Напоминание

"Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ"


Автор: Бойцова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры и упражнения по формированию пространственной ориентировки

дошкольников в практике работы воспитатателя ДОУ

Бойцова Елена Петровна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»,г.Новокузнецк

Представления

о

пространстве

складываются

у

ребенка

по степенно.

Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений

является

восприятие

малышом

собственного

тела,

которое

начинается

с

ощущения

напряжения

и

расслабления

мышц,

ощущения

от

взаимодействия

тела

с

внешним

пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о

правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема.

Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон

собственного тела примерно к шести годам.

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием

мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника

наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и

пространственное

расположение

предметов.

С

появлением

в

активном

словаре

дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства

поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются

пространственные представления.

Поэтому, чтобы в школе у малыша не было проблем, стоит уже сейчас уделить

внимание

играм,

которые

помогут

ему

сформировать

и

развить

пространственные

представления.

В понятие пространственная ориентация входит оценка

расстояний,

размеров,

формы,

взаимного

положения

предметов

и

их

положения

относительно

тела

ориентирующегося

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на

занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных

и физкультурных. Так же пространственное представлений у детей развивают во время

режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема

пищи, в дидактических и подвижных играх.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать

пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать,

ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых

о п е р а ц и й ,

о п и р а ю щ и х с я

н а

п р о с т р а н с т в е н н ы е

п р е д с т а в л е н и я .

Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и

лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную

речь.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и

игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют

математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную

нагрузку,

например

в

работе

по

развитию

ориентировки

в

пространстве.

Например

развитие и уточнение пространственных представлений:

Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога

правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных

частей

тела,

которые

с

трудом

закрепляются

в

словаре

детей

с

нарушениями

речи.

Например локоть, плечо колено, лопатка и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

Подними правую руку, левую руку;

Покажи, где у меня правая, левая рука;

2

Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;

а) Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив

коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза

и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для

преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только

при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.

б) Речевой вариант

Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз,

левую

ногу».

Если

задание

выполнено,

то

переходят

к

следующему

если

нет

прекращают.

Ориентировка

в

окружающем

пространстве.

При

этом

учитывается,

что

ориентировка

в

горизонтальных

направлениях (сзади — спереди,

вперед — назад)

страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над — под).

Наиболее отличительной особенностью детей является неспособность овладеть

понятиями слева — справа,

левый — правый,

лево — прав.о В старшей группе можно

предложить детям выполнить такие задания посади мишку справа от куклы, положи кубик

слева от куклы, скажи, где находится мишка по отношению к кукле — справа или слева,

где находится кубик по отношении к кукле — слева или справа.

Аналогичная

работа

в

подготовительной

к

школе

группе

проводится

по

определению

пространственного

расположения

трех

предметов.

Педагог

предлагает

детям выполнить следующие примерные задания.

Поставить машинку перед собой, слева от нее положить мяч, справа — барабан и т. д.

Стоя друг за другом назвать стоящего впереди, стоящего сзади, стоя в шеренге, назвать

стоящего справа, стоящего слева.

На

демонстрационном

полотне

расположить

по

инструкции

соответствующие

картинки слева и справа от заданного предмета.

Сидя за столом определить его правый и левый края.

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей

своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку

соседа.

Стоя

попарно,

лицом

друг

к

другу,

по

команде

логопеда

один

из

каждой

пары

определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д. Затем

роли меняются.

3

Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх, б) спинкой

вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке (по рисунку).

Определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.

Определить последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка.

Назвать первое число справа, первое число слева. Какое из них больше?

В каком

направлении возрастают числа в ряду?

Прочитать ряд в обратном порядке (то есть справа налево.) Как изменяется величина

чисел в этом направлении

9

(Уменьшается.)

Показать число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?

Назвать соседа числа 4 справа, сравнить по величине.

Определение

пространственных

соотношений

элементов

графических

изображений

и

букв.

На

данном

этапе

развивается

зрительное

восприятие

пространственного расположения предметов и их компонентов.

Детям предлагаются следующие упражнения.

Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии -

буквы) справа или слева от вертикальной линии.

Определить

пространственное

расположение

изображений

на

картинке

относительно друг друга.

Что находится в центре рисунка?(Мишка.)

Что находится в правом верхнем углу? (Шарик.)

Что находится слева от мишки? (Мячик.)

Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева.)

Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка.)

