Напоминание

"Особенности физического воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста"


Автор: Белоножкина Олеся Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ-192
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности физического воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….2

Глава I.

Теоретические

аспекты

проблемы

физического

во спитания

слабослышащих детей

1.1 Сущность и роль физического воспитания детей............................4

1.2

Закономерности

физического

развития

детей

при

нормальном

онтогенезе........................................................................................................... 9

1.3 Особенности физического развития слабослышащих детей........14

Глава II.

Методические

аспекты

проблемы

физического

воспитания

детей

с

нарушениями слуха

2.1. Методики диагностики физического развития детей с

нарушениями слуха..............................................................................................16

2.2.

Характеристика

методик

физического

воспитания

детей

с

нарушениями слуха............................................................................................22

2.3.

Роль

физического

воспитания

в

организации

коррекционной

работы со слабослышащими детьми.................................................................29

Заключение

Список литературы

Приложение

1

ВВЕДЕНИЕ

Современное

общество

развивается

на

основе

идей

гуманизации,

предполагающей раскрытие и реализацию потенциала каждого человека, в

том числе и людей с отклонениями в здоровье. В настоящее время процесс

воспитания детей с нарушенным слухом осуществляется на основе ранней

диагностики

и

коррекционно-компенсаторной

направленности

учебно-

воспитательного

процесса.

Полноценное

развитие

детей,

имеющих

нарушение

слуха,

невозможно

без

физиче ского

в о с п и т а н и я ,

обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но

и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребенка.

Как утверждает Т.Н. Лебедева аномальное развитие ребёнка всегда

сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом

двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического

развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше

[11].

По

мнению,

Е.М.

Мастюковой,

в

первую

очередь

вторичные

нарушения проблемного ребенка затрагивают те функции, которые наиболее

интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Это приводит к

речевому недоразвитию,

особенностям психического развития, а также к

исследователи отмечают, что практически у всех детей с нарушениями слуха

существуют проблемы формирования двигательных функций [15].

Специфические

особенности

психомоторного

развития

детей

с

нарушениями слуха требуют разработки специальных методов и приемов

работы

по

физическому

воспитанию,

имеющих

единую

целевую

направленность - коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

2

Однако

существующие

программы

не

решают

всего

спектра

задач

специального

дошкольного

воспитания

слабослышащих

детей.

Занижено

значение

физического

воспитания

как

средства

всестороннего

развития

личности ребенка с нарушениями слуха. Не учитывается, что пластичность

мозга

ребенка

в

сенситивные

периоды

физического

и

психомоторного

развития,

формирования

интеллекта,

речи

определяют

большие

потенциальные

возможности

коррекционной

помощи,

в

том

числе

и

с

помощью средств и методов физического воспитания.

Объект исследования –физическое воспитание как фактор физического

развития детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности физического воспитания детей

дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Цель

работы:

выявление

особенностей

физического

воспитания

слабослышащих

детей

дошкольного

возраста.

Проблема

исследования

заключается

в

том,

что

недостаточно

разработаны

методы

физического

воспитания слабослышащих дошкольников.

Задачи работы:

1.Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую

литературу

по

проблеме

исследований

и

на

основании

этого

выявить

особенности

физического

развития

детей

дошкольного

возраста

в

нормальном онтогенезе и при нарушении слуха;

2. Рассмотреть методики физического развития детей с нарушениями

слуха ;

3. Рассмотреть характеристики методик

физического воспитания в

организации коррекционной работе со слабослышащими детьми;

3

4. Определить

роль

физического воспитания детей

дошкольного

возраста с нарушениями слуха.

ГЛАВА

I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

СЛАБОСЛЫШАЩИХ

ДЕТЕЙ

1.1.

СУЩНОСТЬ

И

РОЛЬ

ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ

По мнению авторов В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Гофман дошкольный

период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека

в

формировании

физического

здоровья

и

культурных

навыков,

обеспечивающих

его

совершенствование,

укрепление

и

сохранение

в

будущем.

Сегодня

известно,

что

40%

заболеваний

у

взрослых

были

«заложены» в детском возрасте, в 5-7 лет [13].

Дошкольное физическое воспитание должно формировать фундамент

физической культуры детей, в которую входит следующее:

- положительное отношение детей к физическим упражнениям, играм

и

закаливающим

процедурам,

к

правилам

личной

гигиены,

соблюдению

режима дня;

- начальные знания, познавательный интерес к физической культуре;

-

начальные

навыки

естественных

движений

общеразвивающего

характера, основы ритмики, правильной осанки, умения ориентироваться в

пространстве,

участие

в

коллективных

действиях

(играх,

танцах

и

праздниках), культура поведения, самостоятельность, организованность и

дисциплинированность;

4

- навыки самообслуживания, ухода за инвентарем для занятий и т.д.

[13].

За рубежом проведено множество исследований, результаты которых

свидетельствуют

о

незаменимом

вкладе

целенаправленного

физического

воспитания

в

процесс

психомоторного,

умственного

и

эмоционального

развития

детей

дошкольного

возраста.

Результаты

медицинских

исследований,

в

свою

очередь,

свидетельствуют

о

необходимости

физической

активности

для

обеспечения

нормального

развития

опорно-

двигательного аппарата, о том, что пассивный образ жизни в эти важнейшие

годы

непосредственно

влияет

на

состояние

сердечно-сосудистой

и

дыхательной систем, склонность к избыточному весу и общее состояние

здоровья

во

взрослом

возрасте.

В

других

исследованиях

показано,

что

дошкольный период является решающим в плане формирования отношения

к физическому воспитанию и желанию осваивать новые виды физической

активности. Получены данные, говорящие о том, что в 8-летнем возрасте

дети

принимают

70%

решений

относительно

участия

или

неучастия

в

физической активности, исходя из субъективно оцениваемого ими уровня

своей подготовленности [14].

По мнению автора Л.А. Головиц, Л.П. Носкова наиболее общими

задачами для детей дошкольного возраста являются:

1. Оздоровительные задачи:

Повышение

сопротивляемости

организма

влияниям

внешней

среды

путем

его

закаливания.

С

помощью

разумно

дозируемых

оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные

процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно

возрастают.

При

этом

повышается

сопротивляемость

простудным

заболеваниям

(ОРЗ,

насморк,

кашель

и

др.)

и

инфекционным

болезням (ангина, корь, краснуха, грипп);

5

Укрепление

опорно-двигательного

аппарата

и

формирование

правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех

видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц

стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно

может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для

гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо

п р е д у с м а т р и в а т ь

у п р а ж н е н и я

н а

о б е

с т о р о н ы

т е л а ,

упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в

повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц;

Содействие

повышению

функциональных

возможностей

вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка

способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

улучшению

обменных

процессов

в

организме,

оптимизации

пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и

т.д.

