Напоминание

"Грибы"


Автор: Головкина Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: технологическая карта проекта
Тема: "Грибы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Технологическая карта

проекта

по формированию целостной картины мира

для старшего дошкольного возраста

Тема «Грибы»

Головкина Наталья Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

г. Санкт-Петербург

Образовательные области: познание

Интеграция

видов

деятельности:

познавательное

развитие,

речевое

развитие,

социально-коммуникативное

развитие,

физическое развитие.

Вид занятия: информационное, коммуникативное.

Формы

образовательной

деятельности:

беседа,

рассказ

по

картинке, игры.

Цель: Продолжать знакомить детей с грибами.

Задачи

Образовательные:

Расширять

представления

детей

о

грибах.

Учить

различать

съедобные

и

несъедобные

грибы.

Расширять

словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе,

умение слушать своих товарищей.

Развивающие: развивать интерес к природе,

любознательность,

зрительное и слуховое восприятие, память.

Планируемый

результат:

дети

могут

иметь

представление

о

живой и неживой природе, бережном отношении к окружающему

миру,

проявлять

любознательность,

могут

устанавливать

простейшие

причинно-следственные

связи,

проявляют

желание

узнавать новое.

Оборудование:

картинки

с

изображением

съедобных

и

несъедобных

грибов, картинки «Лесная полянка с грибами» и

«Корзина

с

грибами»,

картинки

с

изображением

ягод,

фруктов,

овощей.

Воспитатель

показывает

детям

картинку

«Лесная

полянка

с

грибами» и спрашивает «Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня

будем с вами беседовать?» (ответы детей) Да. Мы сегодня будем

говорить об особом царстве живой природы - грибах. Это

не

животные и не растения. У них нет ни зеленых листьев, ни корней,

ни стебля, ни душистых цветов, ни семян, ни плодов. Да и по виду

не очень-то похож грибок на остальные растения. У грибов есть

«грибница-мицелий» (показать картинку).

Мельчайшие зернышки-

споры - служат для размножения грибных семейств. Тончайшие

перепутавшиеся белые нити (гифы) снабжают влагой корни. На них

сначала образуются небольшие вздутия-узелки (показать картинку),

а из них в теплую влажную ночь вырастает поколение плодов,

которое мы называем грибами. После дождя летней лунной ночью

можно подсмотреть лесную тайну - как растут грибы. Нужно всего

три часа, чтобы малыш-грибок показался из-под земли. Сначала

растет

ножка,

а

потом

и

шляпка

начинает

увеличиваться

в

размерах. Вот уж точно: не по дням, а по часам растут грибы. Век

грибов недолог - всего 10 дней, а в жару и того меньше.

Посмотрите, пожалуйста, как устроен гриб. У гриба есть шляпка,

ножка и грибница (рисунок гриба).

Грибы

растут

в

лесу:

в

траве,

на

полянках,

на

опушках,

под

деревьями,

на

пнях.

Грибы

бывают

съедобные

и

несъедобные

(ядовитые).

Дети, а теперь послушайте стихотворение.

«Еж лениться не привык - он ведь опытный грибник.

На иголках тащит целый подосиновик и белый.

Белки на большой березе подберезовики сушат.

Чтоб зимою на морозе было белкам что покушать.

На пеньке растут опята, их собрать должны зверята.

Трудится лесной народ, осень-время для хлопот»

Скажите,

пожалуйста,

какие

дары

леса

перечислены

в

стихотворении? Назовите их одним словом. (Грибы. ) Перечислите

грибы, о которых говорится в стихотворении. А какие грибы вы еще

знаете? (ответы детей.) А как вы думаете, они съедобны или нет?

(ответы детей.)

Давайте, поговорим с вами, сначала про съедобные грибы.

Послушайте, стихотворение:

«Важный толстый боровик вырос у дорожки.

К уважению привык гриб на толстой ножке.

Как увидим, что он близко – трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко – белый гриб встал на пути!

Срежь ты бережно его, не порань грибницу,

В этом месте через год новый гриб родится»

Посмотрите, какой красивый боровик на картинке. Шляпка у него

коричневая, а ножка толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать

пополам, то внутри он белого цвета. Поэтому его так и назвали –

белый гриб. Его считают самым главным в лесу.

Объясните, почему нельзя грибы выдергивать из земли, а нужно

аккуратно срезать ножом (ответы детей). Ребята, грибы вырастают

из грибницы, которая живет несколько лет. На одном и том же

месте через некоторое время могут появляться новые грибы. А

если, мы гриб вырвем из земли, то повредим грибницу, к которой

он прикреплен.

