Напоминание

"Становление и развитие игры как условия культурного развития ребенка"


Автор: Макеева Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад№3
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Становление и развитие игры как условия культурного развития ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Становление и развитие игры как условия

Культурного развития ребенка

ВВЕДЕНИЕ

«Игра есть потребность

растущего организма».

Н.К. Крупская

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в связи

с

внедрением

федерального

государственного

стандарта

образования

появились

новые

требования

к

системе

обучения.

Сегодня

педагогам

и

родителям

важно

не

столько

передавать

конкретные

знания

малышам,

сколько помочь детям адаптироваться в социуме. Опираясь на требование

ФГОС

о

непрерывности

образования,

особенно

актуальной

является

проблема

социализации

в

дошкольном

возрасте.

В

свою

очередь

социализация

предполагает

усвоение

детьми

культурных

норм

и

правил

поведения.

Возрастной

период

от

3

до

7

лет

отличается

особенностями

восприятия

окружающего

мира.

Дети

этого

возраста

познают

мир

через

игровую деятельность. Этот фактор следует учитывать в образовательном

процессе при формировании основ культурного развития ребенка. Кроме

того, педагогу важно иметь четкое представление о том, какие именно виды

игр

характерны

для

детей

определенного

возраста,

владеть

методикой

организации такой деятельности.

Предметом исследования является игра, ее становление и развитие в детском

возрасте.

Объектом исследования

в

данной

работе

является

игра

как

условие

культурного развития ребенка.

Целью работы

является

рассмотрение

игры

как

условия

культурного

развития ребенка.

Задачами работы,

сформированными

в

соответствии

с

ее

целью,

являются:

1.

Исследовать теоретические и методологические основы игры;

2.

Рассмотреть этапы становления и развития игры;

3.

Проанализировать игру как условие культурного развития ребенка.

Информационной

базой данного

исследования

послужили

научные

труды таких авторов, как: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Запорожец,

А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, А.К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн; К.Гросс, В.В.

Абраменкова, Е.Е. Сапогова, Е.О. Смирнова, А.В. Черная и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические психолого-педагогические основы игровой

деятельности

1.1.

История, основные подходы к исследованиям игровой

деятельности детей

«Единственный путь,

ведущий к знанию –

это действие

1

».

Б.Шоу

Детство

это

неповторимый

этап

в

развитии

личности

ребенка.

Полноценной

и

насыщенной

жизнь

ребенка

будет

в

том

случае,

если,

чувствуя

себя

активным

«деятелем»,

открывая

что-то

новое,

он

будет

приобщаться к опыту, которым владеют взрослые. Достичь этого возможно

благодаря игре

2

.

В

психологии

на

основании

исследований

таких

авторов,

как

Л.С.Выготский и А.Н. Леонтьев, классифицируют три вида деятельности

человека:

трудовая;

учебная;

1



Андреев В.И. Педагогика; учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – С.38;

2



Смолер Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов в учреждений дошк.

Образования. – Минск: Нац.институт образования, 20012. – С.5;

игровая.

В практической деятельности они взаимосвязаны. Но, тем не менее, в

процессе становления личности выделяют лишь один основной вид, который

является доминирующим для конкретной возрастной группы. Исследования

доказано, что основной вид деятельности дошкольников – это игра. Именно в

игре дети познают окружающий мир и существующие

в нем культурные

нормы и правила, принятые обществом.

Первые

научно

обоснованные

исследования

роли

игры

в

психическом

развитии ребенка проводились в 30-60-х годах прошлого века. В связи с тем,

что современное общество претерпело значительных изменений, значительно

поменялись и психолого-педагогические взгляды, утверждения по проблеме

влияния игры на развитие детей. Поэтому указанные исследования во многом

являются

неактуальными.

Так,

Д.Б.Эльконин,

утверждает,

что

закономерности развития детей изменяются пропорциональному развитию

общества.

Особенности

детской

игры

отображают

ценности,

интересы,

представления современных дошкольников, а также уровень их психического

развития в целом.

В

трудах

Ф.

Шиллера

и

Г.

Спенсера

отмечено,

что

основной

причиной

возникновения

игры

является

высвобождение

скопившейся

энергии.

