Напоминание

Общие основы становления игрового аппарата баяниста


Автор: Золотарев Станислав Викторович
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Общие основы становления игрового аппарата баяниста
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Школа искусств имени С. Сайдашева» Высокогорского района РТ

Методическая публикация на тему:

«Общие основы становления игрового аппарата баяниста»

Автор: Золотарев С.В. – преподаватель первой квалификационной категории

2018 год

Как известно, техническое качество исполнения музыкального произведения

зависит от развития исполнительских навыков. Безукоризненное владение

различными видами фактур, которые встречаются в музыке, позволит

независимо от технических трудностей, свободно, по-настоящему творчески

подходить к исполнению. Без этого невозможна полноценная,

высокохудожественная передача музыкальной идеи. Решающее значение

здесь приобретает роль педагога, уяснившего себе верный путь становления

игрового аппарата баяниста, развитие его способностей, основанной не на

стихийной «зубрёжке», а на целеустремлённой, вдумчивой и

систематической работе над техническими трудностями при постоянном

контроле слуха и сознания, которое и порождает навыки.

Обучение игре на музыкальном инструменте – это единый, но сложный и

многосторонний процесс, результатом которого является умение

воспроизводить музыкальные произведения. Но о какой бы стороне этого

процесса мы не говорили, в конечном итоге речь идёт о «производстве»

звука, звукоизвлечении определённого художественного смысла. Г.Нейгауз в

частности писал, что «всякая работа над звуком есть работа над техникой, и

всякая работа над техникой есть работа над звуком».

Основная цель учебно-методического пособия: рассмотреть условия

гармоничного развития учащегося, становления его игрового аппарата,

обеспечивающего организацию всех движений, посредством которых

реализуется музыкальная задача.

Задачи, необходимые для выполнения поставленной цели: выявить и

определить составляющие этапы организации игрового аппарата,

предложить практические рекомендации и упражнения для гармоничного

воспитания музыканта-исполнителя.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРОВОГО АППАРАТА БАЯНИСТА

Для того чтобы выявить и передать слушателям многообразие заложенных в

произведении чувств и мыслей, музыкант должен обладать развитым

интеллектом, эмоциональной отзывчивостью и разумеется блестящей

техникой, без чего исполнительство в сущности не может состояться.

Техника – это совокупность всех средств, при помощи которых исполнитель

передаёт музыкальный смысл произведения. Подчёркиваем: владение

всеми средствами, а не одно умение играть быстро, как иногда считают. Это и

техника звукоизвлечения, звуковедения, смены меха, штрихов и т.д.

Говоря о становлении аппарата, мы имеем в виду организацию

многообразных движений исполнителя–баяниста, формирование и развитие

двигательных навыков. Для того чтобы аппарат складывался и развивался

гармонично, важно уже на начальном этапе обучения сохранить верную

последовательность – вначале учить музыке, а потом её воплощению на

инструменте. Следовательно, учащийся должен иметь какие-то музыкальные

накопления, слуховые представления, которые формируются на начальном

этапе обучения – это слушание музыки, занятия по ритмике и т.п.

Любое движение на инструменте должно стать средством воплощения

определённой музыкальной задачи и иметь целью конкретный звуковой

результат, в противоположном случае будет отсутствовать критерий

целесообразности этого движения.

Если ученик развивается гармонично, то, как правило, не бывает аномалий в

аппарате. Беды подстерегают тогда, когда инструментальное развитие

опережает музыкальное. Становление аппарата исполнителя – не

достижение чего-то раз и навсегда установленного на все случаи, а

организация всех движений, посредством которых реализуется музыкальная

задача.

В заключение хотелось бы напомнить, что вся организация движений

напрямую связана с изложением музыкального материала. Поэтому чем

раньше ученик научится анализировать свои движения, способные привести

к естественности и свободе, тем эффективнее будет использоваться его

игровой аппарат. И еще немаловажный факт: нельзя под свободой

исполнения понимать расслабленность, ведь свобода – это сочетание тонуса

с ослаблением активности, правильное распределение усилий.

Двигательные навыки в сочетании с музыкальностью и интеллектуальностью

составляют основу исполнительского мастерства музыканта, что является

гарантией его творческих успехов.



В раздел образования