Напоминание

Важно ли знакомить дошкольника со своей народной культурой?


Автор: Кагарманова Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д\с № 128 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Важно ли знакомить дошкольника со своей народной культурой?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Важно ли знакомить дошкольника со своей народной культурой?

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном

или

дочерью,

необходимо

ощутить

духовную

жизнь

своего

народа

и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как

свои собственные.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего

детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной.

Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить

чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе

патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди

других

народов

авторитета,

достойно

завоёванного

русским

искусством,

литературой.

Мы

не

должны

забывать

о

своём

культурном

прошлом,

о

наших

памятниках,

литературе,

языке,

живописи…

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены

воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).

Идеи

народной

педагогики

находят

отражение

в

разных

жанрах

фольклора. К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и

большие фольклорные жанровые формы: потешки, частушки, пословицы,

поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные сказки, небылицы-

перевёртыши, сказки, легенды т. д.

В

раннем

и

младшем

дошкольном

возрасте

в воспитании

детей

преобладают

пестушки,

заклички,

потешки,

прибаутки,

колыбельные.

Их

использование

позволяет

реализовать

идем воспитания

оптимистического

мироощущения, традиции доброжелательного, активизирующего отношения

к ребёнку как объекту и субъекту совместной жизни, связи с природой, идеи

самостроительства личности ребёнка, приоритета семейного воспитания.

В среднем дошкольном возрасте, помимо названных жанров фольклора,

детей знакомят с докучными сказками, небылицами, загадками, пословицами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста представлены все

жанры фольклора.

Большое

место

занимают

пословицы

и

поговорки,

небылицы, дразнилки, загадки. В старшем дошкольном возрасте, помимо

русского фольклора, детей знакомят с фольклором других народов(татар,

башкир),

проживающих

в

регионе,

а

также

с

легендами

и

преданиями

родного края.

В

процессе воспитания

детей

на

идеях

народной

педагогики средствами

фольклора решаются следующие задачи:

1. Приобщение детей к народным традициям.

2 . Воспитание

интереса

к

народному

слову,

к

образам

произведений

фольклора.

3. Развитие эмоционального отклика на произведения устного народного

творчества.

4.

Формирование

понимания

основного

содержания фольклорных

произведений.

5 .

Ф о р м и р о в а н и е

п р е д с т а в л е н и й

о б

о т л и ч и т е л ь н ы х

особенностях(назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.

6.

Формирование

умения

выделять

выразительные средства фольклорных

произведений(сравнения, эпитеты, олицетворения).

7.

Развитие

исполнительских

умений

детей

на

материале фольклорных

произведений.

8.

Развитие

творческих

способностей

детей(придумывание

колыбельных,

небылиц, дразнилок).

9

. Воспитание

умения

использовать фольклорные

произведения

в

повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

10. Обогащение речи детей лексикой фольклорных произведений.

В

раннем

и

младшем

дошкольном

возрасте

ведущими

задачами

являются

задачи

по

развитию

эмоционального

отклика

на

произведения,

формированию понимания основного содержания произведений.

В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа

по

формированию

представлений

об

отличительных

особенностях

произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В

средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный

опыт.

Необходимо

создавать

условия

для

самостоятельного

исполнения

детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных

играх.

В

старшем

дошкольном

возрасте

представления

о

жанровых

особенностях

уточняются

и

обобщаются.

Большое

внимание

уделяется

воспитанию

у

детей

умение

понять

основное

содержание

произведения,

соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на

материале фольклора.

Важным условием воспитания является создание развивающей среды,

включающей два основных компонента:

- речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;

- предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги)

,отражающую содержание фольклорных текстов.

Во

всех

возрастных

группах

дополнением

к

текстам

является

наглядный материал:

предметы

быта,

иллюстрации,

народные

игрушки,

различные

виды

книг

по

материалам фольклорным

произведений(книги-

игрушки,

книги-раскладки,

дидактические

игры,

костюмы

и

элементы

костюмов для педагога детей.

В

старших

группах

целесообразно

привлекать

детей

к

созданию

предметно-развивающей среды,

о б о г а щ а т ь среду

р е зул ьт ат а м и

изобразительного(поделки,

рисунки)

и

словесного(альбомы

придуманных

детьми закличек, небылиц и др.) творчества детей.

В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и

приёмы.

Особое

значение

имеют

методы,

позволяющие

вызвать

у

детей

интерес, эмоциональный отклик на произведения фольклора: выразительное

исполнение, занимательный рассказ педагога о происхождении, назначении

разных

форм фольклора,

использование

музыкальных

произведений

и

произведений

изобразительного

искусства,

отражающих фольклорные

образы.

Важны методы, позволяющие обеспечить активную позицию ребёнка,

его

соучастие

в

исполнении

произведения

(воспроизведение

диалога,

выполнение

действий

и

др.,

активное

сотворчество

ребёнка,

особенно

в

исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей

(считалки, дразнилки) .

В

работе

по воспитанию

детей

на

идеях

народной

педагогики

средствами фольклора должна поддерживаться тесная связь с семьёй.

Используемые источники:

1.

Ветохина,

А.

Я.

Нравственно-патриотическое воспитание

детей

дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов

2.

А.

Я.

Ветохина

др.

].

СПб.:«ООО

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2010. – 192 с.

3. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст]:

методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. –

160 с.



В раздел образования