Напоминание

"Развитие речевых возможностей детей через обучение ритмическим движениям"


Автор: Письмерова Марина Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 15"
Населённый пункт: город Кострома, Костромская область
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Развитие речевых возможностей детей через обучение ритмическим движениям"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАТЕРИАЛЫ НА ГОРОДСКОЙ КОНКУРС

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЖДЕНИЙ

НОМИНАЦИЯ

« ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕНР ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ВОСПИТАННИКОВ ГОРОДА КОСТРОМЫ

Методические рекомендации для педагогов образовательных

учреждений

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Заявка на участие в конкурсе

2.

Анкета участника

3.

Сведения об авторе

4.

Информационная справка о деятельности педагога

5.

Пояснительная записка

6.

Содержательная часть

7.

Диагностические методики

8.

Список использованных источников

9.

Приложения:

№ 1 «Дыхательные упражнения»

№ 2 Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

№3 Растяжки

№4 Релаксация

№5 Восприятие и воспроизведение темпа

№6 Восприятие и воспроизведение метрических отношений

№7 Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка

2

В оргкомитет конкурса

профессионального мастерства педагогов

образовательных учреждений

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе профессионального мастерства

Я, Письмерова Марина Евгеньевна, музыкальный руководитель МДОУ детского сада

№ 15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального

развития воспитанников города Костромы прошу включить меня в список участников

конкурса профессионального мастерства

в номинации «Лучшая методическая разработка»____________________________

Методические рекомендации «Развитие речевых возможностей детей через обучение

ритмическим движениям»

Дата 20.01. 2010 Подпись

3

Анкета

участника городского конкурса профессионального мастерства

1.Ф. И. О. Письмерова Марина Евгеньевна

2. Дата рождения 7 апреля 1955 года

3.Образование ___средне - специальное

4.Специальность _____ дирижер хора_______________

5.Квалификационная категория: высшая квалификационная категория

6.Место работы:

МДОУ_детский сад № 15 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением интеллектуального развития воспитанников

города Костромы

7.Должность ___музыкальный руководитель

8.Стаж работы по специальности 32 года

9.Тема работы «Развитие речевых возможностей детей через обучение

ритмическим движениям»

4

5

Письмерова

Марина

Евгеньевна

м у з ы к а л ь н ы й

р у ко в од и т е л ь

в ы с ш е й

квалификационной категории. Она делает все,

чтобы детский сад стал для её воспитанников

домом

радости,

источником

приобщения

к

великому

искусству

музыки.

Интересные,

нетрадиционные формы работы

несут детям

заряд

бодрости,

познания

окружающей

действительности, уверенности в своих силах.

Она

находится

в

постоянном

поиске

новых

форм и методов работы с детьми.

I

. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является

интеллектуальное развитие детей. Развитая речь - это один из показателей развития

интеллекта ребенка.

В процессе работы, мы убедились, что традиционные методы помощи в развитии

речи ребенка во многих случаях не приносят желаемых результатов. Поэтому в своем

учреждении

мы

стали

искать

новые

подходы

в

работе

с

детьми,

которые

облегчат

вхождение ребенка – дошкольника в мир школы, помогут социально адаптироваться.

Учитывая ценности работы нашего учреждения, а именно:

-интеллектуальное развитие детей;

- обеспечение первоочередных интересов детей;

- создание необходимых условий успешного развития здорового ребенка;

- признание ребенка полноправным субъектом образовательного процесса.

Мы

внедряем

инновацию:

«Развитие

движений

детей

как

мощного

средства

формирования интеллекта в специально созданной развивающей среде».

Составной частью инновационного направления является развитие ритмических

способностей детей, которые являются одной из универсальных, базовых способностей

человека.

Ритм

это

двигательно-моделирующая

способность

воспринимать

и

отражать

ритмично протекающие процессы. Известно, что через развитие двигательной сферы

можно развивать ритмические способности.

Ритм

-

это

основа

правильного

формирования

речи

и

её

восприятия.

Умение

правильно

воспроизводить

разнообразные

ритмы

способствует

адекватному

воспроизведению ритмического рисунка слов, ускоряет развитие других лингвистических

способностей (словообразования). Развитие ритмических способностей является основой

для овладения звукослоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением. Ритм

присутствует практически во всех сферах не только деятельности, но и художественного

творчества. Чувство ритма - одно из наиболее ранних музыкальных проявлений у ребенка.

О.П.Скляров,

ссылаясь

на

экспериментальные

данные

(Ю.И.Кузьмин,

1993),

отмечает, что «...извлечение из памяти связано с ритмом, т.е., с последовательностью

длительностей речевых сегментов». По его мнению, механизм понимания речи тесно

связан

именно

с

ритмом.

О

важности

ритмической

информации

говорит

и

факт

затруднённого понимания иностранной речи с малознакомой нам ритмикой. В письме, так

же как и в устной речи присутствует ритмичность. Таким образом, развитие чувства ритма

способствует

повышению

работоспособности,

рациональной

организации

движений,

развивает

музыкальные,

изобразительные

и

речевые

возможности

детей

не

только

с

нормальным, но и нарушенным речевым развитием.

Дети,

а

в

последствии

каждый

взрослый

человек

сталкиваются

в

своей

деятельности с задачей овладения объективно заданным в ней ритмом.

7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Мы

предлагаем

методические

рекомендации

по

обучению

детей

ритмическим

движениям

ЦЕЛЬ работы по данному направлению сформулирована следующим образом:

Развитие

речевых

возможностей

детей

дошкольного

возраста

через

обучение

ритмическим движениям.

Цель работы помогают достичь задачи, которые мы сформулировали на каждом

этапе деятельности:

Первый этап развитие сенсомоторного уровня организации движений.

Задача: оптимизировать мышечный тонус, обучать релаксации.

На этом этапе мы обучаем детей растяжкам, релаксациям, дыхательным и телесным

упражнениям.

Растяжки способствуют оптимизации мышечного тонуса (нормализуют гипертонус

и

гипотонус).

В

самом

начале

работы

ребенку

необходимо

дать

почувствовать

его

собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых

примерах.

Одновременно

с

растяжками

надо

обучать

и

приёмам

релаксации.

