Напоминание

"Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"


Автор: Васильева Жанна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 16 оборонно-спортивной направленности"
Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: "Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по рассказу Юрия Казакова «Тихое утро» по теме

«Взаимовыручка как мерило нравственности человека»

Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 16 оборонно-спортивной

направленности» МО «Северодвинск» Архангельской области

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы знакомимся с новым для вас именем в русской советской литературе

- ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ (1927–1982) и познакомимся с его творчеством на

примере рассказа «ТИХОЕ УТРО»,с особенностями его творческой манеры, с

музыкальностью и лиричностью его произведений, проанализируем рассказ , составим его

план.

1.Чтение автобиографической статьи в учебнике – стр.180-181(учебник «Литература», 2

часть, под редакцией В.Я.Коровиной,Москва, «Просвещение»,2014 г.)

-Что значит слово автобиография?

- Какие моменты автобиографии запомнились?

2.Казаков и Север (индивидуальное задание -выступление ученицы)

Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего,

выходца из крестьян Смоленской губернии. Отрочество Казакова совпало с годами

Великой Отечественной войны. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала

на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им.

Гнесиных, которое окончил в 1951. Сложные отношения между родителями, тяжелое

материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-

музыканта. В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе,

пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки. Тяга к писательству в 1953

привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте

руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о

том, чего не знаешь. Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы.

Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было

бесспорным.

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. Литературные

критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших

продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина.

В годы Ю.Казаков учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил

пешком,

ночевал,

где

придется,

все

время

смотрел,

слушал

и

запоминал».

Уже

по

окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков

не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской

области, в Тарусе и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых

очерках, и в художественных произведениях.

Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и

очерков «Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось

пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в

деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на

скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети,

хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и

дедов». В рассказах, вошедших в «Северный дневник», проявилось характерное для

прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления

описываемых событий.

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге»

(1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах»

(1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове,

Аксакове, поморском сказочнике С. Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают

воспоминания об учителе и друге К.Паустовском. В последние годы жизни Казаков писал

мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти

писателя были изданы в книге «Две ночи» (1986).

Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.

3.Любимым жанром писателя Казакова был рассказ.

-Давайте вспомним основные особенности жанра « рассказ».

(в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия (реже несколько) при

характерном наличии какой-то одной проблемы. Типичная структура : завязка,

кульминация, развязка.)

-Докажите , что «Тихое утро» - рассказ.

(героев два – Володя и Яшка, одна история и проблема)

4.Я просила вас проиллюстрировать название рассказа «Тихое утро». Что представляется

вам, когда вы слышите это словосочетание?

Давайте рассмотрим рисунки учеников, попросим их прокомментировать изображённое.

( 4 рисунка помещены на доске).

5. Свои рассказы Казаков чаще всего писал на основе реальных событий, одна из таких

историй и легла в основу его рассказа «Тихое утро». Достоверности изображаемых

событий служит и ненавязчивое использование писателем диалектных слов. На доске

выписаны некоторые из них.

Давайте прочтем диалектизмы и найдём их значение в учебнике, запишем

Рига- сарай, косарь- нож, куга – осока, болотное растение, бочаг – омут, яма,

залитая водой

- Для чего писатель в рассказе использует диалекты?

6.Начало анализа рассказа - откроем стр. 182 учебника

- Что мы видим и слышим вместе с главным героем рассказа в начале произведения?

Процитируйте. Природа – действующее лицо рассказа.

Задание: Прочитаем по ролям диалог Яшки и Володи – стр.183-184 ( 3 ученика)

- За что Яшка сердится на Володю?

- Как Володя отреагировал на обидные слова Яшки?(Жестоко страдал)

- Чему он завидует, глядя на Яшку, и почему?(стр.184)

- Отчего Володе «стало необыкновенно весело»?

- О чём рассказывает Яшка по дороге на рыбалку? ( Яшка со знанием дела рассказывает

Володе о работе тракториста, о ловле рыбы, о голосах птиц, как он умеет их различать)

Мальчики подходят к рыбному месту :стр. 188

Солнце наконец взошло; только заржала в лугах лошадь, и как-тонеобыкновенно быстро

посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и ку-

стах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, тем-

ные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла.

