Напоминание

Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду


Автор: Борщева Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1383
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Пути, методы и способы повышения профессиональной компетентности педагогов в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Борщева Наталья Валерьевна

воспитатель ГБОУ Школа № 1383 ДО № 3

Пути, методы и способы повышения профессиональной

компетентности педагогов в детском саду

Каждый день, который вы не пополнили хотя бы маленьким, но

новым для вас куском знаний,…

считайте невозвратно для себя прожитым.

Константин Сергеевич Станиславский

Деятельность

современного

педагога

неразрывно

связана

с

его

творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным

и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и

культурным

уровнем.

Это,

несомненно,

выдвигает

на

первый

план

необходимость поиска и внедрения в практику современных педагогических

технологий,

стимулирующих

образовательную

активность

личности.

Достижения данных требований невозможно без осознания своей высокой

педагогической

ответственности,

без

постоянного

обновления

знаний

практиче ских

умений

в

проце ссе

повышении

к ва л и ф и ка ц и и ,

самообразования и самосовершенствования.

Важной предпосылкой начала процесса самосовершенствования есть

отношение самого педагога к предъявляемым требованиям.

Профессиональное самосовершенствование педагогов осуществляется в

двух взаимосвязанных формах – самообразование и самовоспитание, взаимно

дополняющих

друг

друга,

оказывающих

взаимное

влияние

на

характер

работы

человека

над

собой.

Вместе

с

тем

это

два

относительно

самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые

условия их организации.

Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании

является

овладение

средствами

и

способами

самовоспитания

и

самообразования, такие как:

1

работа с книгой;

выполнение специальных упражнений;

решение педагогических и психологических задач;

педагогическая саморегуляция.

Самовоспитание

выступает

как

активная,

целеустремленная

деятельность человека по систематическому формированию и развитию у

себя положительных и устранению отрицательных качеств личности.

Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радости жизни, ее

сложности.

Без

работы

над

собой

в

непреодолении

трудностей,

в

недостижении желаемого.

По словам Ксении Юрьевны Белой (канд. пед. наук): «Самообразование -

необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество

всегда

предъявляло,

и

будет

предъявлять

к

педагогам

самые

высокие

требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все

остальные».

Наиболее

эффективной

формой

зарекомендовала

себя

система

самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и

творчество,

но

и

преодолеть

определенные

затруднения

в

реализации

воспитательно-образовательного

процесса.

Самообразование

способствует

поддержке

и

развитию

важнейших

психических

процессов

внимания,

памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также

является

необходимым

условием

успешного

повышения

уровня

квалификации педагога.

Педагог

должен

учиться

всему

постоянно,

каждый

год

меняются

временные

этапы,

углубляются

и

даже

меняются

представления

об

окружающем мире.

2

Основные направления самообразования педагога предполагает

наличие:

- непрерывное пополнение педагогических знаний;

- совершенствование педагогического мастерства;

- расширение общего кругозора

.

Для роста профессианализма педагог должен обладать следующими

профессионально-педагогическими умениями:

- познавательные;

- конструктивные;

- организаторские;

- коммуникативные.

Познавательные умения включают:

- умение ориентироваться в содержании обучения и воспитания;

- способность анализировать собственную деятельность.

Конструктивные умения:

- формировать цели и задачи педагогического процесса.

Организаторские умения:

- ставить цели перед собой и детьми.

Для развития коммуникативных умений рекомендуется:

- учиться понимать другого человека, «читать» по лицу, тону, жестам,

мимике;

- совершенствовать способы выражения своих мыслей, повышать свою

речевую культуру;

- изучать специальную психологическую литературу по проблемам общения.

3

Данная

деятельность

тесно

связана

с

инноватикой. Инновационная суть

самообразования заключена в открытии новых знаний. Постоянная работа

педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу

особенности, специфики человеческой деятельности, основного предмета ее

– развивающегося ребенка.

Самосовершенствование

должно

быть

неотъемлемой

потребностью

каждого

педагога.

