Напоминание

Итоги апробации учебника по коми языку (неродному) для 5 класса.


Автор: Попова Марина Владимировна
Должность: учитель коми языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ" п.Подтыбок
Населённый пункт: п.Подтыбок
Наименование материала: статья
Тема: Итоги апробации учебника по коми языку (неродному) для 5 класса.
Раздел: среднее образование





Назад





Итоги апробации учебника по Коми языку (неродному) для 5 класса.
Существует одно замечательное высказывание из Евангелие от Иоанна, дошедшее до нас из христианской мифологии: "В начале было слово…" Оно четко обозначает значение и роль лексики, как в самой жизни человека, так и в языке как системе знаков. С помощью слов мы называем окружающие предметы, конкретизируем понятия, передаем наши мысли. Они помогают нам отразить реальную и воображаемую действительность. Лексика, таким образом, является основным строительным материалом нашей речи, ее содержательной стороной. В федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается в качестве одного из результатов обучения сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека. Иными словами, школа должна способствовать формированию языковой личности ребёнка. И поэтому, хотелось бы выразить большую благодарность авторам: Т.В.Якубив, Т.Д.Поликарповой, Ю.А.Бызовой, которые создали этот учебник, и тем самым помогли нам, учителям коми языка сформировать у детей позитивный настрой на изучение коми языка. Лексические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется коммуникативный акт. Я по своим ученикам, которые уже сейчас в 7, 8, 9 классах, наблюдаю такую картину: усвоенные учащимися на первых этапах обучения родному языку слова и активно используемые ими в устной речи, на последующих этапах забываются – словарный запас учащихся не растет, а иногда и вовсе сокращается. Всё это выражается в том, что учащиеся употребляют однообразную лексику, и поэтому речь выглядит неестественной, лишенной лексической вариативности, должной гибкости, что не соответствует возрасту учащихся и принятым нормам общения. Помочь в формировании лексических навыков в 5 классе мне как раз и помог учебник для 5 класса, который в этом учебном году мы апробировали.
В классе у меня 9 детей, из них, 1 знал коми язык на «отлично», но дома не говорили на нем, два ребёнка коми язык знали хорошо, но дома так же не говорили на нем. Больше всего меня порадовало, что где-то с 3 урока, у 3 учащихся, которые в прошлые годы, на уроках просто отсиживали время, появился интерес к изучению. Они постепенно-постепенно втягивались в процесс обучения. Одна девочка в 4 классе плакала почти каждый урок, и говорила: «Я не понимаю!». В этом же учебном году, её слёз я не видела. Я постепенно, где –то с зимы стала замечать интерес в её глазах, и было такое ощущение, что она сама не верит в свои собственные знания. Робко поднимала руку, прятала глаза. Даже если и отвечала правильно. Она сама от себя этого не ожидала. Ведь в её семье все русские! Я как могла подбадривала её, говорила, что не надо бояться, ведь мы только еще учимся. И вот на прошлом уроке, после того, как я прочитала сама, довольно большой рассказ, о том, как девочка Галя выбирала себе одежду на день рождения, и потом спросила, кто понял текст, эта девочка, почти без ошибок смогла пересказать его. Для меня это была неописуемая радость, может даже больше, чем для ребенка. Но ведь в те годы мы тоже проходили тему «Одежда», но результата не было. Т.е лексические умения были сформированы слабо. Важно отметить, что в учебнике использованы материалы интересные в содержательном плане, ученик осознавал смысл и цели предлагаемых заданий и упражнений, понимал, как выполнять его (никто не спрашивал, «а что надо делать»), если и спрашивали, то, «Что дальше делать?», задания в учебнике располагали к сосредоточенному труду и непринужденному общению. Также бы я отметила: низкий уровень напряженности, достаточная скорость выполнения действия, плавность); гибкость (возможность функционирования навыка в новых ситуациях общения на новом речевом материале); сознательность (способность к самоконтролю и самокоррекции); устойчивость (прочность); самостоятельность;
В нашем учебнике мы наблюдаем, обеспечение многократного повторения лексического материала и увеличение объема тренировки, использование разных видов наглядности, осуществление предметных действий с лексическими единицами, индивидуализация обучения лексике, обеспечение немедленной обратной связи, своевременный контроль и коррекция при выполнении письменных лексических упражнений. Для успешного запоминания лексических единиц каждое слово встречалось не менее 7 раз. Например, слово «киподтуя», в теме «Черты характера» -8 раз, а слово «тасма» на 2 уроках -14 раз!! Процесс овладения лексическими навыками в учебнике состоит из нескольких этапов: 1) ознакомление, включающее введение и объяснение; 2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление); 3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность). Опыт работы убеждает нас в том, что, если слабый и даже средний ученик не проговорил новую лексическую единицу несколько раз в течении одного урока, не прослушивает ее воспроизведение учителей и товарищей, нет уверенности в том, что она не "уйдет" из его памяти сразу же после окончания занятий. Такой подход требует от учителя предельного внимания к выбору упражнений, предназначенных для первичной отработки лексики, и организации работы с ней. Ещё один важный момент – проблема активного и пассивного владения языком. Потому работа по формированию лексических умений включала в себя две части и строилась на разных процессах: а ) Лексика активного запаса вводилась в устной форме в отдельных предложениях или в связном рассказе. Дети составляли словосочетания из данных разрозненных слов, заполняли пропуски в предложениях или заканчивали предложения, подчеркивали слова с противоположным значением, отвечали на вопросы, употребляя данные слова и т.д
б) Пассивное же владение языком происходило в процессе слушания и чтения. Без чтения разнообразных текстов, построенных в основном на пройденной лексике, накопление лексического запаса невозможно. Я не буду перечислять все виды упражнений на лексику, вы их прекрасно все знаете, но хочу сказать, что все они помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков. Кроме этого, большую роль играет
наглядность.
Наглядностью могут быть не только картины, предметы, нои жесты, действия, презентации, мимика. Нельзя исключать и игры. Игра- это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. 1 группа- это - творческие игры, сюжетно - ролевые игры. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). Этот вид игровой деятельности предполагает спонтанные высказывания в рамках воображаемой ситуации (в столовой, на прием у врача, в магазине и т.д). 2 группа - дидактические игры. Игры с готовыми правилами. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым - игры типа «Бинго», кроссвордов - филвордов, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, диктант "в картинках" и др. 1)
Игра - кроссворд
"Прилагательные для описания людей". Описание: учащиеся делятся на две группы - A и B. Преподаватель предлагает группам бланки с кроссвордом по теме, который заполнен только на половину. Слова у групп A и B не совпадают, а являются продолжением кроссворда. Задача учащихся - заполнить кроссворд новыми
словами до конца, при этом объяснив другой команде значения недостающих слов. Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя. 2)
Игра-разрядка.
Описание: преподаватель встает на свободное место и говорит: "Ме радейта шоныд поводдя, но ог радейт зэра поводдя." При этом он показывает рукой направо, говоря: «Радейта», и налево, говоря: «Ог радейт». Задача учащихся - присоединиться к учителю справа и слева, предложив свой вариант. Например: Ме радейта, кор усьӧ лым, но ог радейт кор гымалӧ. Данная игра подходит к любой теме. Цель: введение новой лексики, проговаривание новых слов в типичных ситуациях, эмоциональная и физическая разрядка. 3 )
«Пять имён».
Идея этой игры-упражнения навеяна очень известным когда-то во дворах развлечением девочек с мячиком: «я знаю пять имён мальчиков…», «я знаю пять имён профессий…». Ученики по цепочке называют 5 слов по различным темам. Игра способствует развитию памяти, внимания, активности, быстроте реакции, ориентирует учащихся на целенаправленное использование информации. 4 )
«Найди