Вот в рассказе появляется первая тревожная мысль: У воды было сыро, угрюмо и холод-

но.- Тут, знаешь, глубина какая? - Яшка округлил глаза. - Тут и днанету...Володя немного

отодвинулся от воды и вздрогнул.

Проследите, как себя ведут мальчики на рыбалке : стр.189-191 Закинув насадку, Яшка, не

выпуская из рук удилища, нетерпеливоуставился на поплавок. Почти сейчас же закинул

свою насадку и Володя, но зацепил при этом удилищем за ветлу. Яшка страшно взглянул

на Володю, выругался шепотом.

Володя не умеет рыбачить и пытается у Яшки этому научиться: Рука у Яшки скоро уста-

ла, и он осторожно воткнул удилище в мягкий берег. Володя посмотрел на Яшку и тоже

воткнул свое удилище."Тоже мне рыбак! - подумал Яшка.- Сидит раскорякой... Один ло-

вишь или с настоящим рыбаком, только успевай таскать...". Он хотел чем-нибудь уко-

лоть Володю. И вот, наконец, первая удача – пойман большой лещ.

Володя обернулся и увидел, что его удочка, отвалив ком земли, медленносползает в воду и

что-то сильно дергает леску. Он вскочил, споткнулся и, на коленях подтянувшись к удоч-

ке, успел схватить ее. Удилище сильно согнулось. Володя повернул к Яшке круглое бледное

лицо.- Держи! - крикнул Яшка.Но в этот момент земля под ногами у Володи зашевели-

лась, подалась, онпотерял равновесие, выпустил удочку, нелепо, будто ловя мяч, всплес-

нулруками, звонко крикнул: «Ааа...» - и упал в воду.- Дурак! - закричал Яшка, злобно и стра-

дальчески искривив лицо. -Недотепа чертова!.. Рыбу распугал.

Вот здесь Яшка еще пока думает о рыбе, о том, что испорчена рыбалка, не понимая, что

случилось страшное.

Володя тонет – стр 191

-Первая мысль, которая приходит к Яшке?( бежать в деревню, просить помощи. Он даже

не думает о том, что он может помочь. Но в какой-то момент Яшка понимает, что, пока он

будет бежать, Володя уже утонет, и сам его решает спасти.)

Посмотрите, как человек выбирает между своей смертью и смертью другого челове-

ка.стр.192- читать 2 абзац (Страшно стало мальчику, и он ударил в живот ногой Володю,

выплывая сам. И в этот момент его охватывает не только ужас собственной смерти, но и

понимание того, что рядом-то тонет человек.)

Вновь автор мастерски вводит пейзаж, который становится действующим лицом.стр.193

Ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между

цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим гла-

зом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и

стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случи-

лосьНебывалое - только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его.

Обратите внимание на название рассказа – «Тихое утро». Как будто название рассказа

вступает в противоречие с тем, что происходит с героями. Не такое уж и тихое это утро.

Название у рассказа обманчивое.

Спасение Володи стр.193-194

Проследите, как мальчики переживают случившееся, как проявляются лучшие черты ха-

рактеров героев в этой ситуации:Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на

свете не было емумилее этого бледного, испуганного и страдающего лица. Робкая, влюб-

ленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю и бессмыс-

ленно спрашивал: -Ну как? А? Ну как?..Яшка вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него

брызнули слезы,и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыха-

ясь и стыдясь своих слез. Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что

все хорошо кончилось.

-Какие качества проявляет Яшка , спасая друга?

-По высказываниям исследователей творчества Казакова,писатель ничего

невыгодного для своих героев не утаивает от читателя, который сам должен решить,

насколько они хороши или плохи, Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от

читателя автор в проведении Яшки?

Рассказ заканчивается пейзажной зарисовкой Светило солнце, пылали кусты, обрызган-

ные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной

Тихое утро, казалось бы, не предвещало ничего страшного, но мы видим, сколько напря-

жения оно потребовало от Яшки, сколько душевных и физических сил потребовалось для

спасения друга. Непросто, оказавшись в такой ситуации, проявить мужество, стойкость и

остаться человеком. Очень важно в жизни выдержать такое испытание. Вспоминается на-

родная мудрость: друзья познаются в беде.

7.Составьте план рассказа, проследив события рассказа( 7 пунктов)

Д.З.: вопрос 3 или 4 стр. 195



В раздел образования