Физическая

культура,

придавая

естественному

процессу

становления

форм

и

функций

растущего

организма

оптимальный

характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем

самым

нормальному

функционированию

всех

систем

детского

организма;

Воспитание

физических

способностей

(координационных,

скоростных

и

выносливости).

В

дошкольном

возрасте

процесс

воспитания физических способностей не должен являться специально

направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе

принципа гармонического развития следует так подбирать средства,

менять

деятельность

по

содержанию

и

характеру

и

регулировать

направленность

двигательной

активности,

чтобы

обеспечивалось

комплексное воспитание всех физических способностей;

2. Образовательные задачи:

Формирование

основных

жизненно

важных

двигательных

умений

и

навыков.

В

дошкольном

возрасте

вследствие

высокой

6

пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают

новые формы движений;

Формирование

двигательных

умений

о суще ствляет ся

параллельно с физическим развитием : к четвертому году формируют

навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли

предмета,

катания

на

трехколесном

велосипеде;

к

пятому-шестому

годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных

умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать,

ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через

преграды и т. п;

Формирование

устойчивого

интереса

к

занятиям

физической

культурой.

Детский

возраст

является

наиболее

благоприятным

для

формирования

устойчивого

интереса

к

занятиям

физическими

упражнениями.

Но

при

этом

необходимо

соблюдать

ряд

условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное

выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую

активность.

Постоянная

оценка

выполненных

заданий,

внимание

и

поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации

к систематическим занятиям физическими упражнениями;

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные

физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности.

Это

позволит

расширить

их

познавательные

возможности

и

умственный кругозор;

3. Воспитательные задачи:

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности,

смелости, настойчивости и др.), содействие умственному, нравственному,

эстетическому и трудовому воспитанию.

Физкультурно-оздоровительная

работа

в

ДОУ

реализуется

в

следующих формах физкультурного занятия:

утренней гимнастики;

7

физкультминутки;

физкультурной паузы;

упражнений после дневного сна;

организованной двигательной активности детей на прогулках;

коррекционного занятия [2].

М.А.

Рунова

описываете

все

формы

физического

воспитания.

Физкультурное

занятие

основная

форма

физического

воспитания,

направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими

движениями,

играми.

Физкультурное

занятие

в

зависимости

от

задач

проводится

фронтально,

подгруппами,

индивидуально

руководителем

физического воспитания или воспитателем.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих

упражнений,

направленный

на

повышение

функциональной

активности

жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий

и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего

дыхания

и

кровообращения,

активизируют

обмен

веществ.

Утренняя

гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем

воздухе, зимой – в помещении).

Физкультминутка

комплекс

специальных

упражнений

и

игровых

заданий

для

отдельных

групп

мышц.

Физкультминутка

проводится

на

занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и

умственного

напряжения,

создания

положительных

эмоций,

подъема

активности детей.

Физкультурная пауза – перерыв между занятиями, во время которого

проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная

пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у

детей,

сформировавшегося

в

процессе

занятий

с

умственной

нагрузкой,

повышения двигательной активности детей.

Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу

организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и

8

мышечный

тонус,

способствуют

эффективному

закаливанию,

хорошо

сочетаются с водными процедурами.

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней

и

вечерней)

направлена

на

совершенствование

двигательных

действий,

воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и

спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с

утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря

и

оборудования

для

учреждений

дошкольного

образования.

Спортивные

игры проводятся по упрощенным правилам.

Коррекционное

занятие

комплекс

мероприятий

медицинского,

физического,

психологического

характера,

которые

направлены

на

восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие

проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей

при

наличии

единых

медицинских

показаний

и

противопоказаний

или

индивидуально.

Самостоятельная

двигательная

деятельность

в

учреждении

дошкольного

образования

может

быть

индивидуальной

и

групповой,

включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с

собственными

желаниями,

интересами

и

способностями.

С

целью

стимулирования

самостоятельной

двигательной

деятельности

детей

в

учреждении

дошкольного

образования

используют

разнообразное

физкультурное оборудование [17].

Таким образом, мы выяснили, что

физическое воспитание является

существенным

аспектом

дошкольного

воспитания

в

целом.

Важно

так

организовать физическое воспитание детей дошкольного возраста, чтобы в

его

процессе

развивались

не

только

двигательные

умения,

навыки

и

физические

качества,

но

и

положительное

отношение

к

физической

активности и здоровому образу жизни.

9

1.2

ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

ПРИ

НОРМАЛЬНОМ

ОНТОГЕНЕЗЕ

Автор

А.Г.

Цейтлин

считает,

что

самым

эффективным

средством,

способствующим

правильному

развитию

детей,

являются

занятия

физической культурой и спортом. При организации этих занятий нужно

строго и постоянно учитывать особенности организма, присущие каждому из

возрастных периодов.

Систематические занятия спортом – это одно из эффективных средств

нормального развития всех функций организма [26].

По мнению А.Н. Леонтьева, физическими качествами и способностями

мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его

ф и з и ч е с ко е

с о с т о я н и е ,

э т о

п р е ж д е

в с е го

с о с т о я н и е

е г о

морфофункционального

развития:

конституция

его

организма

и

физиологические функции последнего.

К

числу

признаков,

характеризующих

конституцию

организма,

относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес,

окружность

тела

и

др.

Среди

разнообразных

физиологических

функций

человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию,

которая характеризуется способностью человека выполнять определенный

круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Теория

физического

воспитания

учитывает

психофизиологические

особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности

организма,

возникающие

интересы

и

потребности,

формы

наглядно-

действенного,

наглядно-образного

и

логического

мышления,

своеобразия

преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят

главнейшие

изменения

в

психике

ребенка

и

подготавливается

«переход

ребенка к новой высшей ступени его развития» [12].

Автор Л.Д. Глазырина показывает, что на протяжении дошкольного

детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем

10

свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У

дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков

она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм.

Улучшаются

показатели

быстроты.

Время

бега

на

10

метров

с

хода

сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд.

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую

преодолевают мальчики, возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с

454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста

физических

качеств

по

годам

не

совпадают.

Более

высокие

увеличения

показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4

лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены

некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при

организации

целенаправленной

работы

по

развитию

физических

качеств

дошкольников [3].

Как показывает автор Л.В. Шапкова, на развитие физических качеств

дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического

воспитания

[27].

Эффективным

средством

развития

быстроты

являются

упражнения

направленные

на

развитие

способности

быстро

выполнять

движения.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог

должен

предусмотреть,

чтобы

упражнения

не

были

продолжительными,

однообразными.

Желательно

их

повторить

в

разных

условиях

с

разной

интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега

могут

быть

использованы

следующие

упражнения:

бег

в

быстром

и

медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали.

Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует

развитию

у

детей

умения

прилагать

разные

мышечные

усилия

соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать

11

темп

движений

на

протяжении

некоторого

времени

эффективным

средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При

обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по

сигналам;

старт

из

разных

исходных

положений.

Эти

упражнения

включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения,

подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по

координации

и

условиям

проведения:

применение

необычных

исходных

положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок

из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая

смена

различных

положений;

изменения

скорости

или

темпа

движения;

выполнения

взаимосогласованных

действий

несколькими

участниками.

Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия,

чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба

на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы:

с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение

которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания).

Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует

развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он

выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.

В

силовых

упражнениях

предпочтение

следует

отд а ват ь

горизонтальным

и

наклонным

положениям

туловища.

Они

разгружают

сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление

в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением

целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для

развития

выносливости

больше

всего

подходят

упражнения

циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении

этих

упражнений

принимает

участие

большое

количество

групп

мышц,

12

хорошо

чередуются

моменты

напряжения

и

расслабления

мышц,

регулируется темп и продолжительность выполнения [24 25].

В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически

всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на

воспитание

координационных

способностей,

в

частности

на

такие

компоненты,

как

чувство

равновесия,

точность,

ритмично сть,

согласованность

отдельных

движений.

При

освоении

новых

движений

предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении

движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему.

Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия [24].

Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому

воспитанию

помогает

развитию

чувства

ритма,

вибрационной

чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, что, таким

образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого

общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых

обучения,

они

предъявляются

устно

и

письменно

(на

табличках),

устно

дактильно (в детском саду для глухих) [4 11 20].

Роль речи для физического и психического развития детей невозможно

переоценить, так как речевая функция оказывает ведущее влияние на их

эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. При этом роль

речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его

обучении труду и физическим упражнениям возрастает. С помощью речи

формируется и выражается мысль, посредством речи производится обучение

и

воспитание

детей.

По

мере

роста

и

развития

у

детей

увеличивается

способность

отражения

объективной

действительности

в

понятиях,

отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.

С

помощью

устной

речи

дети

обучаются

речи

письменной,

а

совершенствование последней влечет еще большее развитие устной речи и

процесса

мышления.

По

мере

развития

способности

к

обобщениям,

13

абстрактному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания

к произвольному, целенаправленному вниманию. В процессе психической и

физической

деятельности

детей

происходят

воспитание

и

тренировка

произвольного и непроизвольного внимания.

Речь

и

мышление

развиваются

параллельно

в

процессе

речевого

общения с окружающими людьми, во время игр, физических упражнений и

трудовой деятельности детей. На психическое развитие детей речь оказывает

большое влияние [13].

Таким

образом,

мы

рассмотрели,

что

систематическая

работа

по

физическому

воспитанию

и

развитию,

тесно

связанная

с

развитием

различных сторон и функций речи, умственному воспитанию, что является

важнейшим условием развития наглядных форм и словесного мышления,

сглаживания

различий

в

познавательной

деятельности

между

детьми

с

нарушениями слуха и их слышащими сверстниками.

1.3.

ОСОБЕННОСТИ

ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

СЛАБОСЛЫШАЩИХ

ДЕТЕЙ

Исследования физического и моторного развития детей дошкольного

возраста

с

нарушениями

слуха

[1

2

11

19

22

23],

выявили

некоторые

особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности

вестибулярного

аппарата,

возникшим

в

результате

тяжелых

заболеваний,

перенесенных

детьми.

У

слабослышащих

и

глухих

детей

с

рано

приобретенными

или

врожденными

недостатками

слуха

статические

и

локомоторные функции отстают в своем развитии.

На первом году жизни у слабослышащих детей отмечается отставание

в

сроках

удержания

головы,

более

позднее

овладение

ходьбой,

однако

задержка

прямостояния

компенсируется

к

одному

году

и

двум-четырем

месяцам.

14

Наиболее

заметны

недостатки

моторного

развития

детей

с

нарушениями слуха в пред-дошкольном и младшем дошкольном возрасте.

Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому

времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить

простейшие

движения

по

подражанию

взрослым.

Сформированные

движения

характеризуются

некоторыми

особенностями,

которые

проявляются

в

нарушении

координации,

ориентировки

в

пространстве,

боязни высоты, замедленности и скованности движений [4].

Наибольшее

своеобразие

в

развитии

двигательных

качеств

у

дошкольников

с

нарушениями

слуха

отмечается

в

уровнях

скоростных

качеств и равновесия.

Так,

по

данным

А.А.

Коржовой,

слабослышащие

дети

трехлетнего

возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия, с

которыми

справляются

их

слышащие

сверстники.

Хотя

в

дошкольном

возрасте

у

детей

с

нарушениями

слуха

начинается

процесс

улучшения

состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие дети по

показателям

качества

равновесия

уступают

не

только

слышащим,

но

и

слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям [11].

Многим

детям

присущи

нарушения

мелкой

моторики

(движений

пальцев,

артикуляционного

аппарата),

что

отражается

в

дальнейшем

на

формировании разных видов детской деятельности. Так как у детей нарушен

контроль

за

движениями

со

стороны

слухового

анализатора,

то

при

выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят

излишний шум, неритмичные и замедленные движения. Это проявляется в

шаткой

походке,

шарканье

ногами,

некоординированных

и

неловких

движениях.

Наблюдается

асимметрия

шагов,

пошатывания

корпуса,

повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе

формирования

движений

также

является

одной

из

причин,

снижающих

качество движений.

15

Среди

детей

с

нарушениями

слуха

выделяются

те,

у

кого

есть

остаточные явления ДЦП, что связано с параличами и парезами туловища,

резко ограничивающими передвижение детей в пространстве.

Отрицательное

влияние

на

моторное

развитие

дошкольников

с

нарушениями

слуха

оказывает

большой

объем

статических

нагрузок,

связанный с множеством занятий в детском саду и дома.

Гиподинамия, по мнению Г.В. Трофимовой, является одной из причин

недостаточного

развития

некоторых

двигательных

качеств,

вызывает

и

усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и слабослышащих

дошкольников [20].

Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также

имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные

ребенком

заболевания,

соматическая

ослабленность.

У

этих

детей

отмечаются

более

низкие

по

сравнению

со

слышащими

ребятами

показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки [11 19] .

Мы

рассмотрели,

что

для

дошкольников

с

нарушенным

слухом

характерны

мышечная

слабость,

снижение

тонуса

мышц,

вегетативные

расстройства. В группе детей с нарушениями слуха отмечаются большие

индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в

физическом

и

моторном

развитии

таких

дошкольников

отмечаются

тенденции, характерные для слышащих детей .

16

ГЛАВА

II.

МЕТОДИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ

С

НАРУШЕНИЯМИ

СЛУХА

2.1.