Исходный

момент

самосовершенствования

самопознание, непосредственное и опосредственное.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к

самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению,

родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает

необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание

творчества.

Педагог

профессия

творческая.

Творческий

человек

не

сможет

из

года

в

год

работать

по

одному

и

тому

же

пожелтевшему

календарно-тематическому

плану

или

сценарию,

читать

одни

и

те

же

доклады.

Должно

появиться

желание

большего.

Работа

должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую

очередь

отражаются

на

детях,

формируют

их

мировоззрение,

и

соответственно,

очень

часто,

формируют

образ

педагога

как

«несовременного человека».

Готовясь к семинару, я обратилась к литературе отечественных и зарубежных

авторов,

по

мнению

Карла

Роджерса,

Эрика

Эриксона,

Маи

Ивановны

Лисиной, Леонида Абрамовича Венгера, Вадима Артурьвича Петровского и

др.

дети

дошкольного

возраста

воспринимают

нормы

взаимодействия

со

4

взрослыми

практически

без

изменений,

что

становится

основой

их

дальнейшего личностного развития.

Поскольку

педагог

для

ребенка

значимая

фигура,

на

него

ложится

ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом

с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги,

способные

превращать

любую

учебную

ситуацию

в

пространство

для

развития

ребенка

и

способного

к

проектированию

развивающей

педагогической среды и самого себя. Успешное воспитание дошкольников

напрямую

связано

с

индивидуально-личностными

и

профессиональными

качествами воспитателя. Именно от профессионализма педагогов напрямую

зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в

школе и к жизни. Поэтому создание условий для самореализации каждого

педагогом своих профессиональных возможностей в целом является одним из

главных

ресурсов

обеспечения

и

развития

качества

дошкольного

образования.

В нашем Дошкольном Отделении №3 сложилась своя система работы с

педагогиче скими

кадрами

по

повышению

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

компетентности,

которая

способствует

освоению

педагогами

новых

технологий, формированию индивидуального и творческого стиля работы.

Работа, проводимая в Дошкольном отделении, позволяет развивать навыки

самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование

и квалификационную категорию, создаются условия для высокой культуры

сотрудничества.

5

Для активизации познавательной деятельности и повышения компетентности

педагогов наряду с традиционными методами обучения внедряются формы и

методы активного обучения: практикумы, деловые игры, тренинги, мастер-

классы, взаимопосещение педагогов и учителей.

Так же педагоги Дошкольного Отделения №3

1. изучают и внедряют новые педагогические технологии, формы, методы в

приемах обучения дошкольников

2. посещают занятия коллег и участвуют в обмене опытом

3.

совершенствуют

свои

знания

в

области

классической

и

современной

педагогики через дистационные курсы повышения квалификации, участие в

конференциях

и

вебинарах,

активное

пользование

интернет-порталами

и

публикации в интернет-журналах.

Наши

педагоги

постоянно

стремятся

к

самосовершенствованию,

преодолевают трудности, верят в успех, являются оптимистами, достойно

несут данное им звание воспитателя, подтверждая трудом и делом, дорожат

честью нашего Дошкольного Отделения и повышают его авторитет.

Достижения

педагогического

коллектива

ДО

отмечены

наградами

различного уровня за участие: в межрайонных конкурсах и турнирах: «Юный

шахматист», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Школа мяча», в Окружном

конкурсе «Северные звездочки» в номинациях «Прикладное творчество»,

«Рисунок»,

окружной

и

городской

конкурс

по

ритмической

гимнастике

«Красота в движении – здоровье с детства», межрайонном интеллектуальном

конкурсе

«Знай-ка»,

конкурсе

детского

творчества

«Карусель»

в

рамках

Городского фестиваля «Эстафета искусств – 2016».

6

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют условия,

в которых каждый педагог может расти лично и профессионально: получать

новые

знания,

совершенствовать

умения,

повышать

личностную

и

профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег.

7



В раздел образования