Автор: Шагирова Оксана Сабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему 15.3"
Раздел: среднее образование
Конспект внеурочного занятия по русскому языку
«Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему 15.3»
Цель: сформировать умения написания сочинения на морально-этическую тему в рамках подготовки к
ОГЭ.
Ход занятия
1.
Теоретическая часть
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к экзамену и работаем над сочинением
«Что такое верность?». Прежде чем начать работу, давайте вспомним, из каких этапов состоит работа над
сочинением данного вида.
(Выслушав рассуждения учащихся, учитель подводит итоги и называет этапы).
Этапы работы:
1.
Внимательное прочтение текста, определение темы и основной мысли. Выяснение значения незнакомых
слов (если есть необходимость).
2.
Работа с определением понятия, данного в задании. В нашем случае, работа с определением «Верность».
3.
Работа с первым доказательством:
подбор из текста конкретного примера, который может служить иллюстративным материалом;
комментарий к подобранному доказательству.
4.
Работа с материалом из жизненного опыта (художественное произведение, фильм, личный опыт, история
и пр.):
подбор конкретного примера, который может служить иллюстративным материалом;
комментарий к подобранному доказательству.
5.
Заключение. Оно должно содержать обобщение всего вышесказанного.
Учитель: Мы с вами определились с этапами работы. Теперь давайте поработаем с планом сочинения.
(Результатом рассуждения должен стать конкретный план).
Примерный план
1.Ответ на вопрос, поставленный в задании, путем толкования понятия.
2.Приведенный аргумент из текста и его комментирование.
3.Приведенный аргумент на основе жизненного опыта и его комментирование.
4. Заключение.
2.
Практическая часть
2.1
Учитель: А теперь приступаем к непосредственной работе над сочинением.
У многих из вас в самом начале возникает вопрос: «С чего начать?». Он вполне закономерен. Так как
труднее всего начать работу, вдохновиться ею.
Давайте
вместе
подумаем,
как
можно
начать
сочинение?
(учитель
слушает
варианты
учащихся,
поправляет, наводит и т.д.).
Далее приводятся возможные варианты начала.
Я приведу варианты начала для сочинения по нашей теме:
1.
Начинаем с того, что даем понятию характеристику. Например, «Верность – это..
2.
Можно сначала задать вопрос: «Что такое верность?» и далее привести свой вариант ответа.
3.
Выигрышным
вариантом
является
начало
работы
с
рассуждения
о
понятии.
Например:
«В
современном мире такая категория, как верность, перестала играть в жизни людей важное значение..».
4.
Началом сочинения может стать приведенная цитата кого-либо из известных ученых, писателей и т.д.
2.2 Для того чтобы перейти от вступления к основной части (к аргументации), воспользуйтесь одной
из следующих конструкций:
Для подтверждения вышесказанного обратимся к тексту (указать автора).
Проиллюстрируем данное понятие на примерах из текста (указать автора).
Попробуем доказать нашу точку зрения примерами из текста.
Подтвердим наши рассуждения текстом .. и т.д.
2.3 Работа с аргументами
Напоминаю, что в сочинении должно быть два аргумента. Чтобы части сочинения были логически
связными, вводить аргументы можно следующим образом:
Именно об этом и говорит автор в предложении №..
В подтверждение моих слов приведу случай, который произошел..
Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина» также поднимает вопрос верности и пр.
Напоминаю, что в качестве второго аргумента вы можете привести прочитанную книгу (повесть, роман,
стихотворение и т.д.), просмотренный фильм, исторический факт либо случай из жизни.
2.4 Пишем заключение
Заканчивать работу следует при помощи слов, сигнализирующих о скором завершении сочинения.
Например:
Таким образом, мы окончательно убедились, что….
Итак, проанализировав аргументы, мы пришли к выводу, что верность…
Иными словами, верность – это…
Попробуем
дать
определение
понятию
«верность».
Конечно,
вы
можете
найти
определение
в
словаре
и
заучить
его.
Однако
невозможно
знать
наизусть
определения
всех
понятий,
которые
встречаются в заданиях ОГЭ по русскому языку.
Поэтому
постарайтесь
поразмышлять
и
составить
определение
своими
словами.
Например:
«Верность
–
это
преданность
в
отношениях»,
«Верность
–
понятие,
связанное
с
честностью,
искренностью в отношениях между людьми» и пр.
Рассуждая на тему верности, моно рассматривать данное понятие в разных аспектах. Это:
верность между мужчиной и женщиной;
верность между друзьями;
преданность Родине и пр.
Примеры художественных произведений на тему «верность»:
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», Б.Васильев
«А зори здесь тихие», И.А.Бунин «Темные аллеи», А.Н. Островскиий «Гроза» и др.