Развитие и уточнение временных представлений

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий

круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать

это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и

стихов Работа ведется по нескольким направлениям.

1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени

года,

месяцы,

год),

наблюдение

и

определение

временной

последовательности

и

закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д.).

Детям можно предложить задания.

Закончи предложения.

4

Если сегодня понедельник то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если

сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня

вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…

Догадайся, какое время года? Сегодня плохая погода. На улице холодно.

Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.

Ответь на вопрос «Когда это бывает?»

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет

Когда это бывает? (Зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает

Когда это бывает? (Летом.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает —

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист опадает —

Когда это бывает? (Осенью.)

2)

Формирование

и

уточнение

понятий

о

периодах

человеческого

возраста,

о

взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д.).

Детям предлагаются задания:

Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто

есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку,

дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние

животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он

дедушка. Какая фотография сделана раньше других?

Таким образом, включение заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение

пространственно-временных

представлений,

будет

способствовать

совершенствованию

лексического

и

грамматического

компонента

речи,

положительно

отразится

на

5

формировании

неречевых

процессов

(внимания,

памяти,

мышления),

упредит

возникновение графических ошибок на письме.

Все это положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. М.: Деловая книга,

2000. – 272 с.

2.

Белова

Е.

Размышления

перед

школой:

(Советы

родителям)

//

Дошкольное

воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

3.

Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, -

1995, - №8, стр. 66-74.

4.

Выготский Л.С., Зейгарник Б.В. Методики для исследования уровня и течения

мыслительных процессов. М: Просвещение, 2000 г.

5.

Егорова

Т.В.

Система

погружения

детей

старшего

дошкольного

возраста

в

содержательную тему реальных образовательных проектов // Ментор, №1, 2007.

6.

Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития

творчества дошкольников. М., 2003.

7.

Эльконин

Д.Б.

Психическое

развитие

в

детских

возрастах.

М.:

Московский

психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.

8.

Юсов Б.П. Пространство культуры и духовное развитие ребенка // Материалы 3-ей

Конференции Ассоциации творческих учителей России – «Учитель – создатель культуры и

здоровья общества». М., 1998.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

7

Задание №1

Цель:

выявить

понимание

пространственных

отношений

в

группе

реальных

предметов

и

в

группе

предметов,

изображенных

на

картинке

+

предметно-игровое

действие на дифференцировку пространственных отношений.

1.Усвоение ориентировок слева-справа.

Стихотворение В.Берестова.

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево - понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» - раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

2. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела,

левой и правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

3. Уточнение пространственных взаимоотношений.

стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

по инструкции расположить предметы слева и справа от данного;

определить место соседа по отношению к себе;

определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую

8

руку соседа (« Я стою справа от Жени, а Женя - слева от меня.»);

стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища,

левую руку, правую руку и т.д.

4. Игра «Части тела»

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например,

до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука. » Начавший игру соглашается или

опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

5. «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от

какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

6. Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины

называемый предмет.

7. Усвоение понятий «Левая сторона листа - правая сторона листа »

Раскрашивание

или

рисование

по

инструкции,

например:

«Найди

маленький

треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди

самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа.

Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

8. Усвоение направлений «вверх-вниз», «сверху-снизу».

1. Ориентировка в пространстве:

Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).

2. Ориентировка на листе бумаги:

Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат.

Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а

снизу от оранжевого - красный.

Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.

Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был

маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает

детям вопросами типа:

- Куда спрятался котенок?

- Откуда он выскочил? и т.д.

Задание № 2

Цель:

9

1. Сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке;

2. Сложить из четырех частей геометрические фигуры - круг и квадрат. При

затруднении данное задание выполнять поэтапно:

А) Составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

Б) Складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на

нем составляющими частями;

В)

Складывать

фигуры

путем

наложения

на

пунктирный

рисунок

детали

с

последующим конструированием без образца.

«Сделай картинку» (по типу доски Э. Сегена)

Дети подбирают вкладки к прорезям по форме и размеру и складывают фигуры,

вырезанные на доске.

«Найди форму в предмете и сложи предмет»

Перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических

фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный

предмет из геометрических фигур.

«Картинка сломалась»

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.

«Найти, что спрятал художник»

На карточке даны изображения предметов с пересекающимися контурами. Нужно

найти и назвать все нарисованные предметы.

«Буква сломалась»

Дети должны узнать по какой-либо части всю букву.