Релаксационные

упражнения

можно

использовать

как

в

начале

занятия-

с

целью

настроя, так и в конце. Работа по обучению детей приёмам релаксации и растяжкам

сочетается с работой по формированию правильного дыхания. Эти упражнения улучшают

ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Эффективным приёмом

является подключение к дыхательным упражнениям визуальной с сенсорной системы

(надувание «цветных» шаров в животе, вдыхание солнечного света и т.д.).

Еще

один

вид упражнений

-

телесные.

При

их

выполнении

происходит

«чувствование»

своего

тела.

Интересно

отметить,

что

человек

может

мыслить,

сидя

неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучаем!

(Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и шеи к

нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от

коленей к пальцам ног.)

Ритмике организма способствуют прыжки на батуте, качели.

Научив детей ощущать своё тело, мы переходим непосредственно к развитию

эталонов ритма.

В основе 2 этапа работы по развитию ритмических способностей положены данные

о

развитии

чувства

ритма

(Тарасовой

К.В.)

согласно

которым

усвоение

детьми

ритмической системы должно осуществляться в следующей последовательности:

1. Воспитание темпа.

2. Развитие метрических отношений

3. Усвоение ритмического рисунка.

Задачи этапа:

- способствовать формированию двигательных упражнений,

- овладевать ритмом собственных движений.

Восприятие и воспроизведение темпа.

К основным эталонам темпа относятся: медленный, умеренный и быстрый. При

формировании представлений о темпе, как о скорости следования звуков, дошкольники

должны научиться подчинять темп собственных движений темпу музыки и речи. Для

этого

можно

использовать

игры,

в

которых

темп

музыкальных

отрывков

регулирует

скорость выполнения детьми однотипных движений (под музыку с быстрым темпом идут

быстрым шагом, с медленным - медленным шагом). Выполнение подобных упражнений

позднее нужно сопровождать речевыми звуками.

8

После усвоения детьми эталонов темпа следует перейти к развитию восприятия и

воспроизведения метрических отношений. К эталонам метра относим простые двух,

трёх и четырёхдольные размеры.

Сначала учим детей различать и двигательно выделять отдельные ударные моменты

на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). Затем дети должны

самостоятельно передавать метрические отношения выделяя сильные и слабые удары.

Развития

восприятия

и

воспроизведение

ритмического

рисунка -

является

следующей составляющей в работе над ритмом. Эталоны ритмического рисунка имеют

простую и сложную структуру: простые ритмы состоят из равных длительностей,

сложные

из

неравных

ритмических

единиц, т.е.

идёт

освоение

соотношения

длительностей и пауз.

Сначала следует учить детей выделять и соблюдать паузы. Затем познакомит их с

понятием

«долгого»

и

«короткого»

звука,

с

двигательными

моделями

ритмических

рисунков, давая специальные обозначения.

Данные

этапы

деятельности

в

работе

над

ритмом

мы

предлагаем

изучить

воспитателям через консультации, семинары – практикумы по практическому обучению

упражнениям.

Потому что, именно роль педагога важна в этом процессе. Воспитатель, который

будет применять эти упражнения в работе должен:

хорошо

двигаться

под

музыку

и

без

нее,

выполнять

упражнения

в

определенном темпе и ритме;

обладать приятным тембром голоса, уметь изменять силу и высоту голоса,

передавать

свои

чувства

голосом

и

мимикой,

уметь

пользоваться

словом

как

инструментом, воздействующим на детей;

уметь

владеть

собой,

вызывать

доверие

детей

и

обладать

актерскими

способностями, способствовать формированию потребности в общении со взрослыми и

сверстниками, создавать мотивацию на преодоление возникающих трудностей.

Кроме того, воспитатель может наладить с детьми положительный эмоциональный

контакт. Залогом успешной работы станет доброжелательное, внимательное отношение к

каждому ребенку.

III. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

9

Коррекционно-развивающая и формирующая работа основана на практических

(двигательных) методах.

Однако, широко используются наглядные и словесные методы.

Наглядные методы

Представляют

собой

те

формы

усвоения

знаний,

умений

и

навыков,

которые

находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий

и технических средств обучения. Использование пособий облегчает усвоение материала.

Опора на чувственные образы делает усвоение умений и навыков более конкретными,

доступными, осознанными, повышает эффективность работы.

Словесные

методы.

В

работе

с

детьми

словесные

методы

сочетаются

с

наглядными

и

практическими.

В

своей

работе

я

использую

разъяснения,

пояснения,

объяснения.

Разъяснения. Как метод воспитания постоянно используется в работе с детьми. Это

связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в

какой ситуации следует поступать. Дети усваивают различные знания и иногда нуждаются

в разъяснении заданий.

Пояснения и объяснения включаются в наглядные и практические методы.

Организационные:

сравнительный,

лонгитюдиалъный

(изучение

в

динамике),

комплексный. Эти

методы

позволяют

конкретизировать

традиционную

дидактическую

классификацию применяемых мною методов.

Сочетание возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей

помогает

обеспечить

их

эмоциональное

благополучие

и

полноценное

психическое

развитие.

На

основе

комплексной

диагностики

каждого

ребенка,

строится

учебно-

воспитательный и коррекционно-развивающий процесс. Создаются условия для развития

детей с разными проблемами.

Количественный и качественный анализ полученных данных позволяет обработать

полученную информацию, заполнить диагностические карты.

Мы

оцениваем,

анализируем,

обобщаем

полученную

информацию

о

развитии

ребенка, особенностях его поведения, характере, интересах и увлечениях.

Как

основную форму работы с детьми применяем игру - упражнение в ходе,

которой достаточно полно раскрываются возможности ребенка по развитию ритмических

способностей, данные игры - упражнения можно эффективно применять как часть занятия

на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а так же в ходе проведения

режимных моментов.

Игра - упражнение как форма проходит через постановку цели, к каждому занятию,

в

ней

присутствует

игровая

мотивация

для

выполнения

действия,

которая

развивает

ритмические способности.

Применяя игровые упражнения, дети приобретают определенные навыки, игровой

сюжет

позволяет

реализовать

поставленные

задачи,

обогатить

представления

детей,

способствует созданию благоприятной эмоциональной обстановки, что в свою очередь

влияет на качество, получаемых и приобретаемых знаний и умений.