А теперь, отгадайте загадку:

В лесу осеннем в сентябре в скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе, важный, горделивый.

Под осиной его дом, шляпа красная на нем.

Многим этот гриб знаком, как его мы назовем?

(ответы

детей,

показывается

картинка

с

изображением

подосиновика)

Как

вы

думаете,

почему

подосиновик

назван

подосиновиком?

Правильно, потому, что он растет под осинами. У подосиновика

какая шляпка? А ножка? (ответы детей). Знаете ли вы еще какой-

нибудь гриб, который получил свое имя от дерева, около которого

он растет? Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой березкой нашел я приют.

Скажите-ка, дети меня как зовут?

(ответы детей)

Дети,

посмотрите

на

картинку

с

изображением

подберезовика.

Какая шляпка у подберезовика? А ножка? (ответы детей). Шляпка

коричневая,

а

ножка

белая

в

крапинку.

Ножка

подберезовика

тонкая и высокая. Подберезовик растет в рощах, среди берез. Как

мы назовем эту рощу? (Березовая роща.) А в какой роще вырос

подосиновик? (В осиновой роще.) Лисички выросли среди елей.

Как мы назовем это лес? (Ельник.) Лисички - это тоже грибы. Как

вы думаете, почему грибы лисички так названы? (Потому что они

рыжего цвета, как шерсть у лисы.)

Дети, давайте немного отдохнем и подвигаемся. Повторяйте все за

мной.

Физкультминутка «По грибы»

Осеннюю порою мы в лес с тобой придем, (шагаем на месте)

Грибов корзинку целую, в лесу мы соберем! (приседаем)

Летает

паутина

и

падает

листва,

(покачиваем

руками

над

головой)

Шуршит под сапогами увядшая трава.(«шуршим» ногами)

По тонкому мосточку ручей мы перейдем, (идем на носочках)

Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдем. (наклоняемся

вниз)

Раздвинем травку палочкой и там увидим вдруг - (скрестные

движения прямых рук)

Цветные сыроежки рассыпались вокруг ( кружимся на месте).

А на полянке крепкие боровики стоят («пружинка»).

Под лапы елок спрятались, в корзинку не хотят (ставим руки

елочкой над головой).

Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли (повороты вправо-

влево),

Грибов корзинку целую домой мы принесли! (хлопаем в ладоши)

Дети, оказывается, у многих грибов есть «говорящие» названия.

Вот грибы опята (показывается картинка). Как вы думаете, почему

их так назвали? (ответы детей). Послушайте про них стихотворение:

«Повезло, так повезло – я набрал опят ведро.

Облепили целый пень, собирай, кому не лень!»

Опята всегда растут большой группой. Попробуйте посчитать грибы:

один опенок, два опенка, три опенка, четыре опенка, пять опят. А

теперь

посчитайте

подосиновики,

подберезовики,

боровики,

лисички.

Ребята,

есть

грибы

маслята

(показывается

картинка).

Как

вы

думаете, почему им дали такое название? (ответы детей). Дело в

том,

что

маслята

имеют

очень

слизистую

кожицу,

как

будто,

покрытую

растительным

маслом.

Шляпка

у

маслят

коричнево-

шоколадная или желто-бурая с пленочкой.

А

вот,

смотрите,

этот

гриб

называется

сыроежка.

Догадались

почему? Потому, что название этот гриб получил, от возможности

есть его прямо в сыром виде. Правда, давно никто не делает этого.

Некоторые

виды

сыроежек

очень

едкие,

поэтому

прежде

чем

употребить его в пищу его нужно долго вымачивать в воде.

У лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай, не мешкай! Это сыроежки.

Знаете ли вы, какого цвета бывают шляпки у сыроежек? Шляпки у

сыроежек

бывают

разные:

красные,

розовые,

зеленоватые,

желтые, синие, фиолетовые.

А

вот

еще

один

гриб

с

интересным

"говорящим"

названием-

сморчок (показать картинку).

"Морщинисты, как старички,

В лесу весною родились сморчки"

Сморчки, словно подснежники, появляются в наших лесах в апреле.

Как только сойдет снег, можно отправляться за сморчками.

"Вот апрель уж наступает, снег в лесу почти дотаял

И поляночки пригрел...

Знать, сморчок уже поспел"

Исстари замечено, что сморчки обычно появляются в тех местах

леса, где три-четыре года назад был пожар. А на старых пожарищах

сморчки

могут

появляться

и

каждый

год.

