Автор: Пантелеева Алена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебной самостоятельности у младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности
Раздел: начальное образование
Формирование учебной самостоятельности у младших школьников
в процессе учебно-познавательной деятельности
1.
Проблемно-ориентированный анализ результатов деятельности
Социально-экономические изменения в современной России изменили
ценностные приоритеты в обществе, что повлекло за собой реформирование
целей
и
задач,
стоящих
перед
образованием. Современное
общество
формирует
новую
систему
ценностей,
в
которой
обладание
знаниями
является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.
Оно
нуждается
в
человеке,
способном
мыслить
самостоятельно,
быть
готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать
последствия своих поступков как для себя, для других людей, так и для
окружающего мира.
Одним из приоритетных направлений развития начального образования
является формирование у младших школьников детской самостоятельности,
инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения
учиться. Именно в этом заключается ведущая ценность и цель образования
современного общества.
Сейчас все уже хорошо понимают, что ориентировка обучения только на
формирование
у
младших
школьников
знаний-умений,
связанных
с
освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в
развитии
личности
ученика;
необходимо,
чтобы
в
поле
зрения
учителя
постоянно
находилась
самостоятельная
учебная
деятельность,
которой
занимается
ребенок,
-
ее
цель,
мотив,
конкретные
учебные
и
операции.
Только
в
этом
случае
учащийся
становится
активным
участником
деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.
Новые стандарты образования поставили новую задачу образования -
развитие универсальных учебных действий как собственно психологической
составляющей
фундаментального
ядра
образования.
Важнейшей
задачей
современной системы образования является формирование универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
школьникам
умение
учиться,
спо собно сть
к
саморазвитию
и
само совершенствованию.
Их
сформированность
определяет
качество
познавательной
деятельности
учащихся
в
школе,
способствует
успешному
становлению
учебно-
познавательной мотивации и учебной самостоятельности.
Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть
направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который
был
бы
достаточен
для
самостоятельного
творческого
решения
мировоззренческих
проблем
теоретического
или
прикладного
характера.
Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности,
имеющей исследовательскую направленность.
У каждого ребенка есть интересы и способности. Дети от природы
любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно младшие
школьники
отличаются
огромным
стремлением
к
творчеству,
познанию,
активной исследовательской деятельности. Значит, одна из задач учителя
использовать
этот
сензитивный
период
-
сформировать
устойчивую
положительную мотивацию к самостоятельной учебно - исследовательской
деятельности.
Для
этого
необходимо,
чтобы
универсальные
учебные
действия,
а
именно
личностные,
регулятивные
и
общеучебные,
были
развиты на необходимом уровне.
В
ходе
анализа
результатов
образовательного
процесса
были
определены следующие важные аспекты:
уровень сформированности у детей мотивации,
уровень
сформированности
общеучебных
и
регулятивных
действий,
уровень сформированности учебно-исследовательских действий.
Для изучения этих показателей мною совместно с психологом была
проведена
диагностика
на
основе
комплекса
психолого-педагогических
методов, а именно:
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов деятельности детей;
- анкетирование родителей;
-беседа
Диагностика
показала,
что
дети
охотно
выполняют
задания
воспроизводящего
характера,
но
не
имеют
внутренней
мотивации
к
выполнению заданий творческого и учебно - исследовательского характера.
Анализ
результатов
диагностики
позволил
констатировать:
у
учащихся
недостаточно сформированы необходимые для этой работы умения. Детям
сложно
самостоятельно
или
совместно
ставить
новую
задачу,
увидеть
проблему, отобрать пути ее решения, работать с информацией,
них не
сформированы умения соотносить результат своей деятельности с образом,
им сложно оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, они не
могут
скоординировать
разные
точки
зрения
для
достижения
общего
результата.
Т а к и м
о б р а з о м ,
о п р е д е л и л а с ь проблема:
недостаточная
сформированность
учебной
самостоятельности
в
учебно
-
исследовательской
работе и отсутствие необходимых умений для ее
выполнения.
2.
Актуальность решения проблемы
Федеральный государственный образовательный стандарт
в качестве
одной из важнейших задач общего образования рассматривает достижение
такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для
самостоятельного творческого
решения учебных и жизненных проблем.
Формирование
способности
и
готовности
к
проектной
учебно-
исследовательской
деятельности
позволит
повысить
эффективность
образовательно-воспитательного
процесса
в
начальной
школе.
При
этом
овладение исследовательскими умениями и навыками рассматривается как
показатель высокого уровня образованности современных школьников.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы научно-методической
работы:
«Формирование
учебной
самостоятельности
младших
школьников в процессе учебно-познавательной деятельности».