Г.Спенсер считает, что содержание игры состоит из «самоподражания». Такие

авторы,

как

Шаллер,

Лацарус

и

Штейнталь,

которые

являются

представителями теории «активного отдыха», сходятся во мнении, что игра

предназначена для психического отдыха.

Впервые

предпринял

попытку

научно

обосновать

сущность

игры

как

основного

вида

деятельности

детей

дошкольного

возраста

немецкий

психолог К.Гросс. Автор называет игру «изначальной школой поведения». Он

отмечает,

что,

несмотря

на

мотив

и

вид

игры,

цель

такой

деятельности

состоит в том, чтобы воспитывать детей, прививать дошкольникам нормы

общепринятого поведения, развивать культуру и моральные ценности.

В труде

К.Гросса «Душевная жизнь ребенка» (1916) впервые была четко

сформулирована теория игры и ее влияние на психическое развитие ребенка.

Данная теория утверждает, что игра – это не что иное, как врожденный

инстинкт, предназначенный для адаптации, приспособления малыша к жизни

вне

организма

матери

3

.

Такой

подход

к

игровой

деятельности

ребенка

называется биологизаторским.

Другой исследователь К. Бюллер, в целом соглашаясь с теорией К. Гросса,

отмечал, что основным механизмом детской игры является стремление к

удовольствию.

Ф. Бонтендайк также является представителем указанного направления,

но автор обратил внимание на то, что игра не может являться упражнением и

анализирует такую деятельность детей с точки зрения социальной природы

игры.

Многие исследователи данной проблемы указывают на то, что в играх

дети повторяют то, за чем наблюдают, что доступно их пониманию. Поэтому

игра

это

развивающая

социально

направленная

деятельность,

которая

позволяет

усвоить

социальный

опыт,

а,

значит,

является

условием

культурного развития ребенка.

На принципиально других основаниях строились исследования детской

игры

в

советской

психологии.

Психолог

Д.Б.

Эльконин

называет

игру

«арифметикой

социальных

отношений».

Автор

считает,

что

игра

это

основной вид деятельности, который способствует развитию психических

функций,

активизирует

познавательную

сферу

ребенка.

Д.Б.

Эльконин

утверждает,

что

игровая

деятельность

по

природе

своей

явление

3



Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации.- М.:

КНОРУС, 2016.- С.7;

социальное. Она как будто «отражает» мир взрослых

4

. Данные утверждения

подчеркивают

важность

игровой

деятельности

в

культурном

развитии

ребенка.

А.Н. Леонтьев благодаря экспериментальным исследованиям доказал, что

именно

в

игре

ребенок

овладевает

недоступным

для

него

кругом

действительности.

Игровая

деятельность

высоко

информативна

и

познавательна

для

дошкольников.

Она

является

сферой

социального

и

творческого выражения, реализации. Такая деятельность помогает малышу

определить

свое

место

в

коллективе

сверстников,

передать

социальную

практику, основанную на подражании взрослым.

Большой вклад в исследование данной проблемы внес С.Л. Рубинштейн,

который

рассматривал

игровую

ситуацию

главным

образом

со

стороны

мотивов и игровых действий.

Как

показывают

исследования

Л.С.

Выготского,

С.Л.

Рубинштейна,

Д.Б.

Эльконина, и других авторов, именно игра ребенка определяет формирование

главных

возрастных

новообразований

дошкольника,

формирует

систему

отношений малыша к окружающему миру.

Исследователями было отмечено, что характер игры существенно изменяется

по мере взросления: формируется иная структуры, содержание и мотивация

игровой деятельности.

Так,

психологом

Абраменковой

В.В.

детская

игра

рассматривается

как

«школа

социализации

ребенка»,

так

как

именно

в

игровой

деятельности

ребенок

способен

не

только

подражать

поведению

взрослых,

но

и

самостоятельно обдумывать, определять свои действия.

Таким образом, первые исследования игры и ее роли в культурном развитии

ребенка представлены в рамках биологизаторского подхода.

