Авторы: Лебедева Мария Владимировна, Морковина Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 373
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья, конспект развлечения
Тема: "Пришли святки, запевай колядки!"
Раздел: дошкольное образование
Подготовили: г. Новосибирск
Лебедева Мария Владимировна
учитель логопед МАДОУ № 373
Панкова Оксана Алексеевна воспитатель
высшей квалификационной категории МАДОУ № 373
Морковина Елена Ивановна воспитатель
первой квалификационной категории МАДОУ № 373
Бекетова Елена Александровна воспитатель
первой квалификационной категории МАДОУ № 373
Пришли святки, запевай колядки!
(сценарий развлечения для старших дошкольников)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
В последние годы о важности приобщения детей к культуре своего народа
написано много, поскольку обращение к наследию предков воспитывает уважение и
гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру
своих
предков.
Эти
знания
помогут
в
дальнейшем
с
уважением
и
интересом
относиться к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием.
Первое
знакомство
ребенка
начинается
с
малых
фольклорных
форм:
пестушек,
потешек, прибауток, считалок, скороговорок, колыбельных песенок. Устное народное
творчество имеет познавательное, эстетическое и воспитательное значение. Через
приобщение к устному творчеству ребенок впитывает в себя преемственную связь
поколений,
овладевает
родным
языком,
осваивает
его
красоту
и
лаконичность,
приобщается
к
культуре
своего
народа.
Важно,
чтобы
оно
было
максимально
включено
во
все
жизненные
процессы
и
виды
детской
деятельности
ребенка
в
детском саду.
Через
образы
понятных
и
доступных
сказок,
стихов,
потешек,
поговорок
и
пословиц
дети
учатся
раскрывать
содержание
таких
нравственных
качеств,
как
справедливость,
долг,
честь,
трудолюбие.
Таким
образом,
учитывается
один
из
принципов деятельностного подхода, принцип создания ситуации, воспитывающей
деятельность.
Каждый год в наше ДОУ приходят совершенно иные дети, иное поколение.
Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной
культуре
непросто.
Поэтому
актуальной
становится
проблема
поиска
новых
технологий обучения. Для этого в нашем саду мы создали музей «Русская горница»,
где проводим с детьми и родителями совместные мероприятия. Уже традиционными
стали такие мероприятия как «Колядки».
Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной
работе
–
это
развитие
речи
детей
дошкольного
возраста
средствами
устного
народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает
родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре
своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество
концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного
сознания,
включает
в
себя
огромное
количество
информации,
устанавливает
преемственность между прошлым и современностью.
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Колядки «в Гостях у бабушки Пульхерьи»
Цель:
Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться,
быть доброжелательным и отзывчивым.
Задачи:
Расширение представлений о традициях и обычаях народов России, знакомство
с обрядовыми праздниками;
Поддержать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Привить любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.
Персонажи: Хозяйка Пульхерия Порфирьевна, Баба Яга, избушка на курьих ножках,
медведь.
Колядовщики: дети одетые в национальные костюмы.
Ход развлечения:
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а вместе с ними и прабабушки.
Приходили на веселые святки.
На песни всем миром да загадки.
Зимой очень много праздников. Ребята, какие зимние праздники вы знаете?
(Ответы детей)
Хозяйка: В народе дни от 7 до 19 января называли святыми – Святки. И чем веселее
было на Святках, тем веселее будет год. Мы начинаем святочное веселье, будем
колядовать, петь, танцевать да гадать.
Дети хором:
Колядую, колядую,
Я войду в избу любую,
Попрошу хозяйку:
-Сладостей давай-ка
И печенья и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и мармелад,
Пастилу и шоколад,
Сладкое пирожное,
Вкусное мороженное
Мы и сами будем есть
И друг-друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом вспоминать.
Хозяйка: Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Присаживайтесь,
гости, гости дорогие. Не было раньше на Руси ни магнитофонов, ни радио, ни даже
телевизора.
И придумал наш мудрый народ потешки.
Ребята, кто из вас знает, что такое потешки? (ответы детей)
Правильно, молодцы! Потешки для того, чтобы потешить, развеселить.
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
А у нас да на весь двор
Ещё пуще разговор.
