Автор: Головкина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: технологическая карта проекта
Тема: "Грибы"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта
проекта
по формированию целостной картины мира
для старшего дошкольного возраста
Тема «Грибы»
Головкина Наталья Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
Образовательные области: познание
Интеграция
видов
деятельности:
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
социально-коммуникативное
развитие,
физическое развитие.
Вид занятия: информационное, коммуникативное.
Формы
образовательной
деятельности:
беседа,
рассказ
по
картинке, игры.
Цель: Продолжать знакомить детей с грибами.
Задачи
Образовательные:
Расширять
представления
детей
о
грибах.
Учить
различать
съедобные
и
несъедобные
грибы.
Расширять
словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе,
умение слушать своих товарищей.
Развивающие: развивать интерес к природе,
любознательность,
зрительное и слуховое восприятие, память.
Планируемый
результат:
дети
могут
иметь
представление
о
живой и неживой природе, бережном отношении к окружающему
миру,
проявлять
любознательность,
могут
устанавливать
простейшие
причинно-следственные
связи,
проявляют
желание
узнавать новое.
Оборудование:
картинки
с
изображением
съедобных
и
несъедобных
грибов, картинки «Лесная полянка с грибами» и
«Корзина
с
грибами»,
картинки
с
изображением
ягод,
фруктов,
овощей.
Воспитатель
показывает
детям
картинку
«Лесная
полянка
с
грибами» и спрашивает «Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня
будем с вами беседовать?» (ответы детей) Да. Мы сегодня будем
говорить об особом царстве живой природы - грибах. Это
не
животные и не растения. У них нет ни зеленых листьев, ни корней,
ни стебля, ни душистых цветов, ни семян, ни плодов. Да и по виду
не очень-то похож грибок на остальные растения. У грибов есть
«грибница-мицелий» (показать картинку).
Мельчайшие зернышки-
споры - служат для размножения грибных семейств. Тончайшие
перепутавшиеся белые нити (гифы) снабжают влагой корни. На них
сначала образуются небольшие вздутия-узелки (показать картинку),
а из них в теплую влажную ночь вырастает поколение плодов,
которое мы называем грибами. После дождя летней лунной ночью
можно подсмотреть лесную тайну - как растут грибы. Нужно всего
три часа, чтобы малыш-грибок показался из-под земли. Сначала
растет
ножка,
а
потом
и
шляпка
начинает
увеличиваться
в
размерах. Вот уж точно: не по дням, а по часам растут грибы. Век
грибов недолог - всего 10 дней, а в жару и того меньше.
Посмотрите, пожалуйста, как устроен гриб. У гриба есть шляпка,
ножка и грибница (рисунок гриба).
Грибы
растут
в
лесу:
в
траве,
на
полянках,
на
опушках,
под
деревьями,
на
пнях.
Грибы
бывают
съедобные
и
несъедобные
(ядовитые).
Дети, а теперь послушайте стихотворение.
«Еж лениться не привык - он ведь опытный грибник.
На иголках тащит целый подосиновик и белый.
Белки на большой березе подберезовики сушат.
Чтоб зимою на морозе было белкам что покушать.
На пеньке растут опята, их собрать должны зверята.
Трудится лесной народ, осень-время для хлопот»
Скажите,
пожалуйста,
какие
дары
леса
перечислены
в
стихотворении? Назовите их одним словом. (Грибы. ) Перечислите
грибы, о которых говорится в стихотворении. А какие грибы вы еще
знаете? (ответы детей.) А как вы думаете, они съедобны или нет?
(ответы детей.)
Давайте, поговорим с вами, сначала про съедобные грибы.
Послушайте, стихотворение:
«Важный толстый боровик вырос у дорожки.
К уважению привык гриб на толстой ножке.
Как увидим, что он близко – трудно мимо нам пройти.
Сразу кланяемся низко – белый гриб встал на пути!
Срежь ты бережно его, не порань грибницу,
В этом месте через год новый гриб родится»
Посмотрите, какой красивый боровик на картинке. Шляпка у него
коричневая, а ножка толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать
пополам, то внутри он белого цвета. Поэтому его так и назвали –
белый гриб. Его считают самым главным в лесу.
Объясните, почему нельзя грибы выдергивать из земли, а нужно
аккуратно срезать ножом (ответы детей). Ребята, грибы вырастают
из грибницы, которая живет несколько лет. На одном и том же
месте через некоторое время могут появляться новые грибы. А
если, мы гриб вырвем из земли, то повредим грибницу, к которой
он прикреплен.
