Авторы: Озерова Елена Борисовна, Яблокова Ирина Николаевн
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 69"
Населённый пункт: город Кострома, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата."
Раздел: дошкольное образование
Е.Б.Озерова
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 69» города Костромы
И.Н.Яблокова
музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 69» города Костромы
Развитие музыкальных способностей у детей
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
« Музыка лечит душу»
(надпись на инструментах средневековых мастеров)
Главная
проблема
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении
мобильности,
бедности
контактов
со
сверстниками
и
взрослыми,
в
ограниченном
общении
с
природой,
недоступность
ряда
культурных
ценностей, а иногда и элементарного образования.
В
современном
обществе
велика
потребность
в
инклюзивном
образовании, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные,
социальные,
эмоциональные,
языковые
или
другие
особенности,
предоставляет
возможность
быть
вовлеченным
в
общий
процесс
обучения и воспитания (развития и социализации).
Главная
цель
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья – адаптировать и интегрировать таких детей в общество их
сверстников.
Как
показывает
опыт,
семьи
детей
с
особенностями
развития,
в
первую
очередь,
начинают
заниматься
лечением,
и
забывают
о
воспитательно-образовательном процессе, который также важен таким
детям. Причем чем раньше он будет начат, тем эффективней будет его
воздействие.
По
мнению
ученых,
заниматься
такими
детьми
нужно
именно в дошкольном детстве, в так называемый период сензитивного
развития (особой восприимчивости), когда детский мозг пластичен и
результаты могут быть положительными.
Детский
сад
является
учреждением
комбинированного
вида.
В
нашем
детском
саду
уже
20
лет
работают
группы
для
детей
с
нарушением опорно-двигательного аппарата. Диагноз детей - «детский
церебральный паралич» (ДЦП). Дети с таким диагнозом плохо ходят,
некоторые передвигаются с помощью ходунков. Таким детям сложно
наклоняться,
приседать,
удерживать
различные
предметы
в
руках.
Почти у всех нарушена речь, некоторые вообще лишены способности
говорить. У многих
детей наблюдаются психические расстройства.
Нужно понять каждого, вовремя прийти на помощь.
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы
обучения
и
воспитания
детей
с
церебральным
параличом
и
имеет
помимо
общеразвивающей
коррекционно-компенсаторную
направленность.
Музыка лечит не только душу, но и тело. С помощью музыки можно
бороться
и
с
таким
грозным
недугом
нашего
времени,
как
детский
церебральный паралич.
Цель музыкального воспитания
для детей с нарушением опорно-
двигательного аппарата: создание условий для всестороннего развития
ребенка и его адаптации к социальной среде.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-
способствуют
овладению
определенными
видами
двигательно-
моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
- исправляют речевые нарушения;
-
расширяют
и
обогащают
словарный
запас
(слуховой
восприятие,
память, внимание);
- формируют навыки ориентирования в пространстве;
- активизируют потенциальные творческие способности, побуждая детей
к инициативе, импровизации и др.;
- формируют базу для социализации [1].
В
нашем
детском
саду
разработана
система
музыкального
воспитания, собрана фонотека,
богатый дидактический
материал,
проводятся
консультации
с
воспитателями
и
родителями,
дети
привлекаются к
участию в утренниках и развлечениях совместно со
сверстниками и родителями.
Эта система мер позволяет добиться положительных результатов в
музыкальном
воспитании
ребенка:
дети
начинают
эмоционально
и
адекватно воспринимать музыку различного характера, различать звуки
по высоте, силе,
длительности и тембру, у них формируется чувство
ритма,
дети
запоминают
и
воспроизводят
мелодию,
развиваются
музыкально
-
ритмические
движения,
обогащаются
детские
представления об окружающем.
При
проведении
музыкальных
занятий
нами
соблюдается
ряд
условий:
-систематичность проведения занятий;
-доступность
и
простота
для
воспроизведения
детьми
музыкального
материала;
-выразительность музыкальных произведений;
-совместная
деятельность
музыкального
руководителя,
воспитателя,
логопеда,
родителей
и
детей
на
непосредственно-образовательной
деятельности, праздниках и развлечениях;
-повторяемость
пройденного
музыкального
материала
не
только
в
непосредственно-образовательной деятельности, но и в других видах
деятельности;
-использование ярких дидактических пособий.
Музыкальное занятие имеет следующую структуру:
1.Слушание музыки.
2.Пение.
3.Музыкально-ритмические движения и танцы.
4.Игра на элементарных музыкальных инструментах.
5.Театральная деятельность.
