Напоминание

"Пришли святки, запевай колядки!"


Авторы: Лебедева Мария Владимировна, Морковина Елена Ивановна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 373
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья, конспект развлечения
Тема: "Пришли святки, запевай колядки!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовили: г. Новосибирск

Лебедева Мария Владимировна

учитель логопед МАДОУ № 373

Панкова Оксана Алексеевна воспитатель

высшей квалификационной категории МАДОУ № 373

Морковина Елена Ивановна воспитатель

первой квалификационной категории МАДОУ № 373

Бекетова Елена Александровна воспитатель

первой квалификационной категории МАДОУ № 373

Пришли святки, запевай колядки!

(сценарий развлечения для старших дошкольников)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

В последние годы о важности приобщения детей к культуре своего народа

написано много, поскольку обращение к наследию предков воспитывает уважение и

гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру

своих

предков.

Эти

знания

помогут

в

дальнейшем

с

уважением

и

интересом

относиться к культурным традициям других народов.

Устное народное творчество отличается жанровым богатством и разнообразием.

Первое

знакомство

ребенка

начинается

с

малых

фольклорных

форм:

пестушек,

потешек, прибауток, считалок, скороговорок, колыбельных песенок. Устное народное

творчество имеет познавательное, эстетическое и воспитательное значение. Через

приобщение к устному творчеству ребенок впитывает в себя преемственную связь

поколений,

овладевает

родным

языком,

осваивает

его

красоту

и

лаконичность,

приобщается

к

культуре

своего

народа.

Важно,

чтобы

оно

было

максимально

включено

во

все

жизненные

процессы

и

виды

детской

деятельности

ребенка

в

детском саду.

Через

образы

понятных

и

доступных

сказок,

стихов,

потешек,

поговорок

и

пословиц

дети

учатся

раскрывать

содержание

таких

нравственных

качеств,

как

справедливость,

долг,

честь,

трудолюбие.

Таким

образом,

учитывается

один

из

принципов деятельностного подхода, принцип создания ситуации, воспитывающей

деятельность.

Каждый год в наше ДОУ приходят совершенно иные дети, иное поколение.

Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной

культуре

непросто.

Поэтому

актуальной

становится

проблема

поиска

новых

технологий обучения. Для этого в нашем саду мы создали музей «Русская горница»,

где проводим с детьми и родителями совместные мероприятия. Уже традиционными

стали такие мероприятия как «Колядки».

Педагоги нашего детского сада остановились на одном из направлений в данной

работе

это

развитие

речи

детей

дошкольного

возраста

средствами

устного

народного творчества, так как именно через него ребенок не только овладевает

родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре

своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество

концентрирует в себе весь опыт человечества, несёт в себе все формы общественного

сознания,

включает

в

себя

огромное

количество

информации,

устанавливает

преемственность между прошлым и современностью.

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Колядки «в Гостях у бабушки Пульхерьи»

Цель:

Формирование стремления активно участвовать в развлечении, общаться,

быть доброжелательным и отзывчивым.

Задачи:

Расширение представлений о традициях и обычаях народов России, знакомство

с обрядовыми праздниками;

Поддержать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Привить любовь и уважение к традициям и культуре своей страны.

Персонажи: Хозяйка Пульхерия Порфирьевна, Баба Яга, избушка на курьих ножках,

медведь.

Колядовщики: дети одетые в национальные костюмы.

Ход развлечения:

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а вместе с ними и прабабушки.

Приходили на веселые святки.

На песни всем миром да загадки.

Зимой очень много праздников. Ребята, какие зимние праздники вы знаете?

(Ответы детей)

Хозяйка: В народе дни от 7 до 19 января называли святыми – Святки. И чем веселее

было на Святках, тем веселее будет год. Мы начинаем святочное веселье, будем

колядовать, петь, танцевать да гадать.

Дети хором:

Колядую, колядую,

Я войду в избу любую,

Попрошу хозяйку:

-Сладостей давай-ка

И печенья и конфет,

И с орехами щербет,

И халву, и мармелад,

Пастилу и шоколад,

Сладкое пирожное,

Вкусное мороженное

Мы и сами будем есть

И друг-друга угощать,

А хозяйку, а хозяйку

Добрым словом вспоминать.

Хозяйка: Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Присаживайтесь,

гости, гости дорогие. Не было раньше на Руси ни магнитофонов, ни радио, ни даже

телевизора.

И придумал наш мудрый народ потешки.

Ребята, кто из вас знает, что такое потешки? (ответы детей)

Правильно, молодцы! Потешки для того, чтобы потешить, развеселить.

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас да на весь двор

Ещё пуще разговор.

