Автор: Кагарманова Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д\с № 128 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Важно ли знакомить дошкольника со своей народной культурой?
Раздел: дошкольное образование
Важно ли знакомить дошкольника со своей народной культурой?
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном
или
дочерью,
необходимо
ощутить
духовную
жизнь
своего
народа
и
творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как
свои собственные.
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего
детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить
чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе
патриотизма лежит духовное самоопределение.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета
среди
других
народов
–
авторитета,
достойно
завоёванного
русским
искусством,
литературой.
Мы
не
должны
забывать
о
своём
культурном
прошлом,
о
наших
памятниках,
литературе,
языке,
живописи…
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены
воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Идеи
народной
педагогики
находят
отражение
в
разных
жанрах
фольклора. К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и
большие фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы,
поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы-
перевёртыши, сказки, легенды т. д.
В
раннем
и
младшем
дошкольном
возрасте
в воспитании
детей
преобладают
пестушки,
заклички,
потешки,
прибаутки,
колыбельные.
Их
использование
позволяет
реализовать
идем воспитания
оптимистического
мироощущения, традиции доброжелательного, активизирующего отношения
к ребёнку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи
самостроительства личности ребёнка, приоритета семейного воспитания.
В среднем дошкольном возрасте, помимо названных жанров фольклора,
детей знакомят с докучными сказками, небылицами, загадками, пословицами.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все
жанры фольклора.
Большое
место
занимают
пословицы
и
поговорки,
небылицы, дразнилки, загадки. В старшем дошкольном возрасте, помимо
русского фольклора, детей знакомят с фольклором других народов(татар,
башкир),
проживающих
в
регионе,
а
также
с
легендами
и
преданиями
родного края.
В
процессе воспитания
детей
на
идеях
народной
педагогики средствами
фольклора решаются следующие задачи:
1. Приобщение детей к народным традициям.
2 . Воспитание
интереса
к
народному
слову,
к
образам
произведений
фольклора.
3. Развитие эмоционального отклика на произведения устного народного
творчества.
4.
Формирование
понимания
основного
содержания фольклорных
произведений.
5 .
Ф о р м и р о в а н и е
п р е д с т а в л е н и й
о б
о т л и ч и т е л ь н ы х
особенностях(назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
6.
Формирование
умения
выделять
выразительные средства фольклорных
произведений(сравнения, эпитеты, олицетворения).
7.
Развитие
исполнительских
умений
детей
на
материале фольклорных
произведений.
8.
Развитие
творческих
способностей
детей(придумывание
колыбельных,
небылиц, дразнилок).
9
. Воспитание
умения
использовать фольклорные
произведения
в
повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
10. Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.
В
раннем
и
младшем
дошкольном
возрасте
ведущими
задачами
являются
задачи
по
развитию
эмоционального
отклика
на
произведения,
формированию понимания основного содержания произведений.
В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа
по
формированию
представлений
об
отличительных
особенностях
произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В
средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный
опыт.
Необходимо
создавать
условия
для
самостоятельного
исполнения
детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных
играх.
В
старшем
дошкольном
возрасте
представления
о
жанровых
особенностях
уточняются
и
обобщаются.
Большое
внимание
уделяется
воспитанию
у
детей
умение
понять
основное
содержание
произведения,
соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на
материале фольклора.
Важным условием воспитания является создание развивающей среды,
включающей два основных компонента:
- речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;
- предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги)
,отражающую содержание фольклорных текстов.
Во
всех
возрастных
группах
дополнением
к
текстам
является
наглядный материал:
предметы
быта,
иллюстрации,
народные
игрушки,
различные
виды
книг
по
материалам фольклорным
произведений(книги-
игрушки,
книги-раскладки,
дидактические
игры,
костюмы
и
элементы
костюмов для педагога детей.
В
старших
группах
целесообразно
привлекать
детей
к
созданию
предметно-развивающей среды,
о б о г а щ а т ь среду
р е зул ьт ат а м и
изобразительного(поделки,
рисунки)
и
словесного(альбомы
придуманных
детьми закличек, небылиц и др.) творчества детей.
В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и
приёмы.
Особое
значение
имеют
методы,
позволяющие
вызвать
у
детей
интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное
исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении
разных
форм фольклора,
использование
музыкальных
произведений
и
произведений
изобразительного
искусства,
отражающих фольклорные
образы.
Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребёнка,
его
соучастие
в
исполнении
произведения
(воспроизведение
диалога,
выполнение
действий
и
др.,
активное
сотворчество
ребёнка,
особенно
в
исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей
(считалки, дразнилки) .
В
работе
по воспитанию
детей
на
идеях
народной
педагогики
средствами фольклора должна поддерживаться тесная связь с семьёй.
Используемые источники:
1.
Ветохина,
А.
Я.
Нравственно-патриотическое воспитание
детей
дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов
2.
А.
Я.
Ветохина
[и
др.
].
–
СПб.:«ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2010. – 192 с.
3. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст]:
методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. –
160 с.