пару».
Это игровое упражнение можно использовать при формировании у ребят готовности к общению. Учитель заранее готовит набор карточек, с репликами героев различных диалогов, которые могли бы составить пару. В конце можно попросить несколько пар рассказать свои диалоги. Например, «Найди правильную пару» На карточках одного набора написаны – существительные, на карточках другого – прилагательные. Карточки раздаются по командам. 1-ая команда читает прилагательное, а 2-ая сразу же должна назвать подходящее существительное. Так же можно играть с антонимами и синонимами. 5) «
Чье это?»
Играют 2 ученика, один из которых выходит из класса. Другой выбирает чей-нибудь предмет и прячет его спину. Вернувшемуся
игроку задается вопрос: «Тайö небöг. Кодлöн сiйö?». Тот пытается угадать и спрашивает: «Тайö Танялöн?». Угадав, кому принадлежит предмет, ученик получает право стать водящим. Обучение лексике тесно взаимосвязано с обучением грамматике. Нам необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своих мыслей или мысли другого лица. Грамматический материал учебника организован функционально, т.е. грамматика сочетается с лексикой в коммуникативных единицах объемом не менее предложения. И понравилось то, что грамматические правила в учебнике не предлагаются ребенку для заучивания и зазубривания, а практически осваиваются при помощи специальных упражнений. Сущность грамматического материала для 5 класса содержит тот грамматический минимум, который был посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. Упражнения были доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, в большей степени исходили из жизненных ситуаций, что вызывали интерес и мотивацию у учащихся (н-р, глаголы повелит. наклонения и здоровье). Дети понимали, как изучаемое явление используется в речи, в каких типичных ситуациях, и им легче было усвоить материал. Грамматика излагается увлекательно, живо, интересно, с использованием различных наглядностей и схем, и она пробуждала эмоции, была ориентированной на личность учащегося, сопровождалась рисунками и т.д. т.е., предлагаемая система упражнений направлена на повышение эффективности формирования грамматических навыков. Заключение: Я считаю, для того, чтобы мы могли достичь усвоения учащимися лексических и грамматических навыков, авторами была сделана большая, кропотливая, продуманная, систематическая работа, учитывающая возрастную категорию учащихся. Использование с п е ц и а л ь н о
разработанного комплекса лексических и грамматических упражнений явилось важным фактором успешности формирования умений у 5- иклассников в процессе обучения родному языку. Кроме того, учебник позволил сделать процесс обучения родному языку более интересным для учащихся, привить любовь к родному языку. Литература: 1. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам». – М., 2003 2. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. -СПб., 2006. 3. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». – М., 1985 4. Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного образования». – М., 2000


В раздел образования