А теперь, отгадайте загадку:
В лесу осеннем в сентябре в скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе, важный, горделивый.
Под осиной его дом, шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком, как его мы назовем?
(ответы
детей,
показывается
картинка
с
изображением
подосиновика)
Как
вы
думаете,
почему
подосиновик
назван
подосиновиком?
Правильно, потому, что он растет под осинами. У подосиновика
какая шляпка? А ножка? (ответы детей). Знаете ли вы еще какой-
нибудь гриб, который получил свое имя от дерева, около которого
он растет? Попробуйте отгадать еще одну загадку.
Коричневой шляпкой приветствую вас.
Я скромный грибок безо всяких прикрас.
Под белой березкой нашел я приют.
Скажите-ка, дети меня как зовут?
(ответы детей)
Дети,
посмотрите
на
картинку
с
изображением
подберезовика.
Какая шляпка у подберезовика? А ножка? (ответы детей). Шляпка
коричневая,
а
ножка
белая
в
крапинку.
Ножка
подберезовика
тонкая и высокая. Подберезовик растет в рощах, среди берез. Как
мы назовем эту рощу? (Березовая роща.) А в какой роще вырос
подосиновик? (В осиновой роще.) Лисички выросли среди елей.
Как мы назовем это лес? (Ельник.) Лисички - это тоже грибы. Как
вы думаете, почему грибы лисички так названы? (Потому что они
рыжего цвета, как шерсть у лисы.)
Дети, давайте немного отдохнем и подвигаемся. Повторяйте все за
мной.
Физкультминутка «По грибы»
Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагаем на месте)
Грибов корзинку целую, в лесу мы соберем! (приседаем)
Летает
паутина
и
падает
листва,
(покачиваем
руками
над
головой)
Шуршит под сапогами увядшая трава.(«шуршим» ногами)
По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идем на носочках)
Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоняемся
вниз)
Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные
движения прямых рук)
Цветные сыроежки рассыпались вокруг ( кружимся на месте).
А на полянке крепкие боровики стоят («пружинка»).
Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят (ставим руки
елочкой над головой).
Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли (повороты вправо-
влево),
Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопаем в ладоши)
Дети, оказывается, у многих грибов есть «говорящие» названия.
Вот грибы опята (показывается картинка). Как вы думаете, почему
их так назвали? (ответы детей). Послушайте про них стихотворение:
«Повезло, так повезло – я набрал опят ведро.
Облепили целый пень, собирай, кому не лень!»
Опята всегда растут большой группой. Попробуйте посчитать грибы:
один опенок, два опенка, три опенка, четыре опенка, пять опят. А
теперь
посчитайте
подосиновики,
подберезовики,
боровики,
лисички.
Ребята,
есть
грибы
маслята
(показывается
картинка).
Как
вы
думаете, почему им дали такое название? (ответы детей). Дело в
том,
что
маслята
имеют
очень
слизистую
кожицу,
как
будто,
покрытую
растительным
маслом.
Шляпка
у
маслят
коричнево-
шоколадная или желто-бурая с пленочкой.
А
вот,
смотрите,
этот
гриб
называется
сыроежка.
Догадались
почему? Потому, что название этот гриб получил, от возможности
есть его прямо в сыром виде. Правда, давно никто не делает этого.
Некоторые
виды
сыроежек
очень
едкие,
поэтому
прежде
чем
употребить его в пищу его нужно долго вымачивать в воде.
У лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай! Это сыроежки.
Знаете ли вы, какого цвета бывают шляпки у сыроежек? Шляпки у
сыроежек
бывают
разные:
красные,
розовые,
зеленоватые,
желтые, синие, фиолетовые.
А
вот
еще
один
гриб
с
интересным
"говорящим"
названием-
сморчок (показать картинку).
"Морщинисты, как старички,
В лесу весною родились сморчки"
Сморчки, словно подснежники, появляются в наших лесах в апреле.
Как только сойдет снег, можно отправляться за сморчками.
"Вот апрель уж наступает, снег в лесу почти дотаял
И поляночки пригрел...
Знать, сморчок уже поспел"
Исстари замечено, что сморчки обычно появляются в тех местах
леса, где три-четыре года назад был пожар. А на старых пожарищах
сморчки
могут
появляться
и
каждый
год.
В
Америке
сморчки
вообще
называют
королями
грибов
и
готовят
из
них
много
вкусностей. Главное блюдо на ежегодных съездах американских
ученых-грибников - блинчики со сморчками.