Все

игры

упражнения

направленные

на

ритмизацию

организма

ребенка

разделены по следующим направлениям:

- дыхательные (СМ. Приложение № 1);

- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (СМ. Приложение № 2)

- растяжки (СМ. Приложение № 3);

- релаксации (СМ. приложение № 4);

- восприятие и воспроизведение темпа (СМ. приложение № 5);

- восприятие и воспроизведение метрических отношений (СМ. приложение № 6);

- восприятие и воспроизведение ритмического рисунка (СМ. приложение № 7);

Диагностика.

10

Исследование

уровня

развития

ритмической

способности

включает

в

себя

несколько компонентов.

1. Оценка ритмов.

Исследователь стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он

стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:

одиночные «пачки» (// или ///);

серии «пачек» (// // // или /// /// ///).

2. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

Сначала дается оценка простым ритмам:

// // //

/// /// ///

// // //

Затем — акцентированным:

// /// // /// // ///

/// // /// // ///

3. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции

Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции:

стучать «по 2 раза»;

стучать «по 3 раза»;

стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

4. Воспроизведение ритмов по графической модели

Ребенку предлагается постучать так, как нарисован:

ритм повтора (карточки одинаковые)

/ / / ,

/ // //

• ритм чередования (чередуются карточки двух цветов)

/ ////// / //////

/ / / /

// // // //

ритм противопоставления (чередуются карточки двух цветов и размеров)

/ // / // /

// / // / //

// / // / //

/ // / //

5

Оценка

ритмической

способности

в

процессе

осуществления

музыкальной

деятельности

Основными компонентами этой способности, подлежащими оценке, являются:

восприятие

отношений

длительности

звуков

и

пауз,

лежащих

в

основе

ритмического рисунка;

восприятие

отношений

акцентированных

и

неакцентированных

звуковых

элементов, составляющих основу музыкального метра;

восприятие

скорости

следования

опорных

звуков,

определяющих

музыкальный

темп.

6. Ориентировка на «ритмическое чувство» в речи

Детям

раннего

возраста

взрослый

может

предложить

задание

на

продолжение

знакомого стихотворения:

Идет бычок качается

Вздыхает на ходу…

Ребенку старшего дошкольного возраста предлагается допеть окончание знакомой

песни. Например:

Аи дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на... (дубу).

11

В подготовительной к школе группе можно попросить ребенка:

прохлопать мелодию знакомой песни;

подобрать песню к заданной графической схеме;

Еще

более

трудно

ребенку

осуществлять

ориентировку,

отслеживая

ритмически

повторяющийся элемент и не сосредотачивая на нем внимания при выявлении смысла ска-

занного.

Это

достигается

введением

«лишнего»

слога

в

структуру

знакомых

фраз

и

стихотворений:

Жили у бабуси, два веселых гуся - Ляжи — ляли, ля у, ляба — лябу — ляси,

Ля два, ляве — лясе — лялых, лягу — ляся...

Затем предлагается угадать, какое стихотворение (песенка) было загадано.

7.

Особенности формирования «чувства ритма» в продуктивных видах детской

деятельности

Усвоение ритма повтора

Ребенку предлагается воспроизвести ритм повтора в рисунке:

в виде однородных пятен («Нарисуй, как зашагали ножки по дорожке»);

в виде однородных штрихов («Нарисуй капельки дождя на оконном стекле»).

Усвоение ритма чередования

После

прослушивания

ритмического

рисунка,

ребенка

просят

нарисовать

чередование изображений:

• отличающихся величиной: «Бусы»;

• расчлененных акцентом: «Садовая ограда»;

• различающихся по величине и форме: «Звездное небо».

Усвоение ритма симметрии

Оценивается выделение главного объекта изображения

посредством:

• симметрично построенной композиции: «Снеговик»;

• симметрично размещенных элементов композиционного порядка: «Космический

корабль»;

Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую

шкалу:

3 балла — яркое проявление ритмических способностей

2 балла — значительная выраженность ритмических способностей;

1 балл — средняя выраженность ритмических способностей;

0 баллов — отсутствие ритмических способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

12

Тема, выбранная для создания методических рекомендаций интересна и актуальна

для воспитателей, музыкальных руководителей. Особая важность развития ритмических

способностей

обусловлена

тем,

что

умение

правильно

воспроизводить

ритмы

способствует усвоению и адекватному воспроизведению ритмического рисунка слова, его

слоговой и звуко-слоговой структуры, овладению интонацией и ударением. Развивать

ритмические

способности

очень

сложно.

Поэтому

предложенная

система

развития

ритмических способностей детей через двигательную сферу может органично сочетаться с

различными видами деятельности воспитателя и использоваться в повседневной работе. И

способствовать преодолению речевых трудностей.

В методических рекомендациях четко сформулирована цель и задачи, определены

методы работы. Основная форма работы с детьми игра-упражнение, которую можно

включать

во

фронтальные,

подгрупповые

и

индивидуальные

занятия,

в

режимные

моменты, в занятия воспитателей и музыкального руководителя.

Рассматриваемая

тема

достаточно

сложна

и

многогранна.

Хотелось

бы,

чтобы

воспитатели

глубже

изучили

эти

методические

рекомендации

для

практического

использования в работе.

13

ЛИТЕРАТУРА

Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психо-коррекционной и

развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004 -144 с.

Комплексная методика психомоторной коррекции /Под ред. А.В. Семенович. М.,

1998.-435 с.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

Семаго

Н.Я.,

Семаго

М.М.

Проблемные

дети:

Основы

диагностической

и

коррекционной работы психолога. - М.: 2001.

Проектный

метод

в

деятельности

дошкольного

учреждения:

Пособие

для

руководителей

и

практических

работников

ДОУ/Авт.-сост.

Л.С.

Киселева,

Т.А.

Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Дыхательные упражнения

Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря

использованию

образного

представления,

подключения

воображения,

так

хорошо

развитого у детей.

1. «Понюхай цветок». Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос,

следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набрать

воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем

легких, грудная клетка расширяется. На 2 -5 с задержать воздух, затем начать выдох ртом с

подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать

плавно, избегая толчков.

2. «Легкий ветерок». После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно

ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав

паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами,

при этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением

воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было

напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует,

расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.

