного

решения

проблемы

становления

и

развития

нравственных представлений дошкольника прежде всего нужны конкретные

психолого-педагогические

условия:

опора

на

исторические

базовые

нравственные

понятия,

нравственный

потенциал

окружающей

среды

(родители,

воспитатели

и

др.),

систематическое

и

последовательное

внедрение нравственных эталонов в повседневную жизнь. Первый пункт в

данном исследовании представлен прежде всего: как через изучение русской

культуры возможно формирование нравственного и социального потенциал и

как его установить в этом возрасте.

Таким образом, формирование психолого-педагогических предпосылок

и

атмосферы

в

совокупности

с

верно

определёнными

методиками

и

инструментарием

дают

возможность

качественно

развивать

внутреннюю

активность дошкольника от простого подражания полюбившимся героям до

реализации и уже верного морального выбора.



В раздел образования