Слушание
музыки
направлено
на
развитие
у
детей
интереса
к
окружающему
их
миру
звуков,
способствует
развитию
слухового
внимания,
воспитанию
потребности
слушать
музыку,
активизирует
эмоции,
приучает
сосредотачиваться
в
ответ
на
ее
звучание,
учит
узнавать и запоминать знакомые мелодии.
При слушании музыки мы стараемся не брать быстрые, веселые
песенки и современную популярную ритмическую музыку, потому что
она вызывает у детей неадекватные реакции, возбуждение. Поэтому
предпочитаем слушать классическую музыку: К. Сен-Санс «Лебедь»,
Л.Бетховен «Лунная соната», Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,
концерты В.Моцарта, вальсы П.Чайковского, отрывки из произведений
С.Рахманинова.
Пение способствует развитию речи и слухового внимания, развивает
у
детей
желание
петь
со
взрослыми,
воспитывает
умение
петь
в
коллективе формирует певческую установку (позу), развивает дыхание,
дикцию. Простота построения песни, доступность ее восприятия, яркая
образность – все это вызывает положительные эмоции и желание петь.
Песни исполняются в умеренном или медленном темпе. Мы следим за
формированием
устойчивого
навыка
естественного,
ненапряженного
звучания, не допуская форсирования звука как во время пения, так и в
разговорной речи. Песни требуют много кратного повторения в целях
закрепления текста.
Занятия
музыкально-ритмическими
движениями
благотворно
сказывается на двигательных функциях детей
с
ОВЗ,
развивают
ориентировку в пространстве, тренируют память, укрепляют сердечно -
сосудистую систему, повышают общий тонус.
У многих детей
движения неритмичны,
некоординированы.
Поэтому
важно
развить
у
детей
чувство
ритма
и
научить
их
согласовывать
движения
с
заданным
ритмом.
Для
этого
многие
движения дети выполнять под счет и под музыку: хлопки, притопы,
шлепки. Игры, в которых используются движения под музыку, помогают
преодолению ряда трудностей в связи с отставанием детей в физическом
развитии.
При подборе музыкальных игр, привлекаем к участию и тех детей,
которые сидят на стульчиках, давая им посильное задание.
Так как многим детям трудно выполнять движения в парах, неудобно
держать друг друга за руки, поэтому
мы включаем игры, пляски и
танцы,
во
время
которых
дети
выполняют
движения,
располагаясь
свободно
по
музыкальному
залу.
Музыка
помогает
преодолевать
скованность,
движения
становятся
более
ритмичными,
четкими,
скоординированными. Если в некоторых плясках дети, которые плохо
ходят,
выполняют
движения
сидя
на
стульчиках,
то
хороводы
мы
стараемся организовать так, чтобы в них могли принять участие все
дети.
Движения
простые,
а
рядом
с
ребенком,
имеющим
тяжелое
двигательное
нарушение,
обязательно
находится
взрослый,
который
поддерживает его, помогает выполнить движение, дойти до стульчика.
Учитывая ограниченные двигательные возможности детей, играем
музыку в более медленном темпе во время музыкальных игр и танцев,
упрощаем
движения,
исключаем
бег,
поскоки,
а
иногда
исполняем
статичные танцы. Это дает возможность доставить радость от участия в
танцах всем детям. Чтобы вызвать желание прислушиваться к ритму
музыки и двигаться в соответствии с ней, основную нагрузку даем на
руки, при этом используем различные атрибуты (султанчики, ленты,
цветы,
листья,
платочки
и
т.д.).
При
выполнении
танцевальных
движений мы следим за осанкой, положением головы и учим детей
улыбаться.
Не остаются без внимания и
дети, которые, которые не могут
танцевать вместе с другими. При исполнении танца они получают те же
атрибуты,
что и все остальные. Мы просим их внимательно слушать
музыку и вместе с другими, выполнять движения, сидя на стульчиках.
Если ребенок во время танца не может ходить, то даем ему отдельное
задание:
например,
похлопать
в
ладоши
или
выполнять
шлепки
по
коленям, пока остальные
дети выполняют танцевальные движения..
После танца, отмечаем их старания. Участие в играх помогает детям
преодолеть
замкнутость,
они
привыкают
к
общению,
охотнее
включаются в пение, пробуют петь сольно.
Через
координационные
упражнения
под
музыку
мы
развиваем
моторную
функцию,
координацию,
формируем
правильную
осанку,
походку,
укрепляем
сердечно
-
сосудистую
систему,
подключаем
к
разным
видам
деятельности
абсолютно
всех
детей,
независимо
от
тяжести
заболевания.