3.

«Шарик».

Возможен

образ

желтого

или

оранжевого

теплого

шарика,

расположенного

в

животе

(соответственно

надувающегося

и

сдувающегося

в

ритме

дыхания). Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные

звуки (а, о, у, ш,х) и их сочетания (з переходит в с ,о -в у, ш-вщ, т.п.).

4.

«Ветер».

На

медленном

выдохе

пальцем

или

всей

ладонью

прерывать

воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

5. «Задуй свечу» Сесть или

встать прямо. Сделать медленный

вдох через нос и медленный выдох

ч е р е з

у з к о е

о т в е р с т и е ,

образованное

губами,

на

свечу

(растопыренные

пальцы),

которая

стоит

перед

ребенком.

Голову

вперед

не

тянуть.

Пламя

должно

плавно

отклониться

по

ходу

воздушной

струи.

Затем

немного

отодвинуть

свечу

и

повторить

упражнение; еще больше увеличить

р а с с тоя н и е

и

т. д .

о б р а т и т е

внимание ребенка на то, что при

удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.

После

усвоения

ребенком

этих

навыков

можно

переходить

к

упражнениям

в

которых дыхание согласуется с движением. Они выполняются на фазе вдоха и выдоха, во

время пауз удерживается поза.

6. «Достань солнышко». И.п. - сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая (!).

Поднимать руки вверх над головой с выдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с

15

выдохом, немного сгибаясь при этом. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически

заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет другой возможности.

7. «Веселые пальчики» И.п. то же либо встать на колени и сесть на пятки, ноги

вместе.

Прямые

руки

расставлены

в

стороны параллельно полу. Кисти сжаты

в

кулаки,

кроме

больших

пальцев,

в ы т я н у т ы х

в о в н е .

С о

в д о х о м

поворачивать руки большими пальцами

вверх; с выдохом - вниз. Вариант: руки

вытянуты

вперед,

и

большие

пальцы

поворачиваются в такт дыханию налево и

направо.

8. «Носик». И.п. то же. Дыхание:

только через левую, а потом только через

правую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а

левую

-

мизинцем

правой

руки.

Дыхание

медленное,

глубокое.

Как

утверждают

специалисты

в

области

восточных

оздоровительных

практик,

в

первом

случае

активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению

и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария

головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал.

9. «Прыгающие ладошки». И.п. - встать, ноги на ширине плеч, руки опущены,

ладонями

обращены

вперед.

На

быстром

вдохе

руки

притягиваются

к

подмышкам

ладонями вверх. На медленном выдохе - опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип

дыхания

оказывает

мощное

мобилизующее

действие,

быст ро

с н и м а е т

психоэмоциональное напряжение.

10. «Солнечный свет». И.п. то же. На медленном вдохе руки плавно разводятся в

стороны и поднимаются вверх (или в стороны и к груди) - «притягивающее движение». На

выдохе

-«отталкивающее

движение»

-

опускаются

вдоль

тела

ладонями

вниз.

Это

упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного

света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

11. «Я проснулся» . И.п. - встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки,

большие пальцы внутри ладоней, кулаки прижаты к низу живота. На медленном вдохе,

поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине,

разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь

на

носки

(

представьте,

что

вы

только

что

проснулись

и

сладко

потягиваетесь).

Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе руки вниз, пытаясь « достать»

пальчиками до пола.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

1.

«Силач».

В ы п о л н и т ь

к о н т р а с т н о е

н а п р я ж е н и е

и

расслабление плечевого пояса, рук и

ног, представляя, что вы: держите в

руках (ногой, на плече) тяжелые гири;

поднимаете

над

головой

тяжелую

корзину

с

яблоками;

отжимаете

ш т а н г у ;

уд е р ж и в а е т е

н о г о й

закрывающуюся

дверь,

раздвигаете

руками

тесно

переплетенные

ветви

деревьев в лесной чаще.

2.

«Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони - чашечки весов,

держащие груз. Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены

навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать

дыхание. «Уравновесить» чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой,

поворачивая

кисть,

посмотреть

на

нее.

Другую

руку

опустить

вниз,

держа

кисть

горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой

чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение,

изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при

этом становятся ноги.

3.

«Травинка на ветру» . Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на

пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется

до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при

этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки

по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку

(на выдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

4.

«Раскачивающееся дерево» Поэтому же принципу строится упражнение

(корни -ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как

сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь

ель, береза, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

5.

«Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки

оттянуть, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или

между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на

пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить

грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе

голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и.п.

6.

«Дракон».

Ребенок

изображает

дракона,

облетающего

дозором

свои

владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-

крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

7.

«Насос и надувная кукла». Ребенок - надувная кукла, из которой выпущен

воздух,

лежит

совершенно

расслабленно

на

полу.

Психолог

(или

другой

ребенок)

накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося

звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются,

выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно - кукла

сильно

напряглась

и

может

лопнуть.

Время

окончания

надувания

определяется

по

состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно

«сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление - напряжение, а

также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств

тела другого человека.

17

Двигательный репертуар

Детям предлагается свободно двигаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми

разнообразными способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они

могут

передвигаться

с

разной

скоростью:

медленно,

очень

медленно,

быстро,

очень

быстро,

чуть

медленнее

и

т.п.;

с

различным

уровнем

напряжения

(максимально

напряжено,

чередуя

напряжение

и

расслабление

разных

групп

мышц,

максимально

расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом)

различные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, сильный ветер в

спину и т.п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по

следующим параметрам: быстрые - медленные; мягкие - жесткие; сильные - слабые;

тяжелые - легкие; непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.

8 . «Огонь

и

лед».

И.п.

-

стоя

в

кругу.

По

команде:

«огонь»

дети

начинают

интенсивные

движения

всем

телом.

Плавность

и

степень

интенсивности

движений

каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в

которой застигла их команда, напрягая до предела свое тело.

Аналогичны упражнения со сменой ролей. «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие

движения водорослей - на месте и рыб - с передвижением в воде. «Облако и камень»:

движения

тяжелые,

законченные

-

образ

камня

и

легкие,

плавные,

непрерывные,

связанные с представлением об облаке.