«Сложи квадрат» (Б.П. Никитин)

Оборудование:

24

разноцветных

квадрата

из

бумаги

размером

80Х80мм,

разрезанные на части, 24 образца, на которых указаны линии соединений.

Игру

можно

начать

с

простых

заданий:

«Сложи

из

этих

частей

квадрат».

Внимательно посмотри на образец. Подумай, как расположить части квадрата. Попробуй

их наложить на образец. Затем дети самостоятельно подбирают части по цвету и собирают

квадраты.

«Рамки и вкладыши Монтессори»

Игра

представляет

собой

набор

квадратных

рамок,

пластинок

с

вырезанными

отверстиями, которые закрываются крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но

другого

цвета.

Крышки-вкладыши

и

прорези

имеют

форму

круга,

квадрата,

10

равностороннего

треугольника,

эллипса,

прямоугольника,

ромба,

трапеции,

четырехугольника,

параллелограмма,

равнобедренного

треугольника,

правильного

шестиугольника, пятиконечной звезды, прямоугольного равнобедренного треугольника,

правильного

пятиугольника,

шестиугольника

неправильной

формы,

разностороннего

треугольника.

Дети подбирают вкладыши к рамкам, обводят вкладыши или прорези, вставляют

вкладыши в рамки на ощупь.

«Почтовый ящик»

Почтовый ящик - коробка с прорезями разной формы. Дети опускают в ящик

объемные геометрические тела, ориентируясь на форму их основания.

«Какого цвета предмет? », «Какой формы предмет? »

I вариант: у детей предметные картинки. Ведущий достает из мешочка фишки

определенного цвета (формы). Дети закрывают фишками соответствующие картинки.

Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл свои картинки. Игра проводится по типу «Лото».

II вариант: у детей цветные флажки (флажки с изображением геометрических

фигур). Ведущий показывает предмет, а дети - соответствующие флажки.

«Собери по форме»

У

каждого

игрока

карточка

определенной

формы.

Дети

подбирают

к

ней

подходящие предметы, изображенные на картинках.

«Найди свою пару»

Дети

делятся

на

две

команды.

Детям

раздают

по

одной

форме

из

комплекта

геометрических фигур. По сигналу дети идут навстречу друг с другом и отыскивают свою

пару, т.е. берут руку того, у кого точно такая же геометрическая фигура.

«Бегите ко мне»

У детей флажки одного цвета, но разные по форме. Ребята двигаются под музыку

по

комнате.

Ведущий

останавливает

музыку,

поднимает

картинку

с

изображением

предмета определенной формы. Те, у кого флажки соответственной формы, подбегают к

ведущему. Затем дети снова разбегаются. Игра продолжается. В конце ведущий отмечает

наиболее внимательных игроков.

По

мере

выполнения

игра

усложняется

за

счет

использования

предметов,

состоящих из нескольких геометрических фигур, раскрашенных в несколько цветов. В

этом случае к ведущему подбегают дети с различного цвета и формы флажками.

Игры «Какой формы не стало? » и «Что изменилось? ».

Геометрические фигуры разной формы выставляют в ряд.

11

Дети должны запомнить все фигуры или их последовательность.

Затем дети закрывают глаза. Одну-две фигуры убирают (меняют местами). Ребята должны

назвать, каких фигур не стало, или сказать, что изменилось.

«Собери себе товарищей»

У

детей

карточки

с

разнообразными

геометрическими

фигурами

различного

размера. Дети должны найти партнеров, у которых такие же геометрические фигуры и

построиться от самой большой до самой маленькой фигуры. Побеждает группа, быстрее

других собравшая товарищей.

«Упражнения на формирование представлений о величине»

Разложи кружки от самого маленького к самому большому.

Построй матрешек по росту: от самой высокой до самой низкой.

Положи самую узкую полоску слева, рядом справа положи полоску чуть шире и т.д.

Раскрась высокое дерево желтым карандашом, а низкое - красным.

Обведи в кружок толстого мышонка, а в квадратик - тонкого и т.д.

«Чудесный мешочек»

В мешочек находятся объемные и плоские фигуры, мелкие игрушки, предметы,

овощи, фрукты и т.д. Ребенок должен на ощупь определить, что это. В мешочек можно

положить пластмассовые, картонные буквы и цифры.

«Рисунок на спине»

Дети

рисуют

друг

у

друга

на

спине

буквы,

цифры,

геометрические

фигуры,

простые предметы.

Нужно догадаться, что нарисовал партнер.

12



В раздел образования