Современные

исследования роли игровой деятельности в культурном развитии ребенка

4



Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - С.128;

рассматривают

ее

значимую

роль

в

формировании

его

личности

(Абраменкова В.В. Сапогова Е.Е., Смирнова Е.О., Черная А.В.).

1.2.

Развитие игры в дошкольном возрасте

Для

каждого

возрастного

периода

формирования

личности

ребенка

характерны

особенности

физического,

психического

и

эмоционального

развития.

Поэтому

игровая

деятельность

детей

постепенно

усложняются,

дополняются, проходя определенные этапы.

Анализируя

литературу

по

возрастной

психологии,

можно

классифицировать такие виды игровой деятельности дошкольников:

1.

Манипулирование предметами присуще детям от рождения до трех лет.

Такие действия многие исследователи не относят к собственно игре, так

как отсутствуют ролевые признаки, условия, установленные правила. В

отдельную группу относят сенсорные игры для детей указанного возраста.

2.

В 3 года ребенок уже может подражать взрослым, под руководством

воспитателя

выбрать

роль

и

придумать

сюжет.

На

данном

этапе

характерными становятся так называемые режиссерские игры, когда дети

лишь реализовывают сюжет, придуманный взрослым. Ж.Пиаже отметил,

что

восприятие

ребенка

указанного

возраста

имеет

эгоцентричный

характер. Поэтому пока малыш не может принимать условия, которые

противоречат его собственному опыту, ребенок не может поставить себя

на позицию другого (например, играть в доктора и лечить больных).

3.

К четырем года дошкольники обучаются образно-ролевым играм. Дети

этого возраста уже способны самостоятельно придумать сюжет, выбрать

роль,

взаимодействовать

с

другими

участниками

сверстниками

в

процессе

игры.

Именно

в

этот

возрастной

период

дошкольники

овладевают

искусством

коллективной

игры.

Любимыми

занятиями

становятся

подражание

доктору,

водителю,

пожарному

и

др.

В

этом

возрасте дети активно усваивают культурные нормы, правила поведения,

установленные обществом.

4.

Старшие

дошкольники

способны

освоить

игру

с

установленными

правилами.

От возраста ребенка зависит не только вид игры, но и ее сюжет. Как уже

было

указано,

дети

играют,

опираясь

на

собственный

опыт.

Отсюда

появляются и темы игр. Так, младшие дошкольники увлеченно имитируют

предметную деятельность. Например, «готовят чай», «режут хлеб», «готовят

печенье». Им интерес сам процесс, а не результат. Часто дети, «приготовив

печенье

для

мамы»,

вовсе

забывают

о

том

для

кого

и

зачем

они

так

старательно «пекли печенье».

Дошкольников среднего возраста интересуют отношения между людьми.

Детям

такого

возраста

не

столько

важно

«испечь

печенье»,

сколько

«накормить им кукол» или «пригласить гостей на чаепитие».

Детей 5–7 лет игровые манипуляции с предметами интересуют немного.

Им намного важнее социальная сторона игры, полноценная реализация роли.

В таблице 1 описаны особенности игровой деятельности дошкольников

младшего и старшего возраста.

Таблица 1

Особенности игровой деятельности дошкольников

Компоненты

игровой деятельности

Младшие

дошкольники

Старшие

дошкольники

Сюжет

Бытовой

Социальный,

межличностный

Количество ролей

1–2

до 10

Количество

участников

1–2

до 15

Правила

Не устанавливаются

Устанавливаются

самостоятельно

Игровые действия

Однообразные

Разнообразные

Создание игровых

ситуаций

Под руководством

взрослого

Самостоятельно

Объединение

нескольких игр в одну

Отсутствует

Присутствует по

желанию участников

Используемые

предметы

Готовые

Самодельные,

смысловые заместители

Продолжительность

Кратковременные

До нескольких дней

Планирование игры

Отсутствует

Присутствует

Завершение игры

Неожиданное, без

конкретного результата

Запланированное

Длительность игры также зависит от возрастной категории дошкольника.

Так, трехлетний малыш может поиграть до 15 минут, после чего, в связи с

особенностями

развития

эмоционально-психической

и

физиологической

сферы ребенка, ему требуется смена вида деятельности. В 5 лет игра может

продолжаться до 50 минут. А дети старшего дошкольного возраста могут

посвятить игре уже несколько часов подряд.