9. «Страна кукол». Педагог: «Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что

были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они

просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными

куклами».

«Свободная

кукла»:

индивидуальный

танец в том образе, который выберет ребенок.

«Гуттаперчивая

кукла»:

д в и же н и я

мягкие,

плавные;

полностью

расслабленное

тело (без костей).

«Пластмассовая

кукла» : напряженное

тело, законченные движения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод

-

педагог

или

другой

ребенок

-

приводит

в

движение

при

помощи

нитей,

привязанных

к

различным

частям

ее

тела.

Это

упражнение направлено на осознавание центров движения.

10. Упражнение «Подвески» сложнее: детям предлагается представить, что они

куклы-марионетки, которые после выступления подвешены на гвоздиках в шкафу (за руку,

за палец, за воротник, за плечо и т.д.), т.е. их тело фиксировано в одной точке, все

остальное расслаблено и борется.

11. «Росток». И.п. - на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их

руками. Педагог: «Представь себе, что маленький росток, только что показавшийся из

земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду

помогать тебе «расти». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент

при абсолютной пассивности других. «Один» - медленно выпрямляются ноги; «два» -

ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят , как «тряпочки»;

«три» - осторожно выпрямляется позвоночник ( от поясницы к плечам); «четыре» -

выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» - руки поднимаются вверх, ребенок смотрит на

солнышко, тянется к нему. Усложняя задачу, психолог может увеличивать этапы «роста»

до 10-20.

12. «Репка». Дети садятся на корточки, колени - в стороны, плотно сомкнутые в

ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно

18

растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до

уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы.

Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони)

ловят солнышко.

13.

«Потянулись - сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх

(пятки от пола не отрывать). Педагог: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно

отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши

кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях

(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии

(хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно,

безвольно,

удобно...

Прислушайтесь

к

себе.

Осталось

ли

где-нибудь

напряжение?

Сбросили его».

19

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Растяжки

Упражнения лежа на спине

1.

«Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми

позвонками по полу. Другой вариант - перекаты то на правый, то на левый бок. По команде

взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.

2.

«Бревнышко». Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят»

вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем

налево, как «бревнышко».

3.

«Струночка».

Ребенок

должен

почувствовать

пол

головой,

шеей,

спиной,

плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем - описать свои ощущения. Например, пол

может быть твердым, мягким, холодным, гладким, бугристым; шее или ногам неудобно и

т.д. Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе,

носки

оттянуты.

Подбородок

опустить

на

грудь

так,

чтобы

задняя

сторона

шеи

приблизилась (прижалась) к полу. В этом положении важно, чтобы ребенок почувствовал

опору тела (ощущение, что пол держит, что он лежит на полу), а затем расслабился.

Психолог берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая лежит расслабленно),

затем другую. То же - с ногами. После этого ребенок выполняет растяжки самостоятельно.

4.

«Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» - слегка разведя руки и ноги, а затем

выполняет растяжки диагональные. Оттягивается пятка правой ноги и левая по диагонали,

при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться на выдохе. Затем то же

выполняется по другой диагонали.

5.

Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спине, но и на

животе.

Упражнения лежа на животе

.

1.

«Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе как

кобра,

медленно

поднимите

голову,

постепенно

выпрямляя

руки

и

приоткрывая

рот,

приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом

должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе - медленный возврат в и.п. и

расслабление.

2.

«Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на

уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх. Ноги

«подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова ноги шагают к рукам и т.д. Во

время движения ладони рук и подошвы ног не отрывать от пола.

3.

«Корзиночка».

Схватить

руками

согнутые

в

коленях

ноги

за

голеностопные суставы. Качаться на животе вперед-назад, направо - налево. По команде

ребенок замирает на каком-либо боку.

4.

«Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на

колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. С вдохом отвести голову назад и

прогнуть позвоночник вниз. С выдохом зашипеть; подбородок - к груди, спина выгибается

вверх.

5.

Ползать

и

ходить

на

четвереньках,

изображая,

как

двигаются

различные

животные,

издавая

характерные

для

них

звуки

(змея,

крокодил,

собака,

ящерица, пантера и т.д.).

20

Упражнения сидя на полу.

1.

«Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в

замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер

расслаблены. Движения бедрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.

2.

«Лев». Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь руками о

колени

(пол).

Широко

открыть

рот,

максимально

высунуть

язык

и

издать

громкий

страшный « львиный рык».

3.

«Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как

крыльями («Какую птицу ты изображаешь?»).

Упражнения стоя

1.

«Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы

внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в

спине,

разводя

плечи

и

запрокидывая

голову.

Потянуться

вверх,

распрямляя

руки

и

поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку» ( представьте, что вы

только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в и.п., выполняя движения в

обратном порядке.

2.

«Тянемся к солнышку».

Встать

у

стены,

касаясь

ее

пятками,

ягодицами,

лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание

-кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем

телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом,

поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола.

3.

«Повороты в стороны». И.п. то же. Поворот влево - левая рука движется

назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо - правая рука назад, левая на

сердце и т.д. движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с

туловищем в одну, а затем в другую сторону.

4.

«Скручивание

корпуса».

И.п.

то

же,

колени

слегка

согнуты,

стопы

параллельно друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево,

захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь на

поворотах, касаются пола; позвоночник - вертикальная неподвижная ось вращения. Голова

сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом - в противоположную

от рук сторону.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Релаксация

1.

«Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково

светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум

прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами

чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу.

Почувствуйте

позу,

в

которой

вы

лежите.

Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою

позу

так,

чтобы

вам

было

максимально

удобно,

чтобы

вы

были

максимально

расслаблены.

Попробуйте

представить

себя

всего целиком и запомните возникший образ

(пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох

и выдох, открываем глаза, медленно садимся

и не спеша встаем».

2.

«Ковер - самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер - самолет; ковер

плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая;

ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают.. .Далеко внизу проплывают дома,

поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер - самолет начинает снижаться и приземляется

в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза,

медленно садимся и аккуратно встаем».