Движения
малышей
становятся
более
ритмичными,
четкими,
упражнения
приобретают
яркость
и
выразительность.
Ритмические
движения,
речевые
упражнения
под
музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое
развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования
таких
психических
процессов,
как
мышление,
память,
внимание,
восприятие. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых
детей,
а
у
расторможенных,
наоборот,
формирует
способность
к
концентрации.
В
процессе
совместной
игры
на
элементарных
музыкальных
инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом,
формируются
чувство
партнерства
и
произвольная
организация
собственной
деятельности.
Этот
вид
занятий
развивает
у
детей
музыкальные
способности,
в
первую
очередь
тембровый
и
мелодический слух, чувство музыкального ритма.
Те ат ра льная
деятельно сть
вызывает
у
детей
же л а н и е
взаимодействовать
со
взрослыми
и
сверстниками,
включаться
в
исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение
передавать
движения,
имитирующие
повадки
птиц
и
зверей,
стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов
костюмов персонажей. В ходе подготовки
к инсценировке того или
иного
спектакля
у
детей
закрепляются
умения
ориентироваться
на
свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память,
речь,
воображение,
желание
проявить
свои
индивидуальные
способности [2].
В процессе занятий мы стараемся чередовать музыкальные задания с
речевыми,
двигательными,
предлагаем
упражнения
на
релаксацию,
которые подбираем совместно с педагогом-психологом.
В
своей
коррекционной
работе
мы
используем
разнообразный
наглядный материал. Это дает возможность облегчить детям процесс
восприятия музыки, помогает лучше понять ее. Для
детей, больных
ДЦП, характерна повышенная рассеянность и поэтому требуется немало
выдумки и фантазии в
применении
наглядного материала, чтобы
помочь
ребенку
сосредоточиться.
Все
наглядные
пособия
мы
художественно
оформляем, делаем их доступными по содержанию и
удобными в обращении.
При
проведении
коррекционной
работы
не
забываем
о
том,
что
ребенку
необходимо
применение
приобретенных
знаний
и
навыков.
Совместно
со
здоровыми
сверстниками,
дети
с
ОВЗ,
в
нашем
дошкольном
учреждении
участвуют
в
развлечениях,
конкурсах,
концертах.
В
целом
такие
мероприятия
являются
стимулом
для
духовного
и
физического
развития
детей
и
способствуют
адаптации
таких детей в общество. Чем чаще дети будут соприкасаться с музыкой,
тем
лучше
будут
результаты.
Дети
будут
всесторонне
развиты
и
адаптированы к социальной среде.
В
сотрудничестве
с
семьей
дошкольное
учреждение
создает
оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой
мир. Поэтому в образовательный процесс мы вовлекаем и родителей.
Для них мы организуем дни открытых дверей, мастер-классы, круглые
столы,
консультации,
праздники
и
развлечения
с
их
участием,
привлекаем к участию в конкурсах на различных уровнях.
Главным и первым принципом музыкотерапии, является принцип –
не навреди. Второй принцип – индивидуальный подход на музыкальных
занятиях.
Эти
принципы
в
полной
мере
сохраняются
в
нашем
дошкольном образовательном учреждении.
И
пускай
эти
дети
двигаются
не
так
четко
и
ритмично,
поют
недостаточно выразительно и неточно интонационно, они стараются не
отставать от своих здоровых сверстников и своим стремлениям дарят
радость окружающим и близким людям. Они чувствуют, что нужны
людям, они верят, что у них все получиться [3].
Список литературы:
1.
Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика, часть 2: учебное пособие,
Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 195 с.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение
и
воспитание,
программа
дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 4 издание,
Москва, Просвещение 2011, - 268 с.
3.
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому»
ребенку: Книга для педагогов и родителей. – СПб: Речь, 2000.
4.
Журнал Музыкальный руководитель № 1, 2011г., Москва,
ООО
Издательский дом «Воспитание дошкольника», статья Синевой
Л.В.
«Вера в себя», - 80с.
5.
Ладан А. , газета «Здоровье», 2008г., № 14.
6.
«Психологическое и социальное сопровождение больных детей и
детей-инвалидов»:
Учебное
пособие
/
Под
ред.
С.М.Безух
и
С.С.
Лебедевой - СПб.: Речь, 2007. - 257с.
7.
Юртайкин В.В., Жиянова П.Л. Адаптация детей с отклонениями в
развитии к дошкольным образовательным учреждениям // Дошкольное
воспитание. 2001 № 1,3.