А вот это гриб рыжик (показать картинку), тоже с "говорящим"
названием.
" Белка рыжая в лесу отыскала рыжик
И повесила на сук - к солнышку поближе.
Еж ежу сказал: - Смотри случай очень редкий:
Прямо в небе вырос гриб на еловой ветке"
Гриб имеет медно-красный цвет, вероятно, поэтому и получил
название
рыжик.
Растет
рыжик
в
хвойных
лесах.
По
рыжикам
можно определять стороны света. Больше всего этих грибов растет
с северной стороны деревьев. Известно, что любимым блюдом
Петра первого были соленые рыжики со сметаной.
И еще
хочу вам рассказать про один гриб. Это гриб шампиньон
(показывается картинка). Шампиньон - один из немногих грибов,
которые человек научился выращивать. Разводят шампиньоны в
любых вентилируемых помещениях на специальном питательном
субстрате. Солнечный свет шампиньонам не нужен, они плодоносят
в темноте. Это все грибы съедобные. Их можно варить, жарить,
мариновать, солить, сушить, замораживать.
Существуют еще грибы несъедобные, ядовитые. Какие вы из них
знаете? (ответы детей). Правильно. Молодцы!
Доскажите словечко: «Красная шляпка, на шляпке горошке,
Короткая юбка на беленькой ножке.
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нем – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор
Что ядом наполнен гриб…(мухомор).
Мухомор – очень красивый гриб (показывается картинка). Ребята,
опишите его. (У мухомора есть красная шляпка в белый горошек,
белая ножка, юбочка на ножке.)
А вот еще один ядовитый гриб – бледная поганка.
Вот растет поганка бледная,
Ее обходит даже еж,
Для здоровья очень вредная – лучше ты ее не трожь!
Как вы думаете, почему нельзя собирать бледные поганки? (ответы
детей). Этот гриб содержит в себе яд, очень опасный для здоровья
человека.
Не
стоит
сбивать
грибы-поганки,
например
мухоморы.
Они
не
годятся в пищу людям, но их с удовольствием едят лоси. Ф также
ядовитыми грибами лечатся некоторые животные.
Если
вам
в
лесу
попадется
вялый
червивый
гриб-старичок,
не
спешите пинать его ногой – это же кладовая будущих растений.
Наденьте шляпку гриба на ветку дерева, и, когда споры в нижней
части шляпки высохнут, ветер разнесет их по всему лесу. Тогда на
следующий год вы не уйдете из леса с пустым лукошком.
А теперь, поиграем в игру «Четвертый лишний».
Перед вами
лежат картинки. Посмотрите на них внимательно и угадайте, какой
предмет
лишний.
Объясните
свой
выбор,
например:
мухомор,
подберезовик, лисички - это грибы, а яблоко – это фрукт, поэтому
яблоко лишнее и т.д.
Сегодня
мы
еще
познакомимся
с
грибами-невидимками.
Они
настолько малы, что увидеть мы их не можем. Мы видим только
результаты их деятельности. Когда портятся хлеб, сыр, фрукты, они
покрываются странным зеленым налетом. Это прорастает грибок,
который в народе называют плесень.
Плесень - один из первых
организмов
на
Земле. Плесень
очень
живучая!
Размножается
малюсенькими спорами, которые разбросаны повсюду: в воздухе,
на земле, в воде и на предметах в доме. Чтобы начать расти, споры
ждут
подходящих
условий:
влаги
и
тепла.
Присутствие
плесени
означает, что продукт испортился и есть его нельзя.
Благодаря плесени создали лекарство - пенициллин. А французы
очень любят сыр рокфор с плесенью.
Дома вы можете провести эксперименты: «1.Попросите родителей
заварить в чашке чай для вас, но не пейте его, а поставьте в теплое
место. Через пару дней ты увидишь плесень, которая будет быстро
разрастаться.
2.Кусок белого хлеба слегка намочите, положите в полиэтиленовый
пакет, но не заворачивайте плотно и не трогайте. Наблюдайте через
сколько дней появится плесень.»
Литература
1.
Н.М. Липская «Изучаю мир вокруг», Москва, ЭКСМО, 2011
2.
Тематический
словарь
в
картинках
«Грибы
и
ягоды»,
ШКОЛЬНАЯ КНИГА, 2012
3.
Василий
и
Марина
Ромодины
«Почему
ветер
дует?»,
Спб,
ПИТЕР, 2012
4.
М.Монтессори .Чудеса преображения
«В лесу и на дворе»,
НЕВА, 200