22

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Восприятие и воспроизведение темпа

Одно из направлений, по которому осуществляется развитие чувства ритма, —

ориентация на внешний ритм. Поэтому при формировании, например, представлений о

темпе, как о скорости следования звуков, дошкольники должны научиться подчинять темп

собственных движений темпу музыки и речи. Для этого можно использовать игры, в

которых

темп

музыкальных

отрывков

регулирует

скорость

выполнения

детьми

однотипных движений, например, под музыку с быстрым темпом дети идут по кругу

быстрым шагом, под музыку с медленным темпом — идут медленным шагом. Выполнение

подобных упражнений позднее нужно сопровождать речевыми звуками. В речевом плане

усложнение идет в проговаривании сначала одного согласного и одного гласного звука,

потом

одного

согласного

и

нескольких

гласных,

несколько

согласных

звуков

и

несколько гласных.

та

та та

та та татата

тататата...

один согласный «т» один гласный «а»

Этот

темпо-ритм

воспроизводится

в

быстром,

медленном

и

среднем

темпе

в

зависимости от внешних стимулов.

Проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах.

Игра «Осенние листочки»

Ц е л ь . Ф ормирование

у

д е т е й

представлений о темпе, понятиях «быстро» и

«медленно».

Материалы. Фонограмма

«Тема

из

вариации» К. Векбер.

Х о д

и г р ы . Детям,

сидящим

на

стульчиках

или

на

ковре,

предлагается

выполнить

импровизированные

движения

руками

при

прослушивании

музыкального

отрезка в быстром темпе и сидеть спокойно

при прослушивании музыкального отрезка в

медленном темпе.

Усложнение. Предложить детям дополнить движения рук движениями головы,

корпуса и ног.

Игра «Курочка и цыплятки

Цель. Обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с

темповым диапазоном музыкального отрывка.

Материалы. Фонограмма «Русская народная мелодия», обработка Г. Фрида.

Ход

игры. Дети

сидят

на

стульчиках

полукругом.

Прослушивая

музыкальный

отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются

до раскрытой ладони другой руки — курочка клюет зернышки; при прослушивании

23

музыкального отрезка в быстром темпе, дети совершают те же движения, но уже в

быстром темпе — цыплята клюют зернышки.

Игра «Барабанщик»

Цель. Побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом

игрой на барабане.

Материалы. Барабан, осязательные «коврики» (размер не имеет принципиального

значения, главное, чтобы на нем умещались обе руки ребенка), выполненные из отрезка

коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Ход

игры. Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или

медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках (осязательных ковриках)

отстукивают ладошками заданный темп. После 2-3 воспроизведений педагог предлагает

каждому ребенку новую осязательную поверхность, т. е. новый коврик.

Игра «Паровоз»

Цель. Формирование у детей умения двигаться в соответствии с музыкальным

темпом.

М а т е р и а л ы . Фонограмма

«Паровоз» Е. Тиличевой.

Ход

игры. Положив руки на

плечи друг другу, дети двигаются в

колонне

в

соответствии

с

темпом

музыки: быстро пли медленно.

Игра «Карусели»

Цель. Формирование у детей умения соотносить темп речи и движений, темп речи и

движений

с

темпом

музыки. Материалы. Длинный

шнур,

фонограмма

«Лошадки

в

конюшне» М. Раухвергер.

Ход игры. 1-й вариант. Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы

которого связаны, начинают движение в соответствии с текстом стихотворения: Еле, еле,

еле, еле (ходьба по кругу в медленном темпе) Завертелись карусели, (ходьба по кругу в

умеренном

темпе) А потом кру-гом, кру-гом, (ходьба по кругу в быстром темпе) Все

бегом, бегом, бегом (бег по кругу).

2-й

вариант. Принцип игры остается прежним, но в качестве регулятора темпа

выступает музыка.

Усложнение. После того как дети пробегут 2-3 раза по кругу, педагог меняет

направление

движения,

говорит:

«Попорот».

Играющие

должны

повернуться,

быстро

перехватив шнур другой рукой, и бежать в другую сторону.

24

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Восприятие и воспроизведение метрических отношений

После усвоения детьми эталонов темпа следует перейти к развитию восприятия и

воспроизведения метрических отношений (акцентированные и неакцентированные доли).

Сначала детей учат различать и движением выделять отдельные ударные моменты на фоне

звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Например, в игре «Забияки-петушки» детям предлагается стоять в парах лицом

друг к другу, держа руки за спиной, и делать махи назад ногой, согнутой в колене; на

сильный акцент поднимать руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха.

Упражнения для развития речевого ритма могут быть следующими.

Педагог размеренно, громко (тихо) стучит в барабан, дети в такт ударов маршируют

на

месте,

произнося:

па-па-па...

Педагог

резко

и

громко

ударяет

в

барабан,

дети

останавливаются в такт удара и говорят: «стоп»!

Или педагог стучит в барабан, ребята в такт ударов идут, бегут по кругу. Педагог

резко и громко ударяет в барабан, дети останавливаются: «стоп»!

Проиллюстрировать все многообразие средств на данном этапе работы позволяет

следующий комплекс игр и упражнений. Его задания построены на основе трансформации

зрительно-наглядной схемы в звуковой ритм, в моторную серию; акустического образа

ритма — в моторную серию, в зрительно-наглядную модель.

Игра «Язычки-дразнилки»

Цель. Обучение

детей

умению

различать

и

двигательно

выделять

отдельные

ударные моменты на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материалы. Игрушки «тещин язык» по количеству детей, фонограмма игры на

барабане или бубне с ярко выделенным неожиданным акцентом.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках за столом или на ковре, выделив в аудиозаписи

акцентированный удар, они должны отреагировать соответствующим образом: один раз

подуть в «тещин язык». Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки и

бубны.

Игра «Птички в гнездышке»

Цель.

Обучение

детей

умению

различать

и

двигательно

выделять

отдельные

ударные моменты на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материалы. Обручи и эмблемы на шею с изображением птиц по количеству детей,

фонограмма «Задача» О. Боромыковой.

Ход

игры. На

полу

раскладываются

обручи-гнездышки.

Вод

музыку

каждый

ребенок

ходит

вокруг

своего

обруча,

Изображая

птичку.

На

акцентированном

звуке

прыгает

в

Него

двумя

ногами

и

ждет

следующего

сильного

сигнала,

Код

который

выпрыгивает из обруча, и снова идет вокруг него.