МЕТОДИКИ

ДИАГНОСТИКИ

ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

С

НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА

Существует методика

диагностики

для

определения

физической

подготовленности, учитывается принцип преемственности в определении

физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор

М.А.

Рунова

в

своей

книге

предлагает

для

определения

физического подготовленности детей. В работе с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста, исследователь столкнулась с тем, что нет

единой

системы

определения

физической

подготовленности,

по

которым

можно

проследить

уровень

развития

двигательных

умений

и

навыков,

физических качеств ребёнка. Нет преемственности и в последовательности

нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В

тестах нет единой системы определения норм и результатов [17]

В едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и

младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема

проведения

диагностических

тестов,

определение

качественной

оценки

физической

подготовленности,

развития

и

достижений

детей,

отсутствие

единой программы, по которой можно определить динамику физического

развития каждого ребёнка.

На

основании

оценки

физической

подготовленности

изучаются

особенности

моторного

развития

ребёнка,

разрабатываются

необходимые

средства

и

методы

их

физического

воспитания,

раскрываются

неравномерности

в

развитии

двигательных

функций.

Всё

это

даёт

возможность установить причины отставания или опережения в усвоении

17

программы,

наметить

педагогические

приёмы,

способствующие

оптимизации

двигательной

активности

детей

в

условиях

данного

учреждения.

П р и определении

уровня

физической

подготовленности

ребёнка

с

нарушением слуха следует ориентироваться на следующие факторы:

степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в

разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов

движений;

умение

активно

участвовать

в

разных

видах

двигательной

деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных

условиях;

развитие

физических

качеств

и

двигательных

способностей:

быстроты

реакции,

ловкости,

гибкости,

силы,

выно сливо ст и,

координационных способностей;

общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени

пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы, разработана единая диагностика,

что позволяет выявить динамику физической подготовки.

Физическая

подготовленность

проверяется

по

четырём

основным

тестам:

скоростным,

скоростно-силовым,

выносливости,

координации.

После

обследования

анализируются

показатели

каждого

ребёнка

и

сопоставляются с нормативными данными.

Тесты

по

физической

подготовленности

позволяют

определить

физические

качества

такие

как:

быстрота,

сила,

координация,

выносливость, сформированность двигательных умений и навыков.

18

Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и младших

школьников [см. приложение].

При проведении физической диагностики необходим стандартный

набор спортивного оборудования:

прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;

перекладина

и

мешочки

с

песком

150-200гр.

для

выявления

силовых качеств;

беговая

дорожка

и

секундомер

для

выявления

выносливости,

скорости.

Всё оборудование имеется как в дошкольных, так и в любом другом

учебном учреждении.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила:

Исследования

проводить

в

первой

половине

дня,

в

физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке.

Одежда детей облегчённая.

День тестирования режим дня детей не должен быть перегружен

физически и эмоционально.

Перед тестированием следует провести стандартную разминку

всех систем организма в соответствии со спецификой тестов.

Необходимо

обеспечить

спокойную

обстановку,

избегать

у

ребёнка

отрицательных

эмоций,

соблюдать

индивидуальный

подход,

учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна

предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут

сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста

должно

быть

достаточным

для

ликвидации

возникшего

после

первой

попытки утомления.

19

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких

обстоятельствах.

Как

правило,

тестирование

проводят

одни

и

те

же

педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по

УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование

должно

проводиться

в

стандартных

одинаковых

условиях,

что

снизит

возможность

ошибки

в

результатах

и

позволит

получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

1.

индивидуальные возможности и способности ребёнка;

2.

особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже

самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие

результаты,

полученные

в

процессе

тестирования,

заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты

на

начало

и

конец

года

всей

группы,

по

которым

видна

физическая

подготовленность

всех

детей.

Также

результаты

записываются

в

индивидуальную

карту

физической

подготовленности

ребёнка.

По

индивидуальной

карте

прослеживается

физическое

развитие

ребёнка

и

корректно сообщается родителям каждого ребёнка, подводится итог в конце

каждого года.

Работая по данной системе, достигают следующих результатов:

по разработанным тестам прослеживается уровень физической

подготовленности ребёнка с 3 до 10лет.

в процессе работы по данной системе, увеличилось количество

детей

с

среднем

уровнем

физической

подготовленности.

Так

как

уменьшилось

количество

тестов,

поэтому

основное

внимание

уделяют

20

технике

выполнения

упражнений.

При

правильной

технике

всегда

улучшается результат.

тесты

позволяют

выявить

уровень

развития

движений

и

физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его

соответствия возрастным нормам.

можно определить способности и возможности каждого ребёнка

и индивидуально обсудить это родителями.

тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в

усвоение программы каждого ребёнка.

Простые

по

содержанию

и

структуре

движения

воспитатель

напоминает детям, не показывая их. Если движения сложные, нужны показ и

объяснение. На этом этапе у детей активизируется внимание, творческое

мышление и желание самостоятельно выполнить движение.

Этап закрепления двигательного навыка и совершенствования техники

стимулирует

детей

к

самостоятельному

выполнению

движений,

создает

возможности применения их в играх. Воспитатель на словах регулирует

движения дошкольников, предлагает творческие задания, направленные на

воспитание

у

них

творческого

отношения

к

двигательной

деятельности.

Следовательно,

этапы

обучения

физический

упражнениям

-

это

педагогический

процесс

взаимной

деятельности

воспитателя

и

ребенка,

направленный на освоение последним двигательного действия.

На

быстроту

образования

двигательных

навыков

оказывают

воздействие эмоции, интерес, сознательное отношение детей к двигательной

деятельности.

Проблема исследования и оценки режимов двигательной активности

остается

по-прежнему

актуальной,

поскольку

двигательная

активность

является одним из основных факторов, определяющих здоровье и уровень

физического состояния населения.

21

Автор статьи журнала Л.А. Фандикова замечает, что касается детей с

нарушением слуха (глухих и слабослышащих), проживающих в интернатах,

то

даже

режимом

заведения

на

занятия

физическими

упражнениями

(включая прогулку на свежем воздухе) отводится только 12,5% времени.

Вопросу

разработки

режимов

двигательной

активности

посвящено

немало

научных

работ,

однако

до

сих

пор

малоизученными

являются

сведения о нормативах двигательной активности глухих и слабослышащих

детей.

Глухие

и

слабослышащие

дети

отличаются

от

своих

слышащих

сверстников

недостаточной

подвижностью,

отставанием

в

физическом

и

моторном

развитии.

Резко

сниженная

или

полностью

отсутствующая

функциональная

деятельность

слухового

анализатора

вызывает

заторможенность центра двигательного анализатора, внешними признаками

этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей

с

нарушениями

слуха

и

их

постоянный

контроль

над

каждым

своим

движением [31]

.

