Напоминание

Деятельностный метод в обучении русского языка


Автор: Матвеева Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ№2
Населённый пункт: город Малая Вишера, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный метод в обучении русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




1

Деятельностный метод в обучении русского языка .

Матвеева Т.П.

учитель нач.кл. МАОУ «СШ№2»

г. Малая Вишера

Сложное

экономическое

положение,

новые

рыночные

отношения

поставили перед школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и

вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место

в обществе и приносить ему максимальную пользу.

Образование

должно

воспитывать

в

человеке

чувство

чести

и

собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую

духовность

и

нравственность.

Таким

образом,

отечественной

системе

образования выдвинут новый социальный заказ.

Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие

граждане,

способные

развивать

науку,

промышленность,

обеспечивающие

поступательное

движение

вперёд

при

неукоснительном

соблюдении

гражданских прав и свобод.

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший

из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному

обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых

областей деятельности.

Актуальность

использования

технологии

деятельностного

метода

обучения

в

образовательном

процессе

вытекает

из

потребности

совершенствования

системы

начального

общего

образования,

которая

сформулирована в социальном заказе.

Вот

почему

вновь,

теперь

в

обновлённых

стандартах

общего

образования,

которые

условно

называют

стандартами

второго

поколения,

ставится

вопрос

об

оптимизации

обучения,

в

том

числе

и

в

начальных

классах

о

более

полном,

системном

переходе

от

былого

«знаниевого»

подхода к деятельностному.

Системно-деятельностный

подход

это

обучение

реализующий

принцип

деятельности.

Направленность

системно

–деятельного

подхода

связана

с

формированием

личностных,

метопредметных

и

предметных

результатов.

Научить

ребёнка

плавать

можно

только

в

воде,

а

научить

ребёнка

действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от

рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот

потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Что

же представляет собой учение как деятельность? Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

определяет

любую

активность,

любую

работу

человека.

Осмысленная

и

целенаправленная

деятельность

школьников

по

овладению

знаниями

2

определяется

как

учебная

деятельность.

Учебная

деятельность

не

дана

ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность,

учение выполняется на основе определённой процедуры.

На мой взгляд, каждому человеку, вступающему в этот сложный и

противоречивый

мир,

необходимы

определённые

навыки

мышления

и

качества

личности.

Умение

анализировать,

сравнивать,

выделять

главное,

решать

проблему,

умение

давать

адекватную

самооценку,

быть

ответственным,

уметь

творить

и

сотрудничать

вот

с

чем

ребёнку

необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить

процесс

обучения,

чтобы

помочь

раскрыться

духовным

силам

ребёнка.

Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но

и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки

практических действий.

Этому

способствуют активные

формы

и

методы обучения,

к

которым

можно отнести:

- игру, (различные виды игр);

- проблемные ситуации;

- обучение через деятельность;

- групповую и парную работу;

- «оценочную» деятельность обучающихся (результат).

Что же означает деятельностный подход? Деятельностный подход– это

организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной

и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной

деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,

научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно

выяснить, освоить);

-выполнение

учениками

определённых

действий

для

приобретения

недостающих знаний;

-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего

осознанно применять приобретённые знания;

-формирование у школьников умения контролировать свои действия –

как после их завершения, так и по ходу;

-включение

содержания

обучения

в

контекст

решения

значимых

жизненных задач.

Таким образом ключевыми словами в характеристике деятельностного

подхода, применительно к системе начального образования, являются слова:

искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Реализация

технологии

деятельностного

метода

в

практическом

преподавании

обеспечивается

следующей системой

дидактических

принципов:

1.

Принцип

деятельности

заключается

в

том,

что

формирование

личности ученика и продвижение его в развитие осуществляется не тогда,

3

когда

он

воспринимает

готовое

знание,

а

в

процессе

его

собственной

деятельности,

направленной

на

«открытие»

им

нового

знания.

Процесс

познания

должен

быть

организован,

как

самостоятельная

деятельность

познающего. Учитель - организатор процесса.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения,

когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает

начало

следующего

этапа.

Непрерывность

процесса

обеспечивается

инвариативностью

технологии,

а

также

преемственностью

между

всеми

ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка

должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире

(природе – обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает

каждому

обучающемуся

содержание

образование

на

максимальном

(творческом)

уровне

и

обеспечивает

его

усвоение

на

уровне

социально-

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.

Принцип

психологической

комфортности

предполагает

снятие

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества.

6.