В

Америке

сморчки

вообще

называют

королями

грибов

и

готовят

из

них

много

вкусностей. Главное блюдо на ежегодных съездах американских

ученых-грибников - блинчики со сморчками.

А вот это гриб рыжик (показать картинку), тоже с "говорящим"

названием.

" Белка рыжая в лесу отыскала рыжик

И повесила на сук - к солнышку поближе.

Еж ежу сказал: - Смотри случай очень редкий:

Прямо в небе вырос гриб на еловой ветке"

Гриб имеет медно-красный цвет, вероятно, поэтому и получил

название

рыжик.

Растет

рыжик

в

хвойных

лесах.

По

рыжикам

можно определять стороны света. Больше всего этих грибов растет

с северной стороны деревьев. Известно, что любимым блюдом

Петра первого были соленые рыжики со сметаной.

И еще

хочу вам рассказать про один гриб. Это гриб шампиньон

(показывается картинка). Шампиньон - один из немногих грибов,

которые человек научился выращивать. Разводят шампиньоны в

любых вентилируемых помещениях на специальном питательном

субстрате. Солнечный свет шампиньонам не нужен, они плодоносят

в темноте. Это все грибы съедобные. Их можно варить, жарить,

мариновать, солить, сушить, замораживать.

Существуют еще грибы несъедобные, ядовитые. Какие вы из них

знаете? (ответы детей). Правильно. Молодцы!

Доскажите словечко: «Красная шляпка, на шляпке горошке,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нем – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб…(мухомор).

Мухомор – очень красивый гриб (показывается картинка). Ребята,

опишите его. (У мухомора есть красная шляпка в белый горошек,

белая ножка, юбочка на ножке.)

А вот еще один ядовитый гриб – бледная поганка.

Вот растет поганка бледная,

Ее обходит даже еж,

Для здоровья очень вредная – лучше ты ее не трожь!

Как вы думаете, почему нельзя собирать бледные поганки? (ответы

детей). Этот гриб содержит в себе яд, очень опасный для здоровья

человека.

Не

стоит

сбивать

грибы-поганки,

например

мухоморы.

Они

не

годятся в пищу людям, но их с удовольствием едят лоси. Ф также

ядовитыми грибами лечатся некоторые животные.

Если

вам

в

лесу

попадется

вялый

червивый

гриб-старичок,

не

спешите пинать его ногой – это же кладовая будущих растений.

Наденьте шляпку гриба на ветку дерева, и, когда споры в нижней

части шляпки высохнут, ветер разнесет их по всему лесу. Тогда на

следующий год вы не уйдете из леса с пустым лукошком.

А теперь, поиграем в игру «Четвертый лишний».

Перед вами

лежат картинки. Посмотрите на них внимательно и угадайте, какой

предмет

лишний.

Объясните

свой

выбор,

например:

мухомор,

подберезовик, лисички - это грибы, а яблоко – это фрукт, поэтому

яблоко лишнее и т.д.

Сегодня

мы

еще

познакомимся

с

грибами-невидимками.

Они

настолько малы, что увидеть мы их не можем. Мы видим только

результаты их деятельности. Когда портятся хлеб, сыр, фрукты, они

покрываются странным зеленым налетом. Это прорастает грибок,

который в народе называют плесень.

Плесень - один из первых

организмов

на

Земле. Плесень

очень

живучая!

Размножается

малюсенькими спорами, которые разбросаны повсюду: в воздухе,

на земле, в воде и на предметах в доме. Чтобы начать расти, споры

ждут

подходящих

условий:

влаги

и

тепла.

Присутствие

плесени

означает, что продукт испортился и есть его нельзя.

Благодаря плесени создали лекарство - пенициллин. А французы

очень любят сыр рокфор с плесенью.

Дома вы можете провести эксперименты: «1.Попросите родителей

заварить в чашке чай для вас, но не пейте его, а поставьте в теплое

место. Через пару дней ты увидишь плесень, которая будет быстро

разрастаться.

2.Кусок белого хлеба слегка намочите, положите в полиэтиленовый

пакет, но не заворачивайте плотно и не трогайте. Наблюдайте через

сколько дней появится плесень.»

Литература

1.

Н.М. Липская «Изучаю мир вокруг», Москва, ЭКСМО, 2011

2.

Тематический

словарь

в

картинках

«Грибы

и

ягоды»,

ШКОЛЬНАЯ КНИГА, 2012

3.

Василий

и

Марина

Ромодины

«Почему

ветер

дует?»,

Спб,

ПИТЕР, 2012

4.

М.Монтессори .Чудеса преображения

«В лесу и на дворе»,

НЕВА, 200



В раздел образования