Таким

образом,

рекомендованные

программы

по

физическому

воспитанию для дошкольного коррекционного учреждения ориентируют на

учёт индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их уровнями

физического развития и двигательной подготовленности. Однако конкретные

методические

подходы,

указания

и

разработки

в

данном

направлении

практически

отсутствуют.

Поэтому

для

достижения

поставленной

цели

исследования

необходимо

перейти

к

практическому

изучению

данной

проблемы.

22

2.2.

ХАРАКТЕРИСТИКА

МЕТОДИК

ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ

С

НАРУШЕНИЕМ

СЛУХА

Физическое

воспитание

дошкольников

с

нарушениями

слуха

осуществляется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных

играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время

прогулки. Занятия по физической культуре – основное средство физического

воспитания.

Их

проводят

со

всей

группой

одновременно

в

просторном,

специально оборудованном зале не менее двух раз в неделю, а также по

подгруппам.

Содержание

программы

по

физво спитанию,

р а в н ом е р н о

распределяясь, представлено на занятиях с постепенным усложнением по

годам обучения – от накопления двигательного опыта путем простейших

движений

по

подражанию

к

целенаправленному

обучению

основным

движениям

и

технике

их

выполнения,

подвижным

играм,

тренировке

двигательных

качеств.

Каждое

занятие

должно

обязательно

включать

коррекционные упражнения.

В соответствии с уровнем двигательной подготовленности детей для

достижения на занятиях высокой моторной плотности различные методы

проведения

упражнений

(индивидуальный,

фронтальный,

поточный,

поочередный) чередуются между собой.

На всех родах обучения, в зависимости от того, как дети владеют

речью,

занятия

сопровождаются

речевой

инструкцией,

включающей

как

отработанный,

часто

встречающийся

на

других

занятиях

словарь,

так

и

словарь

специфический,

обозначающий

физкультурное

оборудование

и

инвентарь и действия с ними. Специальная работа с детьми по запоминанию

используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре

не

ведется,

речевые

инструкции

должны

быть

краткими,

содержащими

только необходимую информацию, не в ущерб моторной плотности занятий

и их основным задачам.

23

Примерный

речевой

материал:

сядьте,

встаньте,

идите,

бегите,

прыгайте, ползите, ловите, топайте, дай, на, будем играть (прыгать, бегать),

принеси мяч (флаг), брось мяч, делай так, барабан, мяч, флаг, скамейка,

доска, тут, там, верно, неверно, хорошо, плохо.

Анализ

научных

исследований,

педагогические

наблюдения

и

проведенные обследования физического состояния слабослышащих детей

дошкольного

возраста

выявили

значительное

отставание

в

показателях

скоростно-силовых

качеств

и

различных

проявлениях

координационных

способностей.

Упражнения

скоростно-силового

характера

(бег,

прыжки,

метания) в «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного

возраста»

занимают

большую

часть

как

основные

виды

движения,

относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков.

Необходимо научить слабослышащих детей правильно и уверенно выполнят

эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни [2].

Л.В.

Шапкова,

показывает

на

целесообразность

использования

упражнений

скоростно-силовой

направленности

подтверждается

двумя

теоретическими положениями:

1.

к

базовым

видам

координационных

способностей

относятся

те

координационные проявления, которые необходимы при проявлении любых

действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия);

2.повышения

уровня

одной

физической

способности

влечет

позитивные изменения других («положительный перенос») [27].

Установлено,

что

в

дошкольном

возрасте

наибольший

прирост

показателей физических качеств у слабослышащих детей происходит в те же

периоды жизни, что и у здоровых детей – с 4 до 6 лет. Это наиболее

благоприятный возрастной период для развития всех физических качеств

слабослышащих детей дошкольного возраста.

Методика

скоростно-силовой

направленности

учебного

процесса

опирается

на

принцип

сопряженного

развития

координационных

и

кондиционных

физических

способностей.

Для

усиления

коррекционного

24

воздействия

методика

включает

упражнения

для

развития

равновесия,

активизации

психических

процессов

и

нарушений

слуховой

функции

упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала

звук воспринимается детьми через слух и зрительно, а потом только на слух.

Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе

на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания,

упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные

методы – игровой и соревновательный

включают эстафеты, подвижные

игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму

организации занятий.

Каждое

занятие

обязательно

содержит

элементы

обучения

программным видам физических упражнений. Из трех занятий в неделю по

30-40

мин

зависимости

от

возраста)

два

отвести

развитию

преимущественно

скоростно-силовых

качеств,

одно

коррекции

вестибулярных

нарушений

и

развитию

функции

равновесия.

Чтобы

обеспечить

безопасность,

прыжковые

упражнения

проводятся

на

нестандартном

оборудовании

дорожка

из

10

цветных

поролоновых

кирпичиков

высотой

12

см,

длиной

50

см,

свободно

передвигаемых

на

необходимое расстояние. Прыжковые упражнения выполняются в основной

части занятия.

Для

развития

скоростно-силовых

качеств

во

второй

половине

основной

части

занятия

лучше

использовать

комплекс

упражнений

с

набивными мячами весом 0,5-1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от

груди, стоя спиной к партнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине,

броски ногами из исходного положения стоя и сидя.

На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой

моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо облегченные условия,

используя

не

мячи,

а

поролоновые

кубики.

Упражнения

с

ними

весьма

разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика

руками,

ногами,

прижимание

его

к

полу

руками

и

ногами,

поднимание

25

кубика ногами вверх сидя и лежа, броски кубика из исходного положения

стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине),

быстрый бег за кубиками из различных исходных положений после броска и

другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и

координации движений.

Для

повышения

эмоциональности

и

поддержания

интереса

к

физкультурным

занятиям

из

них

проводится

с

использованием

круговой

формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет

сюжетную основу.

Упражнения

подбираются

для

комплексного

развития

физических

качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы

отдыха

регулируются

соответственно

индивидуальным

возможностям

ребенка.

Время прохождения всех станций 4-5 мин, отдых между кругами 1-1,5

мин, количество кругов 1-3. Решение задач развития функции равновесия и

коррекции

вестибулярных

нарушений

целесообразно

решать

в

одном

занятии, отведя каждой из них приблизительно равное время – по 15 мин.

Хорошо

освоенные

и

безопасные

упражнения

(ходьба,

стойки)

сначала выполняются с открытыми глазами, затем с закрытыми (от 2 до 8-10

шагов).

Все упражнения, связанные с коррекцией и развитием равновесия,

выполняются со страховкой, поддержкой, помощью. Упражнения в метании

на точность с мячами разного диаметра, веса и материала являются сильным

раздражителем

вестибулярного

анализатора,

так

как

приходится

запрокидывать голову назад, напрягать зрение, координировать движения,

сохранять

устойчивость,

т.е.

включать

в

работу

различные

сенсорные

системы.