Принцип

вариативности

предполагает

развитие

у

учащихся

вариативного

мышления,

то

есть

понимания

возможности

различных

вариантов

решения

проблемы,

формирование

спо собно сти

к

систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на

творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими

собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности

самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Представленная

система

дидактических

принципов

обеспечивает

передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными

дидактическими

требованиями

традиционной

школы

(принципы

наглядности,

доступности,

преемственности,

активности,

сознательного

усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не

отвергает

традиционную

дидактику,

а

продолжает

и

развивает

ее

в

направлении

реализации

современных

образовательных

це ле й.

Одновременно

она

является

саморегулирующимся

механизмом

разноуровневого

обучения,

обеспечивая

возможность

выбора

каждым

ребенком

индивидуальной

образовательной

траектории;

при

условии

гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные

выше

дидактические

принципы

задают

систему

необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса

обучения деятельностной парадигме образования.

Включение

ребенка

в

учебную

деятельность

на

основе

метода

рефлексии создает условия не только для формирования у него готовности к

4

саморазвитию,

но

и

для

формирования

устойчивой

системы

знаний

и

системы ценностей (самовоспитания).

Уроки

введения

нового

знания

в

деятельностном

подходе

имеют

следующую структуру:

1)Постановка учебной задачи

-актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти,

речи);

-создание проблемной ситуации;

-выявление и фиксирование в громкой речи:

где и почему возникло затруднение;

-формулировка темы и цели урока.

2)Открытие детьми нового знания

-организация самостоятельной исследовательской деятельности;

-выведение алгоритма.

3)Первичное закрепление

-выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

4)Самостоятельная работа с проверкой в классе

5)Повторение и закрепление ранее изученного материала

Возникает

вопрос:

как

же

я

реализую

принципы

деятельностного

подхода на уроках?

Остановимся на предмете «русский язык» как одном из фундаментальных

предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом

определяют результаты обучения школьника по другим школьным

предметам.

Язык - основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и

развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками

речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть

системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к

успешному межличностному и социальному взаимодействию

Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой

деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому

языку и литературному чтению, но и пронизывает все предметные области.

Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и

предметом оценки по всем школьным дисциплинам.

Таким образом, русский язык является не только предметом изучения, но и

средством обучения. А универсальные учебные действия являются

психологической составляющей фундаментального ядра содержания

образования.

5

Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и

новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии,

особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. В то же время

преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе

по

любой

из

действующих

программ,

прекрасно

сочетается

с

другими

современными образовательными технологиями и методами:

- с игровой технологией (интерактивные игры «Карусель», «Иду в гости»);

- технологией развития критического мышления («чистая доска», кластеры и

т.д.)

- методом проекта;

- информационно-коммуникативными технологиями;

- здоровьесберегающими технологиями.

Хочется

отметить,

что

деятельностный

подход

заставляет

отказаться

от

объяснительно-иллюстративного

метода

обучения

в

пользу

частично-

поискового,

исследовательского

и

проектного

методов.

Точно

так

же

фронтальная

работа

уступает

место

индивидуальной,

а

также

работе

в

группах и парах. То есть наиболее оптимальными становятся такие формы

работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную

деятельность, направляемую учителем.

Таким

образом,

основная

особенность

деятельностного

подхода

заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети

открывают

их

сами

в

процессе

самостоятельной

исследовательской

деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе

урока учащиеся

-

работают

с

источниками

информации, с

современными

средствами

коммуникации;

- критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных

источников,

формулируют

на

этой

основе

собственные

заключения

и

оценочные суждения;

-

решают

познавательные

и

практические

задачи, отражающие типичные

ситуации;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и

тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через

участие в дискуссиях, диспутах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Моя деятельность, особенно в 4 классах, в таких условиях чаще всего носит

направляющий или консультативный характер.

Продумывая

уроки

изучения

нового

материала,

я

всегда

стараюсь

организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу,

проявляли

как

можно

больше

самостоятельности

в

её

решении,

активно

использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные

догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи

6

начинается

с

постановки

проблемной

ситуации,

когда

налицо

явное

противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать.

Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и

стараются обосновать свою точку зрения.

o

Где,

в

какой

комнате

должна

жить

буква

«Я»?

«домике»

(система), где живут гласные звуки, есть свободные комнаты).

o

Почему –ча/ща пишутся с а?

o

Все имена собственные пишутся с большой буквы?

o

Как можно разбить данные слова на группы и почему?

o

В конце побудительного предложения всегда ставится ! ?

o

В тексте обязательно должно быть что?

