Напоминание

Формирование учебной самостоятельности у младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности


Автор: Пантелеева Алена Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование учебной самостоятельности у младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование учебной самостоятельности у младших школьников

в процессе учебно-познавательной деятельности

1.

Проблемно-ориентированный анализ результатов деятельности

Социально-экономические изменения в современной России изменили

ценностные приоритеты в обществе, что повлекло за собой реформирование

целей

и

задач,

стоящих

перед

образованием. Современное

общество

формирует

новую

систему

ценностей,

в

которой

обладание

знаниями

является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

Оно

нуждается

в

человеке,

способном

мыслить

самостоятельно,

быть

готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать

последствия своих поступков как для себя, для других людей, так и для

окружающего мира.

Одним из приоритетных направлений развития начального образования

является формирование у младших школьников детской самостоятельности,

инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения

учиться. Именно в этом заключается ведущая ценность и цель образования

современного общества.

Сейчас все уже хорошо понимают, что ориентировка обучения только на

формирование

у

младших

школьников

знаний-умений,

связанных

с

освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в

развитии

личности

ученика;

необходимо,

чтобы

в

поле

зрения

учителя

постоянно

находилась

самостоятельная

учебная

деятельность,

которой

занимается

ребенок,

-

ее

цель,

мотив,

конкретные

учебные

и

операции.

Только

в

этом

случае

учащийся

становится

активным

участником

деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.

Новые стандарты образования поставили новую задачу образования -

развитие универсальных учебных действий как собственно психологической

составляющей

фундаментального

ядра

образования.

Важнейшей

задачей

современной системы образования является формирование универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

учиться,

спо собно сть

к

саморазвитию

и

само совершенствованию.

Их

сформированность

определяет

качество

познавательной

деятельности

учащихся

в

школе,

способствует

успешному

становлению

учебно-

познавательной мотивации и учебной самостоятельности.

Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть

направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который

был

бы

достаточен

для

самостоятельного

творческого

решения

мировоззренческих

проблем

теоретического

или

прикладного

характера.

Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности,

имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть интересы и способности. Дети от природы

любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно младшие

школьники

отличаются

огромным

стремлением

к

творчеству,

познанию,

активной исследовательской деятельности. Значит, одна из задач учителя

использовать

этот

сензитивный

период

-

сформировать

устойчивую

положительную мотивацию к самостоятельной учебно - исследовательской

деятельности.

Для

этого

необходимо,

чтобы

универсальные

учебные

действия,

а

именно

личностные,

регулятивные

и

общеучебные,

были

развиты на необходимом уровне.

В

ходе

анализа

результатов

образовательного

процесса

были

определены следующие важные аспекты:

уровень сформированности у детей мотивации,

уровень

сформированности

общеучебных

и

регулятивных

действий,

уровень сформированности учебно-исследовательских действий.

Для изучения этих показателей мною совместно с психологом была

проведена

диагностика

на

основе

комплекса

психолого-педагогических

методов, а именно:

- педагогическое наблюдение;

- анализ продуктов деятельности детей;

- анкетирование родителей;

-беседа

Диагностика

показала,

что

дети

охотно

выполняют

задания

воспроизводящего

характера,

но

не

имеют

внутренней

мотивации

к

выполнению заданий творческого и учебно - исследовательского характера.

Анализ

результатов

диагностики

позволил

констатировать:

у

учащихся

недостаточно сформированы необходимые для этой работы умения. Детям

сложно

самостоятельно

или

совместно

ставить

новую

задачу,

увидеть

проблему, отобрать пути ее решения, работать с информацией,

них не

сформированы умения соотносить результат своей деятельности с образом,

им сложно оценивать свои и чужие действия по заданным критериям, они не

могут

скоординировать

разные

точки

зрения

для

достижения

общего

результата.

Т а к и м

о б р а з о м ,

о п р е д е л и л а с ь проблема:

недостаточная

сформированность

учебной

самостоятельности

в

учебно

-

исследовательской

работе и отсутствие необходимых умений для ее

выполнения.

2.

Актуальность решения проблемы

Федеральный государственный образовательный стандарт

в качестве

одной из важнейших задач общего образования рассматривает достижение

такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для

самостоятельного творческого

решения учебных и жизненных проблем.

Формирование

способности

и

готовности

к

проектной

учебно-

исследовательской

деятельности

позволит

повысить

эффективность

образовательно-воспитательного

процесса

в

начальной

школе.

При

этом

овладение исследовательскими умениями и навыками рассматривается как

показатель высокого уровня образованности современных школьников.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы научно-методической

работы:

«Формирование

учебной

самостоятельности

младших

школьников в процессе учебно-познавательной деятельности».