Гуси – в гусли, утки – в дудки,

Тараканы – в барабаны,

Чечётки – в трещотки,

Чайки – в балалайки,

Кукушки – в колотушки,

А весёлые скворцы заиграли в бубенцы

Играют, играют, всех потешают.

Вбегает избушка, а за ней Баба Яга.

Баба Яга:….. Здравствуйте! Уродилась коляда накануне рождества!

Пришла коляда, отворяйте ворота. Коляда, молода. Коляде нужна еда.

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Хозяйка: Мы с ребятами к тебе в гости пришли.

1 реб. :

Чем, хозяюшка, нас одарите?

Что, хозяюшка, нам подарите?

Кувшин молока или каши горшок?

Кусок пирога или денег мешок?

Б.Я.:

Не плясали и не пели

Угощенья захотели?

Погодите же постойте,

Попляшите и попойте.

Дети исполняют танец: «Слышишь, кто-то идет…»

Хозяйка: Мы тебе расскажем шуточные колядки.

2 реб.: Коляда, коляда

На столе стоит еда,

Каша овсяная,

Голова свиная!

3 реб.: Коляда, коляда,

Есть у деда борода.

А весёлый петушок

Носит красный гребешок!

4 реб.: Коляда, коляда

Покатилася звезда,

К нам сюда на святки,

Подпалила пятки!

5 реб.: Коляда – коляда, отворяйте ворота,

Открывайте дверцу, принесите хлебца,

Доставайте чашки, положите кашки,

Сладкие конфетки, медные монетки,

Кренделёк и бублик, и железный рублик!

Б.Я.: Ну,

а

какой

святочный

праздник

без

шуток-прибауток,

без

веселых

соревнований?

На

посиделках

всегда

парни

с

девками

соревновались,

умом

и

ловкостью похвалялись.

Эстафета с валенками.

Под музыку появляется медведь. Дети садятся на стульчики.

Медведь: Разбудили меня! Если не отгадаете мои загадки, заберу вас в берлогу

до весны досыпать.

1.Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

2. Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закружила, замела – стала улица бела. (Метель)

3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

4.Текло, текло и легло под стекло. (Река подо льдом)

5.Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные.

А возьмешь вода в руке. (Снежинки)

6.Невидимкой, осторожно

Oн является ко мне,

И рисует, как художник,

Oн узоры на окне. (Мороз)

7. Что вверх корнем растет? (Сосулька)

8. Построен хлевец для пяти овец. (Рукавица)

9. Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг. (Зима)

10.Новогодняя «скульптура», созданная из природного материала

(Снеговик)

Медведь: Все загадки отгадали.

. Б.Я.: Сoбирайтесь все в кружок, поиграем мы чуток.

Кoлядки, колядки вот наши детки.

Пo станице пошли,

Да кoляду нашли.

Кoляда, коляда,

Всех детей пoзвала,

Не сидеть, не скучать,

А всем весело играть!

РУССКАЯ НАPOДНАЯ ИГPА «ШЕЛ КОЗЕЛ ПО ЛЕСУ»

(Выполняют движения по тексту песни)

Шёл козел по лесу, по лесу, по лесу.

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Хозяйка: Без гаданья, что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

Ну-ка, Мишка, помогай,

Ты мешочек доставай!

Игра « Волшебный мешочек»

Каждый ребенок берет сюрприз.

Лента – к путешествию

Пуговица – к обновкам

Лего – к подаркам

Монета – к богатству

Звезда – к интересным событиям

Кольцо – к скорой свадьбе

Цветок – к радости

Бусинки – к интересным встречам

Семечки – к множеству новых друзей

Салфетки – будешь всегда чистый

Гвоздик – к новому дому

Мячик – тебя ждут успехи в спорте

Хозяйка: Мы ходили, мы ходили,

По святой Руси.

Поздравляли, величали

Добра, счастья всем желали.

Реб.: Чтоб здоровенькими были, много лет на свете жили!

Реб.: Счастья будет вам горой, урожая воз большой.

Реб.: Уродись у вас овес, чтобы на два метра в рост.

Реб.: Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.

Реб.: Чтоб гостей не впроворот, было в доме целый год!

Реб.: На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!

Б.Я.:

Ах, спасибо вам, колядки,

Что пришли в мой дом на святки!

Пожелали мне добра!

Вот вам угощенье –

Вкусное печенье

Сладкие конфетки,

Кушайте, детки!

(Вручает мешочек с конфетами)

Дети хором: Спасибо, хозяюшка,

Вам - потешки, нам - на орешки!

Мы и пели, и плясали,

Праздник Рождества встречали.

Пусть свечи огонек

Согревает нас всех,

И пусть в Новом году

Звонче слышится смех.



В раздел образования