Напоминание

"Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата."


Авторы: Озерова Елена Борисовна, Яблокова Ирина Николаевн
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 69"
Населённый пункт: город Кострома, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е.Б.Озерова

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 69» города Костромы

И.Н.Яблокова

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 69» города Костромы

Развитие музыкальных способностей у детей

с нарушением опорно-двигательного аппарата.

« Музыка лечит душу»

(надпись на инструментах средневековых мастеров)

Главная

проблема

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении

мобильности,

бедности

контактов

со

сверстниками

и

взрослыми,

в

ограниченном

общении

с

природой,

недоступность

ряда

культурных

ценностей, а иногда и элементарного образования.

В

современном

обществе

велика

потребность

в

инклюзивном

образовании, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные,

социальные,

эмоциональные,

языковые

или

другие

особенности,

предоставляет

возможность

быть

вовлеченным

в

общий

процесс

обучения и воспитания (развития и социализации).

Главная

цель

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья – адаптировать и интегрировать таких детей в общество их

сверстников.

Как

показывает

опыт,

семьи

детей

с

особенностями

развития,

в

первую

очередь,

начинают

заниматься

лечением,

и

забывают

о

воспитательно-образовательном процессе, который также важен таким

детям. Причем чем раньше он будет начат, тем эффективней будет его

воздействие.

По

мнению

ученых,

заниматься

такими

детьми

нужно

именно в дошкольном детстве, в так называемый период сензитивного

развития (особой восприимчивости), когда детский мозг пластичен и

результаты могут быть положительными.

Детский

сад

является

учреждением

комбинированного

вида.

В

нашем

детском

саду

уже

20

лет

работают

группы

для

детей

с

нарушением опорно-двигательного аппарата. Диагноз детей - «детский

церебральный паралич» (ДЦП). Дети с таким диагнозом плохо ходят,

некоторые передвигаются с помощью ходунков. Таким детям сложно

наклоняться,

приседать,

удерживать

различные

предметы

в

руках.

Почти у всех нарушена речь, некоторые вообще лишены способности

говорить. У многих

детей наблюдаются психические расстройства.

Нужно понять каждого, вовремя прийти на помощь.

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы

обучения

и

воспитания

детей

с

церебральным

параличом

и

имеет

помимо

общеразвивающей

коррекционно-компенсаторную

направленность.

Музыка лечит не только душу, но и тело. С помощью музыки можно

бороться

и

с

таким

грозным

недугом

нашего

времени,

как

детский

церебральный паралич.

Цель музыкального воспитания

для детей с нарушением опорно-

двигательного аппарата: создание условий для всестороннего развития

ребенка и его адаптации к социальной среде.

В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

-

способствуют

овладению

определенными

видами

двигательно-

моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;

- исправляют речевые нарушения;

-

расширяют

и

обогащают

словарный

запас

(слуховой

восприятие,

память, внимание);

- формируют навыки ориентирования в пространстве;

- активизируют потенциальные творческие способности, побуждая детей

к инициативе, импровизации и др.;

- формируют базу для социализации [1].

В

нашем

детском

саду

разработана

система

музыкального

воспитания, собрана фонотека,

богатый дидактический

материал,

проводятся

консультации

с

воспитателями

и

родителями,

дети

привлекаются к

участию в утренниках и развлечениях совместно со

сверстниками и родителями.

Эта система мер позволяет добиться положительных результатов в

музыкальном

воспитании

ребенка:

дети

начинают

эмоционально

и

адекватно воспринимать музыку различного характера, различать звуки

по высоте, силе,

длительности и тембру, у них формируется чувство

ритма,

дети

запоминают

и

воспроизводят

мелодию,

развиваются

музыкально

-

ритмические

движения,

обогащаются

детские

представления об окружающем.

При

проведении

музыкальных

занятий

нами

соблюдается

ряд

условий:

-систематичность проведения занятий;

-доступность

и

простота

для

воспроизведения

детьми

музыкального

материала;

-выразительность музыкальных произведений;

-совместная

деятельность

музыкального

руководителя,

воспитателя,

логопеда,

родителей

и

детей

на

непосредственно-образовательной

деятельности, праздниках и развлечениях;

-повторяемость

пройденного

музыкального

материала

не

только

в

непосредственно-образовательной деятельности, но и в других видах

деятельности;

-использование ярких дидактических пособий.

Музыкальное занятие имеет следующую структуру:

1.Слушание музыки.

2.Пение.

3.Музыкально-ритмические движения и танцы.

4.Игра на элементарных музыкальных инструментах.