Таким

образом,

игра

для

дошкольников

является

средством

познания

окружающего мира и социальных связей в нем. Такая деятельность позволяет

малышам самореализоваться, развивает коммуникативные навыки, обучает

установленным правилам общественного поведения, культурному развитию.

2.

Игра как условие культурного развития ребенка

2.1. Значение игры для развития культуры поведения ребенка

Игра

непосредственно

влияет

на

гармоничное

развитие

психических

процессов

у

дошкольников,

является

основой

формирования

культуры

поведения

ребенка,

усвоения

социальных

норм

и

правил.

Этот

факт

подчеркивают

многие

психологи

и

педагоги

в

своих

научных

работах.

Например, А.С. Макаренко отметил: «Игра имеет важное значение в жизни

ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа,

служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда

вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в

игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может

быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

5

Л.С. Выготский считал, что игра является «движущей силой развития

ребенка».

6

Разработанные

отечественными

авторами

концепции

развития

ребенка

утвердили

игру

как

основную

деятельность

детей

дошкольного

возраста.

Отдельное

место

в

развитии

психических

процессов

у

дошкольника

занимает

ролевая

игра.

Такой

вид

деятельности

активно

развивает

воображение у детей. Но самая важная задача такого вида игры – знакомство

ребенка с социальными ролями, взаимоотношениями между людьми. Таким

образом

дошкольник

учится

нормам

поведения

в

обществе,

культуре

поведения. Кроме того, развиваются навыки общения со сверстниками. Г. Н.

5



Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.

Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951. – С.122

6



Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.-С.39

Волков отметил, что «...игра — это удивительно разнообразная и богатая

сфера деятельности детей. В процессе игровой деятельности дети не только

выполняют указанные действия, но и проявляют отношения к партнеру по

игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой –

личностными отношениями детей.»

7

Постепенно,

преодолевая

этапы

усложнения,

игровая

деятельность

в

среднем дошкольном возрасте преобразовывается в учебную деятельность.

Например, если младшие дошкольники рисовали просто для удовольствия, то

старшие выполняют такую деятельность с целью достижения определенного

результата.

Дети

дошкольного

возраста

еще

не

понимают

того,

что

предложенная взрослым игра – это не что иное, как обучение, занятие. Дети

просто

играют

под

руководством

старшего

наставника,

получая

таким

образом определенные знания.

Для

того

чтобы

игра

успешно

реализовывалась

в

практической

деятельности дошкольника, детям-участникам следует овладеть умениями,

которые отметила психолог А.П. Усова:

ребенку необходимо уметь устанавливать коммуникативные связи с

другими участниками;

определить свое место (роль) в игре;

проявлять инициативу;

уметь следовать установленным правилам;

прислушиваться к мнению других участников игры.

8

Игра

способствует

развитию

таких

умений,

как

решение

спорных

и

конфликтных ситуации, анализ своих действий и других участников, оценка

7



Волков Б. С, Волкова Н. В. В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. —СПб.: Питер, 2008. —

С.206

8



Усова А.П. Об организации обучения дошкольников. - М., 2003. С. 56-58

этих

действий

с

точки

зрение

общеустановленных

норм.

В

психологии

умение анализировать поступки называют рефлексией. Такая способность

человека способствует социально-адекватному поведению в обществе.

В игре дошкольник учится управлять своим поведением. Это умение,

постепенно

совершенствуясь,

применяется

ребенком и

в

других

видах

деятельности. Так, при благоприятных условиях развития, ребенок 7 лет

способен управлять не только отдельными своими действиями, а поведением

в целом.

Таким

образом,

для

дошкольников

игра

становится

самостоятельной

деятельностью. Ребенок благодаря игровой деятельности учится:

общаться со сверстниками;

контролировать свое поведение;

развиваются нравственные чувства;

ф о р м и р у ю т с я

м о т и в ы

и

н о в ы е

ф о р м ы

п о т р е б н о с т е й

(самостоятельность, реализация, соревнование);

развивается воображение и творческие задатки;

игра

это

средство

воспитания

морально-этических

норм

и

закрепление правил поведения в обществе.