Необходимость решения стоящей передо мной проблемы потребовала
анализа психолого-педагогической литературы. Проблемой
формирования
учебной
самостоятельности
младших
школьников
в
процессе
учебно-
познавательной деятельности
занимаются известные педагоги, психологи,
дидакты – Рогова Г. Б., Есипов Б. П., Пидкасистый П. И., Панфилова Т. С., и
др.
Для решения этой проблемы мною была разработана:
система
формирования
положительной
мотивации
к
самостоятельной исследовательской работе,
система развития учебно-управленческих умений.
Этапы работы над темой:
I.
2016 г.
теоретическое изучение проблемы
II.
2017 г. - 2018 г.
разработка системы деятельности,
апробация опыта в школе
III.
2018 г - 2019 г.
обобщение опыта,
трансляция опыта и результатов в педагогическом
сообществе,
выступления на семинарах различных уровней
Изучение
научной
литературы
позволило
мне
понять
сущность
самостоятельной
исследовательской
работы
детей,
умений
и
навыков,
необходимых для ее выполнения.
3.
Отбор инструментария
Для
организации
самостоятельной
учебно-исследовательской
деятельности
необходимо
было
определиться
с
сущностью
и
структурой
общеучебных и регулятивных действий.
Общеучебные действия – это универсальные для многих школьных
предметов способы получения и применения знаний. Они включают в себя
учебно-управленческие умения,
учебно-информационные умения,
учебно-логические умения.
Учебно-управленческие
умения
–
о б щ е у ч е б н ы е
у м е н и я ,
обеспечивающие
планирование,
организацию,
контроль,
регулирование
и
анализ собственной учебной деятельности учащимися.
Учебно-информационные
умения
-
о б щ еу ч е б н ы е
у м е н и я ,
обеспечивающие нахождение, прием, переработку, использование и передачу
информации для решения учебных и исследовательских задач.
Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие
четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных и
исследовательских задач.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной
деятельности.
К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности
действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Формирование этих умений проводилось мною в процессе учебной и
внеучебной
деятельности
в
соответствии
со
структурой
учебно-
познавательной деятельности школьников,
выдвинутой Ш.А.Амонашвили.
Он выделяет следующие её компоненты:
осознание
и
принятие
школьником
учебно-познавательной
задачи;
построение плана её разрешения;
практическое разрешение задачи;
контроль за процессом разрешения задачи;
оценка результата в соответствие с эталоном;
по с т а нов ка
за д ач
д а льне йше го
с о в е р ш е н с т в о в а н и я
приобретённых знаний, умений и навыков.
Наукой замечено, что описанные выше умения успешно формируются
в творческой исследовательской деятельности.
В гимназии была разработана модель организации исследовательской
деятельности
школьников.
В
этой
модели
проектно-исследовательская
деятельность младших школьников представлена подпрограммой.
Схема -
Модель организации исследовательской деятельности школьников
Э ф ф е кт и в н о с т ь
о р г а н и з а ц и и
с а м о с т оя т е л ь н о й
у ч е б н о -
исследовательской деятельности младших школьников обеспечивается
оптимальным
уровнем
положительной
мотивации
к
исследовательской деятельности;
оптимальным уровнем сформированности общеучебных умений;
включением в учебно-исследовательскую деятельность младших
школьников, их родителей, научных руководителей;
использованием
различных
форм
организации
учебно-
исследовательской работы с учащимися.
создание условий по организации и управлению самостоятельной
деятельностью учащихся.
Компетентностный подход к организации образовательного процесса,
рекомендуемый ФГОС - условие активизации деятельности по
формированию ключевых компетентностей в рамках самостоятельной
учебно-исследовательской работы детей. Передо мной встала задача выбора
технологий реализации компетентностного подхода: гуманно-личностной
технологии Ш. Амонашвили, технологии - метод проектов, технологии
проблемного диалога, игровых технологий, информационно-
коммуникативных технологий, технологии продуктивного чтения, ТРИЗ
технологии и др.
Таким образом, приобщение к проектной учебно - исследовательской
деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс
формирования универсальных учебных действий опирается на такие
психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное
мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная
восприимчивость.
Описанные
выше
технологии
способствуют
эффективному
формированию у учащихся младших классов учебной самостоятельности и
положительной мотивации к проектной учебно-исследовательской работе. А
новые
образовательные
стандарты
позволяют
сделать
эту
работу
более
целенаправленной и продуктивной.