Особая

роль

отводится

мотивации

предстоящего

знания. Н а этапе

постановки

учебной

задачи

использую

такие

приёмы,

как

ассоциации

(например,

«Какие

ассоциации

связаны

с

именем

М.Ю.Лермонтова?»),

комментарий эпиграфа к теме, взаимный опрос или теоретическая эстафета,

«лови ошибку», «верно – неверно», таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и

др.. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся,

повышается мотивация к познавательной деятельности. Цели и задачи урока

формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем.

Н а этапах

постановки

учебной

задачи

и

открытия нового знания идет поиск, анализ,

структурирование

информации.

Важный

компонент

структуры

урока

составление

опорного

конспект а,

м од е л и р о в а н и е

содержания

понятия.

На

уроках

русского

языка

моделирование

производится

чаще

всего

в

графической

форме.

Например,

модель понятия «Имя существительное». По

мере изучения эта модель будет углубляться,

расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение.

И

при

изучении

нового,

и

при

закреплении

активно

использую

алгоритмы. Алгоритм – ключ к применению правила.

Схема алгоритма «Не с существительными»

Определи, употребляется ли существительное без не:

да

нет

Проверь, есть ли противопоставления

слитно

с союзом а

да

нет

раздельно

7

Можно ли заменить существительное синонимом или

близким по смыслу словом

Да

Нет

слитно

раздельно

По мере изучения материала работа с алгоритмом может осложняться.

Например, составь свой алгоритм или восстанови перепутанный алгоритм на

интерактивной доске:

Использование деятельностного подхода открывает новые перспективы и в

системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся

несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является

формирование

у

учащихся

собственного

«инструмента»

для

контроля

и

оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую различные приёмы

по

формированию

самооценки

и

взаимооценки

у

детей.

По

завершении

каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без

ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал.

Вместо

поурочного

балла

всё

чаще

применяю

словесные

оценки

самого

ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение»

вместе

с

учениками

критерия

оценки:

«ты

ответил

правильно,

полно,

самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю

твой ответ». Нередко использую листы самооценки, шкалу оценивания, когда

ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у

ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается

мотивация

к

учебной

деятельности,

а

в

классе

постепенно

рождается

атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог

урока, так называемый этап рефлексии.

Я использую различные приёмы

рефлексии:

пятиминутное

эссе,

метод

незаконченного

предложения,

свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может

быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать

8

эмоциональный

накал,

принципиально

не

ставим

точку,

предпочитая

многоточие.

Деятельностный

подход

диктует

новый

подход

и

к

организации

домашней

работы

учащихся.

Домашние

задания

не

ограничиваются

выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или

исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание

сам,

сочини

грамматическую

сказку

или

зарифмуй

правило,

нарисуй

рисунок, состав по теме кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).

Таким

образом,

деятельностный

подход

полностью

соответствуют

социальному

заказу

современного

общества,

реальным

потребностям

учителей начальных классов, которые в значительной степени испытывают

большие

затруднения

в

реализации

и

применении

технологии

деятельностного метода в обучении младших школьников.

Очевидно, что

правильное

использование

деятельностного

метода

обучения на уроках в начальной школе, позволит оптимизировать учебный

процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а

самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

Вашему вниманию предлагаю урок русского языка в четвертом классе,

построенный мною в технологии деятельностного метода.(Приложение№1).

Итак, подытожим. В чем же преимущества деятельностного подхода?

Преимущества деятельностного подхода:

обучающихся

в

наибольшей

степени

развиваются

навыки

самостоятельной работы;

-формируются

умения творчески,

нестандартно

решать

учебные

задачи;

-возникает положительная мотивация к познавательной деятельности

и активной работе;

-интерес к предмету побуждает к чтению литературы, что расширяет

их познания в области данной науки.

9

Литература.

1.

Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов

нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.

1.

Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова – Изд.

Дом Федоров Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. и др. Реализация нового

образовательного стандарта:потенциал системы Л.В.Занкова –

«Учебная литература», 2011

2.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

3.

Занков Л.В. Беседы с учителями. М.,1975г.

4.

Изюмова С.А. Два типа познавательных способностей и их проявление

в

школьном

обучении.

Творчество

и

педагогика:

материалы

Всесоюзной научно-практической конференции. М.,1988г. с.266-270.

5.

Кубышева

М.А.

Реализация

технологии

деятельностного

метода

на

уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…»

2005.

6.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.

7.

Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. —

М.: Педагогика, 1975.

8.

Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала //. – Вып.4.

– М.: Баласс, 2000.

9.

Мельникова

Е.Л.

Технология

проблемного

обучения

/ / .

Образовательная

программа

и

пути

её

реализации.

Вып.3.-

М.:

Баласс, 1999.

10



В раздел образования