При

проведении

физкультурно-оздоровительных

соревнований

необходимо соблюдать ряд методических требований:

26

1. подбирать упражнения, адекватные состоянию психофизических и

двигательных способностей ребенка;

2.

специальные

коррекционные

упражнения

чередовать

с

общеразвивающими и профилактическими ;

3.

упражнения

с

изменениями

положения

головы

в

пространстве

выполнять с постепенно возрастающей амплитудой;

4. упражнения на статическое и динамическое равновесие усложнять

на индивидуальных особенностей статокинетической устойчивости детей с

обеспечением страховки;

5.

упражнения

с

закрытыми

глазами

выполнять

только

после

их

освоения с открытыми глазами;

6.

в

процессе

всего

занятия

активизировать

мышление,

познавательную деятельность, эмоции, мимику, понимание речи.

Комплекс

упражнений

для

развития

скоростно-силовых

качеств, круговым методом.

Выполняются по показу и с помощью воспитателя:

-бег на прямых ногах (10 метров);

-выпрыгиванте из полуприсяда, сопровождая взмахом рук вверх (6-8

раз);

-поднимание прямых ног вверх, лёжа на спине, руками держаться за

нижнюю перекладину гимнастической лестницы

(8-10 раз );

-лазание

по

гимнастической

лестнице

вверх-вниз

разноименным

способом, руки согнуты(1 раз);

-махи левой (правой) ногой вперёд до уровня пояса, стоя боком до

места опоры (8-10 раз);

- прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь

вперёд по всей длине(4-8 прыжков);

-лёжа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча

вверх (6-8 раз );

27

Упражнения, обусловливающие формирование правильной осанки

Выполняются по показу и инструкции воспитателя:

- лазанье по гимнастической стенке (высота 2 м);

-

подтягивание на руках по скамейке, а также по наклонной доске,

лежа на животе (высота 25-30 см);

- катание среднего мяча друг другу, лежа на животе (расстояние 1 м);

- бросок среднего мяча воспитателю через натянутую верёвку, лежа на

животе (высота 10-15 см); движение рук в стороны, прогнувшись лежа на

животе, а также заведение рук за спину по звуковому сигналу;

- ходьба по доске с мешочком песка на голове;

- сидя лицом к гимнастической стенке, держась носками за нижнюю

рейку, ложиться по звуковому сигналу: «обезьяний бег» (с опорой кистями

рук и стопами о пол);

-

«лягушка»

мягкие

подпрыгивания

с

продвижением

(вперед,

опираясь руками о края скамейки, ногами – о пол (скамейка между ногами);

- топанье на канате, на палке, стоя стопами поперек;

-

ходьба боком приставными шагами по канату, по гимнастической

палке;

- ходьба приставными шагами по нижней рейке гимнастической стенки

(2-3 пролета);

- катание каната стопами сидя; поочередные сгибания, разгибания и

вращения стоп сидя

Упражнения для развития равновесия

Выполняются по показу и с помощью воспитателя:

- ходьба по доске друг за другом (ширина 25см);

- ходьба по доске с приподнятым краем (высота 15-20 см);

- ходьба по скамейке друг за другом (высота 20-25 см);

-

ходьба

на

носках

друг

за

другом:

перешагивание

через

гимнастические

палки,

рейки

лестницы,

положенной

на

пол,

через

28

строительные

кубики

с

наступанием

на

них;

кружение

на

месте

переступанием, руки на поясе;

- движения головы стоя – повороты, наклоны, вращения;

- ходьба друг за другом с высоким подниманием колен;

-

сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге, держась

рукой за рейку гимнастической стенки.

Решение

задач

развития

функций

равновесия

и

коррекций

вестибулярных нарушений целесообразно решать на одном занятии, отведя

каждой из них приблизительно равное время -15 мин [27].

Особенности глухих детей проявляются в их отставании от слышащих

сверстников по многим показателям психофизического развития, что явилось

основой

для

разработки

методики

использования

различных

средств

физической

культуры

в

физическом

воспитании

дошкольников

с

нарушениями слуха [29].

Таким образом, физическое воспитание глухих детей в специальном

детском саду должно пронизывать всю систему их обучения и находить свое

отражение в работе педагога (фонетическая ритмика, физкульт-паузы), в

музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной

взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

2.3.

РОЛЬ

ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

В

ОРГАНИЗАЦИИ

КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЫ

СО

СЛАБОСЛЫШАЩИМИ

ДЕТЬМИ

Замечено

многими

авторами,

в

том

числе

и

Г.В.

Трофимовой

физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и

укрепление

их

здоровья,

гармоничное

физическое

развитие,

закаливание

детского

организма,

развитие

потребности

в

двигательной

активности,

формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и

профилактику нарушений физического развития [19 20]. В процессе работы

29

по

физическому

воспитанию

реализуются

как

общие

с

массовыми

дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные

наличием

своеобразия

в

физическом

и

моторном

развитии

детей

с

нарушениями слуха.

Решение

оздоровительных

задач

укрепление

здоровья

детей,

содействие

их

физическому

развитию

и

закаливание

организма

предполагают систематический контроль за здоровьем детей со стороны

педагогов

и

врачей,

проведение

постоянных

медицинских

осмотров,

правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование

разных видов деятельности, занятий и отдыха способствует четкой работе

организма.

Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических

особенностей детей, в нем регламентировано время сна (11-часовой ночной

сон

и

1,5-2

часа

днем),

четырехразовое

питание,

утренние

и

вечерние

прогулки, свободные игры детей (около 1,5 часа), занятия.

Учитывая большее по сравнению с массовым детским садом число

занятий и значительные статические нагрузки, особое значение приобретает

контроль

со

стороны

сурдопедагога

и

воспитателей

за

сменой

видов

деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физ-минуток,

фонетической ритмики и др.

Укреплению

организма

детей,

повышению

сопротивляемости

к

простудным и инфекционным заболеваниям способствует закаливание. Его

проводят

с

первого

года

пребывания

в

детском

саду

детей

путем

систематических воздушных и водных процедур, обтирания и обливая ног

водой.

Закаливанию

также

способствуют

пребывание

в

хорошо

проветриваемых помещениях и сон при открытых фрамугах. Закаливающие

процедуры проводятся с учетом состояния здоровья детей, перенесенных

заболеваний, индивидуальных особенностей.

Формирование основных движений и двигательных качеств - одна из

основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как

30

овладение

основными

движениями

создает

основу

для

нормализации

жизнедеятельности

ребенка.

Обучение

детей

правильной

ходьбе,

бегу,

лазанью,

прыжкам,

метанию

оказывает

эффективное

воздействие

на

развитие всего организма.

Сформированность

основных

движений

обеспечивает

возможности

расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения

более

сложными

движениями.

Для

формирования

основных

движений

используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их

выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются

двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются

пространственно-временные

ориентировки,

равновесие,

воспитываются

ловкость, выносливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой

функции

равновесия,

формированием

правильной

осанки,

коррекцией

и

профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений.