25

Игра «Забияки-петушки»

Цель. Закрепление у детей навыка выделения на слух Неожиданного акцента в

музыке.

Материалы. Шапочки петухов для каждого ребенка, фонограмма «Парная пляска»

Т. Ломова.

Ход игры. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают

ногой махи назад, высоко поднимая голень. На сильно акцентированном звуке они подни-

мают

руки

вверх,

как

бы

показывая

красивый

гребешок

Петуха,

потом

продолжают

движения ногой до появления следующего акцента.

Игра «Веселые кегли»

Ц е л ь . Обучение

детей

навыку

передачи

акустико-двигательным

способом

метрических отношений (равномерно повторяющихся), заданных зрительно-наглядной

схемой.

Материалы. Кегли

и

мячи,

вырезанные

из

картона,

фанеры

или

пластика,

осязательные коврики размером 10x40 см из разных материалов.

Ход игры. 1-й вариант. Объяснив детям, что кегли (К) Обозначают сильные удары,

а

мячи

(м)

слабые,

педагог

с

помощью

магнитов

прикрепляет

их

к

доске

в

определенной последовательности, например:

КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или

КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или

КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).

Дети

составляют

эту

последовательность

у

себя

на

осязательных

ковриках

и

воспроизводят ее соответствующими ударами ладоней (громко и тихо).

Усложнение. Педагог

на

доске

может

предложить

только

один

фрагмент

ритмического рисунка, а дети, уловив последовательность, должны продолжить ряд. В

этом случае педагогу целесообразно проверить, как каждый ребенок составил зрительно-

наглядную модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в движениях.

2-й

вариант . Педагог

сам

отхлопывает

ладонями

ритм

с

равномерно

повторяющимися сильными ударами, а дети на осязательных ковриках моделируют его,

правильно чередуя кегли и мячи.

Игра «Разноцветные клумбы»

Цель. Та же.

Материалы. Цветы — детали из детской мозаики, доски с дырочками для ножек

цветов.

Ход

игры.

1-й

вариант. До начала игры педагог и дети договариваются, что,

например, красный цветок будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в

ладоши, или взмах рукой), а желтый цветок — слабый удар. После этого взрослый задает

последовательность цветков на своей доске, а дети повторяют ее на своих досках. Затем,

имея перед собой наглядный образец ритма, дошкольники воспроизводят их в моторной

серии, отхлопывая ладонями, отстукивая или дирижируя.

На каждую деталь снизу надеть вырезанный из картона цветочек с небольшим

отверстием для «ножки» детали.

Усложнение. Взрослый на своей доске воспроизводит

только один фрагмент

ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав замысел педагога.

26

2-й вариант. Педагог передает метрические отношения через серию движений и

просит детей в соответствии с этим посадить цветы в своих клумбах.

Игра «Слушай внимательно!»

Ц ел ь . Обучение

детей

умению

передавать

в

речи

метрические

отношения,

формирование

навыка

синтеза

речи

и

движения,

закрепление

умения

выделять

неожиданный акцент в музыке.

Материалы. Палочки для игры на металлофоне по количеству детей, деревянный

кубик, пластиковый стаканчик, стеклянная и металлическая банки для сыпучих веществ;

фонограмма «Стуколка» обработка В. Метлова.

Ход игры. Играющие образуют хоровод, в середине ребенок — водящий, вокруг

него

по

кругу

располагаются

предметы

из

разного

материала.

Под

музыку

или

равномерные удары бубна группа и водящий начинают двигаться в разных направлениях

(«по»

и

«против»

часовой

стрелки).

Услышав

сильный

удар,

хоровод

приседает

на

корточки, а водящий ударяет палочкой по тому предмету, около которого он остановился,

стараясь правильно передать метрические отношения и проговаривая следующие слова:

Дин-до, Дин-до, Дин-до, Дин-до —

(выделение голосом и чередование сильных и слабых I |

ударов в соответствии с 2-

долъны.м метрическим размером)

Так звенит стекло (произносит вся группа).

Или

ук-Ук, ук-Ук, ук-Ук, ук-Ук — Я пластмассы слышу звук (действия те же).

Или

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук —

(выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов в соответствии с 3-

долъным метрическим размером)

Деревянный это звук (произносит вся группа).

Или

Тал-тал-тал-тал, Тал-тал-тал-тал —

(выделение голосом и чередование сильных и слабых ударов в соответствии с 4-

долъным метрическим размером)

Так звучит металл (произносит вся группа).

Позднее

можно

приступить

к

отработке

понятия

метрического

(равномерно

повторяющегося)

акцента,

при

двигательном

моделировании

которого

очень

важно

добиться совпадения мускульного напряжения рук, ног с акцентом в музыке или речи, т.к.

это основа умения сознательно управлять своим мышечным аппаратом. С этой целью

можно

предложить

детям

выполнить

следующие

упражнения

(статические,

а

затем

динамические). В них логоритмические приемы воздействия сочетаются с приемами

фонетической ритмики.

1. Пата-тапа

(произносят слоги с указательным движением пальца вправо и влево)

Пато-тапо

(ударный слог сопровождается энергичным взмахом руки

т более громким голосом)

Пату-тапу

Пати-тапи

2. опа опа оп оп

(этот ритм дается после отработки односложных, двухсложных ритмов)

опа опа хлоп хлоп

опа опа оп оп

27

Выполнение таких упражнений во многом зависит от (овладения ритма дыхания с

движением

(углубление

вдоха

и

увеличение

длительности

фраз

с

их

последующим

уравниванием).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Восприятие и воспроизведение ритмического рисунка

Развитие

восприятия

и

воспроизведения

ритмического

рисунка,

т.е.

освоение

соотношения длительностей и пауз, является следующим этапом ритмической работы.

Сначала

следует

учить

детей

выделять

и

соблюдать

паузы,

затем

познакомить

их

с

понятиями «долгого» и «короткого» звуков, с двигательными моделями ритмических

рисунков, давая специальные обозначения: «длинный» звук — отведение рук в стороны,

«короткий» звук — подъем рук над головой.