Взрослым важно понимать, что игра для ребенка – это очень серьезное

занятие.

Такая

деятельность

действительно

является

важной

для

гармоничного развития личности и требует поощрения, поддержки ребенка

со стороны взрослого. Но, оказывая помощь малышу во время игры, нельзя

подавлять инициативность, самостоятельность малыша.

Нужно

приобщать

детей

к

игре

и

от

того,

какое

содержание

будет

вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи

обществом своей культуры подрастающему поколению.

2.2. Народные игры как условие развития национальной культуры

ребенка

Рассматривая

вопрос

об

игре

как

важном

условии

культурного

развития

ребенка, особое внимание следует уделить народным играм. Ведь именно

народные

игры

являются

источником

мудрости

поколений,

основой

формирования у детей моральных и культурных ценностей. О важности

приобщения

детей

к

национальным

традициям,

культуре

своего

народа

говорили многие выдающиеся психологи, педагоги, этнографы. Несмотря на

то, что у каждого народа существуют свои традиции, описанные в сказках,

фольклоре, народных играх, все они передают из поколения в поколения

такие нравственные ценности, как честь, добро, трудолюбие, дружбу и др.

Таким

образом,

народные

игры

способствуют

приобщению

ребенка

к

культуре народа, закладывая тем самым основы поведения.

Впервые с народными играми дети знакомятся еще в раннем возрасте в виде

пестушек,

прибауток

и

потешек.

Кроме

того,

традиционные

деревянные

игрушки

также

способствуют

приобщению

малыша

к

культуре

родного

народа.

Рассмотрим

понятие

народной

игры.

Так,

Л.А.Лямина

предложила

следующее

определение:

«…это

исторически

сложившееся

общественное

явление,

самостоятельный

вид

деятельности,

являющейся

средством

обучения и воспитания… »

9

. К.Д.Ушинский считал, что именно народные

игры являются доступным и понятным для детей материалом формирования

культурных

ценностей.

Кроме

того,

педагог

отмечал,

что

в

такой

игре

активизируется

коммуникативная

функция,

дети

учатся

общаться

между

9



Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008. – С.67

собой, т.е. формируется культура общения и поведения в коллективе. Общая

цель, совместные усилия по ее достижению сближают участников игры.

Н а р од н ы е

и г р ы

о тл и ч а ю т с я

л а ко н и ч н о с т ь ю ,

о б р а з н о с т ь ю ,

выразительностью,

эмоциональностью.

Музыкальные

игры

(игры

со

словами)

характеризуются

напевно стью,

про стотой

м е л од и и ,

запоминающимся

мотивом.

Проанализировав

литературу

по

теме,

можно

отметить, что нет единой классификации народных игр – разные авторы

предлагают

свои

варианты.

Так,

О.И.Капица,

Г.М.Науменко

предлагают

следующую классификацию:

подвижные народные игры («Прятки», «Горелки», «Ловишки»)

10

;

обрядовые («Ручеек», «Гори ясно»);

по отношению к природе («У медведя во бору», «Заинька»)

трудовые («Каравай», «Баба сеяла горох»);

игры-забавы («Сорока-белобока», «Ладушки», «По кочкам»);

с элементами театрализованной деятельности («Идет коза по лесу»,

«Волк-волчок»);

с ведущим («Звонари», «Море волнуется»).

Многие авторы отдельно выделяют такие большие группы, как хороводные

игры и игры с пением.

Заметим, что привлекать детей к народным играм можно с раннего возраста.

Так,

малышей

до

двух

лет

заинтересуют

игры-забавы,

в

3-5

лет

дети

предпочитают

подвижные,

хороводные,

природные,

игры

с

пением

и

драматизации.

Детям

постарше

можно

предложить

обрядовые

действа,

трудовые игры, с ведущим.

10



Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и

младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003. – С.210

Следует отметить, что анализ педагогического опыта свидетельствует о том,

что дети активно принимают участие в народных играх. Такая деятельность

способствует

формированию

уважительного

отношения

к

культурным

традициям

народа,

созданию

эмоциональной

положительной

основы

для

развития духовных и патриотических чувств.



В раздел образования