Одной

из

важных

коррекционных

задач

физического

воспитания

глухих

и

слабослышащих

дошкольников

является

развитие

их

ориентирования

в

пространстве.

Для

этого

используются

упражнения,

связанные с изменением местонахождения детей и размещения инвентаря в

зале,

изменением

направления

и

условий

движения.

Детей

необходимо

упражнять

в

быстром

выполнении

ряда

движений,

развивать

их

двигательную

реакцию

в

играх,

изменять

условия

применения

сформированных навыков и умений.

Физическое

воспитание

осуществляется

в

процессе

вс ей

коррекционно-воспитательной

работы.

Основными

формами

физического

воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках

и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика,

музыкальные занятия, занятия по физическому воспитанию).

Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна

к бодрствованию, готовит к активной деятельности в течение дня, создает

31

необходимый тонус. Утренняя гимнастика проводится во всех возрастных

группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует

возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает знакомые детям,

отработанные упражнения на развитие и координацию основных движений,

развитие

равновесия,

формирование

правильной

осанки.

Перед

началом

выполнения упражнений важно создать у детей хорошее настроение, можно

использовать

звуковые

сигналы

(музыкальные

инструменты)

или

музыкальное сопровождение (аудиозаписи). Зарядка проводится в хорошо

проветренном

помещении,

где

заранее

подготавливаются

необходимые

атрибуты (мячи, флажки и др.) [19].

Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая

последовательность:

ходьба,

бег,

улучшающие

кровообращение

и

усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки,

дыхательные упражнения.

Подвижные

игры

проводятся

на

прогулках

и

в

перерывах

между

занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, отдохнуть после

активной работы на занятиях. Игры между занятиями должны быть хорошо

знакомы детям, просты и доступны для участия всех .

Организация игр на прогулке зависит от времени года и состояния

погоды.

Необходимо

также

учитывать

характер

предшествующей

деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с

бега, подвижных игр. В дождливую погоду организуются малоподвижные

игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулок можно широко использовать бессюжетные игры,

например серсо, кольцеброс, кегли;

В старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, футбол,

бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде,

зимой – на санках, лыжах, коньках. Организуются спортивные развлечения,

проводятся спортивные праздники.

32

В

содержание

прогулок

могут

включаться

также

и

различные

упражнения на развитие движений и двигательных качеств, закрепление

разученных на занятиях упражнений.

Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время создает

хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются

играми, рисованием, чтением, упражнениями на гимнастических снарядах.

Их

двигательной

активностью

необходимо

руководить

и

следить,

чтобы

активные

движения

чередовались

с

занятиями

за

столом,

спокойными

играми, не допускать перевозбуждения в процессе коллективных игр.

Физ-минутки обеспечивают смену деятельности детей на занятиях,

создают возможности для кратковременного отдыха. Они проводятся, как

правило,

в

середине

занятия,

после

появления

признаков

утомления.

Длительность физкультминутки – 3-5 минут, в нее включаются несколько

упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.

Целесообразно

связывать

движения

с

содержанием

занятия:

например,

имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе

занятия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении

соответствующей темы.

В

некоторых

случаях,

по

желанию

сурдопедагога,

взамен

физкультминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в которой

различные

движения

сочетаются

с

произнесением

речевого

материала

(звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны

речи.

Музыкальные занятия – также одна из форм физического воспитания

дошкольников

с

нарушениями

слуха.

Они

направлены

на

восприятие

музыки,

развитие

голоса,

развитие

ритма

движений.

На

музыкальных

занятиях дети много двигаются: танцуют, играют, выполняют упражнения,

участвуют

в

подвижных

играх.

В

содержание

музыкальных

занятий

включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и

более сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей

33

формируется

чувство

ритма,

которое

положительно

влияет

на

движения

детей,

делает

их

более

координированными,

ритмичными.

В

процессе

танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слитность речи.

Часть занятий по физической культуре проходит с группой детей в

специально оборудованном зале, остальные – на участке или с группой в

комнате [20].

Структура занятий по физическому воспитанию в специальных садах,

как и в массовых включает три части: вводную, основную и заключительную

1. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической

нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач,

ходьбу, кратковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к

выполнению основной нагрузки.

2. В основную часть входят общеразвивающие упражнения, развитие

основных

движений

и

подвижная

игра.

Комплекс

общеразвивающих

упражнений состоит из упражнений для разных групп мышц: упражнения

для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног.

3. В заключительной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба,

упражнения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.

Структурные

части

занятия

отчетливо

выделяются

в

старшей

и

подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия

довольно относительно.

Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей.

На

занятиях

по

физическому

воспитанию

используются

фронтальный,

поточный,

поочередный

и

индивидуальный

способы

организации

детей.

Дети дошкольного и младшего дошкольного возраста чаще всего выполняют

движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники –

поточно или по подгруппам. Все способы организации должны сочетаться

таким

образом,

чтобы

физическая

нагрузка,

приходящаяся

на

каждого

ребенка, была равномерной, а моторная плотность занятий - высокой.

34

Во время проведения занятий используется имеющееся оборудование

зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка,

стойки

для

прыжков,

мячи,

обручи,

канат

и

др.

На

занятиях

во

всех

возрастных группах используется звуковое сопровождение: удары в бубен

или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их

смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.

На разных этапах обучения используются такие методы, как показ,

помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на

разных годах обучения различается.

Показ

как

метод

обучения

используется

в

работе

и

с

младшими

дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процессе показа детям

дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания

на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из

важных условий обучения. Небрежная, неточная демонстрация движений

может повлечь неправильное воспроизведение детьми. Для старших детей

движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения

элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а

также наблюдать за выполнением движения другими детьми [1].

В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имеющими

нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь

взрослого. Взрослый выполняет некоторые движения вместе с ребенком,

например; удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при

лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима

помощь при выполнении упражнений на равновесие.

Страховка

используется

на

всех

годах

обучения

при

выполнении

координационно

трудных

упражнений,

а

также

для

предотвращения

возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спрыгивании и др.

По

мере

усвоения

детьми

движений,

которые

демонстрировались

первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной

инструкции.

В

зависимости

от

возраста

детей,

их

двигательного

опыта,

35

состояния

слуха

и

речи

воспитатель

использует

разные

формы

речи.

В

ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения

предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются

письменно на табличках. По мере усвоения слов они предъявляются устно, к

табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же

недостаточно усвоенных детьми.

Таким образом, в детских садах для глухих в

новые слова могут

предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения - устно. Инструкции

должны

быть

краткими,

понятными

детям,

так

как

необходимость

разъяснения значений слов снижает моторную плотность занятий. В случаях

непонимания

детьми

значений

слов

воспитатель

использует

показ

в

сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию

[22].

Физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста с

нарушениями

слуха

имеет

некоторые

особенности,

обусловленные

снижением слуха. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными

или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции

отстают

в

своем

развитии.

Многим

детям

присущи

нарушения

мелкой

моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в

дальнейшем на формировании разных видов детской деятельности.

Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также

имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные

ребенком

заболевания,

соматическая

ослабленность.

У

этих

детей

отмечаются более низкие по сравнению со слышащими ребятами показатели

роста, массы тела, окружности грудной клетки [4 20 11].

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха - одно из важных

направлений

коррекционно-педагогической

работы

-

находится

в

тесной

связи

со

всеми

другими

сторонами

воспитания

и

обучения.

Правильно

организованное

физическое

воспитание

создает

основу

для

укрепления

здоровья

детей,

развивает

их

активность,

повышает

работоспособность,

36

становится

базой

для

успешного

проведения

воспитательной

и

коррекционно-образовательной работы.

Содержание физического воспитания дошкольников с нарушениями

слуха

во

всех

возрастных

группах

определяется

общими

задачами

и

необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии

и

их

предупреждении.

Основными

формами

физического

воспитания

являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве

между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные

занятия, занятия по физическому воспитанию [16 30 6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы

воспитания

и

обучения

глухих

дошкольников,

способствует

укреплению

37

здоровья

детей,

их

правильному

физическому

развитию,

формированию

двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости,

быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для

гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы.

В моторном и физическом развитии многие глухие дети отстают от

слышащих

сверстников

по

срокам

формирования

основных

движений,

имеют

различные

характерные

отклонения

в

равновесии,

координации,

осанке, походке и др. В связи с этим материал программы , с одной стороны,

отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению

организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а

с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического

развития и профилактику отклонений (например, в осанке).

В

процессе

физического

воспитания

детей

с

нарушениями

слуха

используются

физиологически

оправданные,

доступные

и

интересные

глухим

детям

упражнения

в

ходьбе,

беге,

прыжках,

лазанье,

метании,

упражнения

с

предметами

и

без

них.

Предусматривается

широкое

использование

разнообразного

гимнастического

оборудования

гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и

др.

Особое

место

в

процессе

физического

воспитания

детей

с

нарушениями

слуха

занимают

специальные

коррекционные

упражнения.

Они

направлены

главным

образом

на

тренировку

функции

равновесия,

развитие

мышц,

формирующих

правильную

осанку,

мышц

свода

стоп,

развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.

Физическое

воспитание,

в

свою

очередь,

неотъемлемая

часть

воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и

подготовку к учебному процессу в школе.

Таким образом, можно сказать, что процесс физического воспитания

существенно

облегчает

адаптацию

к

школе

и

всесторонне

развивает

личность ребенка.

38

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабенкова, Р.Д. Вопросы физического воспитания глухих детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста

/

Р.Д.Бабенкова

//

Специальная школа. – 1965. – № 3. – С. 11.

39

2.

Воспитание

и

обучение

глухих

детей

дошкольного

возраста:

Программы

для

специальных

дошкольных

учреждений

/

Л.П.Носкова,

Л.А.Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М., 1991.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. Средний

возраст. – М.: Владос, 2001. – 304 с.

4.

Головчиц

Л.А.

Дошкольная

сурдопедагогика:

Воспитание

и

обучение дошкольников с нарушениями слуха.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 304 с.

5. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической

подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет // Теоретико-

методологические

основы

физического

образования

/

Под

ред.

В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 480 с.

6. Дзикович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. – Минск: Беларусь,

1983. – 48 с.

7.

Диагностика

развития

дошкольника.

Методическое

пособие.

Орёл: ОГУ, 1999. – 216 с.

8.

Дмитриенко

И.С.

Подвижные

игры

как

средство

развития

физических качеств у младших школьников. – М.: РГУ, 2001. – 56 с.

9. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина,

1989. – 128 с.

10.

Кенеман

А.В.,

Хухлаева

Д.В.

Теория

и

методика

ФВ

детей

дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.

11. Коржова А.А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха

// Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. —

М., 1993.- 182 c.

11.

Лебедева

Н.Т.

Двигательная

активность

в

процессе

обучения

младших школьников. - Мн.: Нар. Асвета, 1979. - 80 с

12. Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983, - 227с.

13. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Гофман Л.Б. Концепция физического

воспитания

детей

и

подростков

//

Физическая

культура:

воспитание,

образование, тренировка. - 1996. - №1. - С.5-10.

14. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. –

М.: LINKA-PRESS, 1997. – 176 с.

40

15. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии / Е.М.

Мастюкова. М.: Просвещение, 1992. - 95с.

16.

Осокина

Т.И.

Физическая

культура

в

детском

саду.

М.:

Просвещение, 1973. – 264 с.

17. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду:

Пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений,

преподавателей

и

студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 255 с.

18.

Стасюк

А.М.,

Журавлева

Н.А.

О

системе

физкультурно-

оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. - №9. - С.39-42.

19.

Трофимова

Г.

В.

Проблема

гиподинамии

в

специальных

дошкольных учреждениях и пути ее преодоления // Дефектология. — 1978.

— № 4. – C. 74-83.

20.

Трофимова

Г.В.

Развитие

движений

у

дошкольников

с

нарушениями слуха - М., 1979. – 240c.

21.

Федоровская

О.М.

Физкультурно-оздоровительная

и

профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. –

С.33-36.

22. Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей

дошкольного возраста: Программа. — М., 1991. – 32 c.

23. Физическое воспитание // Воспитание и обучение

слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. — М., 1991. – 28

c.

24. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта:

учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия»,

2000. – 480с.

25. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных

учреждениях. - М.: Педагогика, 1984. – 314 с.

26. Цейтлин А. Г. Физическое развитие детей и подростков / А. Г.

Цейтлин. – Москва: Медгиз, 1963. – 204 с.

27.

Шапкова

Л.В.

Средства

адаптивной

физической

культуры:

Методические

рекомендации

по

физкультурно

оздоровительным

и

развивающим занятиям детей с отклонением в интеллектуальном развитии:

Советский спорт, 2001. - 152 с.: ил.

41

28. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак К.И. Физическое воспитание

дошкольников (Практикум). – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 282 с.

29. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных

учреждениях:

учебник

для

учащихся

пед.колледжей

и

училищ.

Мн.:

Университетское, 1998,. – 184с

30. Юрко Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного

возраста. – М.: Просвещение, 1978. – 162 с.

31. Электронная версия журнала «Адаптивная физическая

культура»,

статья

«Режимы

двигательной

активности

глухих

и

слабослышащих

детей,

обучающихся

в

спец-интернате»,

Фандикова

Л.А.Национальный

университет

физического

воспитания

и

спорта

Украины. 2006.

42



В раздел образования