5.Театральная деятельность.

Слушание

музыки

направлено

на

развитие

у

детей

интереса

к

окружающему

их

миру

звуков,

способствует

развитию

слухового

внимания,

воспитанию

потребности

слушать

музыку,

активизирует

эмоции,

приучает

сосредотачиваться

в

ответ

на

ее

звучание,

учит

узнавать и запоминать знакомые мелодии.

При слушании музыки мы стараемся не брать быстрые, веселые

песенки и современную популярную ритмическую музыку, потому что

она вызывает у детей неадекватные реакции, возбуждение. Поэтому

предпочитаем слушать классическую музыку: К. Сен-Санс «Лебедь»,

Л.Бетховен «Лунная соната», Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

концерты В.Моцарта, вальсы П.Чайковского, отрывки из произведений

С.Рахманинова.

Пение способствует развитию речи и слухового внимания, развивает

у

детей

желание

петь

со

взрослыми,

воспитывает

умение

петь

в

коллективе формирует певческую установку (позу), развивает дыхание,

дикцию. Простота построения песни, доступность ее восприятия, яркая

образность – все это вызывает положительные эмоции и желание петь.

Песни исполняются в умеренном или медленном темпе. Мы следим за

формированием

устойчивого

навыка

естественного,

ненапряженного

звучания, не допуская форсирования звука как во время пения, так и в

разговорной речи. Песни требуют много кратного повторения в целях

закрепления текста.

Занятия

музыкально-ритмическими

движениями

благотворно

сказывается на двигательных функциях детей

с

ОВЗ,

развивают

ориентировку в пространстве, тренируют память, укрепляют сердечно -

сосудистую систему, повышают общий тонус.

У многих детей

движения неритмичны,

некоординированы.

Поэтому

важно

развить

у

детей

чувство

ритма

и

научить

их

согласовывать

движения

с

заданным

ритмом.

Для

этого

многие

движения дети выполнять под счет и под музыку: хлопки, притопы,

шлепки. Игры, в которых используются движения под музыку, помогают

преодолению ряда трудностей в связи с отставанием детей в физическом

развитии.

При подборе музыкальных игр, привлекаем к участию и тех детей,

которые сидят на стульчиках, давая им посильное задание.

Так как многим детям трудно выполнять движения в парах, неудобно

держать друг друга за руки, поэтому

мы включаем игры, пляски и

танцы,

во

время

которых

дети

выполняют

движения,

располагаясь

свободно

по

музыкальному

залу.

Музыка

помогает

преодолевать

скованность,

движения

становятся

более

ритмичными,

четкими,

скоординированными. Если в некоторых плясках дети, которые плохо

ходят,

выполняют

движения

сидя

на

стульчиках,

то

хороводы

мы

стараемся организовать так, чтобы в них могли принять участие все

дети.

Движения

простые,

а

рядом

с

ребенком,

имеющим

тяжелое

двигательное

нарушение,

обязательно

находится

взрослый,

который

поддерживает его, помогает выполнить движение, дойти до стульчика.

Учитывая ограниченные двигательные возможности детей, играем

музыку в более медленном темпе во время музыкальных игр и танцев,

упрощаем

движения,

исключаем

бег,

поскоки,

а

иногда

исполняем

статичные танцы. Это дает возможность доставить радость от участия в

танцах всем детям. Чтобы вызвать желание прислушиваться к ритму

музыки и двигаться в соответствии с ней, основную нагрузку даем на

руки, при этом используем различные атрибуты (султанчики, ленты,

цветы,

листья,

платочки

и

т.д.).

При

выполнении

танцевальных

движений мы следим за осанкой, положением головы и учим детей

улыбаться.

Не остаются без внимания и

дети, которые, которые не могут

танцевать вместе с другими. При исполнении танца они получают те же

атрибуты,

что и все остальные. Мы просим их внимательно слушать

музыку и вместе с другими, выполнять движения, сидя на стульчиках.

Если ребенок во время танца не может ходить, то даем ему отдельное

задание:

например,

похлопать

в

ладоши

или

выполнять

шлепки

по

коленям, пока остальные

дети выполняют танцевальные движения..

После танца, отмечаем их старания. Участие в играх помогает детям

преодолеть

замкнутость,

они

привыкают

к

общению,

охотнее

включаются в пение, пробуют петь сольно.

Через

координационные

упражнения

под

музыку

мы

развиваем

моторную

функцию,

координацию,

формируем

правильную

осанку,

походку,

укрепляем

сердечно

-

сосудистую

систему,

подключаем

к

разным

видам

деятельности

абсолютно

всех

детей,

независимо

от

тяжести

заболевания.