Усилению

ритмической

ориентировки

в

процессе

всей

работы

способствует

проговаривание детьми и педагогом текста, отражающего разный характер ритма музыки

и движений.

Например: «Сделай ручкой хлоп, хлоп (2 такт), сделай ножкой топ, топ (4 такт), сделай

ручкой хлоп, хлоп (6 такт), сделай ножкой топ, топ (8 такт)»;

«Флажками тук-тук, тук-тук-тук (2 такта), делаем большущий круг (2 такта)»;

«Правой вверх, левой вверх, в сторону, накрест, в сторону, вниз (4 такта)» и т. д.

Закрепить полученные знания можно в такой игре, как

«Ритм по кругу». Дети стоят (сидят) полукругом. Педагог отстукивает ритм. Дети

внимательно слушают и по команде повторяют (совместно и отдельно). Ритмический

рисунок выполняют правой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары

по предмету перед собой), комбинированно (правой и левой рукой, а потом одновременно

двумя руками). Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.

Следующий этап — воспроизведение ритмического рисунка выполняется одновременно

руками и ногами вместе.

Наиболее сложными заданиями для детей является двигательное моделирование

ритмических

рисунков

детских

попевок

типа

«Андрей-воробей»,

где

им

можно

предложить на четвертные ноты делать неглубокие приседания, а на восьмые — хлопок в

ладоши. Основное внимание при выполнении этих заданий должно быть уделено точности

совпадения передаваемого движением ритмического рисунка с музыкальным ритмом.

Если дети не испытывают трудности, то им можно предложить выполнить задания

с развернутой опорой на речь, например, для ритмов с выраженным ударением — приду -

мать

слова,

словосочетания

или

подобрать

предложения,

подходящие

для

данного

ритмического рисунка.

Игра «Автобусы»

Цель. Обучение детей умению выделять и соблюдать паузы, закреплять умение

двигаться под музыку в соответствии с ее темпом.

Материалы. Пластмассовые рули по количеству детей, фонограмма «Дождик» Т.

Ломова.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог — «водитель» автобуса (у него в руках «руль»),

дети

;

— «пассажиры» (стоят друг за другом). «Автобус» двигается под музыку, внезапно

музыка обрывается, и он «останавливается» — все дети приседают и разводят руки в

стороны (открываются двери). С началом музыки движение возобновляется.

28

2-й

вариант. Каждый ребенок изображает автобус. Дети произвольно занимают

всю площадь зала. Принцип игры остается прежним.

Усложнение. Длительность пауз и музыкальных отрезков должна быть различной,

чтобы не допустить привыкания. Детям можно предложить одновременно с приседани-

1ем и разведением рук в стороны (при остановке) произносить звук « с ».

Игра «Прогулка»

Цель. Формирование у детей представления о длительности.

Материалы. Человеческие следы, изготовленные из картона или бумаги.

Ход игры. На ковровом покрытии педагог располагает ! человеческие следы таким

образом, что между следами первой и второй пар расстояние 50 см, между следами

третьей и четвертой пар — 20 см. Дети встают парами, держатся за руки. Один ребенок из

пары наступает на следы, другой идет рядом и произносит текст:

Большие ноги идут по дороге, Маленькие ножки идут по дорожке.

Игра «Дорожки»

Цель. Закрепление представления детей о длительности, умения трансформировать

зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.

Материалы. Изготовленные из замши или бархатной бумаги прямоугольники (3x8

см) и квадраты (3x3 см) с приклеенными к обратной

стороне кусочками липучки; осязательные коврики

(10x40 см) из коврового покрытия.

Ход

игры. 1-й

вариант. Педагог на доске

выкладывает

зрительно-наглядную

схе м у

р и т м и ч е с к и х

р и с у н к о в ,

в

к о т орой

прямоугольниками

обозначены

«длинные»

звуки

(половинные,

четвертные),

а

квадратами

«короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту

последовательность

на

своих

ковриках.

Путем

прямого

одномоментного

подражания

педагог

побуждает

детей

пропеть

заданный

ритмический

рисунок на любой гласный звук.

Важно, чтобы пение ребенка подкреплялось движением руки по получившейся

цепочки прямоугольников и квадратов: ведя пальчик по прямоугольнику, ребенок тянет

звук длительно, ставя пальчик на квадрат — произносит звук коротко.

Игра «Сигнальщики»

Цель. Формирование у детей способности выполнять движения в соответствии с

музыкально-ритмическим рисунком мелодии.

Материалы. Сигнальные

флажки

(по

два

каждому

ребенку),

фонограмма

французская народная мелодия в обработке В. Витлина.

Ход игры. Дети стоят в шеренге лицом к педагогу. Подражая ему, они выполняют

движения руками: поочередное отведение рук в стороны передает звучание «длинных»

звуков, резкий подъем рук вверх — «коротких» звуков.

В дальнейшем происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на

речевой материал.

29

Вся работа над текстом проходит по такой схеме:

Прослушивание ритма стихотворения (текста);

Прохлопываем ритм;

Протопываем ритм;

Хлопаем, топаем одновременно в нужном ритме;

Хлопаем, топаем, проговариваем ритм;

Прослушивание слов стихотворения (текста);

Воспроизведение текста с движениями;

Воспроизведение текста без движений.

После того, как закончилась работа над текстом, педагог использует следующие

упражнения:

1)

взрослый

проговаривает

(отхлопывает)

один

из

ритмов.

Дети

слушают

и

воспроизводят его (тренируя слуховую память), можно повернуться к ребятам спиной

(исключаем зрительный анализатор);

2)

педагог

воспроизводит

ритм,

а

дети

подбирают

подходящую

строчку

из

стихотворения и наоборот;

3)

дети

стоят

парами,

хлопают в ладоши, проговаривают текст (хлопок равен

слову);

4) соблюдая интонацию, дети исполняют стихотворение по ролям.

Правильная организация работы по развитию чувства ритма, основанная на синтезе

музыки,

движения

и

речи,

позволяет

детям

не

только

овладеть

элементарными

ритмическими

структурами,

но

и

на

их

основе

создать

предпосылки

для

усвоения

фонетической стороны речи (ритмической структуры слов, словесного и логического

ударения, модуляций, паузации), а также совершенствовать пространственно-временную

организацию речедвигательного акта.

30



В раздел образования