Автор: Золотарев Станислав Викторович
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Общие основы становления игрового аппарата баяниста
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Школа искусств имени С. Сайдашева» Высокогорского района РТ
Методическая публикация на тему:
«Общие основы становления игрового аппарата баяниста»
Автор: Золотарев С.В. – преподаватель первой квалификационной категории
2018 год
Как известно, техническое качество исполнения музыкального произведения
зависит от развития исполнительских навыков. Безукоризненное владение
различными видами фактур, которые встречаются в музыке, позволит
независимо от технических трудностей, свободно, по-настоящему творчески
подходить к исполнению. Без этого невозможна полноценная,
высокохудожественная передача музыкальной идеи. Решающее значение
здесь приобретает роль педагога, уяснившего себе верный путь становления
игрового аппарата баяниста, развитие его способностей, основанной не на
стихийной «зубрёжке», а на целеустремлённой, вдумчивой и
систематической работе над техническими трудностями при постоянном
контроле слуха и сознания, которое и порождает навыки.
Обучение игре на музыкальном инструменте – это единый, но сложный и
многосторонний процесс, результатом которого является умение
воспроизводить музыкальные произведения. Но о какой бы стороне этого
процесса мы не говорили, в конечном итоге речь идёт о «производстве»
звука, звукоизвлечении определённого художественного смысла. Г.Нейгауз в
частности писал, что «всякая работа над звуком есть работа над техникой, и
всякая работа над техникой есть работа над звуком».
Основная цель учебно-методического пособия: рассмотреть условия
гармоничного развития учащегося, становления его игрового аппарата,
обеспечивающего организацию всех движений, посредством которых
реализуется музыкальная задача.
Задачи, необходимые для выполнения поставленной цели: выявить и
определить составляющие этапы организации игрового аппарата,
предложить практические рекомендации и упражнения для гармоничного
воспитания музыканта-исполнителя.
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИГРОВОГО АППАРАТА БАЯНИСТА
Для того чтобы выявить и передать слушателям многообразие заложенных в
произведении чувств и мыслей, музыкант должен обладать развитым
интеллектом, эмоциональной отзывчивостью и разумеется блестящей
техникой, без чего исполнительство в сущности не может состояться.
Техника – это совокупность всех средств, при помощи которых исполнитель
передаёт музыкальный смысл произведения. Подчёркиваем: владение
всеми средствами, а не одно умение играть быстро, как иногда считают. Это и
техника звукоизвлечения, звуковедения, смены меха, штрихов и т.д.
Говоря о становлении аппарата, мы имеем в виду организацию
многообразных движений исполнителя–баяниста, формирование и развитие
двигательных навыков. Для того чтобы аппарат складывался и развивался
гармонично, важно уже на начальном этапе обучения сохранить верную
последовательность – вначале учить музыке, а потом её воплощению на
инструменте. Следовательно, учащийся должен иметь какие-то музыкальные
накопления, слуховые представления, которые формируются на начальном
этапе обучения – это слушание музыки, занятия по ритмике и т.п.
Любое движение на инструменте должно стать средством воплощения
определённой музыкальной задачи и иметь целью конкретный звуковой
результат, в противоположном случае будет отсутствовать критерий
целесообразности этого движения.
Если ученик развивается гармонично, то, как правило, не бывает аномалий в
аппарате. Беды подстерегают тогда, когда инструментальное развитие
опережает музыкальное. Становление аппарата исполнителя – не
достижение чего-то раз и навсегда установленного на все случаи, а
организация всех движений, посредством которых реализуется музыкальная
задача.
В заключение хотелось бы напомнить, что вся организация движений
напрямую связана с изложением музыкального материала. Поэтому чем
раньше ученик научится анализировать свои движения, способные привести
к естественности и свободе, тем эффективнее будет использоваться его
игровой аппарат. И еще немаловажный факт: нельзя под свободой
исполнения понимать расслабленность, ведь свобода – это сочетание тонуса
с ослаблением активности, правильное распределение усилий.
Двигательные навыки в сочетании с музыкальностью и интеллектуальностью
составляют основу исполнительского мастерства музыканта, что является
гарантией его творческих успехов.