Движения

малышей

становятся

более

ритмичными,

четкими,

упражнения

приобретают

яркость

и

выразительность.

Ритмические

движения,

речевые

упражнения

под

музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое

развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования

таких

психических

процессов,

как

мышление,

память,

внимание,

восприятие. Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых

детей,

а

у

расторможенных,

наоборот,

формирует

способность

к

концентрации.

В

процессе

совместной

игры

на

элементарных

музыкальных

инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом,

формируются

чувство

партнерства

и

произвольная

организация

собственной

деятельности.

Этот

вид

занятий

развивает

у

детей

музыкальные

способности,

в

первую

очередь

тембровый

и

мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Те ат ра льная

деятельно сть

вызывает

у

детей

же л а н и е

взаимодействовать

со

взрослыми

и

сверстниками,

включаться

в

исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение

передавать

движения,

имитирующие

повадки

птиц

и

зверей,

стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов

костюмов персонажей. В ходе подготовки

к инсценировке того или

иного

спектакля

у

детей

закрепляются

умения

ориентироваться

на

свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память,

речь,

воображение,

желание

проявить

свои

индивидуальные

способности [2].

В процессе занятий мы стараемся чередовать музыкальные задания с

речевыми,

двигательными,

предлагаем

упражнения

на

релаксацию,

которые подбираем совместно с педагогом-психологом.

В

своей

коррекционной

работе

мы

используем

разнообразный

наглядный материал. Это дает возможность облегчить детям процесс

восприятия музыки, помогает лучше понять ее. Для

детей, больных

ДЦП, характерна повышенная рассеянность и поэтому требуется немало

выдумки и фантазии в

применении

наглядного материала, чтобы

помочь

ребенку

сосредоточиться.

Все

наглядные

пособия

мы

художественно

оформляем, делаем их доступными по содержанию и

удобными в обращении.

При

проведении

коррекционной

работы

не

забываем

о

том,

что

ребенку

необходимо

применение

приобретенных

знаний

и

навыков.

Совместно

со

здоровыми

сверстниками,

дети

с

ОВЗ,

в

нашем

дошкольном

учреждении

участвуют

в

развлечениях,

конкурсах,

концертах.

В

целом

такие

мероприятия

являются

стимулом

для

духовного

и

физического

развития

детей

и

способствуют

адаптации

таких детей в общество. Чем чаще дети будут соприкасаться с музыкой,

тем

лучше

будут

результаты.

Дети

будут

всесторонне

развиты

и

адаптированы к социальной среде.

В

сотрудничестве

с

семьей

дошкольное

учреждение

создает

оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой

мир. Поэтому в образовательный процесс мы вовлекаем и родителей.

Для них мы организуем дни открытых дверей, мастер-классы, круглые

столы,

консультации,

праздники

и

развлечения

с

их

участием,

привлекаем к участию в конкурсах на различных уровнях.

Главным и первым принципом музыкотерапии, является принцип –

не навреди. Второй принцип – индивидуальный подход на музыкальных

занятиях.

Эти

принципы

в

полной

мере

сохраняются

в

нашем

дошкольном образовательном учреждении.

И

пускай

эти

дети

двигаются

не

так

четко

и

ритмично,

поют

недостаточно выразительно и неточно интонационно, они стараются не

отставать от своих здоровых сверстников и своим стремлениям дарят

радость окружающим и близким людям. Они чувствуют, что нужны

людям, они верят, что у них все получиться [3].

Список литературы:

1.

Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика, часть 2: учебное пособие,

Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 195 с.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение

и

воспитание,

программа

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 4 издание,

Москва, Просвещение 2011, - 268 с.

3.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Нисневич Л.А. Как помочь «особому»

ребенку: Книга для педагогов и родителей. – СПб: Речь, 2000.

4.

Журнал Музыкальный руководитель № 1, 2011г., Москва,

ООО

Издательский дом «Воспитание дошкольника», статья Синевой

Л.В.

«Вера в себя», - 80с.

5.

Ладан А. , газета «Здоровье», 2008г., № 14.

6.

«Психологическое и социальное сопровождение больных детей и

детей-инвалидов»:

Учебное

пособие

/

Под

ред.

С.М.Безух

и

С.С.

Лебедевой - СПб.: Речь, 2007. - 257с.

7.

Юртайкин В.В., Жиянова П.Л. Адаптация детей с отклонениями в

развитии к дошкольным образовательным учреждениям // Дошкольное

воспитание. 2001 № 1,3.



В раздел образования