Гуси – в гусли, утки – в дудки,
Тараканы – в барабаны,
Чечётки – в трещотки,
Чайки – в балалайки,
Кукушки – в колотушки,
А весёлые скворцы заиграли в бубенцы
Играют, играют, всех потешают.
Вбегает избушка, а за ней Баба Яга.
Баба Яга:….. Здравствуйте! Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота. Коляда, молода. Коляде нужна еда.
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Хозяйка: Мы с ребятами к тебе в гости пришли.
1 реб. :
Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, хозяюшка, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Б.Я.:
Не плясали и не пели
Угощенья захотели?
Погодите же постойте,
Попляшите и попойте.
Дети исполняют танец: «Слышишь, кто-то идет…»
Хозяйка: Мы тебе расскажем шуточные колядки.
2 реб.: Коляда, коляда
На столе стоит еда,
Каша овсяная,
Голова свиная!
3 реб.: Коляда, коляда,
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок!
4 реб.: Коляда, коляда
Покатилася звезда,
К нам сюда на святки,
Подпалила пятки!
5 реб.: Коляда – коляда, отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, принесите хлебца,
Доставайте чашки, положите кашки,
Сладкие конфетки, медные монетки,
Кренделёк и бублик, и железный рублик!
Б.Я.: Ну,
а
какой
святочный
праздник
без
шуток-прибауток,
без
веселых
соревнований?
На
посиделках
всегда
парни
с
девками
соревновались,
умом
и
ловкостью похвалялись.
Эстафета с валенками.
Под музыку появляется медведь. Дети садятся на стульчики.
Медведь: Разбудили меня! Если не отгадаете мои загадки, заберу вас в берлогу
до весны досыпать.
1.Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)
2. Рассыпала Лукерья серебряные перья.
Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)
3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
4.Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)
5.Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные.
А возьмешь вода в руке. (Снежинки)
6.Невидимкой, осторожно
Oн является ко мне,
И рисует, как художник,
Oн узоры на окне. (Мороз)
7. Что вверх корнем растет? (Сосулька)
8. Построен хлевец для пяти овец. (Рукавица)
9. Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг. (Зима)
10.Новогодняя «скульптура», созданная из природного материала
(Снеговик)
Медведь: Все загадки отгадали.
. Б.Я.: Сoбирайтесь все в кружок, поиграем мы чуток.
Кoлядки, колядки вот наши детки.
Пo станице пошли,
Да кoляду нашли.
Кoляда, коляда,
Всех детей пoзвала,
Не сидеть, не скучать,
А всем весело играть!
РУССКАЯ НАPOДНАЯ ИГPА «ШЕЛ КОЗЕЛ ПО ЛЕСУ»
(Выполняют движения по тексту песни)
Шёл козел по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу,
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Хозяйка: Без гаданья, что за святки?
Погадаем-ка, ребятки!
Ну-ка, Мишка, помогай,
Ты мешочек доставай!
Игра « Волшебный мешочек»
Каждый ребенок берет сюрприз.
Лента – к путешествию
Пуговица – к обновкам
Лего – к подаркам
Монета – к богатству
Звезда – к интересным событиям
Кольцо – к скорой свадьбе
Цветок – к радости
Бусинки – к интересным встречам
Семечки – к множеству новых друзей
Салфетки – будешь всегда чистый
Гвоздик – к новому дому
Мячик – тебя ждут успехи в спорте
Хозяйка: Мы ходили, мы ходили,
По святой Руси.
Поздравляли, величали
Добра, счастья всем желали.
Реб.: Чтоб здоровенькими были, много лет на свете жили!
Реб.: Счастья будет вам горой, урожая воз большой.
Реб.: Уродись у вас овес, чтобы на два метра в рост.
Реб.: Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
Реб.: Чтоб гостей не впроворот, было в доме целый год!
Реб.: На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!
Б.Я.:
Ах, спасибо вам, колядки,
Что пришли в мой дом на святки!
Пожелали мне добра!
Вот вам угощенье –
Вкусное печенье
Сладкие конфетки,
Кушайте, детки!
(Вручает мешочек с конфетами)
Дети хором: Спасибо, хозяюшка,
Вам - потешки, нам - на орешки!
Мы и пели, и плясали,
Праздник Рождества встречали.
Пусть свечи огонек
Согревает нас всех,
И пусть в Новом году
Звонче слышится смех.