Необходимость решения стоящей передо мной проблемы потребовала

анализа психолого-педагогической литературы. Проблемой

формирования

учебной

самостоятельности

младших

школьников

в

процессе

учебно-

познавательной деятельности

занимаются известные педагоги, психологи,

дидакты – Рогова Г. Б., Есипов Б. П., Пидкасистый П. И., Панфилова Т. С., и

др.

Для решения этой проблемы мною была разработана:

система

формирования

положительной

мотивации

к

самостоятельной исследовательской работе,

система развития учебно-управленческих умений.

Этапы работы над темой:

I.

2016 г.

теоретическое изучение проблемы

II.

2017 г. - 2018 г.

разработка системы деятельности,

апробация опыта в школе

III.

2018 г - 2019 г.

обобщение опыта,

трансляция опыта и результатов в педагогическом

сообществе,

выступления на семинарах различных уровней

Изучение

научной

литературы

позволило

мне

понять

сущность

самостоятельной

исследовательской

работы

детей,

умений

и

навыков,

необходимых для ее выполнения.

3.

Отбор инструментария

Для

организации

самостоятельной

учебно-исследовательской

деятельности

необходимо

было

определиться

с

сущностью

и

структурой

общеучебных и регулятивных действий.

Общеучебные действия – это универсальные для многих школьных

предметов способы получения и применения знаний. Они включают в себя

учебно-управленческие умения,

учебно-информационные умения,

учебно-логические умения.

Учебно-управленческие

умения

о б щ е у ч е б н ы е

у м е н и я ,

обеспечивающие

планирование,

организацию,

контроль,

регулирование

и

анализ собственной учебной деятельности учащимися.

Учебно-информационные

умения

-

о б щ еу ч е б н ы е

у м е н и я ,

обеспечивающие нахождение, прием, переработку, использование и передачу

информации для решения учебных и исследовательских задач.

Учебно-логические умения - общеучебные умения, обеспечивающие

четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных и

исследовательских задач.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной

деятельности.

К регулятивным УУД относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с

учетом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности

действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его

временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного

конфликта и к преодолению препятствий.

Формирование этих умений проводилось мною в процессе учебной и

внеучебной

деятельности

в

соответствии

со

структурой

учебно-

познавательной деятельности школьников,

выдвинутой Ш.А.Амонашвили.

Он выделяет следующие её компоненты:

осознание

и

принятие

школьником

учебно-познавательной

задачи;

построение плана её разрешения;

практическое разрешение задачи;

контроль за процессом разрешения задачи;

оценка результата в соответствие с эталоном;

по с т а нов ка

за д ач

д а льне йше го

с о в е р ш е н с т в о в а н и я

приобретённых знаний, умений и навыков.

Наукой замечено, что описанные выше умения успешно формируются

в творческой исследовательской деятельности.

В гимназии была разработана модель организации исследовательской

деятельности

школьников.

В

этой

модели

проектно-исследовательская

деятельность младших школьников представлена подпрограммой.

Схема -

Модель организации исследовательской деятельности школьников

Э ф ф е кт и в н о с т ь

о р г а н и з а ц и и

с а м о с т оя т е л ь н о й

у ч е б н о -

исследовательской деятельности младших школьников обеспечивается

оптимальным

уровнем

положительной

мотивации

к

исследовательской деятельности;

оптимальным уровнем сформированности общеучебных умений;

включением в учебно-исследовательскую деятельность младших

школьников, их родителей, научных руководителей;

использованием

различных

форм

организации

учебно-

исследовательской работы с учащимися.

создание условий по организации и управлению самостоятельной

деятельностью учащихся.

Компетентностный подход к организации образовательного процесса,

рекомендуемый ФГОС - условие активизации деятельности по

формированию ключевых компетентностей в рамках самостоятельной

учебно-исследовательской работы детей. Передо мной встала задача выбора

технологий реализации компетентностного подхода: гуманно-личностной

технологии Ш. Амонашвили, технологии - метод проектов, технологии

проблемного диалога, игровых технологий, информационно-

коммуникативных технологий, технологии продуктивного чтения, ТРИЗ

технологии и др.

Таким образом, приобщение к проектной учебно - исследовательской

деятельности нужно начинать в младшем школьном возрасте, когда процесс

формирования универсальных учебных действий опирается на такие

психолого-физиологические особенности этого возраста, как целостное

мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная

восприимчивость.

Описанные

выше

технологии

способствуют

эффективному

формированию у учащихся младших классов учебной самостоятельности и

положительной мотивации к проектной учебно-исследовательской работе. А

новые

образовательные

стандарты

позволяют

сделать

эту

работу

более

целенаправленной и продуктивной.



В раздел образования