Напоминание

Ещё раз о воспитании любви к книге и чтению


Автор: Кочергина Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №227
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Ещё раз о воспитании любви к книге и чтению
Раздел: начальное образование





Назад





Ещё раз о воспитании любви к книге и чтению
Прошли те времена, когда учителя жаловались на то, что дети мало читают и была разработана методика обучения чтению, которая давала советы, а также понятия и закономерности, которыми регулировался процесс формирования учащихся — читателей. Сейчас же выросло поколение, которое не читает вообще. И главное, молодой человек, который не может назвать ни одного произведения Пушкина, не стыдится этого. Да что там говорить, я как учитель с 30-летним стажем, понимающая, что чтение для меня — хлеб насущный, замечаю, что стала меньше читать книги ( больше времени уделяю поиску информации в Интернете). И всё-таки не надо опускать руки. Кто как не мы, педагоги, должны привить обучающимся желание читать самостоятельно. Эту задачу придется решать учителям на уроках литературного чтения, внеклассного чтения, во внеурочной деятельности. Конечно, литературные утренники, игры, презентации, киноверсии литературных произведений нужны и полезны. С помощью этого обучающиеся учатся публично выступать, уверенно держаться перед слушателями, обогащают свою речь, развивают кругозор. Но они не альтернатива, а дополнение уроков литературного чтения, как и посещение библиотеки. Самостоятельное чтение — это труд, а книги — это инструмент, орудие этого труда. Практические действия с книгами и среди книг позволяют детям узнавать, непроизвольно и прочно запоминать сами книги. В начальной школе мы много читаем на уроке. Но как много произведений представлено в любой программе. Трудно запомнить автора произведения, героев, особенности сюжета. Я использую такие приемы. Учу детей читать «не механически», а вдумчиво, вооружившись простым карандашом, подчеркивать какие-то важные фразы, умные мысли, то, чему можно научиться, прочитав книгу. Всегда делаю это сама, читая книги, вопреки правилам советской школы, что в книге нельзя делать никаких пометок. (Конечно, не в библиотечных книгах). Можно вместо этого использовать блокнот «для записи умных мыслей». Я работаю по программе «Школа России», и во 2 классе по литературному чтению читательский дневник наполняется,например, такими цитатами: «как аукнулось, так и откликнулось» ( сказка «Лиса и журавль»), «у страха глаза велики: чего нет — и то видят» (сказка «У страха глаза велики»), «дружно не грузно, а врозь хоть брось» (В.Бианки «Сова») «у врачей есть хорошее правило: «Не навреди!», оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях» (Н.Сладков «Они и мы»). Для учеников начальной школы очень актуальна игра. Например, можно предложить для работы в группах следующее задание: каждой группе даётся предмет, который связан с изученным литературным произведением. Дети по предмету определяют, какое произведение «спрятано» в этом предмете, объяснив, что имеется в виду. Например: зеркальце (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»), осенний лист (М.М.Пришвин «Осеннее утро»), яблоко, пирожок, кисель ( сказка «Гуси-лебеди»), нитки, иголка, кусочек ткани (Н.Н.Носов «Заплатка»). В финале изучения произведения можно использовать игру «Заверши фразу», используя цитаты из него. Например, из сказки «Лиса и журавль»: «Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла..................(несолоно хлебавши), из рассказа В.В.Бианки «Музыкант»: «И старик рассказал колхознику, как медведь играл на................ (расщеплённом грозой дереве), из пьесы-сказки Е.Шварца «Золушка»: «Очень вредно не ехать на бал.............(когда этого очень хочется). Завершая изучение раздела программы, на последнем уроке можно предложить детям слепить из пластилина героя или предмет, характеризующий этого героя. Далее ученики демонстрируют свое изделие, остальные отгадывают. Так мы формируем начитанность школьников, тренируется литературная память, литературный слух. Учитель начальных классов гимназии № 227 Санкт-Петербурга Кочергина Е.В.


В раздел образования